Урок истории по теме "Коррупция и антикоррупционная стратегия в современной России"




Скачать 259.85 Kb.
НазваниеУрок истории по теме "Коррупция и антикоррупционная стратегия в современной России"
страница1/3
Дата публикации06.04.2013
Размер259.85 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Право > Урок
  1   2   3
Урок истории по теме "Коррупция и антикоррупционная стратегия в современной России"

Грунина Наталья Валентиновнаучитель истории

Цели урока: создать условия

  • для закрепления и обобщения  информационной компетенции учащихся через осмысление понятия коррупция, ее сущности, причин, форм проявления, стратегии борьбы;

  • для самореализации учащихся в работе с материалами СМИ, в создании собственных образов данной темы через синквейн;

  • воспитания коллективизма и чувства ответственности при работе в группе.

Ход урока

Введение теоретических знаний. На экран проецируются изображение (Рисунок 1)

рис.1

Учитель: О коррупции в наши дни много пишут и говорят. Это обстоятельство порождает политические спекуляции, жонглирование цифрами и сокрытие за этой дымовой завесой действительного значения для будущего страны этой проблемы. На предыдущих уроках мы с вами  видели, что уже на уровне определения коррупции и причин ее разрастания  существуют разные, порой, полярные точки зрения. Но в том, что коррупция существует, в той или иной мере, во всех странах, где существует управленческий аппарат, потому что тесно связана с властью и управлением, исследователи практически единодушны. Профессор Яков Ильич ГИЛИНСКИЙ считает, что сегодня коррупция вписана в систему государственного управления. Если по мановению палочки ликвидировать завтра всю коррупцию, то государство встанет. Потому что отсутствуют механизмы государственного управления, исключающие коррупцию. Мерами уголовного воздействия ни одной экономической, политической, социальной проблемы решить нельзя. От санкций вообще ничего не зависит. Отдельные частные случаи можно решить, но не проблему в целом.

По мнению С. Глазьева, например, “коррупция фактически сделала наше государство неработоспособным…государство перестало существовать не просто как отдельный институт. Оно превратилось в некий набор структур, находящихся в состоянии круговой поруки, утратило механизмы ответственности за принятие решений”.

В 2010 году по борьбе с коррупцией Россия заняла 154 место (всего исследованы 178 стран).  В 2010 году Следственный комитет, тогда еще при прокуратуре, выявил около 12 тыс. фактов взяточничества. А в суд было направлено 1557 уголовных дел. По действующему закону, если коррупционера поймали с поличным, ему грозит только лишение свободы. А полученные незаконным путем деньги далеко не всегда отбирают и не особенно разыскивают. Поэтому Президент Д.А.Медведев предложил увеличить штрафы за взятки, вплоть до стократного. Логика такая: чем больше взял, тем больше отдашь государству. Но при этом, как ни странно, коррупционер не лишается навсегда права вновь занять «доходную» должность. Он может заплатить штраф, и начать воровать снова. Некоторые считают, что Президент по сути легализовал коррупцию в особо крупных размерах.

Профессор Павел Александрович КАБАНОВ в своём докладе на семинаре Международного криминологического клуба высказал мнение, что имитация борьбы с коррупцией преобладает над самой борьбой с коррупцией. Субъекты российской федерации заказывают антикоррупционные экспертизы, чтобы отчитаться на своих сайтах о выполнении планов и программ с одним чётким указанием: результаты должны устраивать правовое управление, которое является и разработчиком, и одновременно заказчиком результатов экспертизы.

Кампания по борьбе с коррупцией отвлекает внимание населения от решения более насущных проблем. По результатам социологического опроса среди населения проблема коррупции по степени значимости оказалась на 12-13 месте. В то время как на первом месте стоит опасность безработицы, опасность экстремизма. Так значит ли это, что коррупцию победить невозможно? Профессор Семён Яковлевич ЛЕБЕДЕВ – президент клуба московских криминологов – полагает, что нет более лукавой темы, нежели тема коррупции. Потому что вся борьба с так называемой коррупцией и есть главный источник коррупции. Коррупция – это стержневая основа российской экономики! Бороться с коррупцией совершенно невозможно, потому что вся система государственной власти вокруг этого явления строится.

Исследователи, политики, ученые предлагают разные варианты борьбы с коррупцией. Так, большинство исследователей сходятся во мнении, что основным наказанием для коррупционеров должны быть не штрафы, а лишение права заниматься определенной деятельностью.

Профессор Василий Борисович МАЛИНИН предлагает узаконить использование различных видео и аудиоподслушивающих средств обычных граждан для сбора доказательств о фактах коррупции. Сейчас это возможно лишь с санкции суда. А без санкции суда, если будем тайно записывать вымогательство чиновника или гаишника, мы сами можем попасть под 138 статью УК РФ.

Профессор Вадим Вячеславович КОЛЕСНИКОВ считает, что так называемая «деловая коррупция» возникает в результате отсутствия свободы экономической деятельности. Всё взаимосвязано: если нет свободы в экономической сфере – нет её и в политике. Бороться уголовно-правовыми методами с коррупцией совершенно бесполезно. Нужно внедрять новые институты, как в политике, так и в экономике. В политике это сменяемость власти, политическая конкуренция, свобода выборов и т.д. Очень важный институт страхования и компенсации. Он решает многие проблемы. Когда каждый из нас будет застрахован на миллион долларов, страховая компания не допустит контрафактные детали в самолётах, плохой керосин и слабую систему безопасности в аэропортах.

Кандидат юридических наук Андрей Петрович ДАНИЛОВ рассказал, что в Германии проблема коррупции появилась в последние двадцать лет. Для Германии характерна проблема «большой коррупции». Полицейские у них взяток не берут. В России была экономическая свобода, но привела она к преступной приватизации, в результате которой 95% того, что должно принадлежать всем, принадлежит 5%. Те, кто составляют основную опасность для нашего общества, правят и продолжают обогащаться.

Доцент Игорь Николаевич ЛОПУШАНСКИЙ полагает, что у нас борьба с коррупцией в управленческих структурах возлагается на сами же управленческие структуры. Мы не видим ни одного органа, который бы мог осуществлять экспертную оценку коррупционной деятельности со стороны. Везде есть коррупция, только уровень распространённости разный. Инвестиции идут в коррумпированные страны, такие как Индия, Китай. Мы, конечно, можем ужесточить наказание для коррупционеров. Но в Китае даже расстрелы не помогают, и коррупция там растёт. У нас одной из важнейших причин роста коррупции – отсутствие оппозиционных политических структур. У нас нет не ангажированных средств массовой информации, которые могли бы свободно говорить о коррупции.

Профессор Дмитрий Анатольевич ШЕСТАКОВ считает, что коррупция существует на всех уровнях общественной жизни: от самой обыденной до самой верхней (на государственном уровне), и ещё выше – в надгосударственном уровне. Никого не удивил тот факт, что раскрыта система коррупционная, когда прокуратура покрывала подпольные казино, и вскрыли эту систему только после смена мэра Москвы. Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, почему это так происходит. Прошедший финансовый кризис это коррупционное явление. Соответствующие круги сверхбогатых людей, контролирующих банковскую систему, забрали деньги из банков, украли посредством различных мошеннических операций. Банкиры – это «рафинированные преступники». Первый фактор коррупции это корысть, стремление жить лучше. Второй фактор – экономическая целесообразность. Третий фактор – это бездуховность.

Таким образом, мы видим, что  коррупция – это система. И сложилась она по многим причинам. И меры борьбы с ней тоже не могут быть простыми и быстрыми. Поэтому сегодня мы попытаемся все же определить, что есть коррупция и почему за последнее десятилетие уровень ее в России стал угрожать самой российской государственности. А речь действительно идет об угрозе. Какие меры будут адекватны ее масштабам.

^ Организация исследовательской работы учащихся: Учащиеся делятся на 5 групп, которые работают с выдержками из Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", с материалами опросов общественного мнения 2008 года  и СМИ (статьи из газет, которые учащиеся должны были найти и подготовить, получив домашнее задание на прошлом уроке). В группе примерно 5 человек, значит, каждый будет задействован в групповой работе, если распределить задания, но обсудить их перед общим отчетом. Каждый несет ответственность за всю группу.

^ Группа №1.

1) проанализировать ст. 4 закона, ответив на вопрос: «Достаточно ли предложенных мер в данном направлении в борьбе с коррупцией, что бы вы изменили, дополнили?

^ 2) проанализировать таблицу, сделав выводы.

Ответы на вопрос: "Если Вам приходилось давать взятку, то каким образом?"  (2008 г., % от общего числа опрошенных)

Ответы

Москвичи

Владивостокцы

Волгоградцы

Воронежцы

В т.ч. предприниматели

Сами предложили

11

10

11

12

20

Вымогали взятку

13

3

9

2,5

34

Дали понять, что просьба будет удовлетворена за денежное вознаграждение

28

26

43

42

54

По обоюдному желанию

14

18

18

17

24

^ 3) дать оценку цитаты и высказать свое мнение.

"Коррупция в России процветает, без взяток ничего нельзя сделать. И власть никак не решится что-то по-настоящему предпринять. Почти все институты действуют вольно, ненаказуемо. А элиты пекутся не о стране, а о собственном доходе, собственной шкурной выгоде. Лишь изменение политической системы в стране принесет какие-то реальные плоды". (Михаил Горбачев, первый президент СССР)

^ 4) ознакомить учащихся со статьей СМИ, дав ей оценку.

Группа №2.

1) проанализировать ст. 6 закона, ответив на вопрос: «Достаточно ли предложенных мер в данном направлении в борьбе с коррупцией, что бы вы изменили, дополнили?

^ 2) проанализировать таблицу, сделав выводы.

Ответы на вопрос: "Если Вы давали взятку, то за какие услуги?" (2008 г., % от общего числа опрошенных)

Ответы

Москвичи

Владивостокцы

Волгоградцы

Воронежцы

В т.ч. предприниматели

При лицензировании

8

4

7

7

22

За медицинские услуги: операции, лечение в больнице, получение лекарств по льготным ценам и т.п.

18

14

21

17

43

За педагогические услуги: при поступлении в вуз, сдаче зачетов, экзаменов, получении диплома и т.п.

11

10

12

25

22

В правоохранительной сфере: при непринятии мер по факту преступления, смягчении наказания и т.п.

7

5

4

9

16

В ГАИ при сдаче экзаменов, прохождении техосмотров, при нарушении ПДД

28

26

15

18

43

По месту своей службы

4

3

4

11

7

В налоговой инспекции

8

6

7

2

19

В таможенных органах

5

4

5

5

10
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок истории по теме \"Коррупция и антикоррупционная стратегия в современной России\" iconУрок по теме «Разложение квадратного трехчлена на множители» 8 класс (творческая разработка)
Место урока в системе уроков по теме: Первый урок в теме «Решение квадратных уравнений»

Урок истории по теме \"Коррупция и антикоррупционная стратегия в современной России\" iconКурса «Светская культура России XVIII xix веков» в системе педагогического...
России XVIII века», «История изобразительного искусства», «Вспомогательные исторические дисциплины». Освоение данной дисциплины является...

Урок истории по теме \"Коррупция и антикоррупционная стратегия в современной России\" iconКлассный час по теме: "Коррупция в мире и в России"
Подготовительная работа: поручения ребятам, помощь в подборе литературы, социальный опрос

Урок истории по теме \"Коррупция и антикоррупционная стратегия в современной России\" iconУрок по истории России по теме: "Происхождение славян"
Еще в начале XVII века русский летописец, монах Киево-Печерского монастыря Нестор, который являлся составителем знаменитой летописи...

Урок истории по теме \"Коррупция и антикоррупционная стратегия в современной России\" iconУрок английского языка по теме «Отдых в Британии и России»

Урок истории по теме \"Коррупция и антикоррупционная стратегия в современной России\" iconУрок с использованием технологии развития критического мышления в 7 классе по теме «Фестивали»
Мы реши ли показать модель урока с использованием технологии развития критического мышления по теме «Фестивали», так как эта тема...

Урок истории по теме \"Коррупция и антикоррупционная стратегия в современной России\" iconУрок по истории в 5 классе по теме: «Древний Египет»
Оборудование: карта «Древний Египет», кроссворд, рисунки детей с изображением богов

Урок истории по теме \"Коррупция и антикоррупционная стратегия в современной России\" iconУрок истории в 8-м классе по теме "Блокада Ленинграда"
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой...

Урок истории по теме \"Коррупция и антикоррупционная стратегия в современной России\" iconУрок является заключительным по теме «Вашингтон»
Урок предназначен для учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы

Урок истории по теме \"Коррупция и антикоррупционная стратегия в современной России\" icon«Трудные случаи пунктуации при однородных членах предложения» и диктант...
В мо учителей гуманитарного цикла работают 8 человек: с высшей категорией 4 человека (Полещук В. Ф., Силюнцева Т. М., Кожевникова...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница