Пояснительная записка Данная рабочая тетрадь студента (далее ртс) является одним из учебно-методических пособий, обеспечивающих изучение курса «История политических и правовых учений»




НазваниеПояснительная записка Данная рабочая тетрадь студента (далее ртс) является одним из учебно-методических пособий, обеспечивающих изучение курса «История политических и правовых учений»
страница1/13
Дата публикации02.04.2013
Размер1.61 Mb.
ТипПояснительная записка
vbibl.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА
по курсу «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

Автор-составитель
Леусенко Д.А.

Ростов-на-Дону

2011

Пояснительная записка
Данная рабочая тетрадь студента (далее РТС) является одним из учебно-методических пособий, обеспечивающих изучение курса «История политических и правовых учений» студентами-юристами Ростовского филиала Российской академии правосудия.

Цель данного пособия – закрепить знания, полученные на лекциях, и сформировать у студентов навыки и умения самостоятельной работы с письменными источниками по курсу. Задачи курса: 1) ознакомить студентов с содержанием базовых политических и правовых концепций; 2) применить полученные знания по курсам ТГП, ИОГП, ИГПЗС в рамках анализа основных работ ведущих мыслителей Древнего Востока, Древней Греции и Рима, средневековой Европы и новоевропейского времени, а также работ мыслителей XX-XXI вв.; 3) развить у студентов способность юридически мыслить и систематизировать знания о закономерностях эволюции государственного строя, общественного развития, особенностях формирования социально-политических идеологий, формировании правовой идеологии и ее трансформации в современный период, содержащиеся в работах теоретиков права и политических философов, политических деятелей и практиков государственного строительства, изучаемых в рамках программы учебного курса.

Студенты сдают РТС не позднее 1 месяца до окончания семестра, пересылают заполненные тетради на электронный ящик группы для проверки. В течение последней недели перед началом сессии после проверки и допуска преподавателя выполненные задания рабочей тетради распечатываются и сдаются на кафедру ТИПГ.

РТС состоит из пояснительной записки, программы учебного курса, тематического плана учебного курса и материалов для самостоятельной подготовки. Каждая тема РТС содержит вопросы или практические задания, которые надлежит выполнить студенту. По результатам выполнения учебных тем РТС выставляется оценка по следующей бальной шкале: 1 – «единица» (если работа была не подготовлена в срок), 2 – «неудовлетворительно», 3- «удовлетворительно», 4 – «хорошо»; 5 – «отлично» по каждой теме. На основании оценок по каждой теме, результаты обобщаются и выводится итоговая оценка.

3-4. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

^ И В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

2.1. Политико-правовые представления в Древней Индии.
Ярким показателем высокого уровня развития культуры и науки в древней Индии являются политические теории, подробно изложенные в ряде сочинений. Политически школы стали складываться очень рано; уже в упаншпадах встречаются указания на существующую в тот период политическую науку (кшатра-видья). Богатый материал о политических учениях содержится в эпосе, шастрах, но наибольший интерес представляет, конечно, «Артхашастра» — политический трактат, авторства которого традиция связывает с Каутильей — министром маурийского царя Чандрагупты.

Это сочинение отразило длительную историю развития политической мысли: его автор полемизирует со своими предшественниками и как бы подводит определенный итог исканиям теоретиков школы «артхи». На основании некоторых свидетельств можно заключить, что традиция артхи складывалась вполне независимо от дхармической литературы, включение же ее в брахманские сочинения — дхармашастры — отражает более поздний период, связано с сознательным стремлением составителей шастр подчинить артху дхарме.

Привлекая свидетельства разнообразных источников для характеристики политической доктрины древней Индии, следует иметь в виду их разную направленность, принадлежность не только к неоднозначным, но и к противоборствующим традициям. Автор «Артхашастры» хотя и описывал неконкретное государство, исходил из известной ему практики политической жизни. Главный принцип рекомендованных им установок и образа действий — практическая выгода. Исходя из практических соображений, Каутилья высказывал даже идеи, противоречившие традиционным установлениям и религиозным брахманским нормам. Реалист и рационалист, он превыше всего ставил интересы государства. «Артха» в его понимании была центральным принципом, «дхарма» же в конечном счете рассматривалась как зависимая от нее.

По сравнению с «Артхашастрой» значительно более тенденциозны свидетельства дхармашастр, стремившихся защитить брахманские нормы и представить древнеиндийского царя как выразителя брахманской дхармы.

В целом ряде древнеиндийских источников (и не только в политических трактатах) затрагивается вопрос о причинах возникновения власти царя и системы государственного управления. Ставится он по-разному, различаются детали при его решении, но смысл ответа сходен: власть царя возникла для наведения порядка, для пресечения несправедливостей и строгого соблюдения норм дхармы. Древние индийцы осознавали и тот факт, что государство не существовало вечно, что оно было создано (появилось) при определенных обстоятельствах. Содержащиеся в источниках описания причин «рождения» власти царя часто связаны с описанием «четырех юг» (мировых периодов истории). В «золотой век» (Крита) люди были настолько добродетельны, вели себя столь достойно, что не нуждались в управлении, во власти царя. Падение нравственности породило жадность, гордость, зависть, в человеческом обществе воцарился «обычай рыб» ( matsya - nyaya ) — порядок, когда большие и сильные пожирают малых и слабых. Тогда (по соглашению между людьми или по божьему соизволению) и была установлена царская власть, призванная обеспечить защиту от опасностей и несправедливости. «Люди, одолеваемые обычаем рыб, сделали Ману Ваивасвата царем и определили шестую часть товаров и золота как его долю», — говорится в «Артхашастре» ( I. 13). Считалось, что царская власть спасает от анархии, ибо «наибольшее зло проистекает от безвластия». Древние индийские надписи. — ВДИ. 1962). Одной из важнейших задач государства — охрана дхармы четырех варн (Артх. I. 4; Ману VII. 35 и др.). Для высших варн это означало одно («Герои, благородные, почтенные мудрецы... разводящие коров и богатые должны защищаться в первую очередь»), для низших— совсем иное («Царь должен заставлять. непослушных рабов и кабальных должников выполнять свои обязанности») (Артх. II. 1). Царь должен был следить за строгим соблюдением варновых предписаний: «Следует побуждать вайшьев заниматься торговлей, ссужением денег в долг, земледелием, а также скотоводством, шудр — услужением дваждырожденным» (Ману. VIII. 410); «Низкорожденного, намеренно притесняющего брахманов, надо наказывать средствами, причиняющими телесные повреждения и вызывающими страх» (Ману. IX. 248).

В текстах многократно указывается на необходимость приме нения карательных мер. Представление о том, что наказани (данда) лежит в основе государственной деятельности, буквальн пронизывает политическую мысль древней Индии. Показательно что искусство управления часто называется «данданити» («наук о наказании») 48. «Наказание правит всеми людьми. Наказани же охраняет, Наказание бодрствует, когда все спят; мудры объявили Наказание [воплощением] дхармы... Если бы царь н налагал неустанно наказание на заслуживающих его, более силь ные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле, ворона стала б есть поминальное приношение и собака лизать жертвенную пищу никто не имел бы собственности ( svamya ) и произошло бы пере мешивание высших и низших. Все варны испортились бы, вс преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всег парода от нерешительности в применении наказания. Где идет черное, красноглазое Наказание, уничтожающее преступников, там подданные спокойны, если правитель хорошо наблюдает» (Ману VII. 18-25); «Если бы Наказание не охраняло, тогда установилось бы всюду смятение, все преграды были бы сокрушены и люди не отличали бы свое от чужого» (Мбх. XII. 15.33); «Нет ведь никакого другого средства удержать в своей власти живые существа, как [только] наказанием» (Артх. I. 4). Приведенные свидетельства показывают, что государство воспринималось прежде всего как средство для поддержания социальных и имущественных различий, соблюдения варновых делений и применения наказаний при охране собственности и власти имущих. Но обосновывалось это необходимостью сохранить дхарму, ритуальные предписания, спокойствие в стране, даже интересами подданных.

По древнеиндийской политической теории, монархическое государство ( rajya ) состояло из семи основных элементов (пракрити) или членов (анга): государь (свамин), министр (аматья), армия (данда), сельская местность (раштра), укрепленные города (дурга), казна (коша) и союзник (митра); степень важности каждого элемента определялась местом в этом списке. Первым всегда упоминался царь, олицетворявший единовластие, монархическую форму правления: «Царь — это царство: такова вкратце [суть всех] элементов государства ( raja rajyam iti prakrtisanikse - pah )» (Артх. VIII. 2). И это было не просто афоризмом. В древнеиндийской политической мысли очень долго сохранялось традиционное, восходящее к далекой древности представление о единстве царя и царства, о царстве, являвшемся как бы телом царя, и об элементах государства как о частях (членах) его тела. Благополучие страны зависит от царя: хорош царь (не только по умению управлять, но и по личным качествам — телесным, умственным и особенно моральным) — преуспевает страна, бедствует она, — значит, царь плох. В карму царя входила часть добродетели подданных, как и доля их пороков. Благополучно страны рассматривалось в прямой зависимости от «роста тела» царя, увеличения его царского «Я». Идея о структуре царства как «теле» царя могла сложиться в обществе, где «представить и соответственно описать царя переживающим царство... как собственную плоть мог только тот, кто сам воспринимал собственность как нечто неразрывно связанное со своей личностью», т. е. даже такие важнейшие институты, как государство и царская власть, рассматривались в прямой связи с понятием «собственность», прежде всего личная. Таким образом, вся структура власти от ее низших до верхних звеньев (в лице царя) воспринималась как основанная на едином принципе — принципе собственности.

Понятна и возлагаемая на царя главная задача — охрана страны и подданных. Если царь не мог обеспечить возвращение потерпевшему похищенного у него имущества, то должен был возместить убыток из своей казны. Представление о царе-защитнике восходило, очевидно, к очень древней традиции о главе общины, племени, рода как вожде, первом среди равных, функцией которого считалась охрана сообщинников, соплеменников, сородичей. Сходным образом толковались и ритуальные действия, совершаемые царем, и тогда, когда действительные условия уже наметно отличались от старых племенных отношений, когда главными были совершенно иные задачи — поддержание власти имущих и незыблемости социальных делений.

Царь считался главой администрации, он назначал своих советников, высших должностных лиц и осуществлял контроль за их деятельностью. Царь был и верховным судьей, и если он не разбирал дела лично, то поручал их назначенным им судьям (Ману VIII. 10). Древние авторитеты подробно разрабатывали вопрос о государственном аппарате, о центральной и местной администрации, об обязанностях чиновников разных рангов, о их оплате. Специальное внимание уделялось положению пурохиты. Судя по «Артхашастре» и дхармашастрам, он постепенно утрачивал свое первенствующее значение. В «Законах Ману» (VII, 87) он уже обычный чиновник, назначаемый царем, хотя ему еще принадлежала немалая роль при дворе. Он был советником царя по делам культа, воспитателем его сыновей, верховным придворным жрецом, стоявшим над другими жрецами, которые совершали домашние обряды и жертвоприношения для царя. Он же, вероятно, исполнял магические обряды во время стихийных бедствий (Артх. IV. 3) и устраивал гадания по поводу начала и исхода особо важных государственных дел.

Царь должен был следить за соблюдением варновых предписаний: «Следует побуждать вам заниматься торговлей, ссужением денег в долг, земледелием, а также скотоводством, шудр — услужением дваждырожденным. (Ману. VIII. 410); «Низкорожденного, намеренно притесняю брахманов» надо наказывать средствами, причиняющими телесные повреждения и вызывающими страх» (Ману. IX. 248).

В текстах многократно указывается на необходимость сохранения карательных мер. Представление о том, что наказание (данда) лежит в основе государственной деятельности, буквально пронизывает политическую мысль древней Индии. Показательно, что искусство управления часто называется «данданити» («и о наказании»). «Наказание правит всеми людьми. Наказание же охраняет, наказание бодрствует, когда все спят; без него все варны испортились бы, преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение и парода от нерешительности в применении наказания. «Нет ведь никакого другого средства удержать в своей власти живые существа, как [только] наказанием» (Артх. I. 4). Данные свидетельства показывают, что государство воспринимают прежде всего как средство для поддержания социальных и имущественных различий, соблюдения варновых делений и применения наказаний при охране собственности и власти имущих. Обосновывалось это необходимостью сохранить дхарму, ритуальные предписания, спокойствие в стране, даже интересами подданных.

Вопрос о взаимоотношении царя и придворного жреца — тема, часто обсуждаемая в различных источниках. Она была непосредственно связана с более общей и острой проблемой о царской и жреческой власти — фактически об оценке роли кшатрийского и брахманского сословий в политической и общественной жизни. Политическая власть в лице кшатриев старалась не только фактически, но и идеологически обосновать свой приоритет, свое первостепенное значение в государстве; столь же ревностно стремились утвердить свои права на роль вершителей судеб страны да божественную предопределенность своего статуса брахманы История древней Индии наполнена сложными взаимоотношениями этих двух соперничавших социальных групп.

В политических доктринах детальнейшим образом была разработана система налогового обложения. Основным считался, вероятно, налог с сельского населения в виде шестой доли (шадбха та) урожая зерна. Основанием для налогового обложения считалась царская защита подданных, а не верховная собственность царя на землю. Царь собирал налоги, осуществляя функции публичной власти. Древние индийцы различали земельную собственность частных лиц, общины и царя (царские земли); и это нашло отражение в политической доктрине, было зафиксировано, в.частности, в «Артхашастре». Политические авторитеты старались обосновать и возможность увеличения налогов. В некоторых случаях разрежалось, например, взимание четвертой (Ману X. 118) и даже третьей (Артх. V. 2) доли зерна. «Всякое дело зависит от сокровищницы», — отмечается в «Артхашастре» (П. 8). При изложении принципов налоговой политики царю рекомендуется быть умеренным: «Как мало-помалу поглощает пищу пиявка, теленок и пчела, так мало-помалу царь должен получать от страны ежегодный налог». «Не следует подсекать корень свой и других чрезмерной жадностью, ибо подсекающий корень губит себя и других.

Большое внимание индийские мыслители уделяли разработка внешнеполитической концепции. Главный принцип заключался в захвате чужих территорий и добычи, в усилении своего политического влияния для получения дани и в защите собственной независимости.

В основе внешнеполитической концепции лежала теория «круга государств» (мандала), согласно которой отношения между странами определяются их географическим положением: всякий сосед — обычно враг, сосед соседа — друг, сосед друга — враг и т. д.

Древнеиндийские теоретики насчитывали шесть форм политики: мир (сандхи), война (виграха), поход (яна), выжидание (асана), двойственная политика (двайдха) и поиски помощи (самшрая). И сами термины, и их толкования не вызывают сомнения в том, что основным состоянием была война. Мир рассматривался только как подготовка к ней. При благоприятных условиях дарю всегда надлежало стремиться к войне: «Весь мир страшится всегда готового к войне, поэтому все живые существа следует подчинять именно силой». Впрочем, имеется достаточно предписаний, предлагающих применять другие формы политики и к войне прибегать только в крайнем случае. В рекомендациях теоретиков постоянно перечисляются вероломство, тайные убийства и предательство. Особенно примечательна в этом отношении «Артхашастра»: выдвижение на первый план государственного интереса, откровенное признание правомерности любых средств для достижения политических целей вполне оправдывают эпитет, данный современными учеными ее предполагаемому автору Каутилье, — «древнеиндийский Макиавелли».

Существовали и моральные правила ведения войны. В дхармашастрах упоминается ряд из них, например запрещения использовать некоторые виды оружия (отравленное), убивать сдающихся, не участвующих в битве (лагерную прислугу) или неспособных сражаться (спящих, безоружных, тяжелораненых и пр.) Однако на практике эти нормы, конечно, нарушались: древние индийцы хорошо знали смысл весьма циничного правила — сильный всегда прав (Мбх. XII. 132.6-7).

При всей важности внешнеполитических задач, стоявших перед государством, главными считались внутриполитические. «По сравнению с внешней смутой внутренняя является более опасной», — утверждается в «Артхашастре» (VIII. 2). Царь никому не доверял — ни родственникам, ни знати, ни слугам, ни союзникам: «Главная мысль всех трактатов о политике — всеобщее недоверие» (Мбх. XII. 136.187). Мудрец Парада поучающе вопрошал царя Юдхиштхиру: «Охраняешь ли ты, о царь, прежде всего себя от дворцовых и прочих слуг, их от твоих родственников и друг от друга?» (Мбх. П. 5.58).

Становится попятным, почему во всех сочинениях, посвященных государственному управлению, столь важное место отводится секретной службе: ни одно мероприятие по охране внутренней или внешней безопасности не проводилось без участия шпионов. В источниках подробно разбираются вопросы их вербовки, специальной подготовки и использования.

Заметное место в политической теории занимал вопрос о структуре государства; были разработаны «критерии» идеальной сельской местности (в ней должны были жить «трудолюбивые земледельцы»), правила распределения земельных дарений, учитывались многие детали взаимоотношений царской власти с общинами, частными собственниками, с ремесленными и торговыми объединениями. Сохранение древних традиций общинной структуры нашло отражение и в описании структуры государства: царь выступал даже перед своими советниками и чиновниками как «кормилец», как хозяин своих слуг, а сановники рассматривались как помощники и друзья, получавшие от главы государства содержание («пищу царя»).

Политические авторитеты большое внимание уделяли экономической политике: предусматривались разнообразные меры по борьбе с голодом, стихийными бедствиями и вместе с тем по увеличению казны за счет выгодных торговых сделок, покупки чужеземных товаров и т. д. Частью экономической политики считалась строгая регламентация полевых работ, распределения урожая, ремесленной продукции и т. д. Каутилья считал вартту — учение о хозяйстве — годной из основ политики»: он резко полемизировал со своими предшественниками, которые недооценивали важность вартты как части «науки о политике».

Древние политические авторитеты знали о существовании наряду с монархиями и немонархических, республиканских объединений, понимали их значительную силу: подробно были разработаны методы ведения борьбы с ними, ибо, согласно Каутилье, они неодолимы из-за своей сплоченности. «Артхашастра» рекомендует царю не только открытые военные столкновения с «республиками», но и установление с ними мира, договорных отношений или применение против них тайных средств для подрыва внутреннего единства. «Привлечение на свою сторону объединения является более существенным, чем приобретение войск или союзников».

Существенно, что автор «Артхашастры» — защитник интересов центральной власти — включил в свой трактат и советы лидерам объединений: им следовало сопротивляться политике единовластия царя, быть готовыми к его обманам и интригам, вести в своих странах гибкую внутреннюю политику, согласовывать свои действия с намерением других членов объединения, т. е. не нарушать основных принципов структуры «немонархических объединений ».

В политических учениях древней Индии специальное внимание уделялось разработке вопросов дипломатии. Каутилья при обосновании собственных взглядов остро полемизировал со своими оппонентами, излагал их концепции «дипломатической игры». В «Артхашастре» подчеркивается важность дипломатического урегулирования сложных политических и военных вопросов, тщательно разработаны инструкции для послов, очерчены условия их назначения. Главным критерием считались деловые качества и способности представителей страны. Показательно, что трактат отразил возникновение принципа дипломатической неприкосновенности. Величайшим грехом считалось убийство посла, даже если он происходил из «низкой касты» или совершил недостойный поступок.

Важная черта трактата Каутильи, что, впрочем, было свойственно и другим политическим школам, — рассмотрение политического знания в непосредственной связи с наукой в целом. Автор посвятил специальный раздел («Методика») установлению места политической науки среди других научных дисциплин. Согласно Каутилье, для эффективности изложенной в «Артхашастре» науки необходимо опираться на 32 метода; сюда включалось знание логических приемов и даже четких «правил языка», чтобы точно выразить свои взгляды. Весьма показательно, что главной среди «четырех наук» Каутилья считал философию: он критиковал школу Ману, которая включала философию в «науку о ведах», школу Брихаспати за определенную узость подхода (науками признавались только вартта и нити — политика) и школу Ушанаса (нити). Философия, по мнению Каутильи, позволяет при помощи логических доказательств выявлять в учении о государственном управлении верную и неверную политику, дает «умение рассуждать, говорить и действовать». Среди трех философских систем, упоминаемых Каутильей, первой названа локаята — школа индийских материалистов. Интерес к учению локаяты не был случаен; практицизм и рационализм этого теоретика сближали его взгляды с позицией материалистов.

«Артхашастра» или «Наука политика», конечно, исключительное явление в истории не только индийской, но и мировой политической мысли древности; по богатству и глубине идей ее можно сравнить с известным трудом Аристотеля — «Политика». Но и другие сочинения, содержащие изложение «науки политики», свидетельствуют о значительных достижениях древних индийцев в развитии политических учений.

К поздней древности относится также возникновение литературного жанра шастр — трактатов по различным отраслям знания. Шастры являются дальнейшим развитием возникших ранее сутр, которые были созданы в сжатой форме и без разъяснения наставника часто были непонятны. Шастры же были самостоятельными трактатами, подробно излагающими различные вопросы, содержащими аргументацию и ссылки на авторитеты. Появление литературы шастр свидетельствовало о развитии науки. Как отмечалось выше, особый интерес представляет шастра по вопросам государственного управления — «Артхашастра», приписываемая Каутилье, но в дошедшем до нас виде составленная, вероятно, в первые века нашей эры. Тогда же появляются и дхармашастры: «Законы Ману» (около начала нашей эры), «Законы Яджна-валкьи» ( II в. н. э.), «Законы Парады» ( IV - V вв. н. э.).
2.2. Политико-правовые представления в Древнем Китае.
Политическая мысль Китая представляет собой - совокупность ранних политических представлений, взглядов и учений древних китайцев. Характерной чертой древнекитайской политической мысли является то, что она рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и поставила в центр изучения организацию государства, проблемы взаимоотношения человека с обществом. Уже в ранних политических учениях, отраженных в книге “Шуцзин”, древнейшие части которой берут начало в XIV-XI вв. до н.э., проводится стержневая идея о “тань-мин” - праве Неба, которое контролирует всю Поднебесную, на отзыв мандата властелина и передачи его более достойному.

Отцом древнекитайской политической мысли считают Чжоу-гуна (XI-X в. до н.э.), разработавшего формулу смены династий. В соответствии с его учением, мандат властелина Небо предоставляет тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество “дэ” (честность, благодать, справедливость). Правитель уже сам передает власть преемникам, причем необязательно наследникам, до тех пор, пока в них “дэ” не исчерпается. Признаками утраты “дэ” являются аморальность правителя, пренебрежительное отношение к подданным, нарушение норм справедливости. Тогда Небо вновь начинает воздействовать на Поднебесную, выбирает властителя-мудреца, исполненного де, и учреждается новый властный цикл.

На стыке VIII-VII вв. до н.э. Гуань Чжун разработал теорию о двух возможных путях государственного управления: “ба-дао” - правление, основанное на силе, и “ван-дао” - правление, основанное на честности. Причем, государство рассматривалось по аналогии с огромной семьей, в которой люди должны строить отношения по принципу “старший-младший”.

Своего расцвета политическая мысль достигла во второй половине I тысячелетия до н.э. В это время сформировались основные политические учения Древнего Китая, не утратившие своего значения и поныне. Среди них: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. Особенно велико значение политического наследия Конфуция (551-479 гг. до н.э.).

Взгляды Конфуция (Кун-цю, или Кун фу-цзы, означает мудрец, учитель) были не только спустя несколько веков были возведены в ранг официальной идеологии, но и по сегодняшний день являются характерной чертой общей и политической культуры Китая (до 1949 г. - официальная идеология), составной частью культурной матрицы Дальневосточной, конфуцианской цивилизации. Это единственная цивилизация на Земле названная именем конкретного человека.

Основой социально-политического и этического учения Конфуция, изложенного в сборнике “Лунь юй” (“Беседы и высказывания”, составленного учениками после смерти Конфуция), является принцип добродетели - “дэ”. Этот принцип распространяется на всех людей, причастных к управлению. По Конфуцию управляющие верхи должны быть совершенными (“цзюнь-цзы” - благородные) и подчинены строгим нормам ритуала “ли”: чувству долга и справедливости, стремлению к знаниям, верности, уважению к старшим, гуманному отношению к подчиненным. Благородный чиновник всегда следует справедливости (“дао” - путь, служение) и готов к отставке. “Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий”.

Учение Конфуция пронизано ностальгией по золотым древним временам, когда государь - правитель, почитавшийся народом как самый добродетельный и мудрейший
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая тетрадь студента (далее ртс) является одним из учебно-методических пособий, обеспечивающих изучение курса «История политических и правовых учений» iconРабочая программа учебной дисциплины история политических и правовых...
Фгос впо по направлению подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденный приказом Министерством...

Пояснительная записка Данная рабочая тетрадь студента (далее ртс) является одним из учебно-методических пособий, обеспечивающих изучение курса «История политических и правовых учений» iconРабочая программа учебной дисциплины методика преподавания права...
Магистерская программа «Теория и история права и государства, история правовых учений»

Пояснительная записка Данная рабочая тетрадь студента (далее ртс) является одним из учебно-методических пособий, обеспечивающих изучение курса «История политических и правовых учений» iconПояснительная записка ОАО «123 арз»
Данная пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «123 авиационный ремонтный завод»...

Пояснительная записка Данная рабочая тетрадь студента (далее ртс) является одним из учебно-методических пособий, обеспечивающих изучение курса «История политических и правовых учений» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Антропология права
Магистерская программа 030501. 68 (512401) Теория и истории права и государства, история правовых учений

Пояснительная записка Данная рабочая тетрадь студента (далее ртс) является одним из учебно-методических пособий, обеспечивающих изучение курса «История политических и правовых учений» iconПрограмма платной дополнительной образовательной услуги «школа развития»...
Одним из факторов обеспечивающих эффективность образования являются непрерывность и преемственность в обучении

Пояснительная записка Данная рабочая тетрадь студента (далее ртс) является одним из учебно-методических пособий, обеспечивающих изучение курса «История политических и правовых учений» iconРабочая программа музыка разуваевой Г. П. II категория 5 класс 1час...
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия,...

Пояснительная записка Данная рабочая тетрадь студента (далее ртс) является одним из учебно-методических пособий, обеспечивающих изучение курса «История политических и правовых учений» iconИстория 5 класс
А. Я. Юдовская, П. А. Баранов. История нового времени. Рабочая тетрадь в 2-х частях

Пояснительная записка Данная рабочая тетрадь студента (далее ртс) является одним из учебно-методических пособий, обеспечивающих изучение курса «История политических и правовых учений» iconПояснительная записка к бухгалтерской отчетности ОАО «Авто-Стандарт»
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Авто-Стандарт» за 2011 год, подготовленной...

Пояснительная записка Данная рабочая тетрадь студента (далее ртс) является одним из учебно-методических пособий, обеспечивающих изучение курса «История политических и правовых учений» iconПояснительная записка Учебный предмет «Русский язык» является одним...
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей

Пояснительная записка Данная рабочая тетрадь студента (далее ртс) является одним из учебно-методических пособий, обеспечивающих изучение курса «История политических и правовых учений» iconИнструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук
Перечень учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий (далее – Перечень), разрешенный к использованию...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница