Автором настоящего доклада является Общественный фонд «Открытая позиция»




Скачать 104.65 Kb.
НазваниеАвтором настоящего доклада является Общественный фонд «Открытая позиция»
Дата публикации12.04.2013
Размер104.65 Kb.
ТипДоклад
vbibl.ru > Право > Доклад
Автором настоящего доклада является Общественный фонд «Открытая позиция»,
Настоящий доклад подготовлен по вопросам, касающимся доступа к правовой защите, и отправления правосудия.

Текст доклада подготовлен на основе материалов правозащитных организаций, в том числе Общественного фонда «Открытая позиция», Центра защиты прав человека «Кылым Шамы», Общественного фонда «Независимая правозащитная группа». В поиске и обработке информации для доклада принимали участие Гулшайыр Абдирасулова и Жибек Исмаилова.

Настоящий доклад состоит из следующих разделов: введения, комментариев к докладу государства-участника и рекомендаций.

Введение
1. Пятый, шестой и седьмой периодический доклады Кыргызской Республики охватывают период, в течение которого в Кыргызстане произошел ряд знаменательных событий, имеющих особое значение для настоящего доклада.
События в период отчетности
2. Ноокат. 1 октября 2008 года в Ноокате произошло столкновение между милицией и верующими, которых обвинили в связях с политической партией «Хизб ут-Тахрир». После столкновения последовали жестокие репрессии в отношении верующих, большинство которых были этнические узбеки. Пытки и жестокое обращение осуществлялись следователями органов внутренних дел, органов национальной безопасности, и сопровождались унижением на этнической и религиозной почве, вымогательством денег. Суд и прокуратура не встали на защиту законности. После смены власти Президента Бакиева в 2010 году государство не пересмотрело данное дело в соответствии с правовыми процедурами, объявив амнистию осужденных. Таким образом, «ноокатское дело» стало примером безнаказанности. Оно демонстрирует общую ситуацию и тенденции в Кыргызстане(1).
3. Смена власти в 2010 году и ранее 2005 году. Смена власти сопровождалась всплеском агрессивного национализма и нетерпимости по этническому признаку. Примерами нетерпимости являются плакаты антисемитского характера, которые появлялись возле Дома Правительства, или в различных печатных изданиях, на которые, как правило, не реагировали органы власти. Политические лидеры не пресекали подобные выступления, наоборот, отдельные партии решили спекулировать национальной риторикой, чтобы набрать голоса электората. На этой волне в Жогорку Кенеш (парламент) прошла одна из партий, поддерживающая моноэтничность общества.
4. Май 2010 года, активизация общества в связи с обсуждением проекта Конституции Кыргызстана. Часть политиков обращается за поддержкой национальных меньшинств, что негативно воспринимается националистически настроенными группами. Требования этнического меньшинства (узбеков) на правовое закрепление гарантий пользования родным языком и гарантий участия в общественной жизни встречают резкое противостояние части общества.
5. Май 2010 года в Кыргызстане проходят захваты земель. В селе Маевка под Бишкеком (столица) органы власти по непонятной не приводят в действие план противодействия захватчикам. Этнические кыргызы захватывают земли турков, разрушают дома. Также погибают и получают травмы представители этнических меньшинств.
6. В мае 2010 года конфликты на этнической основе проходят по всей стране. Государство не предпринимает эффективных мер для пресечения проявления нетерпимости и преступных действий со стороны этнического большинства. Политики, пришедшие к власти в апреле 2010 года, избегают активного осуждения актов нетерпимости и националистической риторики в преддверии выборов Президента переходного периода, последующего референдума по принятию Конституции, а также парламентских выборов.
7. В июне 2010 года на юге Кыргызстана в городе Ош и Жалал-Абад, где компактно проживают этнические меньшинства (узбеки), происходит нарастание напряженности. Периодические стычки на этнической почве учащаются. В ночь с 10 на 11 июня подчиненные государству силовые подразделения открывают огонь по гражданскому населения, убивают несколько человек, что порождает недоверие к власти. Государство не расследовало факт применения оружия и соразмерность силы в ночь с 10 на 11 июня 2010 года в Оше возле гостиницы «Алай».
8. Этническое большинство (кыргызы) активно участвовало в разгроме домов, хищении имущества, ранениях и убийствах этнических меньшинств. Было захвачено оружие, в отельных случаях силовые структуры сами отдавали оружие толпе. Подчиненные государству силы оказались не способны противостоять действиям толп, а где-то сами содействовали усугублению ситуации. Например, в Оше отряды устраняли баррикады, защищавшие кварталы этнических меньшинств от натиска толпы, без обеспечения безопасности и гарантий защиты. В селе Нариман под г. Ош происходили зачистки, которые сопровождались уничтожением собственности, актами нетерпимости, уничтожением документов, ранения и убийства гражданских лиц.
9. Временное правительство, пришедшее к власти после свержения власти Бакиева в 2010 году, не смогло оперативно опровергать слухи, ставшие стали движущей силой конфликта. Частные телекомпании Ош-ТВ и Мезон-ТВ, принадлежавшие этническим меньшинствам, перестали функционировать. Большое количество домов и имущества, принадлежащих этническим меньшинствам, пострадало. Регулярные силы милиции и армии, представленные кыргызами, оказались не способными обеспечить защиту всех граждан, особенно меньшинствам.
10. Сформированный в 2010 году парламент, хотя и предполагал формирование партийных списков с представительством этнических меньшинств, молодежи и гендерного баланса, в действительности, в общем случае представители данных групп оказались в конце партийного списка многих партий или партийные лидеры не позволили им занять места в парламенте. Закон не устанавливает обязательное требование к формированию органов власти с учетом этнического и иного разнообразия.
Правовое поле защиты от дискриминации
11. Хотя в 2010 году в Конституцию Кыргызской Республики включены положения о запрете дискриминации, они остаются не обеспеченными механизмами и ответственностью. Ответственность за разжигание ненависти (ст.299 УК КР) в основном налагается на самих этнических меньшинств. Следствие по статье 299 УК КР ведут органы национальной безопасности. Ответственность за нарушение равенства (ст.134) является не эффективной, так как требует от заявителя самому выступать обвинителем, собирать соответствующие данные. В законодательстве необходимо определить широкий перечень ответственности за действия, совершенные по мотивам ненависти/нетерпимости.

По статье 5 b
12. В ходе эскалации конфликта в июне 2010 года рядовые граждане, представленные этническим большинством (кыргызы) захватывали оружие, находившееся в распоряжении войсковых частей, органов внутренних дел, внутренних войск, пограничных застав, военных кафедрах (2). Также имелись факты добровольной отдачи оружия в руки толпы. От огнестрельных ранений погибло около 400 человек и более 2000 человек ранено (3). Комитету необходимо запросить у Государства-участника, по какой причине члены Временного правительства не воспрепятствовали в июне 2010 года добровольцам (этнические кыргызы), направившимся в Ош и Жалал-Абад вместо обеспечения охраны безопасности и верховенства права регулярными силами милиции, имеющими соответствующую подготовку и подчиняющимися законам государства?
13. Государство потратило на кампанию по выкупу оружия 300 тысяч сомов (6383 доллара США по курсу 47 сомов за 1 доллар США). За сдачу пулемета предлагалось 8 тысяч сомов (ок. 180 долларов), а за автомат Калашникова – 4500 сомов (ок. 100 долларов). На черном рынке цена пистолета составляет 300 долларов США, а автомата – 600 долларов. Вознаграждение, предлагаемое государством в целях возврата оружия, не обеспечивало эффективное разоружение населения (4).
14. По фактам захвата оружия было возбуждено 29 уголовных дел, из которых 21 дело направлено в суд, 23 человека привлечены к уголовной ответственности, 13 дел было прекращено судом ввиду совершения преступления в силу крайней необходимости (5). Комитету необходимо запросить у государства-участника информацию о том, кто именно был привлечен к ответственности за раздачу оружия (должностные лица), а также за захват оружия (гражданское население), их этническая принадлежность. Комитету необходимо обратить внимание на статистику об этнической принадлежности лиц, привлеченных к ответственности за незаконное хранение оружия.
15. Исследования общественных организаций по фактам захвата оружия выявили проблему противоречий законодательной базы о мерах по противодействию захватчикам и условиям применения оружия. Также отмечено бездействие и деморализация силовых структур, которые не обеспечили исполнение своих обязанностей и защиту безопасности всего мирного населения; отдельные факты свидетельствуют, что представители власти не смогли избежать давления ввиду собственной этнической принадлежности.

По статье 5 d v)
16. В приговорах судов по событиям июня 2010 года в части конфискации имущества не решался вопрос о фактическом владении имуществом и доле собственности, принадлежащей другим лицам, совместно проживающих с осужденным. В настоящее время исполнение приговоров нарушает право на собственность лиц, не состоящих с осужденными в браке, а также совместно рожденных с ними детей, имущественные права которых не связаны с осужденным.
17. Размеры компенсации материального ущерба и морального вреда в приговорах по событиям июня 2010 года поднимают вопрос необходимости принятия в судебной системе единообразной процедуры подсчета суммы компенсации вреда. В 2010 году Рабочая группа Минюста разработала проект закона об исполнении решений международных органов, однако он до сих пор не принят.

По статье 6:
18. По данным о количестве погибших и пострадавших во время июньских событий видно, что во время конфликта июня 2010 года в Кыргызстане было убито 492 человека, в том числе по г.Ош и Ошской области 412 человек (ок. 83,7% от общего числа) и по Жалал-Абадской области 79 человек (ок. 16%). Этнический состав погибших: кыргызы 138 человек (28%), узбеки 349 человек (70,94%), другие этносы – 4 человека (0,82%) (6). Комитету необходимо запросить у Государства-участника, почему в статистике осужденных за участие в событиях июня 2010 года снова в основном присутствуют этнические меньшинства (узбеки)?
19. Анализ приговоров по событиям июня 2010 года показывает, что к ответственности привлекаются этнические меньшинства, а случаи привлечения представителей большинства единичные и сомнительные. По большому количеству убийств этнических меньшинств виновные лица не установлены. В отношении меньшинств, обвиненных в причастности к событиям июня 2010 года, выносились жесткие меры наказания (большие сроки лишения свободы и большие суммы компенсации вреда).
20. Известен пример, когда суд (7) применил меру пресечения в виде домашнего ареста в отношении четырех лиц кыргызской национальности – Чолпонбека Алжанова, Рустама Жээнбекова, Туратбека Мамарасулова, Медетбека Мамазакирова – по убийству узбеков Шухрата Абдуллаева и Хуснуддина Ташматова. Мера пресечения в виде домашнего ареста к этническим меньшинствам не применялась.
21. По случаям убийства кыргызов – Абдукалыка Кайыпова, Мисирата Ободоева, Каныбека Эсенгулова и одного узбека Рахматуллы Хабибуллаева (8) – виновными оказались признаны кыргызы, но из числа бездомных лиц – Исламидин Айдаралиев (кыргыз), Дуйшебай Мадатов (кыргыз) и Танзила Маматова, что ставит под сомнение объективность следствия и судебного разбирательства.
22. Государство не обеспечило стандарты справедливого судебного разбирательства и беспристрастного правосудия по событиям июня 2010 года. Отсутствовал единообразный подход к отправлению правосудия. Например, Мунарбек Салаев (кыргыз), признанный виновным в совершении преступлений по четырем статьям, включая убийство Алишера Ибайдуллаева (узбек) и Дилшода Содикова (9) (узбечка), получил наказание в виде лишения свободы на срок 3 года и шесть месяцев.
23. Примером жесткого наказания в отношении узбеков стало дело об убийстве Мыктыбека Сулайманова (кыргыз), по которому осуждены правозащитник Азимжан Аскарова (узбек), Дильшодбек Розубаев (узбек), Мухаммадзакир Кочкаров (узбек), Исроилбек Абдураимов (узбек), Эльмурад Расулов (узбек), Минюра Мамадалиева (женщина, узбечка), Шурукжан Мирзалимов (узбек) и Санжарбек Мувлахунов (узбек). Первые пятеро мужчин осуждены на пожизненный срок с конфискацией имущества.
24. По информации защиты, обвинение не располагало доказательствами вины каждого осужденного и до сих пор их вина не доказана. Защита не смогла добиться пересмотра дела, несмотря на несоблюдение процессуальных гарантий в судах первой и второй инстанций, нападений на подсудимых и их защитников в зале суда и изоляторах временного содержания. Лица, свидетельствующие о невиновности Азимжана Аскарова и других осужденных по убийству милиционера Сулайманова, не смогли дать показания, чтобы обеспечить гарантии справедливого судебного разбирательства. Государство не обеспечило безопасность свидетелей защиты и адвокатов (10).

Рекомендации
25. Государству-участнику обеспечить пересмотр дел, которые не были обеспечены соответствующими гарантии подозреваемого или подсудимого, а также защитника, в соответствии со стандартами международного права.
26. Государству-участнику разработать законодательство по борьбе с преступлениями на почве ненависти (hatred, hate crimes).
27. Обеспечить необходимые меры, содействующие представленности всех этнических групп в органах власти, обеспечить эффективные коммуникации с избирателями.
28. Обеспечить принятие закона об исполнении решений международных органов по правам человека. Разработать процедуру расчета суммы справедливой компенсации.
29. Обеспечить разработку и производство информационно-просветительских программ, демонстрирующих разнообразие общества, единой и неделимой истории этносов.
30. Пересмотреть приговоры судебных органов по событиям июня 2010 года, обращая внимание на процессуальные нарушения, невыполнение процедуры, угрозы судьям, адвокатам и подсудимым. Обратить внимание на усиление ответственности в приговорах судов второй инстанции. В том числе на размеры компенсации ущерба, в том числе по этническому признаку. Рассмотреть решения судов в части соответствия их этики судей.
31. Обеспечить защиту имущественных прав и возврат собственности, сменившей собственника не по своей воле во время событий 2010 года. Необходимо запросить информацию о смене собственника в июне 2010 года? Обратить внимание на компенсацию разрушенных и поврежденных домов этнических узбеков.
32. Просьба разъяснить, какими предписаниями или правилами пользуется Верховный суд КР и суды общей юрисдикции при определении размера компенсации ущерба (материального и морального).
33. Обеспечить превентивную (предупредительную) роль Омбудсмена в деле борьбы с преступлениями на почве ненависти. Прокуратура, ГКНБ и суды должны обеспечивать государственную политику по борьбе с дискриминацией, пропагандой превосходства, призывами насилия и т.д.
34. Обеспечить независимое формирование, наискорейший запуск и последующее функционирование Конституционной палаты, которая должна состоять из компетентных судей и экспертов по правам человека.

(1) См. Доклад «Жертвы пыток в Кыргызстане: материалы мониторинга нарушений прав человека по обвинению в причастности к экстремизму», Открытая позиция, 2009 г., http://prava.kloop.kg/?p=543
(2) См. Доклад «Обеспечение безопасности огнестрельного оружия, военной техники и боеприпасов во время массовых беспорядков со стороны государства. Исследование, выводы и рекомендации», Кылым Шамы, 2011 год. Сайт: http://www.ksh.kg/
(3) Во время смены власти в апреле 2010 года и событий июня 2010 года на юге Кыргызстана было захвачено 1033 единицы оружия и более 43 045 боеприпасов. Возвращено 465 единиц оружия (45%) и 16 701 боеприпас (38%). В июне 2010 года произошло 25 фактов захвата оружия населением и 7 фактов выдачи оружия населению представителями силовых структур.
(4) Гулшайыр Абдирасулова «Безопасность оружия в Кыргызстане: опыт и вызовы», 2013 год.
(5) Из доклада Заместителя военного прокурора Д.Эркинбаева на круглом столе 16 декабря 2012 года.
(6) См. Доклад «Роль органов власти в период событий июня 2010 года в Кыргызстане», Кылым Шамы, 2011 год. Сайт: http://www.ksh.kg/. Дмитрий Кабак является соавтором настоящего доклада.
(7) Постановление Жалалабадского городского суда от 12.08.2011 в отношения четырех обвиняемых принял мера пересечения под домашний арест, а дело передано в прокуратуру на доследование.
(8) Уголовное дело №141-10-408.
(9) Уголовное дело №152-10-231.
(10) Смотрите доклады о мониторинге судебных процессов, проведенные в Кыргызстане Общественным фондом «Независимая правозащитная группа», http://ihrg.kg/ или Общественным фондом «Центр защиты прав человека «Кылым Шамы», http://ksh.kg/.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автором настоящего доклада является Общественный фонд «Открытая позиция» iconСпб Региональный Общественный Фонд Создания Литературного Музея имени...
Спб Региональный Общественный Фонд Создания Литературного Музея имени Иосифа Бродского инн 7825127025 кпп 784201001

Автором настоящего доклада является Общественный фонд «Открытая позиция» iconОбщероссийский общественный фонд «центр качества строительства» санкт-петербургское...

Автором настоящего доклада является Общественный фонд «Открытая позиция» iconПо уставу
Цель настоящего доклада – довести до общественности информацию о деятельности мкоу, дать оценку выполнения задач и определить приоритетные...

Автором настоящего доклада является Общественный фонд «Открытая позиция» iconАналитические материалы и мониторинговые исследования школы. Общая...
Задача настоящего доклада представить общественности информацию о деятельности мбоу билбильская средняя общеобразовательная

Автором настоящего доклада является Общественный фонд «Открытая позиция» iconРедактор оппозиционной газеты «Позиция» арестован уголовным розыском мвд рюо
Маргиева – член Народной партии Республики Южная Осетия, редактор газеты «Позиция» и старший преподаватель кафедры истории Юго-Осетинского...

Автором настоящего доклада является Общественный фонд «Открытая позиция» iconКонтрольная работа дисциплина «Финансы и кредит» На тему: Пенсионный...
Федерации включает в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального...

Автором настоящего доклада является Общественный фонд «Открытая позиция» iconАналитические материалы и мониторинговые исследования школы. Общая...
Задача настоящего доклада представить общественности информацию о деятельности мбоу ярагказмалярской средней школы Магарамкентского...

Автором настоящего доклада является Общественный фонд «Открытая позиция» iconАналитические материалы и мониторинговые исследования школы. Общая...
Задача настоящего доклада представить общественности информацию о деятельности мбоу советской средней школы Магарамкентского муниципального...

Автором настоящего доклада является Общественный фонд «Открытая позиция» iconАналитические материалы и мониторинговые исследования школы. Общая...
Задача настоящего доклада представить общественности информацию о деятельности мбоу гапцахской средней школы Магарамкентского муниципального...

Автором настоящего доклада является Общественный фонд «Открытая позиция» iconЖан Пиаже Психология интеллекта
Теория, первые идеи и положения которой были сформулированы автором еще в первой половине прошлого века, остается актуальной и до...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница