На Международной конференции мап «Социальное лицо монотеистических религий» Стамбул, Турция




Скачать 76.12 Kb.
НазваниеНа Международной конференции мап «Социальное лицо монотеистических религий» Стамбул, Турция
Дата публикации10.04.2013
Размер76.12 Kb.
ТипДоклад
vbibl.ru > Право > Доклад


Доклад

Политического советника Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП), Президента Международного общественного Фонда единства православных народов (МОФЕПН) профессора В.А.Алексеева

на Международной конференции МАП «Социальное лицо

монотеистических религий»

Стамбул, Турция

4 марта 2013 г.

Ваше Святейшество Патриарх

Константинопольский и Вселенский!

Ваши Превосходительства господин Председатель Великого Национального Собрания Турции и господа Президент и Генеральный секретарь Межпарламентской Ассамблеи Православия!

^ Уважаемые участники и гости конференции, члены дипломатического корпуса, дамы и господа!

Социальный облик единобожных или монотеистических религий, как и их социальное учение, если говорить о христианстве, начали формироваться еще со времени земной жизни Иисуса Христа. Стало быть, задача решения социальной проблематики в русле своей религиозной концепции всегда представляла для христиан одну из важнейших сторон их жизни.

В самом деле, уже в общинах первых христиан, в том числе в окружении Иисуса Христа, находились люди разных социальных, имущественных и гражданских статусов. Как можно было снять или примирить те сложные социальные противоречия, которые возникали в этих общинах? Как и сегодня, тогда столь же остро стояли вопросы о бедности и богатстве, об отношении к государству, иноплеменникам, войнам, о положении женщины в семье и обществе и т.д. Разумеется, это была непростая задача сформулировать как в рамках одной общины, так и всей Церкви внятные ответы на все эти сложные вопросы и потребовалось немало времени и усилий, чтобы попытаться создать относительно целостное и стройное социальное учение христианства.

Наиболее полно в первоначальный период церковной истории над социальным учением христианства потрудился Апостол Павел. Все его эпистолярное наследие в той или иной мере касается острых социальных проблем того времени, это и стало первоначальным фундаментом социального учения Церкви. Огромную роль (еще в неразделенной Церкви) в развитии социального аспекта богословия сыграли святые отцы — Блаженный Августин, Франциск Ассизский, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и другие. Свою особую лепту здесь внесли все семь Вселенских Соборов.

Конечно, с течением веков социальное учение Церкви корректировалось, в него вносились некоторые изменения, более соответствующие духу времени и образу жизни людей.

^ Исторически сложилось, что над социальной проблематикой в христианстве значительно больше потрудились католики, затем эту тему активно разрабатывали протестанты разных деноминаций от Мартина Лютера до Макса Вебера и далее.

В последнее время эта тема стала более актуальной и для ряда Автокефальных Поместных Православных Церквей. ^ Некоторые из них обзавелись собственными социальными концепциями или доктринами, как, например, Русская Православная Церковь, в начале XXI века разработав и соборно утвердив Социальную концепцию, над созданием которой немало лично потрудился нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

И все-таки православные исторически не то чтобы как-то чурались этой темы, но в большинстве своем находят решение социальных проблем через богословское постижение чрезмерно прагматичной, приземленной что ли, нетрадиционной в православии задачей для достижения (сложившихся под сильным влиянием исихастов, паламистов, имяславцев, святогорцев и других стяжателей Горнего духа, подвижников-аскетов и ревнителей чистоты «восточной веры») целей неукоснительного соблюдения обычаев и норм православной религиозной практики.

Например, с первых христианских веков подвижники Церкви не хотят быть тесно связанными тяжелыми и неудобоносимыми бременами обязательств перед институтами государства, которые непременно накладываются на них в случае заключения каких-то союзов или политических «браков» с державными властями. И, вместе с тем, православные, как никто другой в христианстве, исторически тяготеют (в силу разных причин) к покровительству над ним сильного государя.

Здесь есть известное противоречие и социальное учение Церкви (каждый раз на новом этапе) пытается каким-то образом его преодолеть, или, точнее, снять его остроту, «упаковав» это «выпирающее» обстоятельство в какую-либо приемлемую доктрину государственно-церковных отношений.

Наиболее известной доктриной такого рода является византийская идеология «симфонии» — гармоничной системы государственно-церковного сотрудничества во имя высшего блага, когда государство мыслится в виде некоего общенародного организма, а Церковь в этом случае рассматривается как своего рода его душа, оживляющая божественной энергией тело.

Умозрительно это выглядит весьма привлекательно, но на деле, как известно из истории, идиллии в Византии в отношениях Церкви и государства никогда не существовало. Более того, мы знаем немало примеров прямых насильственных действий императорской власти по отношению к православным патриархам.

Тем не менее эта идеологема «симфонии» оказалась весьма живучей — она и сегодня в разных странах (особенно в посткоммунистических) будоражит умы многих православных, как наделенных властью в Церкви, так и в государстве. В результате появляются проекты церковно-социальных концепций, в которых слишком идеалистически, если не сказать утопически, прописываются некие контуры желаемой исторической «симфонии» в парадигме слишком прагматичных современных государственно-церковных отношений.

При этом Церковь, конечно, пытается извлекать уроки из прошлого опыта. Так, например, в существующей социальной доктрине Русской Православной Церкви содержатся пассажи об отказе от диалога с властью в случае осуществления последней антирелигиозной политики. Памятуя о печальном для Церкви советском периоде, православное священноначалие теперь заявляет, что в случае, если государство будет подавлять религиозную совесть верующих, то Церковь призовет прихожан к прямому неподчинению власти.

В современной России, правда, Церковь еще ни разу не предпринимала подобных демаршей, но в других странах похожие случаи были. Скажем, в Греции Церковь не так давно резко выступала против ряда неполезных для православия решений Европейского союза, в Сербии духовенство оппонировало государству по вопросу о Косово, в Болгарии Церковь резко выступила против власти в связи с принятием закона об образовании и т.д.

Но можно ли сказать, что православие сегодня преодолело болезнь сервилизма, справилось с недугом бесконечной уступчивости и соглашательства в отношениях с государством? Думается, что вопрос в такой плоскости и не может быть поставлен, потому что не в традиции православия «воевать» с государством. Во-первых, как всем известно, силы изначально не равны и власть в такой борьбе всегда побеждает, во-вторых само социальное учение Церкви, в той части, где речь ведется об отношениях с государством, исходит из весьма комплиментарных в целом и даже в чем-то подобострастных характеристик власти, сформулированных отцами Церкви, в том числе Апостолом Павлом.

Поэтому, даже критикуя государство по тем или иным аспектам современной социальной практики, Православная Церковь в целом не выходит и, видимо, в обозримом будущем не выйдет за очерченные апостольской традицией границы толерантности по отношению к действующей власти. В православии так и не были осуществлены хотя бы робкие попытки создания какого-либо острого социально-политического, протестного движения наподобие, скажем, «теологии освобождения», родившегося в католическом мире Латинской Америки в середине XX века, или активного участия костела в польском антикоммунистическом движении «Солидарность» в конце прошлого века и т.д.

Позиция Православной Церкви по другому аспекту острой социальной проблематики — по отношению в целом к вопросу, скажем, о бедности столь же непоследовательна и внутренне сложна. С одной стороны, православие признает, что в житейском смысле бедность представляет собой социальное зло, к экономически обездоленным необходимо проявлять сострадание и т.д., с другой стороны, Церковь в ряде случаев даже едва ли не поощряет бедность, с апостольских времен так не выработав законченного целостного учения об отношении к бедности, путях его преодоления и т.п.

Столь же непростое отношение православия к таким сложным социальным проблемам как богатство, война, расовая нетерпимость и некоторые другие. Будет ли Церковь двигаться каким-то образом по пути нахождения конкретных решений в обозримом будущем этих проблем?

Однозначно ответить трудно. Представляется, что поиск решений будет продолжаться, но до формирования общецерковных позиций в масштабах мирового православия дело в ближайшее время вряд ли дойдёт.

Тому есть несколько причин. Вот первая. Как уже отмечалось, Православная Церковь в каждой стране своего служения имеет специфический характер отношений с тем или иным государством, и в зависимости от состояния этих отношений формирует свои позиции по острым социальным проблемам, за решение которых власть, собственно, и отвечает. Поэтому, занимая, например, непримиримую позицию по тем или иным социальным проблемам, Церковь рискует оказаться в лагере политической оппозиции существующей власти со всеми вытекающими для себя последствиями, выходя за рамки апостольного призыва «жить, по возможности, в мире со всеми».

Второе. Каждая Поместная или национальная Православная Церковь живет не в изоляции от остального православного мира и поэтому, исходя из положения о единстве православия как особого мистического Богочеловеческого организма, та или иная такая Церковь в принципе должна соотносить свое учение с общецерковным и с учением других Церквей, существующих в рамках всеправославной полноты.

И тут тоже все не просто, ибо существует разное понимание отношения к тем или иным социальным проблемам у каждой Церкви. Конечно, происходят встречи духовенства и мирян разных Православных Церквей, сверяются их позиции на международных православных форумах, съездах и т.д., но, как правило, все эти встречи не полномочны решать общецерковные вопросы. Да и других более сложных общецерковных вопросов и проблем накопилось внутри православии слишком много, чтобы, бросив все остальное, заняться немедленно поиском ответов на социальные темы.

При этом следует отметить, что социальная проблематика тем не менее все равно оказывает мощное влияние на Церковь, ибо помимо своей духовно-мистической сущности Церковь является в известном смысле общественно-социальным институтом. И потому Церковь не есть некий внешний отстраненный от социума субъект, напротив она переживает внутри себя сложные социальные процессы, которые формируют не только ее внешний облик, но и содержательные элементы.

Можно с уверенностью сказать, что острейший социальный кризис и потребность глобальных перемен в обществе, настоятельная необходимость крутой смены парадигмы жизни как таковой две тысячи лет тому назад вызвали к жизни мощный позыв обновления и возрождения всего бытия. Спасительным ответом на этот мощнейший позыв стало явление Христа и учреждение христианства.

Мистика и реальность, рациональное и иррациональное, духовное и земное, конкретное социальное и отстраненно созерцательное — все соединилось в христианском воззрении человека на самого себя как сущность и на Божественное небо как место обетования. И в этом многообразии социальное занимает свое особое место, ибо в социальном облике Церкви отражается образ Творца и Спасителя мира.

Благодарю за внимание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На Международной конференции мап «Социальное лицо монотеистических религий» Стамбул, Турция iconС. Бернфельд Иудаизм и Ислам
Ислам – одна из трёх монотеистических религий, основанных на вере в б-жественное Откровение и пророческое послание (непосредственно...

На Международной конференции мап «Социальное лицо монотеистических религий» Стамбул, Турция iconЕ. Н. Мастеница Эколого-гуманитарные основы и социальное значение экологического туризма
Опубликовано: Состояние и перспективы развития туризма в снг: Материалы XI ежегодной международной научно-практической конференции...

На Международной конференции мап «Социальное лицо монотеистических религий» Стамбул, Турция iconПрезентация Новосибирской области на 29-ой международной конференции...

На Международной конференции мап «Социальное лицо монотеистических религий» Стамбул, Турция iconКонвенции солас-74
Солас-74) была принята на Международной конференции по охране человеческой жизни на море 1 ноября 1974 г., а Протокол к ней 1988...

На Международной конференции мап «Социальное лицо монотеистических религий» Стамбул, Турция iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Гбоу впо мо «Академия социального управления» (асоу) сообщает о проведении в мае 2012 года Международной научно-практической конференции...

На Международной конференции мап «Социальное лицо монотеистических религий» Стамбул, Турция iconДоговор № турция/стамбул 11. 01. 2012 me-tol tur.İNŞ. Nak ve diş Tİc ltd şTİ
Устава, в дальнейшем перевозчик и Закрытое акционерное общество лице директора на основании Устава, ıв дальнейшем Заказчик, с другой...

На Международной конференции мап «Социальное лицо монотеистических религий» Стамбул, Турция iconДо христианства и других монотеистических религий все народы были...
Порой приходится слышать, что религия, достойная называться религией, и культура, считающаяся истинно русской, появились у нас только...

На Международной конференции мап «Социальное лицо монотеистических религий» Стамбул, Турция iconКичаев Александр Александрович Айкидо харизматичного общения www e puzzle ru
Международной ассоциации психотехнологий (мап), член Федерации айкидо есинкан России (фаер). В книге он представляет свою методику...

На Международной конференции мап «Социальное лицо монотеистических религий» Стамбул, Турция iconПрограмма проведения ХIX международной научно-практической конференции-выставки...
Хix международной научно-практической конференции-выставки Новые материалы и оборудование, технологии их

На Международной конференции мап «Социальное лицо монотеистических религий» Стамбул, Турция iconПрограмма проведения 6-ой Международной конференции «Углерод: фундаментальные...
Международной конференции «Углерод: фундаментальные проблемы науки, материаловедение, технология»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница