Методика профессионального обучения Н. Новгород




НазваниеМетодика профессионального обучения Н. Новгород
страница1/13
Дата публикации09.05.2013
Размер1.25 Mb.
ТипПрактическая работа
vbibl.ru > Право > Практическая работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Т.С.Юртаева

Методика профессионального обучения

Н.Новгород

2007




Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Т.С. Юртаева


Методика профессионального обучения

Допущено Научно-методическим советом

по педагогике, методикам обучения и воспитания УМО по ППО

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

050501.65 – Профессиональное обучение (по отраслям)

Н. Новгород

2007

ББК 74.516

Ю - 82


Юртаева Т.С. Методика профессионального обучения: Учебное пособие. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. –87 с.
ISBN 978-5-88820-416-0
^ Рецензенты: Петров Ю.Н. доктор педагогических наук, профессор, ректор Волжского государственного инженерно-педагогического университета

Маркова С.М. – доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Волжского государственного инженерно-педагогического университета
В пособии представлена методика преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин в профессиональном образовательном учреждении, обеспечивающая практическую подготовку будущих педагогов профессионального образования к педагогической деятельности.

Пособие включает систему практических занятий, структурированных по видам профессиональной деятельности педагога профессионального образования.

В каждой теме определены цели, методическое обеспечение, ключевые понятия, даны рекомендации по решению методических задач, контрольные вопросы, литература. В приложении собраны нормативные документы и методические материалы.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050501.65 – Профессиональное обучение (по отраслям), а также преподавателям, слушателям системы повышения квалификации.
ISBN 978-5-88820-416-0

© Юртаева Т.С.,2007

© ВГИПУ, 2007
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
Модуль 1. Методическая деятельность педагога профессионального образования………………………………………………………………………7
Практическое занятие 1. Исследование методических компетенций педагога профессионального образования………………………………………………...7

Практическое занятие 2. Моделирование личности и деятельности преподавателя профессиональной школы………………………………………9

Практическое занятие 3. Составление программы самообразования …..….13
Модуль 2. Аналитическая деятельность педагога профессионального образования……………………………………………………………………..18
Практическая работа 4. Анализ государственных требований к уровню профессиональной подготовки выпускников………………………………….18

Практическая работа 5. Анализ учебно-программной документации профессионального образовательного учреждения …………………………..20

Практическое занятие 6. Анализ учебника…………………………………..23
Модуль 3. Проектировочная деятельность педагога профессионального образования………………………………………………………………………27
Практическое занятие 7. Дидактическое проектирование целей учебной дисциплины………………………………………………………………………27

^ Практическое занятие 8. Дидактическое проектирование содержания учебной дисциплины…………………………………………………………….30

Практическое занятие 9. Структурирование содержания учебного

материала…….…………………………………………………………………...33

Практическое занятие 10. Конструирование содержания учебного материала…………………………………………………………………………38

Практическая работа 11. Разработка дидактических тестов контроля знаний и умений…………………………………………………………………………..40

^ Практическое занятие 12. Выбор методов профессионального обучения. Деловая игра «Заседание предметно-цикловой комиссии учебных дисциплин по теме «Обсуждение проблемы выбора методов обучения на занятии в образовательном учреждении»»………………………………………………...44
^ Модуль 4. Подготовка преподавателя к учебным занятиям……………..49
Практическое занятие 13. Разработка календарно-тематического плана по учебной дисциплине……………………………………………………………..49

Практическое занятие 14. Составление плана учебного занятия по учебной дисциплине……………………………………………………………………….51
Модуль5. Технологическая деятельность педагога профессионального обучения………………………………………………………………………… 55
Практическое занятие 15. Проектирование и проведение фрагментов комбинированного урока. Деловая игра «Аукцион идей Комбинированный урок в профессиональной школе»..…………………………………………….55

^ Практическое занятие 16. Проектирование, проведение и анализ фрагмента лекции, урока изучения нового материала. Деловая игра «Занятие школы молодого преподавателя»………………………………………………………..57

Практическое занятие 17. Проектирование и проведение практического занятия по учебной дисциплине ………...……………………………………...62

^ Практическое занятие 18. Деловая игра «Урок будущего»………………….64
Заключение……………………………………………………………………….67
Литература………………………………………………………………………...68
Приложение………………………………………………………………………69
Введение
Целью учебного пособия является развитие личности будущего педагога профессионального образования, формирование его методических компетенций, готовности к будущей профессионально-педагогической деятельности в качестве преподавателя общепрофессиональных и специальных дисциплин в профессиональном образовательном учреждении.

Учебное пособие включает систему практических занятий, которые призваны:

  • способствовать развитию у студентов аналитических, прогностических, проектировочных, технологических, коммуникативных умений и рефлексивных способностей;

  • формировать представления о путях и средствах совершенствования преподавателем своего мастерства;

  • создавать условия к овладению педагогической технологией;

  • помогать проявлению будущими преподавателями навыков эффективного взаимодействия с другими людьми;

Практические занятия структурированы по видам профессиональной деятельности.

Модуль 1. Методическая деятельность педагога профессионального образования

Модуль 2. Аналитическая деятельность педагога профессионального образования

Модуль 3. Проектировочная деятельность педагога профессионального образования.

Модуль 4. Подготовка преподавателя к учебным занятиям

Модуль5. Технологическая деятельность педагога профессионального обучения

Практикум построен на принципах интегративности, комплексного подхода, что позволяет комплексно решать профессионально-творческие задачи педагогической подготовки студентов.

В каждом практическом занятии определены цели, методическое обеспечение, ключевые понятия, даны рекомендации по решению методических задач, контрольные вопросы, указывается литература

На практических занятиях студенты выполняют задания-наблюдения, задания творческого характера, учебно-тренировочные задания, задания на рефлексию личностно-профессиональных качеств

Задания наблюдения помогают развить у студентов педагогически направленное мышление, аналитические умения, обогащают их педагогический опыт.

Задания творческого характера позволяют студентам смоделировать образ преподавателя профессиональной школы, развить прогностические способности, представить дидактическую модель учебной дисциплины, разработать и защитить проект педагогической концепции.

Задания учебно-тренировочного характера предполагают упражнения в разработке учебно-программной документации профессионального образовательного учреждения, формируют проектировочные, конструктивные умения методической деятельности.

Задания на рефлексию личностно-профессиональных качеств формируют у будущих преподавателей умения корректировать свою профессиональную деятельность и управлять ею. Основу этих заданий составляют разнообразные тесты, опросники, анкеты, которые, в свою очередь, знакомят студентов с основами педагогической диагностики.

При выполнении практических работ по модулю «Проектировочная деятельность педагога профессионального образования» студентами выполняется сквозная методическая задача по проектированию дидактической модели учебной дисциплины.

Практические занятия по модулю «Технологическая деятельность педагога профессионального образования» проводятся в форме деловой игры. Игровое моделирование позволяет создать условия формирования личности педагога, воссоздать содержание профессиональной деятельности преподавателя специальных дисциплин.

Конструирование и проведение деловой игры отвечают ряду принципов: проблемности, педагогическому моделированию, совместной деятельности общению-диалогу. Технологическая сторона игры предусматривает: определение задач, цели игры; выделение игровых ролей; подбор игровых ситуаций и педагогических проблем; определение тактики поведения и действий участников.

Задача педагога в руководстве деловой игрой заключается в налаживании индивидуальной и групповой рефлексии, включении участников игры в коллективный анализ и оценку деятельности каждого её участника.

По каждой теме студент оформляет отчет. Отчет рекомендуется делать в отдельной тетради, которую преподаватель периодически проверяет. Отчет считается принятым после подписи его преподавателем.

Структура и содержание учебного пособия позволяют создать условия для формирования компетентного преподавателя специальных дисциплин.

^ Модуль 1. Методическая деятельность педагога профессионального образования
Практическое занятие 1
Исследование методических компетенций педагога профессионального образования
Цель

  • определение методических компетенций педагога профессионального образования

  • осознание роли методической деятельности


Методическое обеспечение


  • ГОС ВПО по специальности 0500.800 (Профессиональное образование)


Ключевые понятия
Методические компетенции – способности педагога применять знания, умения и личностные качества для успешной методической деятельности.
^ Методическая деятельность – сложное интегративное явление, состоящее из совокупности взаимосвязанных видов (аналитической, прогностической, проектировочной, конструктивной, диагностической, рефлексивной). Имеет цель объект, предмет и результат (продукт).
^ Методические задачи – разновидность педагогической задачи, результатом решения которой является получение методических разработок по конкретному предмету и овладение методическими умениями. Решение методических задач, позволяет достигнуть оптимального уровня готовности преподавателя профессионального образования к методической деятельности
Задание 1
Обсуждение структуры и содержания методической деятельности педагога профессионального образования.
Вопросы для обсуждения


  1. Методическая деятельность педагога профессионального образования и ее роль в структуре профессионально-педагогической деятельности

  2. Виды методической деятельности педагога профессионального образования

  3. Методические задачи как средство развития методических умений

Задание 2
Изучите профессиональные компетенции педагога профессионального образования и выделите методические компетенции (см. приложение 1)
Задание 3
Изучите методические умения и сгруппируйте их по видам деятельности, результаты оформите в таблице
Методические умения

Таблица 1

Группа методических умений

Характеристика умений
































Задание 4
Выберите по желанию и изучите педагогический опыт одного из педагогов-новаторов. Защитите его методическую систему, выделите его индивидуальный стиль.
Контрольные вопросы


  1. Какие методические компетенции вами выделены?

  2. Назовите виды методической деятельности педагога профессионального образования?

  3. Какова структура методической деятельности?

  4. Какую роль играют методические задачи в формировании методических умений педагога профессионального образования

  5. Какие выделяют уровни методических умений?


Литература


  1. Педагогический поиск, сост. Н.Баженова – М., 1989

  2. Макарова Л.Н., Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность. – М., Тамбов, 2002

  3. Эрганова Н.Е., Методика профессионального обучения, Екатеринбург, изд-во РГППУ, 2003

  4. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М., 2002
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика профессионального обучения Н. Новгород iconСамостоятельная работа студентов по дисциплине методика профессионального обучения
Модуль Профессионально-педагогическая деятельность педагога профессионального обучения

Методика профессионального обучения Н. Новгород iconКонтрольные вопросы к зачету по дисциплине «Методика профессионального обучения»
Специфика методики профессионального обучения (далее мпо) как научной области педагогических знаний

Методика профессионального обучения Н. Новгород iconПрограмма по дисциплине «Методика профессионального обучения»
Приоритетностью личностного развития в структуре профессиональной компетентности

Методика профессионального обучения Н. Новгород iconН. Новгород 2004г
Грибова Л. Н. Организация учебного процесса на факультете среднего профессионального образования. Н. Новгород, вгипа, 2004,- с

Методика профессионального обучения Н. Новгород iconРабочая программа дисциплины (модуля) методика обучения и воспитания...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методика профессионального обучения Н. Новгород iconМетодика изучения основных величин на уроках математики в начальных...
Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения, обучающимся по специальностям "Педагогика и методика начального...

Методика профессионального обучения Н. Новгород iconЛогик а” для слушателей заочного обучения Нижний Новгород 2002
Учебно-методические материалы по курсу “Логика”/ Составители Першин В. Б., Дегтярев Н. П., Баринова О. В. – Нижний Новгород: на мвд...

Методика профессионального обучения Н. Новгород iconН. Н. Деменева коррекционно-развивающая
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности "Логопедия". В нем представлен курс лекций по дисциплине...

Методика профессионального обучения Н. Новгород iconВопросы к зачету по теории и методике обучения информатике
Дайте характеристику учебной дисциплине «Теория и методика обучения информатике» (Тимои): определение, этапы становления, основные...

Методика профессионального обучения Н. Новгород iconСтатья посвящена описанию лингводидактического подхода, который позволяет...
Рассматривается методика, которая, будучи сформирована на базе компетентностной модели, способствует совершенствованию коммуникативной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница