Собственность




Скачать 81.52 Kb.
НазваниеСобственность
Дата публикации02.04.2013
Размер81.52 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Право > Урок
МКОУ Добрятинская средняя общеобразовательная школа

Гусь-Хрустального района Владимирской области

Собственность
Учитель: ИВАНОВА КЛАВДИЯ НИКОЛАЕВНА

Стаж педагогической работы – 46 лет

Должность: учитель обществознания

Адрес: 601580, пос. Добрятино, ул.Горького,

д.3, Гусь-Хрустальный район, Владимирская область


Предмет: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Класс: 8

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема урока: Собственность

Цели и задачи урока:

  1. Подвести учащихся к пониманию основной сути собственности, показать какими правомочиями обладает собственник..

  2. Способствовать повышению уровня первичной экономической и правовой компетентности учащихся.

  3. Продолжительность формирования умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия: собственность, имущественные отношения, право собственности, владение, использование, распоряжение; домашние задание.
Оборудование: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

План изучения нового материала.

1.Имущественные отношения

2.Собственность

3.Формы собственности

4.Защита права собственности.
1.Имущественные отношения

- Вероятно трудно найти человека, который отрицал бы важную роль вещей в жизни. Приведите пример вещей, которыми пользовался первобытный человек и которыми пользуетесь вы. (ответы учащихся).

Вещи, используемые человеком, окружающие его и служащие ему, становятся частью облика и внутреннего мира человека.

а) Работа с учебником: стр.101-102

Задание: прочитать раздел «Имущественные отношения» и ответить на вопросы:

- Что такое имущество? (это то, что находится в вашем владении, пользовании и распоряжении);

- Что называют имущественными отношениями? (отношения по поводу собственности).

2. Собственность.

Задание 1. Запишите слова –ассоциации к слову «собственность».

Задание 2. Запишите в тетрадь, что есть у вас в собственности? (обсуждение ответов учащихся)

- Важным показателем уровня жизни каждого человека является принадлежащая ему собственность. Собственность гражданина может состоять из движимого и недвижимого имущества бытового характера; ему может принадлежать земля, скот, сельскохозяйственные машины; он может владеть магазином, заводом, фабрикой.

- А какие формы собственности гарантирует гражданам нашей страны Конституция РФ?


2. Работа с Конституцией РФ, стр.8.
Вопрос: какие формы собственности есть в нашей стране?(частичная- личная и общая; государственная – федеральная и собственность субъектов РФ; муниципальная и иные формы собственности – собственность общественных организаций, иностранцев, совместных предприятий).
3. Работа с Конституцией РФ, ст.35.

1.Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Вопрос: исходя из ст.35 Конституции РФ определите, какие полномочия принадлежат собственнику имущества? (ст.35, п.2: владение, пользование, распоряжение).

Вопрос: Как вы думаете, в чем заключается право пользования? (возможность получать от вещи пользу);право владения? (возможность иметь имущество в своем хозяйстве); право распоряжения? (возможность определять судьбу вещи: продать, сдать в аренду и т.д.).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия. Не противоречащие закону.

Задание. Приведите примеры по правомочиям собственника. (ответы учащихся).

В начале урока вы записали в тетрадях примеры вещей, которыми владеете.

- Каким образом вы стали владельцами вещей? (ответы учащихся).

Итак, можно выделить следующие способы:

  1. первоначальные способы (вне зависимости от права предшествующего собственника).

-вновь создаваемое имущество, сбор общедоступных вещей, например, грибов, ягод и т.д.; находка, клад.

2) производные способы- приобретение по договору купли-продажи, поставки, наследование и т.д.

Практическая работа (работа ситуаций).

Ситуация 1. Ваши родители сняли на лето дачу. В чем отличие прав вашей семьи по пользованию и распоряжению этой дачей по сравнению с правами соседа по участку, который живет в собственном летнем доме. (сосед владеет, пользуется и может распоряжаться своим летним домом, а вы можете только пользоваться).

Ситуация 2. Вы получили учебник в школьной библиотеке. В каких рамках вы осуществляете в отношении этого учебника право владения, распоряжения? (ответы учащихся).
Вопрос: Каким образом собственник может защищать свое право собственности?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебникам на стр.105-106, текстом Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ.

(Закон предоставляет возможность собственнику защищать свое право собственности. Об этом говорится в ст.35, п.1 Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ).

Работа в группах. (Группа получает задание,, обсуждает ситуацию и дает ответ).

Ситуация 1. (для первой группы).

В связи с угоном автомобиля, которому в период незаконного владения ( до возвращения собственнику) был нанесен существенный вред (помят корпус, сломаны тормоза), суд принял решение о сумме возмещения ущерба, который должен получить законный владелец от виновного в понесенных имущественных потерях.

Ситуация 2. (для второй группы).

Орган опеки и попечительства обратился в суд, выразив протест против продажи матерью несовершеннолетнего приватизированной ею квартиры, т.к. в результате этого её несовершеннолетний сын оказался лишенным жилой площади. Суд объявил сделку недействительной.

Ситуация 3. (для третьей группы).

Районное жилищное управление обратилось в суд с иском к гражданину П., требуя освободить самовольно занятую им квартиру. Суд удовлетворил иск, одновременно возложив на гражданина П. обязанность возместить судебные издержки.

Задание. Проанализируйте ситуацию, связанные с судебной защитой прав собственности и имущественных интересов лиц и определите применительно к каждой митуации, какой вариант защиты права собственности и имущественных интересов граждан иллюстрируется этим примером. (ответы учащихся).
III. Закрепление материала.

Тема. Собственность.

Часть А. Тест.

А1. Завод по производству оружия- это объект собственности:

1)государственной

2)муниципальной

3)частной

4)общественных организаций.

А2. Какие формы собственности не перечислены в Конституции РФ:

1)колхозная

2)социалистическая

3)государственная

4)частная

5)церковная

6)муниципальная

7)криминальная

А3. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника:

1)распоряжаться

2)пользоваться

3)владеть

4)дарить

А;. Дедушка завещал внучке свою квартиру , а сыну и дочери – загородный дом и участок. Какое право собственника проявилось в этих действиях?

1)владеть

2)пользоваться

3)наследственность

4)распоряжаться.

Часть В.

В1. Установите соответствие между объектами и формами собственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Объект собственности

Форма собственности

1.пограничная застава

2.районная поликлиника

2.швейнный кооператив

4.национальный природный заповедник

5.семейное кафе

А)государственная

Б)частная

В)муниципальная


В2. Вставьте слово, попущенное в схеме



Собственность




?




Федеральная и субъектов РФ




Муниципальная




Собственность общественных организаций


В3. Соотнесите понятия и их определения


  1. владение а) извлечение из имущества полезных свойств

  2. использование б) возможность изменения принадлежности, состояния,

  3. распоряжение назначения имущества.

в) обладание вещью, создающее для обладателя

возможность непосредственного воздействия.

IV. Подведение итогов урока.

- Почему необходимо регулировать имущественные отношения?

- Что значит быть собственником?

V. задание на дом: проработать парагр.13 учебника. Стр.107 (зад.1-3, письменно 1 задание).

Литература для учителя.

1.Обществознание; учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова-М.,2010

2.Опорный конспект школьника по экономике Н.А.Заиченко,-М.,Вита-пресс,2004

3.Экономика, учебник. И.В.Липсиц М., Вита-пресс, 2010

4.Правоведение, учебник, Никитин М., Просвещение.
Дополнительный материал к уроку

Эволюция собственности.


Период хозяйствования, территория

Что могло быть собственностью человека

Период натурального хозяйства

Предметы быта


XVI-XIIвв. до н.э.

Древний Египет

Дом, скот, рабы, семьи рабов, земля

III-II вв. до н.э.

Древний Рим

Дом, скот, рабы (но не семьи рабов), земля (даже раб мог иметь в собственности землю, дом, раба)

XI-XII вв.

Киевская Русь

Дом, скот, земля, холопы, долговое рабство (крестьянин продавал себя «на время»- до возвращения ссуды купцу)

XI-XVII вв.

Западная Европа

Дома. Стада, люди, земли, другие природные ресурсы, произведения искусства

XVIII в.

Западная Европа

Дома, стада, земли и другие природные ресурсы, произведения искусства, изобретения, фабрики

XIX-XX вв.

Дома, стада, земля и другие природные ресурсы, произведения искусства, изобретения, фабрики, патенты, акции, авторские права, торговые марки…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Собственность icon1. Развитие гражданского права в древности
Вначале землю брали на время (незакрепленная собственность или владение), но мало-помалу она превращалась в наследственное имущество...

Собственность iconВопросы к зачету по дисциплине
Интеллектуальная собственность: авторское право и смежные права, промышленная собственность

Собственность iconI. Общие положения
«Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена,...

Собственность iconАдминистративный регламент
Итум-Калин ского муниципального района муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной...

Собственность iconПроект массовой многопользовательской игры «Собственность»
В предыдущей записи я упомянул проект массовой многопользовательской игры «Собственность», которую разработала команда Сергея Борисовича...

Собственность iconУтверждено решением Бюро научной секции ран дома Учёных им. А. М....
Настоящее Положение определяет порядок, размер и сроки внесения вступительных взносов, членских взносов и целевых взносов членов...

Собственность iconРегламент по предоставлению муниципальной услуги «передача жилых...
По предоставлению муниципальной услуги «передача жилых помещений в собственность граждан»

Собственность iconПраво
Ключевые слова: уголовное законодательство, рейдерство, собственность, хозяйствующие субъекты

Собственность iconКвартирный вопрос
Фото Игоря Ватолина. Аренда — это не собственность, поэтому с хозяином приходится считаться

Собственность iconВозможные варианты обращения заявителя
Передача жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности мо го «Сыктывкар», в собственность граждан

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница