Скачать 0.49 Mb.
|
Проект федерального закона "Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации" 18 октября 2008 ГЛАВА 1. Общие положения Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования и развития торговой деятельности. 2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (хозяйствующими субъектами), с другой стороны, в связи с организацией и осуществлением последними торговой деятельности (торговли), а также устанавливает требования к торговой деятельности. 3. Положения настоящего Федерального закона не применяются к: 1) отношениям, возникающим в связи с организацией и осуществлением деятельности в сфере предоставления услуг; 2) отношениям, связанным с осуществлением валютных операций; 3) отношениям, связанным с организацией товарных бирж и биржевой торговли; 4) отношениям, связанным с организацией и осуществлением продажи товаров в магазинах беспошлинной торговли; 5) отношениям, возникающим в связи с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности; 6) отношениям, связанным с организацией и осуществлением продажи предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 7) отношениям, связанным с организацией и осуществлением продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, лотерейных билетов, проездных билетов и талонов для проезда в общественном транспорте, государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи, электрической и тепловой энергии; 8) отношениям, связанным с организацией и осуществлением продажи изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции в учреждениях культуры (театры, кинотеатры, цирки, музеи), а также продажи входных билетов в учреждения культуры; 9) отношениям, связанным с организацией и осуществлением продажи товаров и входных билетов организациями физической культуры и спорта на проводимых ими спортивно-зрелищных мероприятиях. 4. Отношения, связанные с организацией розничных рынков, а также с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, регулируются Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». 5. Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами и уполномоченными организациями при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». ^ 1. Законодательство Российской Федерации о торговой деятельности состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 2. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения, указанные в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, не могут противоречить настоящему Федеральному закону. В случае противоречия указанных актов настоящему Федеральному закону, применяется настоящий Федеральный закон. 3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе издавать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, только в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. Принимаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Федеральному закону, а также принятым на основании и во исполнение настоящего Федерального закона иным нормативным правовым актам Российской Федерации. 4. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты, по вопросам, связанным с отношениями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, только в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. Принимаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом муниципальные правовые акты не могут противоречить настоящему Федеральному закону, а также принятым на основании и во исполнение настоящего Федерального закона иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. ^ Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Статья 4. Цели и методы государственного регулирования в сфере торговли 1. Целями государственного регулирования в сфере торговли являются: 1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации путем установления единого порядка организации и осуществления торговой деятельности на всей территории Российской Федерации; 2) обеспечение соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли; 3) развитие торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе посредством государственной поддержки торговой деятельности и развития конкуренции, необходимых для повышения качества торговли и доступности товаров в местах проживания граждан; 4) разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. 2. Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством: 1) установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; 2) антимонопольного регулирования; 3) лицензирования торговой деятельности по продаже отдельных видов товаров; 4) технического регулирования; 5) применения мер экономического и административного характера, способствующих развитию торговой деятельности; 6) учета хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в целях информационно-аналитического обеспечения в области торговой деятельности; 7) государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере торговли. Не допускаются иные методы государственного регулирования торговой деятельности. ^ 1. Общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере торговли являются: 1) обеспечение бесперебойного и надежного функционирования торговых объектов в целях удовлетворения спроса потребителей на товары; 2) свобода экономической деятельности; 3) использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на товары; 4) соблюдение баланса экономических интересов хозяйствующих в сфере торговли субъектов; 5) обеспечение стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли, обеспечение государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня; 6) содействие развитию торговли и торговой инфраструктуры посредством мер, предусматриваемых программами развития торговли; 7) обеспечение участия союзов (ассоциаций), выражающих интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в формировании и реализации государственной политики в сфере торговли, в экспертизе проектов нормативных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих торговую деятельность, учет мнения указанных союзов (ассоциаций) при формировании и реализации государственной политики в сфере торговли. 2. Государственная политика в сфере торговли направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере торговли, установленных настоящим Федеральным законом. Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов государственной власти в области государственного регулирования и развития торговой деятельности 1. Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования и развития торговой деятельности: 1) определяет основные направления государственной политики в сфере торговли; 2) утверждает федеральные программы развития торговли в Российской Федерации; 3) выходит с законодательной инициативой по принятию федеральных законов, определяющих меры, направленные на стимулирование деятельности в сфере торговли; 4) устанавливает уровни обеспеченности населения торговой площадью, утверждает методику расчета и установления субъектами Российской Федерации нормативов обеспеченности населения торговой площадью; 5) осуществляет иные полномочия в области государственного регулирования и развития торговой деятельности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. 2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, осуществляет следующие полномочия: 1) устанавливает порядок и способы привлечения союзов (ассоциаций) хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в том числе являющихся саморегулируемыми организациями, к участию в формировании и реализации государственной политики в сфере торговли; 2) утверждает форму и порядок подачи декларации об осуществлении торговой деятельности (в том числе удаленной), форму и порядок подачи изменения в декларацию об осуществлении торговой деятельности (в том числе удаленной); 3) устанавливает порядок формирования и ведения торговых реестров субъектов Российской Федерации; 4) утверждает номенклатуру товаров, определяющую классы товаров в целях определения специализации торговой деятельности; 5) утверждает классификатор видов и типов торговых объектов; 6) устанавливает порядок подготовки и проведения аукциона на право заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта, примерную форму договора на право размещения нестационарного торгового объекта; 7) определяет совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти содержание форм отчетности, применяемых в сфере торговли, сроки их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность; 8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом. 3. Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют в области государственного регулирования торговой деятельности следующие полномочия: 1) принимают нормативные правовые акты в области государственного регулирования торговой деятельности, необходимые для реализации государственной политики в сфере торговли; 2) обеспечивают реализацию федеральных целевых программ развития торговли и иных мероприятий по стимулированию развития торговли; 3) осуществляют статистическое и информационно-аналитическое наблюдение за состоянием торговой деятельности; 4) определяют виды товаров, относящихся к продовольственным, непродовольственным товарам, для целей антимонопольного регулирования. Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования и развития торговой деятельности 1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и развития торговой деятельности осуществляют следующие полномочия: 1) принимают участие в реализации государственной политики в сфере торговли, в том числе путем разработки, утверждения и реализации региональных и межмуниципальных программ развития торговли; 2) в случаях предусмотренных настоящим Федеральным законом разрабатывают и принимают законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и развития торговой деятельности; 3) определяют минимальные нормативы обеспеченности населения субъекта Российской Федерации торговой площадью в соответствии с методикой расчета, утверждаемой Правительством Российской Федерации; 4) осуществляют формирование информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, в том числе формирование и ведение торговых реестров; 5) осуществляют информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка товаров и торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; 6) осуществляют анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли и эффективности применения мер по ее развитию, разрабатывают прогноз развития торговли в субъектах Российской Федерации; 7) принимают меры по государственной поддержке торговой деятельности; 8) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом. 2. Органы местного самоуправления в области регулирования и развития торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли посредством: 1) разработки и реализации муниципальных программ развития торговли на территории муниципального образования; 2) осуществления информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка товаров и торговой деятельности на территории муниципального образования; 3) проведения анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях муниципальных образований, анализа эффективности применения мер по развитию торговли; 4) разработки прогноза развития торговли на территории муниципальных образований; 5) разработки и реализации мер по обеспечению уровня обеспеченности населения торговой площадью, в том числе путем определения мест размещения нестационарных торговых объектов, утверждения схем их размещения с учетом нормативов обеспеченности населения торговой площадью; 6) осуществления иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 3. Предусмотренные частью 2 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. ^ 1. Формы и способы государственной поддержки развития торговой деятельности определяются в федеральной целевой программе развития торговли. Федеральная целевая программа развития торговли разрабатывается с учетом: 1) целей, задач и принципов государственной политики в сфере торговли; 2) экономического положения в стране и конъюнктуры мировой экономики; 3) интересов потребителей; 4) состояния торговой инфраструктуры; 5) необходимости комплексного развития торговли. Федеральная программа развития торговли утверждается Правительством Российской Федерации. 2. Поддержка торговой деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления деятельности осуществляется посредством: 1) разработки и реализации региональных, межмуниципальных и муниципальных программ развития торговли с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей, определяющих, в том числе, меры по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли; 2) разработки и реализации региональных и муниципальных инвестиционных проектов, направленных на развитие торговой инфраструктуры (в том числе, строительство оптово-распределительных центров, оптовых продовольственных рынков, иных крупных инфраструктурных объектов); 3) создания условий для развития конкуренции в торговле; 4) развития и совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников торговли, формирования рынка труда на профессиональной основе; 5) применения мер экономического стимулирования различных категорий хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в том числе хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю сельскохозяйственной продукцией российских производителей. 3. Показателями эффективности региональных и муниципальных программ развития торговли являются: 1) повышение уровня обеспеченности населения торговой площадью; 2) повышение доступности и качества услуг населению в сфере торговли; 3) формирование оптимальной торговой инфраструктуры, учитывающей многообразие видов и типов торговых объектов, форм и видов торговой деятельности, а также обеспечивающей доступность товаров в местах проживания граждан, учитывающей потребности в товарах и услугах различных категорий населения. ^ 1. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, в целях разработки и установления добровольных стандартов и правил осуществления торговли, а также контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил, вправе создавать саморегулируемые организации в порядке, определяемом законодательством о саморегулируемых организациях. 2. Саморегулируемые организации в сфере торговли вправе осуществлять деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы, в том числе: 1) разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила осуществления ими торговой деятельности, правила взаимодействия с производителями и поставщиками товаров; 2) представлять законные интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; 3) участвовать в рассмотрении федеральным антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения членами саморегулируемой организации законодательства Российской Федерации антимонопольного законодательства Российской Федерации и иных нормативны правовых актов о защите конкуренции; 4) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с государственным регулированием торговой деятельности, направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязательные для учета заключения о результатах проводимых ею независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов; 5) осуществлять иные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и законодательством о саморегулируемых организациях. ^ 1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, в целях согласования общественно значимых интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, привлекает на добровольной основе союзы (ассоциации) хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в том числе являющихся саморегулируемыми организациями, к участию в формировании и реализации государственной политики в сфере торговли. 2. Порядок и способы привлечения союзов (ассоциаций) хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в том числе являющихся саморегулируемыми организациями, к участию в формировании и реализации государственной политики в сфере торговли устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. 3. Участие союзов (ассоциаций) хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в том числе, являющихся саморегулируемыми организациями, в формировании и реализации государственной политики в сфере торговли, может осуществляться в следующих формах: 1) участие в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ; 2) участие в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и оценке эффективности применения мер по ее развитию, в подготовке прогноза развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; 3) обобщение и распространение российского и иностранного опыта в сфере развития торговли; 4) предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной политики в сфере торговли; 6) выработка рекомендаций для органов государственной власти и органов местного самоуправления; 7) иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. |
![]() | Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2008 году основных положений Программы социально-экономического... | ![]() | Участники Обращения обсудили итоги почти трехмесячной работы после вступления в силу в полном объеме Закона №381-фз от 28 декабря... |
![]() | Соль-Илецк, на основании Федерального закона от 28. 12. 2009 №381-фз «Об основах государственного регулирования торговой деятельности... | ![]() | На основании статей 3 и 1 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и статей 8 и... |
![]() | Унального комплекса" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных... | ![]() | На основании статей 3 и 1 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и статей 8 и... |
![]() | Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с | ![]() | Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 28. 12. 2009 №381-фз «Об основах государственного регулирования... |
![]() | Общие положения статья Предмет регулирования настоящего Федерального закона | ![]() | Общие положения статья Предмет регулирования настоящего Федерального закона |