Скачать 4.07 Mb.
|
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Жалоба No.25781/94 КИПР против ТУРЦИИ ДОКЛАД КОМИССИИ (утвержден 4 июня 1999 г.) СОДЕРЖАНИЕ Страница ВВЕДЕНИЕ (пп. 1-67) 1 A. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ (пп.1-17) 1 1) Предшествующие межгосударственные жалобы (пп.2-12) 1 2) Индивидуальные жалобы (пп. 13-17) 3 B. СОДЕРЖАНИЕ НАСТОЯЩЕЙ ЖАЛОБЫ (пп. 18-19) 4 C. ПРОИЗВОДСТВО В КОМИССИИ (пп.20-63) 4 1) Производство по вопросу приемлемости (пп. 21-25) 4 2) Производство по существу жалобы (пп.26-63) 6 a) ^ от участия в производстве по существу дела (пп.26-32) 6 b) Получение доказательств в Страсбурге (пп.33-47) 8 c) Получение доказательств на Кипре (пп. 48-52) 12 d) ^ (пп. 53-55) 13 e) Дополнительные письменные замечания (пп. 56-57) 13 f) Прения по существу дела, и последующие замечания сторон (пп. 58-62) 14 g) Попытки заключения мирового соглашения (п. 63) 15 D. НАСТОЯЩИЙ ДОКЛАД (пп. 64-67) 15 СОДЕРЖАНИЕ Страница ЧАСТЬ ПЕРВАЯ – ОБЩИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (пп. 68-146) 16 Глава 1 - Locus standi1 властей государства-заявителя (пп. 68-73) 16 Заключение (п. 73) 17 Глава 2 – Правовой интерес властей государства-заявителя (пп.74-87) 17 Заключение ( п. 87) 20 Глава 3 – Ответственность Турции в рамках Конвенции (пп. 88-103) 21 Заключение (п. 103) 25 Глава 4 – Внутригосударственные средства правовой защиты (пп. 104-128) 25 Заключение (п. 128) 32 Глава 5 – Соблюдение шестимесячного срока (пп. 129-131) 32 Заключение (п. 131) 32 Глава 6 – Оценка доказательств (пп. 132-146) 33 ЧАСТЬ ВТОРАЯ - ОТДЕЛЬНЫЕ ЖАЛОБЫ (пп. 147-596) 38 Глава 1 – Пропавшие греки-киприоты (пп. 147-237) 38 A. Жалобы (пп. 147-151) 38 B. Замечания сторон (пп. 152-170) 39 1) Власти государства-заявителя (пп. 152-163) 39 2) Власти государства-ответчика (пп. 164-170) 43 C. Факты, установленные комиссией (пп. 171-191) 45 D. ^ (пп. 192-237) 50 1) В отношении предположительных нарушений прав пропавших лиц (пп. 192-225) 50 a) Статья 4 Конвенции (пп. 192-196) 50 Заключение (п. 196) 50 b) Статья 5 Конвенции (пп. 197-213) 50 Заключения (пп. 212-213) 53 c) Жалобы в рамках ст.ст. 2, 3, 6, 8, 13, 14 и 17 Конвенции (пп. 214-225) 53 i) ^ (пп.214-218) 53 ii) Рассмотрение в рамках ст. 2 Конвенции (пп. 219-225) 54 Заключение (п. 225) 56 2) В отношении предполагаемого нарушения прав родственников пропавших лиц (пп. 226-237) 56 Заключения (пп. 236-237) 58 Глава 2 – Жилье и имущество перемещенных лиц (пп. 238-337) 58 A. Жалобы (п. 238) 58 B. Статья 8 Конвенции (пп. 239-273) 59 1) Замечания сторон (пп. 239-254) 59 a) Власти государства-заявителя (пп. 239-245) 59 b) Власти государства-ответчика (пп. 246-254) 61 2) ^ (пп. 255-260) 63 3) Выводы Комиссии (пп. 261-273) 65 Заключения (пп. 272-273) 67 C. Статья 1 Протокола № 1 к Конвенции (пп. 274-322) 68 1) Замечания сторон (пп. 274-301) 68 a) Власти государства-заявителя (пп. 274-287) 68 b) Власти государства-ответчика (пп. 288-301) 71 2) Факты, установленные Комиссией (пп. 302-309) 75 3) ^ (пп. 310-322) 77 Заключение (п. 322) 80 D. Статья 13 Конвенции (пп. 323-328) 80 Заключение (п. 328) 81 E. Статья 14 Конвенции (пп. 329-337) 81 Заключения (пп. 336-337) 82 Глава 3 – Условия проживания греков-киприотов на севере Кипра (пп.338-507) 83 A. Жалобы (пп. 338-340) 83 B. Замечания сторон (пп. 341-379) 84 1) Власти государства-заявителя (пп. 341-363) 84 2) Власти государства-ответчика (пп. 364-379) 89 C. Факты, установленные Комиссией (пп. 380-429) 92 1) ^ (пп. 380-390) 92 2) Расследование Комиссии (пп. 391-409) 95 a) Свидетели (пп. 391-405) 95 b) Выезды на место (пп. 406-409) 107 3) Оценка доказательств (пп. 410-429) 109 D. Заключение Комиссии (пп. 430-507) 115 1) ^ (пп. 432-479) 116 a) Статья 2 Конвенции (пп. 432-435) 116 Заключение (п. 435) 116 b) Статья 5 Конвенции (пп. 436-438) 116 Заключение (п. 438) 117 c) Статья 6 Конвенции (пп. 439-448) 117 Заключение (п. 448) 119 d) Статья 9 Конвенции (пп. 449-454) 119 Заключение (п. 454) 120 e) Статья 10 Конвенции (пп. 455-460) 120 Заключение (п. 460) 122 f) Статья 11 Конвенции (пп. 461-466) 122 Заключение (п. 466) 124 g) Статья 1 Протокола № 1 к Конвенции (пп. 467-473) 124 Заключение (пп. 472-473) 125 h) Статья 2 Протокола № 1 к Конвенции (пп. 474-479) 126 Заключение (п. 479) 127 2) Общее изучение условий жизни греков-киприотов на севере Кипра (пп. 480-507) 127 a) Статья 8 Конвенции (пп. 480-491) 127 Заключения (пп. 490-491) 130 b) Статья 3 Конвенции (пп. 492-499) 130 Заключение (п. 499) 132 c) Статья 14 Конвенции (пп. 500-502) 132 Заключение (п. 502) 132 d) Статья 13 Конвенции (пп. 503-507) 132 Заключения (пп. 506-507) 133 Глава 4 – Право перемещенных греков-киприотов на свободные выборы (пп. 508-515) 133 A. Жалобы и замечания сторон (пп. 508-510) 133 B. Мнение Комиссии (пп. 511-515) 134 Заключение (п. 515) 134 Глава 5 – Жалобы, связанные с турками-киприотами (пп. 516-596) 135 A. Жалобы (п. 516-520) 135 B. Замечания сторон (пп. 521-538) 137 1) Власти государства-заявителя (пп. 521-531) 137 2) Власти государства-ответчика (пп. 532-538) 140 C. Факты, установленные Комиссией (пп. 539-568) 142 1) ^ (пп. 539-541) 142 2) Расследование Комиссии (пп. 542-555) 142 3) Оценка доказательств (пп. 556-568) 153 D. Мнение Комиссии (пп. 569-596) 156 1) Пределы рассмотрения вопросов Комиссией (пп. 569-571) 156 2) Жалобы в отношении политических оппонентов (пп. 572-574) 156 Заключение (п. 574) 157 3) Жалобы, связанные с цыганской общиной турков-киприотов (пп. 575-577) 157 Заключение (п. 577) 158 4) Прочие жалобы (пп. 578-596) 158 a) Статья 6 Конвенции (пп. 578-581) 158 Заключение (п. 581) 158 b) Статья 10 Конвенции (пп. 582-585) 159 Заключение (п. 585) 159 c) Статья 11 Конвенции (пп. 586-589) 159 Заключение (п. 589) 160 d) Статья 1 Протокола № 1 к Конвенции (пп. 590-593) 160 Заключение (п. 593) 161 e) Статья 13 Конвенции (пп. 594-596) 161 Заключение (п. 596) 161 ОБОБЩЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ (пп. 597-636) 162 A. Общие и предварительные вопросы (пп. 597-601) 162 B. ^ (пп. 602-607) 162 C. Жилье и имущество перемещенных лиц (пп. 608-613) 163 D. Условия проживания греков-киприотов на севере Кипра (пп. 614-628) 163 E. Право перемещенных греков-киприотов на свободные выборы (п. 629) 165 F. ^ (пп. 630-636) 165 ЧАСТИЧНО ОСОБОЕ МНЕНИЕ Г-НА С. ТРЕЧСЕЛА 166 ЧАСТИЧНО ОСОБОЕ МНЕНИЕ Г-НА Э. БУСУТТИЛА 167 ЧАСТИЧНО ОСОБОЕ МНЕНИЕ Г-НА К.Л. РОЗАКИСА 168 ЧАСТИЧНО ОСОБОЕ МНЕНИЕ Г-ЖИ ДЖ. ЛИДДИ, ПОДДЕРЖАННОЕ Г-НОМ С. ТРЕЧСЕЛОМ, Г-ЖОЙ Г.Х. ТЮН, Г-ДАМИ К.Л. РОЗАКИСОМ, Д. ШВАБИ, Г. РЕССОМ и A. ПЕРЕНИЧЕМ 172 ^ 173 ПРИЛОЖЕНИЕ I : РЕШЕНИЕ КОМИССИИ О ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБЫ 174 ПРИЛОЖЕНИЕ II: ПРЕДСТАВИТЕЛИ СТОРОН 208 A. СПИСОК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТОРОН С УКАЗАНИЕМ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ 208 B. ПРИСУТСТВИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТОРОН НА ЗАСЕДАНИЯХ КОМИССИЙ, А ТАКЖЕ ПРИ РАБОТЕ ДЕЛЕГАТОВ 209 ^ МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ВЛАСТЯМИ ТУРКОВ-КИПРИОТОВ В ОТНОШЕНИИ ГРЕКОВ-КИПРИОТОВ И МАРОНИТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ КИПРА. (ДОКУМЕНТ S/1995/1020, Прил. IV, 30 ноября 1995) 212 ПРИЛОЖЕНИЕ IV: ДОКЛАД МИРОТВОРЧЕСКИХ СИЛ ООН НА КИПРЕ О ГУМАНИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОМПЕНСИРУЮЩИМ ДЕЙСТВИЯМ (ДОКУМЕНТ S/1995/1020, пп. 24-25, 10 декабря 1995) 214 ПРИЛОЖЕНИЕ V: «РЕШЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ ТРСК № E-195-98» 11 февраля 1998 216 ПРИЛОЖЕНИЕ VI: “РЕШЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ ТРСК № E-645-98” 15 апреля 1998 218 ^ A. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1. В настоящем Докладе рассматривается четвертая жалоба (№ 25781/94), поданная Кипром против Турции в рамках прежней редакции ст. 24 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. 2 1) ^ 2. Комиссия напоминает, что ранее уже рассматривала три предшествующих жалобы Кипра против Турции, поданных в рамках прежней редакции ст. 24 Конвенции, при этом все они были связаны с последствиями военных операций Турции в северной части Кипра в июле и августе 1974 г. 3. В своей первой жалобе, поданной 19 сентября 1974 г. (№ 6780/74), государство-заявитель утверждало, что 20 июля 1974 г. Турция вторглась на территорию Кипра, к 30 июля – оккупировала существенную территорию на севере острова, и к 14 августа 1974 г. расширила зону своей оккупации примерно до 40% общей территории Республики Кипр. Государство-заявитель утверждало о наличии нарушений статей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 13 и 17 Конвенции, ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции, и ст. 14 Конвенции в сочетании с вышеуказанными статьями. 4. В своей второй жалобе, поданной 21 марта 1975 г. (№ 6960/75), государство-заявитель утверждало, что действиями, не связанными с проведением каких-либо военных операций, Турция, с момента подачи первой жалобы, совершила, и продолжала совершать, дополнительные нарушения вышеуказанных статей Конвенции на оккупированной территории. 5. Комиссия соединила обе вышеуказанные жалобы, и, после получения письменных и устных замечаний обеих сторон, 26 мая 1975 г. признала обе жалобы приемлемыми (см. Д.К. 2 стр. 125 и далее). После этого государство-ответчик отказалось принимать участие в производстве Комиссии по существу дела, в частности – отказалось участвовать в расследовании, проведенном на Кипре Делегацией Комиссии. Несмотря на отказ от участия в производстве по делу, государство-ответчик было проинформировано обо всех процессуальных действиях, и ему была предоставлена возможность на них отреагировать, при том, что никакой реакции на указанные действия не последовало. 6. В своем докладе от 10 июля 1976 г. (далее именуемом «Доклад 1976 г.») Комиссия признала, что, несмотря на неучастие государства-ответчика в производстве по существу дела, Комиссии было необходимо выполнить свои обязанности, предусмотренные ст. 28 и ст. 31 Конвенции в ранее действовавшей редакции. Соответственно, Комиссия установила фактические обстоятельства на основании имевшихся в ее распоряжении материалов, и пришла к выводу о том, что Турция нарушила ст.ст. 2, 3, 5, 8, 13 и 14 Конвенции, а также ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции (см. стр. 163-167 Доклада 1976 г.). 7. Комитет Министров Совета Европы 20 января 1979 г. принял в отношении двух вышеуказанных жалоб Резолюцию DH (79) 1. В Резолюции содержалась ссылка на решение Комитета Министров от 21 октября 1977 г., в котором Комитет Министров - отметил Доклад Комиссии, а также Меморандум властей Турции, и признал, что в ходе произошедших на Кипре событий были допущены нарушения Конвенции, - признал необходимость принятия мер для прекращения указанных нарушений, каковые могут иметь место в будущем, а также – для предотвращения их повторного возникновения, - кроме того, соответственно, призвал стороны к продолжению взаимных переговоров между двумя общинами. С сожалением отмечая, что вышеуказанная рекомендация заинтересованными сторонами принята не была, Комитет Министров выразил убежденность в том, «что долгосрочная защита прав человека на Кипре может быть установлена только путем восстановления мира и доверия между двумя сообществами; при этом взаимные переговоры между двумя общинами явились бы правильным основанием для выработки решения спорной ситуации», а также принял решение о том, чтобы «настойчиво рекомендовать сторонам продолжить переговоры под патронажем Генерального секретаря ООН в целях выработки взаимно приемлемых решений по всем аспектам спорных вопросов». Кроме того, Комитет Министров отметил, что «считает указанное решение как завершение своего рассмотрения дела по жалобе Кипра против Турции». 8. Тем временем, власти государства-заявителя 6 сентября 1977 г. подали третью жалобу (№ 8007/77), в которой они утверждали, что Турция продолжает допускать нарушения ст.ст. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 13 и 17 Конвенции, а также ст.ст. 1 и 2 Протокола № 1 к Конвенции, и ст. 14 Конвенции в сочетании с вышеуказанными статьями Конвенции, в период после окончания Комиссией расследования по предшествующему делу. Получив от обеих сторон письменные и устные замечания, Комиссия 10 июля 1978 г. признала указанную жалобу приемлемой (см. Д.К. 13, стр. 85 и далее). 9. На этапе рассмотрения дела по существу власти государства-ответчика вновь отказались принимать участие в производстве Комиссии по делу. В принятом 12 июля 1980 г. промежуточном докладе Комиссия сообщила Комитету Министров о состоянии производства по делу, и просила призвать Турцию к исполнению ее обязательств в рамках Конвенции, а также, соответственно – принять участие в рассмотрении дела Комиссией. В решении, принятом Заместителями Министров в ходе их 326 заседания (с 24 ноября по 4 декабря 1980 г.), Комитет Министров напомнил об «обязательствах, возложенных ст. 28 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод [в прежней редакции] на все государства-участники». 10. Однако, даже после указанного решения власти государства-ответчика утверждали, что не располагают возможностью участвовать в рассмотрении Комиссией дела по существу. При таких обстоятельствах Комиссия через своих Делегатов заслушала показания свидетелей по одному из вопросов дела (исчезновения людей) в отсутствие обоих сторон. На слушании дела Комиссией присутствовали и представили свои письменные замечания только власти государства-заявителя. 11. В своем докладе от 4 октября 1983 г. в отношении жалобы № 8007/77 (Д.К. 72, стр. 5 и далее, в настоящем документе – «Доклад 1983 г.») Комиссия пришла к заключению о том, что Турция нарушила ст.ст. 5 и 8 Конвенции, а также ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции. Комиссия подтвердила предшествующие выводы в отношении отсутствия средств правовой защиты, а также дискриминации, однако, в отсутствие достаточных доказательств в отношении положения турков-киприотов, к каким-либо выводам не пришла (там же, стр. 50-51). 12. Комитет Министров Совета Европы 2 апреля 1992 г. принял Резолюцию DH (92) 12 в отношении жалобы № 8007/77. Комитет Министров решил опубликовать вышеуказанный доклад Комиссии, тем самым окончив рассмотрение дела (см. Д.К. 72, стр. 62). 2) ^ 13. После признания Турцией с 28 января 1987 г. полномочий Комиссии по приему индивидуальных жалоб в рамках ст. 25 Конвенции в прежней редакции, индивидуальные заявители неоднократно подавали против Турции жалобы в связи с ситуацией на севере Кипра. 14. Три жалобы из числа вышеуказанных (№№ 15299, 15300 и 15318/89, «митрополит Хрисостомос, архимандрит Георгиос Папахрисостому, а также Титина Лоизиду против Турции» ( |
![]() | Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу «Гафоров против России» (жалоба №25404/09). Суд установил, что в отношении... | ![]() | По делу "Кононов против Латвии" Европейский Суд по правам человека, заседая Большой Палатой в составе |
![]() | Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод), организации, стоящие на защите прав и свобод человека (оон, Европейский... | ![]() | Данный доклад подготовлен с учетом методических рекомендаций, разработанных Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, институтом... |
![]() | Потом, по обращении недовольной судебным постановлением Латвии, дело было передано на рассмотрение Большой Палаты высшей инстанции... | ![]() | Мы столь часто в своих редакционных статьях упоминаем Турцию, сравниваем ее с Россией в контексте практики Европейского Суда по правам... |
![]() | Между РФ и Республикой Кипр с 01. 01. 2004г введен визовый режим. Порядок въезда и выезда регламентируется Посольством и может быть... | ![]() | Но прежде чем понять важность очередного юбилея в работе Европейского Суда по правам человека (о десятилетнем юбилее признания Российской... |
![]() | Указом Президента Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 1179 новым Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде... | ![]() | Комитет министров призвал компетентные власти России как можно скорее реализовать политическую волю Президента России путем принятия... |