Таблица предлагаемых поправок к Таможенному кодексу таможенного союза
№
п/п
| № статьи
| № пункта/ подпункта
| Текст
| Предлагаемые поправки
| Новая редакция
| Автор поправки
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
| 1
|
| Статья 1. Таможенное регулирование в таможенном союзе
|
|
|
| 2
| 2. Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, – в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.
| В соответствии с ТК ТС законодательство государств-участников таможенного союза, подлежит применению в части, не урегулированной таможенным законодательством таможенного союза (п. 2 ст. 1). Вместе с тем, выражение «в части не урегулированной» не конкретно и может толковаться как - разрешено все то, о чем не написано в международных договорах государств-участников таможенного союза, ТК ТС и решениях Комиссии таможенного союза. Отсюда следует несколько выводов.
Во-первых, после вступления в силу ТК ТС (после 01 июля 2010г.) по вопросам, не урегулированным кодексом, на территории РФ продолжат действовать ТК РФ, постановления Правительства РФ, приказы Федеральной таможенной службы в области таможенного дела (пока не будут приняты предусмотренные статьями ТК ТС соответствующие решения Комиссии таможенного союза).
Во-вторых, и это наиболее важно, национальным законодательством государств – участников таможенного союза могут устанавливаться иные таможенные правила, не только в соответствии с отсылочными нормами самого ТК ТС, но и во всех других случаях, обусловленных национальными интересами государства-участника таможенного союза.
| 2. Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, – в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.
| РСПП
|
| 2
2
|
| Статья 2. Единая таможенная территория
|
|
|
| 2
| 2. Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств-членов таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза (далее – таможенная граница).
| Пункт 2 необходимо дополнить оговоркой о том, что периметр свободной (особой специальной) экономической зоны может являться таможенной границей. При создании особых экономической зон, на территории которых действует таможенный режим, предполагающий беспрепятственный ввоз иностранных товаров на такую территорию, важно, чтобы перемещение товаров с территории таких зон на остальную часть таможенной территории приравнивалось к перемещению таможенной границы как в экономическом содержании (уплата таможенных платежей, соблюдение нетарифных ограничений), так и в административном (порядок перемещения, таможенные формальности, ответственность за нарушения). В противном случае при ввозе товаров на территорию зон не удастся избежать применения дополнительных административных барьеров.
| 2. Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств-членов таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза (далее – таможенная граница).
В случаях, предусмотренных международным договором государств-членов Таможенного союза таможенной границей могут также являться периметры свободных (особых, специальных) экономических зон.
| Минэкономразвития России
|
| 3
|
| Статья 3. Таможенное законодательство таможенного союза
|
|
|
| 1
| 1. Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:
|
|
|
| 1/1
| 1) настоящего Кодекса;
|
|
|
| 1/2
| 2) международных договоров государств-членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;
| Дополнить оговоркой о включенных в Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза, утверждаемый высшим органом таможенного союза.
В пункте 15) указано, что к международным договорам государств-членов таможенного союза относятся международные договоры, составляющие договорно–правовую базу таможенного союза. При этом неясно, какие договоры составляют эту базу, утвержден ли перечень таких договоров и могут ли сюда относиться международные договоры, заключенные государствами-членами ТС с третьими странами или в рамках других объединений, к примеру, СНГ. Предлагается конкретизировать данный пункт. В Кодексе действительно произошло смешение понятий разных международных договоров. Однако решить эту проблему простым уточнением понятия невозможно при том, что и обязательства государств-членов таможенного союза перед третьими странами и собственно таможенное законодательство таможенного союза имеют статус международных договоров так просто, как это обычно делается в национальном законодательстве оговоркой о приоритетности международного договора перед национальным законодательством нельзя, не нарушив одно из международных обязательств (перед членами таможенного союза или перед третьим государствами).
| 2) международных договоров государств-членов таможенного союза, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;
| Минэкономразвития России
| 1/3
| 3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств-членов таможенного союза.
|
|
|
|
| 3
| 3
| 3. При таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы. Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день выявления нарушения требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза.
| Таможенное регулирование – это административный процесс, где все законодательство по общим правилам применяется на момент совершения конкретных процессуальных действия, независимо дня принятия (регистрации) таможенной декларации. В противном случае могут быть неопределенными вопросы применения законодательства (в случае изменений или введения новых норм) для тех правоотношений, где таможенная декларация еще не подана (например, в пункте пропуска) либо где правоотношения напрямую не увязаны с этапом декларирования (например, контроль после выпуска товаров). Оговорка необходима для определения дня действия таможенно-тарифных и нетарифных мер (которые не относятся собственно к таможенному законодательству), поскольку именно они подвержены наиболее частым изменениям (введением новых) и актуальность их применения зависит именно от времени введения товаров в оборот на таможенной территории. Следует изменить редакцию пункта 3 статьи 3 по аналогии со статьей 7 Таможенного кодекса Российской Федерации.
| 3. При таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, действующее на день регистрации таможенной декларации, если настоящим Кодексом, иными актами таможенного законодательства не установлено иное.
| Минэкономразвития России
|
| 4
|
| Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе
|
|
|
| 1
|
1. В настоящем Кодексе используются следующие основные термины и их определения:
|
|
|
| 1/1
| 1) авария – вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств (непреодолимой силы);
| Исходя из представленной в проекте редакции не ясно для какого круга лиц это происшествие является вредным по своим последствиям. Кроме того, происшествие распространяется только на товары (и транспортные средства, выступающие как товары), но не на транспортные средства международной перевозки, которым также может быть причинен вред (независимо от причин аварии, которая могла произойти как по вине перевозчика так и нет, однако факт аварии налицо).
Предлагается заменить представленное определение «авария» следующим:
«авария – происшествие технического, технологического или иного техногенного характера, произошедшее с транспортными средствами международной перевозки и (или) товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее их количественные и (или) качественные изменения (за исключением естественной причины таких изменений)»
| 1) авария – происшествие технического, технологического или иного техногенного характера, произошедшее с транспортными средствами международной перевозки и (или) товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее их количественные и (или) качественные изменения (за исключением естественной причины таких изменений), которые не вызваны преднамеренными (умышленными) действиями собственника и (или) иного лица, во владении или пользовании которого товары находились во время происшествия.
| Минтранс России
| |