Сборник методических материалов по курсу «государственное (конституционное) право российской федерации» для студентов 2 курса заочного отделения




НазваниеСборник методических материалов по курсу «государственное (конституционное) право российской федерации» для студентов 2 курса заочного отделения
страница1/6
Дата публикации26.04.2013
Размер0.79 Mb.
ТипОбщие методические указания
vbibl.ru > Право > Общие методические указания
  1   2   3   4   5   6



САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра государственного и административного права

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО КУРСУ

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ (КОНСТИТУЦИОННОЕ) ПРАВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

для студентов 2 курса заочного отделения.

Авторы: к.ю.н., профессор Беспалый И.Т.

Ст. препод. Якушева А.В.
САМАРА - 2004

СОДЕРЖАНИЕ:




1.


Общие указания к изучению курса.


Стр. 3


2.


Общие методические указания для выполнения курсовых работ студентами заочного отделения.


Стр. 26


3.


Планы семинарских занятий на заочном отделении.


Стр. 28


4.


Вопросы для самопроверки усвоения материала по курсу "Государствен­ное (конституционное) право Россий­ской Федерации.


Стр. 31


^ ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

В соответствии с учебным планом юридического факультета Самарского государственного университета студенты 2-го курса заочного отделения изучают в 3-ем семестре и на зимней сессии сдают экзамен по данной дисциплине. Объем требований, предъявляемых на экзамене, определяется перечнем вопросов по государственному (конституционному) праву, который отражает содержание курса и содержится в программе курса «Государственное (конституционное) право», утвержденный кафедрой государственного и административного права в 2004 году.

Учебным планом предусматривается выполнение курсовой работы по данной дисциплине всеми студентами 2-го курса. Темы курсовых работ, методические указания по каждой из них, примерная структура работ и рекомендуемые источники студенты получают в конце весенней учебно-экзаменационной сессии 1-го курса. Как правило, предлагаются четыре темы и распределяются они между студентами по указанию преподавателя. Работа должна быть представлена на рецензирование в сроки, установленные учебной частью факультета.

На сессии 3-го семестра студенты должны отработать две темы семинарских занятий, тематика которых вручается студентам на последней сессии 1-го курса. Кроме 2 часов установленных лекций, в межсессионный период для студентов будет прочитано еще 20 часов дополнительных лекций, на которых студенты обязаны присутствовать.

Прежде чем получить допуск к экзамену, студент обязан отработать темы семинарских занятий и защитить курсовую работу. В противном случае к сдаче экзамена студент не допускается.

Основой для изучения всех разделов курса является Конституция Российской Федерации 1993 года, а также федеральные конституционные и федеральные законы, отдельные нормативные указы Президента Российской Федерации, в которых содержатся нормы государственного (конституционного) права. Студенты также должны использовать конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, а также уставы муниципальных образований по месту своего жительства.

Студентам рекомендуются следующие основные источники, необходимые для изучения курса:

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Изд. второе. М., 2003

Государственное право Российской Федерации. Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. (По реком. Преподавателя).

Комментарии к Конституции РФ. - Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.

Конституция Российской Федерации. Научно-практический коммен­тарий. Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997.

Студенты должны следить за публикациями по вопросам государст­венного (конституционного) права в соответствующих журналах, в част­ности - «Государство и право», «Известия ВУЗов. Правоведение», «Жур­нал российского права», «Право и жизнь», «Вестник Московского универ­ситета», «Президент. Парламент. Правительство», «Российская Федера­ция сегодня».

Важно также быть в курсе последних изменений в законодательст­ве. В этой связи следует регулярно просматривать «Собрание законода­тельства Российской Федерации», «Российскую газету», а также соотве­тствующие источники, в которых публикуются нормативные правовые акты, принимаемые государственными органами Самарской области.

Следует иметь в виду, что преподаватели, ведущие занятия, впра­ве уточнять перечни рекомендуемой студентам литературы и нормативных правовых актов. Перечни различных источников могут представлять ин­терес для студентов и как исходная основа для определения научной и нормативной базы при подготовке курсовых работ.

^ К РАЗДЕЛУ I:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -

ОТРАСЛЬ И НАУКА ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Приступая к изучению первого раздела курса, важно уяснить со­держание и значение терминов «государственное право» и «конституци­онное право».

Термины «государственное право» и «конституционное право» зачастую считаются синонимами. Действительно, нетрудно обнаружить, что круг регулируемых соответствующей отраслью права общественных отно­шений, примерно одинаков. Об этом свидетельствует и разное наименова­ние двух ранее названных учебников. Авторы учебника «Государственное право Российской Федерации» под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996г. отме­чают, что выбор термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Студенты должны обратить внимание и на то, что в те­чение долгого периода в дореволюционной и советской отечественной юридической науке использовался термин «государственное право», ко­торый одни ученые рассматривают как синоним понятия «конституционное право», а другие ученые считают эти понятия неидентичными (см., нап­ример, об этом: Баглай М.В. Конституционное право Российской Феде­рации. М., 1997. С. 8-9). В данном методическом указании оба термина рассматриваются как синонимы. Студенты, однако, вправе высказать свои соображения по данному вопросу на семинарском занятии.

Следует также учитывать, что данные термины в равной мере ис­пользуются для определения одноименной отрасли права, представляющей собой совокупность правовых норм; науки, которая имеет своим предме­том изучение отрасли государственного (конституционного) права, а также учебного курса, содержание которого составляет система теоре­тических положений науки, необходимых и достаточных для познания студентами сущностных характеристик отрасли и содержания ее институтов, для выработки умения применять на практике нормы данной отрасли права.

Государственное (конституционное) право является ведущей отрас­лью в системе права Российской Федерации. Эта роль обусловлена преж­де всего предметом государственного (конституционного) права, то есть теми общественными отношениями, которые регулируются нормами данной отрасли права. Поэтому уяснение вопроса о предмете отрасли права яв­ляется предпосылкой правильного понимания сущностных качеств, которые характеризуют нормы государственного (конституционного) права и отрасль права в целом.

По сравнению с другими отраслями, предмет государственного (кон­ституционного) права отличается существенными особенностями, которые в конечном счете и предопределяют особое место государственного права в правовой системе.

Другие отрасли права регулируют общественные отношения, которые отражают определенную сторону социальных связей. Так, предметом тру­дового права являются трудовые отношения, финансового права - финан­совые отношения, гражданского права - имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения и т.д. Что касается государст­венного права, то оно своими нормами регулирует отношения, которые складываются во всех сферах жизнедеятельности государства и общества: политической, экономической, социальной, духовной и др. Вместе с тем, и на это следует обратить особое внимание, особенность предмета госу­дарственного права в том, что его нормы регулируют лишь определен­ный слой, определенную группу отношений в указанных сферах. К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер.

Для того, чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, сле­дует ознакомиться со структурой Конституции Российской Федерации. Это поможет уяснить конкретное содержание групп общественных отно­шений, которые составляют предмет государственного права. Такими группами, которые составляют предмет государственного права, являют­ся: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, правовое положение государственных органов Российской Федерации (Пре­зидента, Федерального Собрания, Правительства, органов, входящих в судебную систему), основы правового статуса государственных органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

На данном этапе изучения государственного права, студенту необ­ходимо в самой общей форме раскрыть содержание каждой из названных групп общественных отношений. Опираясь на все изученное, студенту необходимо дать определение понятия государственного (конституционного) права как отрасли права. В любом определении, которое может использовать студент, опираясь на положения тех или иных учебников, обязательно следует называть указанные области общественных отноше­ний, без чего у студента не может сложиться представление о самом предмете государственного (конституционного) права.

Дополнительным основанием отграничения государственного права от других отраслей права служит метод правового регулирования, то есть совокупность приемов и способов правового воздействия на об­щественные отношения. Преобладающими формами конституционно-правово­го регулирования общественных отношений являются метод обязывания и метод дозволения. В целом метод конституционно-правового регулирова­ния общественных отношений основывается на властно-императивных началах, что объясняется природой тех общественных отношений, которые по­дпадают под воздействие норм государственного (конституционного) права. Именно властеотношения определяют содержание значительной части, если не большинства этих норм. В то же время немалая их часть в современных государствах устанавливает содержание и гарантии прав и свобод человека и гражданина, что означает соответствующее ограни­чение для государственной власти. Эти вопросы также могут быть пред­метом для дискуссии на семинарском занятии.

Следующим вопросом, на который следует обратить особое внимание, является вопрос о конституционно- или государственно-правовых нормах, то есть, что характерно для норм государственного (конституционного) права, как они классифицируются, к какому правовому институт они принадлежат. Изучая теорию государства и права на 1-ом курсе, сту­денты уже изучили все то, что дает им возможность уяснить понятие и содержание, структуру правовой нормы. Тем не менее, для государствен­но-правовых норм характерно наличие определенных особенностей, кото­рые отличают их от норм других отраслей права. Прежде всего следует обратить внимание на особенности тех норм, которые содержатся в Кон­ституции Российской Федерации (т.е. собственно конституционных право­вых норм), и тех норм, которые содержатся в иных нормативных право­вых актах соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления и содержат государственно-правовые нормы.

Далее, студенту следует показать особенности государственно-правовых норм по их содержанию, по источнику, показать учредительный характер государственно-правовых норм, особый механизм их реализации, по юридической силе, по территории действия, по характеру содержа­щихся предписаний, по степени определенности содержащихся в них пре­дписаний и, естественно, особенности структуры государственно-право­вой нормы. Следует также определить понятие и раскрыть содержание государственно-правового института.

Названные критерии классификации государственно-правовых норм не являются исчерпывающими. Поэтому, в зависимости от целей, которые стоят при применении государственно-правовых норм, могут использова­ться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирую­щего воздействия государственно-правовых норм, ее специфику, их со­отношение с нормами других отраслей права.

Следующим вопросом, на который следует обратить внимание сту­дентам, является вопрос о государственно-правовых отношениях. Прежде всего, опираясь на общее понятие правового отношения, необходимо дать четкое определение государственно-правового отношения, а также показать особенности государственно-правовых отношений, которые отли­чают их от иных правовых отношений. Существенным также является и вопрос о субъектах государственно-правовых отношений. Учебная лите­ратура ограничивается довольно «скупым» перечнем субъектов государст­венно-правовых отношений. А как бы вы, опираясь на субъектный состав, указанный в Конституции Российской Федерации, определили круг субъек­тов государственно-правовых отношений? Подумайте. В дальнейшем сле­дует показать особенности право- и дееспособности субъектов государ­ственно-правовых отношений. В данном случае обратите внимание на го­сударственно-правовую право- и дееспособность граждан и иных физических и юридических лиц в качестве субъектов государственно-правовых отношений. На­зовите и раскройте содержание оснований возникновения, изменения и прекращения государственно-правовых отношений.

При изучении вопроса о системе государственного права необходи­мо рассмотреть ее основные правовые институты, выяснить, что лежит в основе построения этой системы, чем она обусловливается, каково соотношение системы Конституции и системы отрасли государственного (конституционного) права.

Несомненную важность имеет изучение вопроса об источниках госу­дарственного права. Надо совершенно четко представить себе, какие нормативные правовые акты и почему являются источниками государствен­ного права. Особое внимание следует уделить Конституции Российской Федерации - основному источнику отрасли государственного права, ибо все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их содержание. Необходимо также уяснить, в чем состоит различие федеральных конституционных законов и федеральных законов, каковы виды и какова роль других источников государственного права.

Анализируя место государственного права в системе права Россий­ской Федерации, следует рассмотреть, в чем проявляется роль государ­ственного права как ведущей отрасли права. Для этого важно выявить соотношение норм государственного права с нормами других отраслей права. При этом необходимо иметь четкое представление о тенденциях развития государственного права на современном этапе.

При изучении темы «Наука государственного права» важно опреде­лить предмет ее изучения, выяснить роль науки в развитии отрасли го­сударственного права, в повышении эффективности действия государст­венно-правовых норм. Необходимо подробно рассмотреть задачи, которые стоят перед наукой государственного права на современном этапе развития российского государства. В обязательном порядке необходимо об­ратить внимание и на методологию науки государственного права, т.е. надо дать определение понятия метода, называть виды и раскрыть содержание таких методов, как метод сравнительного правоведения, исторический метод, социологические и иные методы, используемые наукой госу­дарственного права.

Важно также иметь представление о системе науки государственного права, которая предопределяется структурностью самого предме­та научного познания, т.е. предмета одноименной отрасли права. Пока­жите соотношение системы отрасли права с системой науки госу­дарственного права.

При изучении первого раздела курса студентам, помимо рекомен­дованной учебной литературы, полезно ознакомиться также со следующи­ми работами: Кутафин О.Е. Источники конституционного права. М., 2001; Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001; Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.; Богданова Н.А. Категория статуса в конституционном праве. //Вестник МГУ. Серия II. Право. 1998. № 3; Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура. //Журнал российского права. 1997. № 4.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сборник методических материалов по курсу «государственное (конституционное) право российской федерации» для студентов 2 курса заочного отделения icon«государственное право российской федерации» для студентов I дневного,...
...

Сборник методических материалов по курсу «государственное (конституционное) право российской федерации» для студентов 2 курса заочного отделения iconУчебное пособие по курсу этики для студентов заочного отделения философско-теологического...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения нгпу, чтобы помочь им разобраться в основных темах и проблемах...

Сборник методических материалов по курсу «государственное (конституционное) право российской федерации» для студентов 2 курса заочного отделения iconМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов 4 курса...
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультетаОмгма

Сборник методических материалов по курсу «государственное (конституционное) право российской федерации» для студентов 2 курса заочного отделения iconЗадание на контрольную работу по курсу «Основы предпринимательской...
В чем, на ваш взгляд, состоит главное отличие частного предпринимателя от директора государственного предприятия и как это отличие...

Сборник методических материалов по курсу «государственное (конституционное) право российской федерации» для студентов 2 курса заочного отделения iconМетодическое пособие по выполнению контрольных заданий для студентов...
Методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения члк и составлено в соответствии с действующей программой. Цель...

Сборник методических материалов по курсу «государственное (конституционное) право российской федерации» для студентов 2 курса заочного отделения iconРасписание экзаменационно-установочной сессии студентов 3 курса заочного отделения

Сборник методических материалов по курсу «государственное (конституционное) право российской федерации» для студентов 2 курса заочного отделения iconВопросы к экзамену по курсу «Земельное право» для студентов 4 курса...
Земля как объект правоотношений. Классификации земель по основному целевому назначению

Сборник методических материалов по курсу «государственное (конституционное) право российской федерации» для студентов 2 курса заочного отделения iconТемы рефератов по курсу «Основы менеджмента» для 2 курса заочного отделения
Методы управления и их характеристика. Экономические, административные и социально-психологические методы

Сборник методических материалов по курсу «государственное (конституционное) право российской федерации» для студентов 2 курса заочного отделения iconУтверждаю зам директора чф мгэи
Студентов 5 курса заочного отделения юридического факультета (10 семестр, набор: сентябрь 2008 г.)

Сборник методических материалов по курсу «государственное (конституционное) право российской федерации» для студентов 2 курса заочного отделения iconКонтрольная работа для студентов заочного отделения по специальности...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования нижнетагильский государственный профессионадльный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница