Томас Веспетал Описание Приверженцы Учение Поддержка Опровержение Описание




Скачать 127.28 Kb.
НазваниеТомас Веспетал Описание Приверженцы Учение Поддержка Опровержение Описание
страница1/2
Дата публикации11.05.2013
Размер127.28 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Право > Документы
  1   2
Апофатизм

Д-р Томас Веспетал


  1. Описание

  2. Приверженцы

  3. Учение

  4. Поддержка

  5. Опровержение




  1. Описание


Термин «апофатизм» описывает тот подход к познанию Бога, который свойствен православной церкви. Давайте узнаем больше об этом подходе. Одним словом, апофатизм -- это описание Бога с помощью отрицания. Такой взгляд отталкивается от того, что Бог настолько велик и непостижим, что человек не способен ни вообразить Его, ни описать Его. Выходит, что Божья сущность и природа не могут выражаться или описываться человеческими словами. Поэтому, приверженцы апофатизма говорят, что лучше говорить не о том, что Бог есть, а о том, что Он не есть. В этом состоит отрицательное описание Бога.1

Взглянем на цитаты из некоторых православных богословов: Иларион пишет, «Апофатизм заключается в отрицании всего, что не есть Бога».2 По словам Владимира Лосского: «Мы можем постигать Бога не в том, что Он есть, а в том, что Он не есть».3 Снова выступает Иларион: «Апофатизм заключается в отрицании всего, что не есть Бога». «Мы не можем говорить о Боге, что Он есть, а можем только говорить, что Он не есть».4

Соответственно, единственный способ описывать Бога, который имеет значение, состоит в употреблении слов с такими приставками, как «не-» или «сверх-». Например, Бог невидим, непостижим, сверхсущ, сверхблаг. Или Бога можно описывать с помощью оксюморона, т.е. логичного противоречия. Подходят к описанию Бога такие фразы, как «пресветлый мрак» или «постигать непостижимое».5

Апофатизм противопоставляется другому походу к познанию Бога, т.е. катафатизму. Катафатизм – это позитивное описание Бога. Согласно этому подходу для описания Бога можно использовать термины, относящиеся к качествам или свойствам Божьего характера, такие, как «благой», «великий», «святой». По апофатизму же такое описание Бога недозволенно, потому что оно ограничивает Его славу. Человеку не под силу говорить о том, что Бог есть, а только может говорить о том, либо что Он не есть, либо чего он выше или с чем Он несравним. Бог «сверхблаг», «непостижим», «неописуем».6


  1. Приверженцы


Следующие богословы в свое время придерживались апофатического похода к богопознанию. Все они относятся к восточной церкви: это -- Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Каппадокийцы, т.е. Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский, так называемый «Дионисий Ареопагит», автор труда «О мистическом богословии». Православные считают, что это -- именно тот Дионисий, о котором упоминается в Деян. 17:34. Другой сторонник апофатизма, Максим Исповедник, написал комментарий к Дионисию. Тоже входят в число приверженцев апофатизма Симеон Новый Богослов, Григорий Палама и сегодняшняя православная церковь.7


  1. Учение


Давайте уточним наше понимание данного учения. Во-первых, в апофатическом подходе к богопознанию подчеркивается Божья непостижимость. Термин «непостижимость» указывает на то, что Бог выше всего описания и всех концепций. Бога невозможно сообразить человеческим умом или описать человеческими словами. Цитируем Иеромонаха Илариона по этому поводу: «На человеческом языке нет такого имени, слова или термина, которым можно было бы поведать о сущности Бога».8

Если Бога невозможно постигать, то какую роль в богопознании играет человеческий разум? Считается, что в духовных делах разум человека очень ограничен. Поэтому, лучше познавать Бога не разумом, а сердцем. Далее, считается, что поклонение Богу важнее и более духовно, чем изучение Бога. Поклонение же, -- это не дело разума, а сердца. Также говорят, что приобретение теоретического знания о Боге не полезно без личного опыта общения с Ним. Таким образом, опять утверждается превосходство личного общения с Богом по сравнению с изучением Библии. Но сторонниками апофатизма не полностью отвергается катафатический путь к богопознанию, т.е. посредством разума, Но они говорят, что катафатический путь к богопознанию представляет собой более слабый и несущественный путь. Лучший путь к богопознанию – это путь незнания.9

Третий аспект этой системы следующий. Слова «энергия», «силы» или «действование» употребляются для описания того, как Бог проявляет Себя людям. Божья «энергия» – это тот способ, по которому Бог выражает Себя или представляет Себя этому миру. Люди не могут знать Божью сущность. Он непостижим. Но Божью энергию они могут знать и даже описывать. Такие катафатические описания Бога, как «благой», «святой» или «мудрый», относятся не к Божьей сущности, а к Его энергии. Насколько Божья энергия соответствует Его сущности, нам неизвестно. Бог – тайное существо.10

Приверженцы апофатизма усматривают в Исх. 33:23 указание на разницу между Божьей сущностью и Божьей энергией. Бог сказал Моисею: «Ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо». Считается, что «Божье лицо» представляет Его сущность, а «Божья спина» -- это Его энергия. Моисею было позволено знать Бога по Его энергии, но не по Его сущности.11

Последний момент в разборе учения апофатизма заключается в ответе на вопрос, как можно лучше искать и познавать Бога? Богопознание может осуществляться по катафатическому пути, но такое познание Бога очень поверхностно. Не запрещается описывать Бога такими словами, как любящий, мудрый, истинный, святой, благой, но при этом надо оговариваться, что эти слова не описывают Бога Самого, а только Его энергию или внешнее проявление. Для углубления в богопознание советуется отправиться в путь незнания. Путь незнания сравнивается с тем, как Моисей поднялся на гору Синай во мрак и темноту. Другие же евреи остались у подножия горы. Подобным образом, ищущие Бога по катафатическому пути стоят у подножия горы, далеко от Него. Но для того, чтобы познавать Бога глубже, надо оставить катафатический путь, и подниматься, как Моисей, в божественный мрак, другими словами надо отправиться в путь незнания.12

Те, кто ищет Бога по апофатическому пути, должны очистить свой ум. Это означает, что человек перестает говорить о Боге, или даже думать о Нем, как о том, кого можно описывать словами. Надо перестать думать, что Бог любящий, мудрый, истинный, святой, благой. Лосский описывает учение Григория Нисского на этот счет: Очищение ума состоит в «устранении всех положительных представлений того предмета, которого мы хотим постичь, с целью постижения посредством чрезвычайного неведения Того, Который не может быть предметом познания».13

Следующий шаг в апофатическом познании Бога – это искать мистическое соединение с Ним. Цель этого переживания заключается в том, чтобы человек непосредственно испытывал внутри себя, в своем сердце, Божью «энергию». Такое опыт с Богом приводит к состоянию «экстаза».14 Флоровский так описывает это переживание: «Путь познания есть путь отвлечения и отрицания, путь упрощения и умолчания... Бога мы знаем только в покое духа, в покое незнания. Бог познается не издали, не через размышление о Нем, но через непостижимое с Ним соединение».15 По Дионисию, человек «должен отрешиться от чувств и умственных дейсвтий... дабы в незнании достигнуть соединения с (Богом)». Он входит «в Мрак», чтобы видеть «божественные Лучи».16

Сравнивая катафатический путь, которым руководствуется протестантское богословие, с апофатическим, Кураев комментирует: «Православие и протестантизм соотносятся как религия монахов и религия профессоров». Значит, по мнению Кураева первое более склонно созерцать Бога, а второе -- изучать Его.17 Иларион поддерживает этот взгляд: «...к Богу можно приобщиться не столько через слова и описания, сколько через благоговейное и трепетное молчание...».18 Опять ссылаемся на Дионисия Ареопагита: «Высочайшее познание Бога – то, которое достигается через незнание, путем превышающего разум соединения».19

Выделяется в связи с мистическим соединением с Богом особенная практика некоторых православных под названием «молитва Иисусова». Практика возникла у группы монахов, называемых хешия, и продвигалась учителем и писателем Григорием Паламой. Согласно этой практике верующий постоянно повторяет молитву «Господь Иисус Христос, помилуй меня; Сын Божий, помилуй меня».20 Практика «Иисусова» развивалась следующим образом. Симеон Новый Богослов, в свое время, ободрял верующих искать мистический опыт с Богом. Далее, монахи в Синайском монастыре создали методы, которые якобы способствуют переживанию Божьего присутствия посредством созерцания и особенного метода дыхания. Монахи на горе Атос дальше развивали практику, и там появилась «молитва Иисусова». Григорий Палама, узнав об этой практике, ревностно поддерживал ее и распространял ее. Интересно заметить, что характерные черты этой практики во многом совпадают с медитацией у индусов, в частности контроль дыхания, созерцание, особенное положение тела, повторяющаяся молитва.21


  1. Поддержка


Что выдвигается в поддержку подхода апофатизма. Мы уже упомянули о том, что на Синае Бог находился «в тьме» (Исх. 20:21), и о том, что Бог дал Моисею видеть не Свое лицо, а Свою спину (Исх. 33:23). Также, ссылаются на стих Писания Вт. 29:29, где говорится о Божьих «тайных вещах». Дальше, Ветхий Завет свидетельствует, что «вместить» Бога невозможно (3Цар. 8:27). В этом стихе, конечно, речь идет о вмещении Бога в здании, но думается, что стих также относится к непостижимости Бога человеческим умом. В Пс. 96:2 говорится, что Бог обитает в облаке и мраке. Далее, Исаия написал, что Божие мысли и пути выше наших (Ис. 55:8-9). Значит, лучше искать Бога не разумом, а сердцем. Также в Ветхом Завете читаем о том, что Илия познал Бога ни в большом ветре, ни в землетрясении, ни в огне, а в тихом веянии (3Цар. 19:13). Выходит, что богопознание достигается в тишине человеческого духа. В Новом Завете мы читаем, что никто не видел Бога (Ин. 1:18). Значит, никто не знает Его на самом деле, т.е. Его сущности. Павел написал, что Бог «обитает в неприступном свете» (1Тим. 6:16), что опять делает акцент на Его непостижимость. Когда Павел был взят на третье небо, он услышал «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2-4), что соответствует тому, что обычные человеческие слова не могут описывать Бога. Наконец, в первых главах 1-го Кор. Павел учит, что мы познаем Бога «не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго», т.е. мистическим путем. В Рим. 11:33 и 1Кор. 13:12 Павел снова делает упор на Божью непостижимость.22

Выдвигается и следующий логичный довод. Считается, что знание, как знакомство, превосходит знание, как информацию. Другими словами, если хочешь очень хорошо знать кого-нибудь, то лучше лично знакомится с ним, чем просто читать о нем в книге. Выходит, что мистическое соединение с Богом превосходнее изучения Библии. Также стоит упомянуть о влиянии неоплатонизма на развитие апофатического подхода. Дело в том, что между апофатизмом и философией «неоплатонизм», основанной человеком Плотином, жившим в 3-м веке н.э., много общего.23

Описываем учение Плотина. Он подчеркнул непостижимость Бога, утверждая, что Бог находится за пределами знания и всех концепций ума. Он предполагал, что есть т.н. «Высочайший» или «Окончательный» Бог, который существует далеко от мира. Из Него выходят серия эманаций или изучений, высшая из которых называется нусом, а низшая из которых – материей. Цель человеческой жизни заключается в воссоединении с Высочайшим Богом. Но для того, чтобы достичь Его, надо пройти несколько стад духовного развития. Посредством аскетизма человек переходит из эманации «материя» к эманации «душа». А через созерцание -- из эманации «душа» к эманации «ум», или «нус». Следующий и последний шаг – это соединение с Высочайшим Богом. Согласно учению Плотина у каждого человек есть доступ к Божьим эманациям посредством внутренних чувств, т.е. человек соединяется с Богом мистическим путем. Переживание Божьих эманацией удостоверяет себя. Значит, человек интуитивно знает внутри себя, когда он встречает Божие эманации. Чем глубже человек проникает в Божие эманации, тем лучше он понимает, что все по своей сути – одно. Разнообразие в мире – всего лишь иллюзия. По мере того, как человек приближается к Высочайшему Богу, все кажущееся разнообразие исчезает.24


  1. Опровержение


Переходим к рассмотрению слабых сторон учения апофатизма. Сначала надо выразить согласие с апофатизмом в том, что Библия действительно учит о Божьей непостижимости (см. Вт. 29:29; 1 Кор. 13:12). Согласно библейскому учению наше знание Бога частично и несовершенно. Познание Бога во всей Его полноте невозможно.25 Но факт непостижимости Бога не означает, что изучение Бога оказывается неполезным. Библия многократно ободряет верующих, даже заповедует им, искать Бога через изучение слова (Иис.Нав. 1:8; Пс. 1:1-3; Пс. 118; Пр. 4:20-22; Мф. 4:4; Кол. 3:16; Деян. 20:32; 1Пет. 2:2). В отличие от учения апофатизма, в Писании мы не видим никакого указания на то, что катафатический подход к богопознанию слаб или неточен.26

Дальше, учение апофатизма недооценивает Божью способность открывать Себя. Правда, что разумом человек не может постичь Божью сущность. Но это не означает, что Бог, со Своей стороны, не может давать нам знать о Себе посредством человеческого языка. Если Бог настолько велик, как говорит апофатизм, то Он способен открывать Себя при помощи человеческих слов. Если
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Томас Веспетал Описание Приверженцы Учение Поддержка Опровержение Описание iconТомас Веспетал Определение Возникновение Описание Польза Опасность...
Священного Писания. Постмодернисты не возражают на то, чтобы люди верили в Бога. Но, по их мнению, вера должна действовать только...

Томас Веспетал Описание Приверженцы Учение Поддержка Опровержение Описание iconТомас Веспетал Поддержка для доктрины о Троице
Отце, Сыне и Духе Святом. Это учение носит название доктрины о Троице. Давайте будем углубляться в эту важную, но загадочную доктрину....

Томас Веспетал Описание Приверженцы Учение Поддержка Опровержение Описание iconПричины, из-за которых приверженцы нововведений порочат и возводят...

Томас Веспетал Описание Приверженцы Учение Поддержка Опровержение Описание iconПрограмма курса Композиция по направлению подготовки 032700 «Филология»
Объяснить им принципы отбора композиционных форм в зависимости от целей высказывания, научить их различным способам выстраивания...

Томас Веспетал Описание Приверженцы Учение Поддержка Опровержение Описание iconОписание и принцип действия Система управления генератора с "интеллектуальной...
Привод аксессуаров, Описание и принцип действия) / Accessory Drive 3l duratec-8V (Rocam) (303-05, Описание и принцип действия) /...

Томас Веспетал Описание Приверженцы Учение Поддержка Опровержение Описание iconЛитература 122
Описание и модели архитектуры системы, общее описание принципов функционирования 29

Томас Веспетал Описание Приверженцы Учение Поддержка Опровержение Описание iconЛитература 122
Описание и модели архитектуры системы, общее описание принципов функционирования 29

Томас Веспетал Описание Приверженцы Учение Поддержка Опровержение Описание iconОпределение Требований
Описание и модель подсистемы отчетности, общее описание принципов функционирования 24

Томас Веспетал Описание Приверженцы Учение Поддержка Опровержение Описание iconРасшифровка подписи Печать
Документ "Описание алгоритма (проектной процедуры)" в зависимости от специфики ас допускается разрабатывать как документ "Описание...

Томас Веспетал Описание Приверженцы Учение Поддержка Опровержение Описание iconТехническое описание исшф 425511. 001 То
Настоящее техническое описание предназначено для изучения работы комплекта устройств (блоков) спс «Спектрон»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница