Закон Чеченской Республики от 21 мая 2009 г. N 36-РЗ "О противодействии коррупции в Чеченской Республике" (с изменениями от 20 ноября 2009 г.)
Принят Парламентом Чеченской Республики 30 апреля 2009 года Исключена.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
2) противодействие коррупции - деятельность органов государственной власти Чеченской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований в Чеченской Республике, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
3) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов - деятельность по выявлению и описанию коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, а также их проектах в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий;
4) антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупциогенных факторов, а также анализ и оценка результатов деятельности по противодействию коррупции в Чеченской Республике;
5) коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупции в процессе реализации таких норм;
6) коррупциогенный фактор - положение нормативного правового акта (его проекта), допускающее возможность порождения коррупции или способствующее ее распространению. Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере противодействия коррупции в Чеченской Республике
Правовую основу противодействия коррупции в Чеченской Республике составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Чеченской Республики, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты органов государственной власти Чеченской Республики и правовые акты органов местного самоуправления Чеченской Республики. Статья 3. Принципы противодействия коррупции
Противодействие коррупции в Чеченской Республике основывается на принципах, заложенных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Статья 4. Меры по профилактике коррупции
1. Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, в том числе путем антикоррупционной пропаганды;
2) принятие и реализация программ противодействия коррупции;
3) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных правовых актов Чеченской Республики;
4) предъявление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации специальных (квалификационных) требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной гражданской службы Чеченской Республики или муниципальной службы в Чеченской Республике, а также проверка в установленном порядке сведений, представленных указанными гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти Чеченской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований в Чеченской Республике правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чеченской Республики классного чина или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Чеченской Республики по противодействию коррупции.
2. Органы государственной власти Чеченской Республики, органы местного самоуправления Чеченской Республики принимают нормативные правовые акты, направленные на реализацию мер по профилактике коррупции в пределах своих полномочий. Статья 5. Основные направления деятельности органов государственной власти Чеченской Республики и органов местного самоуправления в Чеченской Республике по повышению эффективности противодействия коррупции
1. Основными направлениями деятельности органов государственной власти Чеченской Республики и органов местного самоуправления Чеченской Республики по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
1) участие в реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение, прежде всего, государственных гражданских служащих Чеченской Республики и муниципальных служащих в Чеченской Республике, а также физических лиц к более активному участию в противодействии коррупции с целью формирования в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) соблюдение антикоррупционных стандартов, установленных федеральным законодательством для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности;
7) обеспечение независимости средств массовой информации;
8) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
9) участие в совершенствовании организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
10) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
11) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
12) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
13) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
14) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
15) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
16) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
17) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти Чеченской Республики и органов местного самоуправления Чеченской Республики;
18) повышение ответственности органов государственной власти Чеченской Республики, органов местного самоуправления Чеченской Республики и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
19) оптимизация и конкретизация полномочий органов государственной власти Чеченской Республики и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
2. Органы государственной власти Чеченской Республики, органы местного самоуправления Чеченской Республики принимают нормативные правовые акты, направленные на повышение эффективности противодействия коррупции. Статья 6. Программа противодействия коррупции в Чеченской Республике
1. Программа противодействия коррупции в Чеченской Республике является комплексной мерой антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в Чеченской Республике.
2. Программа противодействия коррупции в Чеченской Республике разрабатывается Правительством Чеченской Республики и утверждается Парламентом Чеченской Республики.
3. Муниципальные антикоррупционные программы разрабатываются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации об органах местного самоуправления. Статья 7. Запреты, связанные с замещением государственных и муниципальных должностей и должностей государственной гражданской и муниципальной службы
В соответствии с федеральными законами для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, муниципальные должности и должности муниципальной службы устанавливаются ограничения и запреты, связанные с выполнением ими своих должностных обязанностей. При приеме на работу на указанные должности лица должны предупреждаться в письменном виде о необходимости соблюдения данных ограничений и запретов, а также о мерах ответственности в случае их невыполнения. Статья 8. Представление сведений о доходах лицами, замещающими государственные должности, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы, муниципальными служащими
1. В соответствии с федеральным законодательством при избрании или назначении на соответствующую должность, а также ежегодно в сроки, установленные федеральным законодательством лица, замещающие государственные должности, должности государственной гражданской службы, муниципальные должности и должности муниципальной службы обязаны представлять в кадровую службу соответствующего органа сведения о доходах, принадлежащем им имуществе, а также сведения о соблюдении ограничений, установленных для данных лиц.
2. Кадровая служба соответствующего органа осуществляет контроль за своевременностью поступления сведений, указанных в части 1 настоящей статьи. Статья 9. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, их проектов и иных правовых актов
1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, их проектов и иных правовых актов (далее - акт) представляет собой первичный анализ коррупциогенности акта с целью выявления наиболее типичных и формализованных проявлений коррупционности в тексте акта и направлена на выявление и устранение несовершенства правовых норм, которые могут способствовать совершению коррупционных действий.
2. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат акты, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные полномочия органов государственной власти (государственных служащих) и органов местного самоуправления (муниципальных служащих) при взаимодействиях с гражданами и юридическими лицами.
Закон Чеченской Республики, иной нормативный правовой акт органа государственной власти Чеченской Республики подлежит дополнительной антикоррупционной экспертизе в случае, если не были учтены выводы антикоррупционной экспертизы на проект данного акта.
3. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы актов устанавливается указом Президента Чеченской Республики.
4. По итогам проведения антикоррупционной экспертизы составляется заключение, в котором должно быть отражено наличие (отсутствие) в анализируемом акте коррупциогенных факторов, оценка степени их коррупциогенности, рекомендации по устранению выявленных коррупциогенных факторов или нейтрализации вызываемых ими коррупциогенных рисков и последствий.
5. Заключение антикоррупционной экспертизы направляется Президенту Чеченской Республики, а также руководителю органа государственной власти Чеченской Республики, разработавшего или принявшего акт. Руководитель органа государственной власти Чеченской Республики, разработавшего или принявшего акт, обязан рассмотреть данное заключение.
6. Срок и процедура рассмотрения заключения антикоррупционной экспертизы, доработки проекта акта, внесения в действующий акт изменений определяются порядком проведения антикоррупционной экспертизы актов. |