Между социологией культуры и социологией погромов: изучая активистское искусство на поле духовной брани




Скачать 68.55 Kb.
НазваниеМежду социологией культуры и социологией погромов: изучая активистское искусство на поле духовной брани
Дата публикации18.04.2013
Размер68.55 Kb.
ТипДоклад
vbibl.ru > Право > Доклад
Между социологией культуры и социологией погромов:

изучая активистское искусство на поле духовной брани
Материалы к выступлению д-ра Алека Д. Эпштейна

на социологическом факультете

Санкт-Петербургского государственного университета,

4 марта 2012 г.

Доклад будет посвящен анализу методологических проблем, с которыми сталкивается социолог, изучающий активистское искусство, которое в современной России подвергается преследованию как со стороны репрессивных структур государственной власти, так и со стороны консервативно настроенных групп общества.
В докладе будут рассмотрены акции и работы в этой области, отмеченные дипломами Альтернативной премии «Российское активистское искусство», вечер награждения лауреатов которой прошел в Зверевском центре современного искусства в Москве 4 декабря 2012 г.; премия вручалась по двум номинациям: (1) работы, созданные для музейно-выставочного пространства и воспроизведения в печати; и (2) акции, реализованные в городском пространстве.
В первой номинации первое место заняла работа Матвея Крылова (Дмитрия Путенихина) «Билет в один конец». Это – произведение, в которой художник-активист является и создателем, и объектом, ибо в работе этой отражен приговор суда, к которому Матвей Крылов был приговорен за членство в НБП. В конце октября 2011 года Матвей был арестован еще раз за акцию «Не забудем, не простим!» (он облил водой прокурора, по требованию которого к длительным срокам заключения были приговорены его товарищи-нацболы), после чего Денис Мустафин и Антон Николаев организовали однодневную подпольную выставку в его защиту… Победителем голосования стал человек, работы и акции которого созданы его кровью...
Второе место разделили работа Татьяны Антошиной «Голубые города» и инсталляция Лусинэ Джанян и Алексея Кнедляковского «Белое кольцо». У обеих работ – очень непростая выставочная судьба: первая была впервые представлена на выставке Марата Гельмана «Родина», прошедшей в Красноярске под странным названием «Неизвестная страна художников», к которому куратор выставки не имел никакого отношения, при этом ни в Москве, ни в Питере эта выставка так и не демонстрировалась, тогда как вторая должна была быть представлена в ходе выставки «Апокалипсис и возрождение» на Биеннале современного искусства в Киеве, но была запрещена к экспонированию; не выставлялась она и в российских галереях.
Третье место, набрав шесть голосов, получила графическая работа Виктории Ломаско «Марш миллионов». Как и инсталляция «Белое кольцо», эта работа представляет собой обобщенный портрет группы участников «Марша миллионов», прошедшего 6 мая с.г. – восемнадцать из которых, в том числе прекрасный человек, активист и правозащитник Николай Кавказский, ныне находятся в тюрьме.
Во второй номинации первое место разделили две акции: первая – «Путин зассал» – была проведена группой «Pussy Riot» на Красной площади в Москве 20 января 2012 года (материалы этой и других акций группы «Pussy Riot» были недавно объявлены экстремистскими Замоскворецким судом Москвы), а вторая – «Чудесное обретение иконы Pussy Riot» – была инициирована, проведена и документирована Артемом Лоскутовым и Марией Киселевой в Новосибирске 12 марта 2012 года (Артем Лоскутов за эту акцию был дважды осужден в рамках административного судопроизводства в Новосибирске). При этом Артем Лоскутов находился в тюрьме по вымышленному обвинению в мае – июне 2009 года, а активистки «Pussy Riot» Надежда Толоконникова и Мария Алехина находятся под арестом с начала марта 2012 года… И здесь победителями стали люди, акции которых оплачены их кровью…
Второе место разделили: акция группы Война «Менто-Ауто-Да-Фэ» («Ёбаный Прометей»), проведенная 31 декабря 2011 г. в Санкт-Петербурге, информация о которой была обнародована Алексеем Плуцером-Сарно 2 января 2012 г.; исполнение арестованным поэтом Кириллом Медведевем переведенной им песни Луиса Льяха «Давай разрушим эту тюрьму» в автозаке после его ареста на т.н. «Фестивале искусств» в поддержку группы Pussy Riot у Таганского суда 19 апреля 2012 г. (фото и видеодокументация были сделаны Владом Чиженковым); и акция активиста Серое Фиолетовое (президент Путин называет его «чучелом еврея», по паспорту же он – Олег Васильев) «Перебить охрану тюрьмы», реализованная в Москве на Пушкинской площади 30 октября 2012 г.
Третье место получили: организованный активистами «Радужной ассоциации» «Марш горящих сердец», прошедший в Москве 2 июня 2012 г. (эта акция представляется особенно важной в свете гомофобной кампании, поддержанной в настоящее время и нижней палатой парламента РФ) и стенд-выставка Виктории Ломаско «Будни Оккупай Абай», представленный непосредственно в самом лагере «Окупай Абай» на Чистых прудах 14 мая 2012 г.; куратором программы «Арт Абай» была координатор «Медиаудара» Татьяна Волкова.
Специальный приз за самую громкую состоявшуюся выставку года в Москве получил проект «Духовная брань» художницы Евгении Мальцевой и арт-идеолога Виктора Бондаренко, представленный в Галерее Марата Гельмана с 20 сентября по 5 октября 2012 года. 3 декабря 2012 года в Музее и общественном центре им. Сахарова состоялась презентация книги, отправной точкой для написания которой стала эта выставка. Этот проект, недавно ставший основной мишенью уничижительного разноса в фильме «Не верю», продемонстрированному по каналу НТВ, будет обсужден подробнее.
^ В изучении диссидентских групп вообще и активистского искусства, в частности, перед социологом встают многочисленные очень непростые методологические дилеммы:


  • Как собирать материалы у художников и активистов, значительная часть из которых либо находится за решеткой, либо в подполье, либо живет в постоянном ожидании возможного ареста?




  • Есть ли опасность, что материалы, собранные исследователем, будут использованы силовыми структурами, осуществляющими уголовное преследование активистов и участников акций? Каковы границы моральной и правовой ответственности исследователя за «последствия» его/ее работы? Каковы возможные роли исследователя как эксперта во взаимоотношениях между радикальными художниками-акционистами и органами следствия и суда?




  • Грозит ли самому исследователю, например, присутствующему на той или иной акции с целью ее документации, уголовное преследование? Имеет ли исследователь какую-либо защиту, аналогичную хотя бы той, которую имеют аккредитованные журналисты, получившие пресс-карты зарегистрированных изданий, или же социолог не имеет никакой правовой защиты?




  • Поскольку радикальные андеграундные группы отличаются этикой, сочетающей приверженность наиболее нон-конформистским моделям поведения, с одной стороны, и черты секты, с другой, насколько возможно сохранение профессиональной автономии исследователя, использующего методологию «включенного наблюдения»?




  • Какими профессиональными и этическими нормами разумно руководствоваться в своей работе социологу, изучающему акции, вызывающие столь неоднозначное отношение в различных слоях общества?




  • Учитывая существующие опасности, как социологу хранить собранные им в ходе полевой работы материалы, чтобы это не ставило под удар ни объектов его исследования, ни возможность успешного завершения им/ей своей работы?




  • Если важной частью работы современных художников является создание медиа-образов проводимых ими акций, часто очень далеких от того, что реально имело место в ходе этих акций, имеет ли право исследователь, получающий материалы от участников и присутствующий при их работе, проводить деконструкцию создаваемых ими в публичном пространстве мифологем?




  • Каковы границы приватного и публичного в деятельности небольших контркультурных групп, насколько возможно использовать и обнародовать в исследовательской работе внутреннюю переписку и детали внутренних дискуссий участников тех или иных проектов? Применима ли этика Wikileaks в работе социолога?




  • Может ли социолог быть участником внутренних конфликтов и ссор в среде активистов, занимая ту или иную сторону в различных противостояниях?




  • Может ли и должен ли исследователь в своей работе цитировать материалы, признанные «экстремистскими», гофобную и подстрекательскую лексику, используемую как ярыми противниками активистского искусства, так и порой самими арт-деятелями, провоцирующими таким образом общественный скандал?




  • Существует ли и в каких границах авторское право на акции, проводимые в публичном пространстве, на их документацию и текстовые описания?


Эти и другие вопросы будут обсуждены и проанализированы лектором на примере проведенных им в последние годы исследований. Все эти вопросы раз за разом стояли перед ним в работе – и их раза разом нужно было как-то решать. Учитывая, что докладчик является одним из очень немногих исследователей, уже работающих в этой сфере, представляется, что накопленный им в этой связи опыт может быть интересен коллегам и студентам-старшекурсникам, имеющим интеллектуальные интересы в этой и сопредельных темах.
Лекция будет сопровождаться демонстрацией фотографий обсуждаемых работ.

^ Сведения о лекторе
Алек Д. Эпштейн (1975 г.р.) – известный социолог гражданского активизма и протестного искусства, автор книг «Полиция мыслей. Власть, эксперты и борьба с экстремизмом в современной России», «Защищая власть от общества. Десять лет “антиэкстремистской” кампании в России», «Тотальная “Война”. Арт-активизм эпохи тандемократии», «Искусство на баррикадах: “Pussy Riot”, “Автобусная выставка” и протестный арт-активизм», «“Духовная брань”: Борьба за новую жизнь в искусстве сакральных образов христианства» и других. Презентации этих книг проходили в Московском музее современного искусства, в Центре современного искусства «Винзавод», в Музее и общественном центре им. Сахарова, на Московском международном открытом книжном фестивале в Центральном доме художника, о них писали газеты «Коммерсант», «Ведомости», «Общественный резонанс», журналы «Арт-Хроника», «Русский журнал», «Time Out Москва», порталы Газета.ру, «Be In», Радио Свобода и многие другие. Тексты, составившие эти книги, печатались в журналах «Неприкосновенный запас», «Досье на цензуру», «Неволя», «Вестник Московского государственного гуманитарного университета. История и политология», в сборниках конференций «Пути России», в газете «Троицкий вариант – Наука», на портале «Либерти.ру» и в других изданиях.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Между социологией культуры и социологией погромов: изучая активистское искусство на поле духовной брани iconШел тысяча девятьсот какой-то год. Америка и СССР сошлись на «поле...
«поле брани» в деле завоевания космического пространства. Противники не останавливались ни перед чем, в дело шел шпионаж, подкуп,...

Между социологией культуры и социологией погромов: изучая активистское искусство на поле духовной брани icon-
В судебно-медицинских книгах на эту тему обычно стоит предостережение: «Книга предназначается только для работников юстиции и медицины,...

Между социологией культуры и социологией погромов: изучая активистское искусство на поле духовной брани iconКнига может быть интересна широкому кругу читателей, интересующихся...
Слуги, Хозяина, Воина, Жреца; поведение людей в этих состояниях в организациях, семье и социуме

Между социологией культуры и социологией погромов: изучая активистское искусство на поле духовной брани iconНегосударственное учреждение высшего профессионального образования
Приглашаем исследователей, преподавателей, практиков, тренеров, кураторов, студентов и аспирантов, всех интересующихся проблемами...

Между социологией культуры и социологией погромов: изучая активистское искусство на поле духовной брани iconПроизводство гендерного дискурса в поле региональной журналистики
Диссертационный совет д 212. 242. 03 извещает о предстоящей защите диссертации «Производство гендерного дискурса в поле региональной...

Между социологией культуры и социологией погромов: изучая активистское искусство на поле духовной брани iconВведение Тема «Икона в духовной культуре России XX веке»
России и русской культуры. Изучение церковного искусства XX века может приоткрыть те культурные и исторические пласты, которые не...

Между социологией культуры и социологией погромов: изучая активистское искусство на поле духовной брани iconКонспект Електростатично поле във вакуум. Закон на Кулон. Интензитет...
Работа на електростатичните сили. Потенциал. Връзка между интензитета и потенциала на електростатичното поле

Между социологией культуры и социологией погромов: изучая активистское искусство на поле духовной брани icon3. Буддизм, религия Дальнего Востока
Несчастный пациент а именно человечество и есть то поле брани, на котором разворачивается эта давняя борьба. Из различных предложенных...

Между социологией культуры и социологией погромов: изучая активистское искусство на поле духовной брани iconОбщественного комитета по оказанию помощи пострадавшим от погромов...
«Киевская районная комиссия еврейского общественного комитета по оказанию помощи пострадавшим от погромов». Фонд насчитывает 879...

Между социологией культуры и социологией погромов: изучая активистское искусство на поле духовной брани iconФедерация Айкидо Республики Башкортостан
Республике Башкортостан. Привлекая молодое население Республики к занятиям айкидо, Малик Муллагалиевч прививает им помимо физической...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница