Программа постинтернатного сопровождения учащихся из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет и выпускников Государственное образовательное учреждение




Скачать 250.19 Kb.
НазваниеПрограмма постинтернатного сопровождения учащихся из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет и выпускников Государственное образовательное учреждение
страница1/3
Дата публикации06.04.2013
Размер250.19 Kb.
ТипПрограмма
vbibl.ru > Право > Программа
  1   2   3
«Согласовано» «Утверждаю»

Председатель методической комиссии Директор ГОУ НПО ПУ-81

_____________ Ефанова М.Б ___________ Лазарев А.И.

01 сентября 2011г. 01 сентября 2011г.
Программа постинтернатного сопровождения учащихся из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет и выпускников

Государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище №81 г .Кашира

Программа рассчитана на 3 года

Программа разработана социальным педагогом Романовой Е.М. на основе типовой программы Социальной адаптации и сопровождения выпускников областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор Правительство Ульяновской области

Министерство образования Ульяновской области

Социальный педагог Романова Е.М.

^ Пояснительная записка

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям – сиротам: выпускникам детских домов, коррекционных школ приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.

Поступая в училище, эти молодые люди, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы.

  • ведут иждивенческий образ жизни;

  • страдают от алкогольной зависимости;

  • совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

Большинство детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

Программа постинтернатной адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей строится на основе пяти разделов:

  • Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса)

  • Социально-педагогическое консультирование

  • Социально-профилактическая работа

  • Социальное воспитание

  • Защита прав и интересов выпускников



Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в возрасте от 18 до 23 лет для успешной социализации и интеграции в общество.

^ Задачи программы:

1. Создание социально-педагогической среды, обеспечивающей психологическую комфортность и социальную поддержку воспитанникам.

2. Поддержка воспитанников в решении проблем их самообеспечения, реализация собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

3. Оказание содействия в закреплении социальных гарантий воспитанников, решении вопросов их жизнеустройства.

4. Развитие новых форм и технологий деятельности по постинтернатной адаптации и сопровождению.

5. Обеспечение индивидуального комплексного сопровождения процесса постинтернатной адаптации.

6. Проведение диагностики и коррекции процесса постинтернатной адаптации.

^ Методологические основы программы

- личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);

- концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).

^ Теоретическую основу программы составили:

- гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);

- теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);

- теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);

- положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);

- концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);

- исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).

Принципы, на основе которых реализуется программа

  1. Принцип гуманизма

  2. Принцип демократизации отношений

  3. Принцип индивидуального личностного подхода

  4. Принцип природосообразности

  5. Принцип творчества и свободы

  6. Принцип свободы и выбора

  7. Принцип деятельности

  8. Принцип культуросообразности

  9. Принцип комплексности и целостности

  10. Принцип научности.

  11. Принцип систематичности и последовательности

  12. Принцип мультидисциплинарности

Программа основывается на социально - педагогические технологии:

  1. Технология гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили

  2. Технология педагогической поддержки - О.С. Газман

  3. Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд

  4. Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.

^ Методы работы, используемые в программе:

- теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

- методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

- практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);

- метод социологического исследования по адаптации выпускников;

- методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);

Техники работы, используемые в программе:

  • самораскрытия;

  • убеждения;

  • установления логических взаимосвязей;

  • разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;

  • выявления социального "Я";

  • обучения поиску информации.

Программа включает пять разделов:

1. Основные понятия

2. Социальная адаптация

3. Проблема адаптации детей-сирот к современным социально-экономическим условиям

4. Структура и функции службы социальной адаптации обучающихся в учреждении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

5. Примерная программа социальной адаптации и сопровождения воспитанника и выпускника областного государственного образовательного учреждения


  1. ^ Основные понятия


Социальная адаптация – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к социализации личности.

^ Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы

^ Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

^ Управленческая адаптация без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

^ Экономическая адаптация – это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов.

^ Педагогическая адаптация – это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.

Психологическая адаптация – это процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно.

^ Профессиональная адаптация – это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностями конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности человека к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин

^ 2. Социальная адаптация
Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс, и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основной целью (результатом) целенаправленной работы по социальной адаптации в совремённых условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.

Социальная адаптация детей-сирот, является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

Процесс социальной адаптации состоит из нескольких этапов:

Первый этап – подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.

Второй этап – включение в социальную группу, предполагающее помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения.

Третий этап – усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.

Четвертый этап – устойчивая социально – психологическая адаптированность, характеризующаяся способностью разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды.

^ 3. Проблема адаптации детей-сирот к современным социально-экономическим условиям

В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, автоматизация, активизация личности.

Решение этих задач, противоречивых и единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автоматизация – реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке.

Воспитанники детского дома, коррекционных школ выходя за порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.

У детей нет собственного личного пространства, где ребёнок мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством может считаться стены над кроватью, которую ребёнок может украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем.

Наиболее серьёзным следствием сиротства является утрата «базового доверия к миру», без которого становится невозможно развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде.

Без этих новообразований ребёнок не может стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата «базового доверия к миру» проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребёнка и формировании невротического механизма.

Трудности социализации порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процесса, т.е. непринятие норм отношений, складывающихся в социуме.

Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранение от окружающего мира), отставание в развитии.

Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет социум.

Критерии преодоления трудностей социализации:

  • социальная адаптированность – способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть социально-ролевым поведением;

  • устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств;

  • готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению.

Таким образом, социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемого в общение и деятельности.

Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени.

Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Социальный педагог создает условия для адаптации детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции.

Дезадаптация детей-сирот (неадекватность поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включен человек), хоть и находится в пределах нормы, но все же гораздо выше, чем у их сверстников, живущих в семьях. У детей-сирот так же выше уровень непринятия себя (расхождение между «Я – идеальным» и «Я – реальным» представлениями о себе), непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль. Как дети, живущие в семьях, так и дети-сироты ведомы. Уровень ухода от решения проблем у воспитанников превышает аналогичный показатель учащихся. В целом анализ данных показателей позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация воспитанников детского дома хоть и находится в пределах нормы, но немного ниже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях.

Таким образом, чрезмерная опека и забота патронатных воспитателей лишает детей самостоятельности.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа постинтернатного сопровождения учащихся из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет и выпускников Государственное образовательное учреждение iconПоложение об организации постинтернатного сопровождения лиц из числа...
Настоящее Положение устанавливает порядок организации постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся...

Программа постинтернатного сопровождения учащихся из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет и выпускников Государственное образовательное учреждение iconО порядке и размере обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без...
На основании Закона Мурманской области от 28 декабря 2004 года №568-01-змо «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот,...

Программа постинтернатного сопровождения учащихся из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет и выпускников Государственное образовательное учреждение iconЗаконов от 08. 02. 1998 n 17-фз
Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без...

Программа постинтернатного сопровождения учащихся из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет и выпускников Государственное образовательное учреждение iconРоссийская федерация федеральный закон
Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без...

Программа постинтернатного сопровождения учащихся из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет и выпускников Государственное образовательное учреждение iconСлужбе сопровождения
Целью деятельности Службы является осуществление отдельных полномочий в сфере опеки, попечительства и патронажа по обеспечению приоритета...

Программа постинтернатного сопровождения учащихся из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет и выпускников Государственное образовательное учреждение iconИнформационная справка по обеспечению занятости детей-сирот и детей,...
И детей, оставшихся без попечения родителей Агентством занятости населения осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости...

Программа постинтернатного сопровождения учащихся из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет и выпускников Государственное образовательное учреждение icon«Законный представитель»
Государственное бюджетное образовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат №8 для детей-сирот и детей, оставшихся...

Программа постинтернатного сопровождения учащихся из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет и выпускников Государственное образовательное учреждение iconПубличный доклад
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Специальная (коррекционная) школа-интернат №8 для детей-сирот...

Программа постинтернатного сопровождения учащихся из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет и выпускников Государственное образовательное учреждение iconУчет и устройство детей в возрасте до 18 лет, оставшихся без попечения родителей
Российской Федерации, на который возложены функции по опеке и попечительству над несовершеннолетними гражданами и регионального оператора...

Программа постинтернатного сопровождения учащихся из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет и выпускников Государственное образовательное учреждение iconУчреждения (по уставу)
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница