Контрольная работа №1 по правоведению на тему: «Правоведение: понятие и содержание дисциплины» Утяшев М. М




Скачать 350.78 Kb.
НазваниеКонтрольная работа №1 по правоведению на тему: «Правоведение: понятие и содержание дисциплины» Утяшев М. М
страница1/3
Дата публикации15.03.2013
Размер350.78 Kb.
ТипКонтрольная работа
vbibl.ru > Право > Контрольная работа
  1   2   3


Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра философии, истории и права


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по правоведению на тему:

«Правоведение: понятие и содержание дисциплины»
Руководитель: Утяшев М.М.

Уфа 2007

План
Введение……………………………………………………………………3

1. Предмет и основы курса «Правоведение»……………………………….4

2. Метод курса правоведение………………………………………………..27

Заключение………………………………………………………………...30

Список литературы………………………………………………………. 31


Введение

Цель курса — овладение знаниями в области права, знакомство с системой права, выработанной человеческой цивилизацией и иг­рающей ведущую роль в регулировании жизни современного обще­ства; воспитание студентов в соответствии с принципами правового государства.

Задачи курса: выработка умения понимать законы и другие норма­тивные правовые акты; обеспечение соблюдения законодательства, при­нятия решений и совершения юридически значимых действий в точном соответствии с законом; овладение навыками анализа законодательства и практики его применения, ориентации в специальной литературе.

Изучив курс «Правоведение», студент должен:

  • иметь представление о сущности и принципах функциониро­вания правового государства;

  • понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, уметь ориентироваться в системе отраслей права;

  • знать основы конституционного строя РФ, основные права и
    обязанности граждан РФ, механизмы функционирования государственной власти;

уметь пользоваться нормами гражданского, трудового, административного, экологического и других отраслей права в сфере будущее профессиональной деятельности

1. Предмет курса «Правоведение»

Предмет курса — наиболее важные положения основных отрас­лей системы российского права. В предмет курса входят основы:

  • ^ Теории государства и права;

Право — это совокупность правил поведения, выгодных госу­дарству и одобренных им посредством принятия законодательства. Государство не может обходиться без права, которое ему служит, обеспечивает его интересы. В свою очередь право не может возникнуть вне государства, так как только государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения, требую­щие их принудительного исполнения. Государство вводит меры при­нуждения к соблюдению норм права.

Изучение государства и права следует начинать с понятия и про­исхождения государства.

Государство — политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом. Основными признаками госу­дарства являются территориальная организация населения, государст­венный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной терри­тории, независимо от административно-территориального деления.

Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой и самостоятельной по отношению к другим государствам. Государство выступает официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Госу­дарство — это особая организация политической власти, располагающая специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Законы и правила, обяза­тельные для населения данного государства, издаются государственным законодательным органом.

Возникновению государства предшествовал первобытно общин­ный строй, основой производственных отношений которого была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управле­нию длился столетиями; в разных исторических регионах распад первобытно общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государ­ством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы государственного правления, государственного устройства, политического режима.

По форме правления различают монархию и республику. Под формой правления понимается организация высших органов госу­дарственной власти (порядок образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности).

При монархической форме правления во главе государства стоит монарх (король, император, царь, шах и т.п.), власть которого может быть неограниченной (абсолютная монархия) и ограниченной (кон­ституционная, парламентская монархия). Абсолютные монархии суще­ствуют в Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии. Ограниченные монархии — в Великобритании, Швеции, Нор­вегии, Японии и некоторых других странах.

Признаками монархической формы правления являются: власть монарха пожизненна, действует наследственный порядок преемственности), теория знает исключения: цареубийца становится царем), воля монарха неограниченна (он считается помазанником Божьим), ответ­ственности монарх не несет.

Республиканская форма правления имеет следующие признаки: избрание главы республики выборным органом (парламентом, феде­ральным собранием и др.) на определенный срок, коллегиальный характер власти правительства, юридическая ответственность главы государства по закону.

В современных условиях различаются парламентская, президент­ская, смешанная республики.

В парламентской республике верховная роль в организации государ­ственной жизни общества принадлежит парламенту: он формирует правительство, которое несет коллективную ответственность перед парламентом и уходит в отставку в случае утраты к нему доверия, а также избирает главу государства. Парламентскими республиками яв­ляются: ФРГ, Италия, Венгрия, Латвия.

В президентской республике в руках президента соединяются пол­номочия главы государства и главы правительства: президент избира­ется всенародно (референдумом), например Франция, Мексика, либо населением (США).

Смешанные республики сочетают в себе элементы президентской и парламентской республик (Финляндия, Румыния).

По формам государственного устройства различают государства, состоящие из административно-территориаль­ного или национально-территориального устройства, и государства, в составе которых нет других государств. Последние называются унитар­ными государствами. В составе унитарного государства могут быть административные или национальные образования, не пользующиеся суверенитетом (области, провинции, губернии), имеется один законо­дательный орган, правительство, одна конституция. Федеративные государства — это союзные государства, состоящие из государственных образований — штатов, кантонов, земель, республик и др.

В состав федерации входят государства (субъекты федерации), имеющие свою конституцию, свою законодательную компетенцию, свои законодательные, исполнительные и судебные органы и свое административно-территориальное деление.

Конфедерация — союз суверенных государств, сохраняющих свой суверенитет в полном объеме и объединившихся в союз для коорди­нации некоторых своих действий внутри объединения и на междуна­родной арене, т.е. для определенных целей.

Своеобразным объединением является Содружество Независимых Государств (СНГ), созданное для координации их политики, эконо­мики. Координация осуществляется такими органами, как Совет глав государств, представленный их президентами, Совет глав правительств.

Политический режим может быть демократическим и антидемок­ратическим. При демократическом режиме основу составляют демок­ратия, народовластие, приоритет прав и свобод личности в стране. К разновидностям демократического режима относятся либеральный, буржуазно-демократический или конституционный режимы, режим правового государства. К антидемократическим режимам относятся фашистский, авторитарный, тоталитарный, и др. Режим в гитлеровской Германии был одновременно и фашистским, и расистским.

В условиях демократии появляется стремление к созданию право­вого государства. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимо­отношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

К основным функциям государства относятся: управленческо-обеспечительная (создание условий и правил для поддержания нормальной жизни и развития общества) и охранительная (пресечение нарушений установленного порядка, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния).

Все государственные органы, формируемые в соответствии с зако­ном путем демократических выборов, и должностные лица подотчетны народу. Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на органы государственной власти, орга­ны государственного управления, суды. Важной составной частью государственного механизма являются вооруженные силы, милиция, налоговая полиция, органы государственной безопасности, исправи­тельные учреждения. Государственный аппарат состоит из их предста­вителей и осуществляет деятельность при широком их участии. Орган государства является составной частью государственного аппарата, наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, пра­вом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимо­сти на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государ­ственного управления.

В систему механизма государства входят:

а) законодательные органы — парламенты (Федеральное Собрание
в Российской Федерации, Конгресс США, Парламент в Англии,
Индии, Японии и др., Сейм в Польше и т.д.);

б) исполнительные органы — президент, правительство, муниципа­литеты, министерства, ведомства, комитеты;

в) судебные органы — в соответствии с судебной системой государ­ства в России — Конституционный Суд РФ, Верховные суды (общей
юрисдикции), Высший Арбитражный Суд РФ, военные суды и др.;

г) правоохранительные органы — прокуратура, министерство внут­ренних дел, полиция, милиция, таможенные органы, нотариат.

Каждый орган наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, организационными и материальными средствами.

Ряд министерств и ведомств осуществляют координирующую дея­тельность в сферах культуры, науки, здравоохранения, образования.

  • ^ Конституционное право является базовой отраслью права и в системе иных отраслей (гражданское, уголовное и т.д.) занимает главное место. Значимость конституционного права определяется осо­бо важным для общества и государства предметом регулирования: «Предметом конституционного права РФ является изучение сущности государственно-правовых реалий, с которыми связаны властеотношения и которые адекватно отражают господствующие в обществе обще­ственные отношения».

Конституционное право РФ как юридическая наука изучает общественные отношения, лежащие в основе конституционного уст­ройства Российской Федерации, правового положения человека и гражданина, способа организации и деятельности государственных органов и местного самоуправления.

Конституция — основной нормативный правовой акт конституци­онного права, обладающий высшей юридической силой по отношению к другим законам. Конституция РФ принята всенародным голосова­нием 12 декабря 1993 г. Конституция имеет учредительный характер, т.е. учреждает основы общественного и государственного строя, ос­новные общественные и государственные институты, определяет от­ношения собственности, устанавливает основы правового положения личности, регулирует наиболее важные сферы жизни.

По видам различают писаные (составленные в виде единого документа) и неписаные (состоящие из законов, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обы­чаев) конституции.

Изменения и дополнения в текст конституции вносят федеральные конституционные законы, от обыкновенных законов (текущего зако­нодательства) их отличает, помимо особого содержания, сложный порядок принятия.

Конституция служит правовой базой для текущего законода­тельства.

  • ^ Права в сфере информации, образовательной деятельности и
    культуры;


  • Гражданское право — отрасль права, регулирующая определенный круг общественных отношений, представляющих совокупность право­вых норм гражданского законодательства.

Отношения, регулируемые гражданским законодательством, со­ставляют его предмет. К ним относятся имущественные отношения, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам, и личные, связанные с имущественными, отношения участников граж­данского оборота.

Гражданское законодательство основано на Конституции РФ. Его составляют Гражданский кодекс РФ и принятые в соответствии с ним Федеральные законы, а также иные правовые акты, указы Президента и постановления Правительства РФ. Гражданское право определяет правовое положение участников гражданского оборота: граждан, граж­дан-предпринимателей, юридических лиц. Нормами гражданского права регулируются отношения, участниками которых являются госу­дарство — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Гражданское законодательство основывается на признании равен­ства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости беспрепятственно­го осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК).

Все субъекты обладают имущественными правами, а также свя­занными с ними личными неимущественными правами, например в области патентного и авторского права. К числу объектов личных прав относится жизнь и здоровье, честь и доброе имя, деловая репутация и др. 56

Правила, установленные гражданским законодательством, приме­няются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предус­мотрено Федеральным законом.

Регулируются отношения между лицами, осуществляющими пред­принимательскую деятельность, или с их участием.

Гражданское право имеет свой метод гражданско-правового регу­лирования: равенство сторон, участвующих в правоотношениях. В условиях рыночных отношений независимость и самостоятельность участников правоотношений создают отношения юридического равен­ства и отсутствия между ними отношений власти и подчинения. Отношения между ними возникают, как правило, на основе согласо­вания их воли.

Нормы гражданского законодательства могут быть императивными и диспозитивными. Если норма устанавливает правило, которое стороны не могут по своему усмотрению изменить или дополнить, она является императивной. Если норма предполагает самостоятельность сторон, которые вправе ее изменить или дополнить, это норма диспозитивная (например, ст. 616 ГК).

Гражданским кодексом РФ введено новое понятие обычаев дело­вого оборота (ст.5 ГК). Обычаем делового оборота признается сложив­шееся и широко применяемое в какой-либо отрасли предприни­мательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-нибудь документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положе­ниям или договору, не применяются.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, пре­дусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из дейст­вий субъектов гражданского оборота, которые хотя и не предусмотрены правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают права и обязанности. Основания возник­новения гражданских прав и обязанностей (обычно их называют юридическими фактами) приведены в ст. 8 ГК. Это договоры и иные сделки, акты государственных органов, судебные решения, создание произведений науки, литературы, искусства и иных результатов интел­лектуальной деятельности, причинение вреда, неосновательное обога­щение, события, вызывающие юридические последствия.

Под осуществлением гражданского права понимается не только обладание этим правом, но и использование его в своих интересах, в том числе распоряжение правом, для чего обладатель права совершает соответствующие действия либо воздерживается от них (например, собственник товара может продать его или сдать на хранение).

Гражданское законодательство устанавливает пределы осуществле­ния гражданских прав (ст. 10 ГК). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупот­ребление доминирующим положением на рынке (Ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.)

  • ^ Семейного права. В России семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Новый Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) введен в действие с 1 марта 1996 г. Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и регулирует остальные семейные отношения. К имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи может применяться и гражданское законодательство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.

Законом устанавливается осуществление и защита семейных прав . Защищают семейные права суд общей юрисдикции по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмот­ренных законом, государственные органы или органы опеки и попе­чительства.

На требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется, за исключением случаев, когда СК РФ установлен срок для защиты нарушенного права (ст. 9 СК РФ).

Забота государства о семье проявляется в разработке и принятии нормативных актов. Так, Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. (Российская газета. 1995. 21 сентября) утверждены Основные направ­ления государственной социальной политики по улучшению положе­ния детей в Российской Федерации до 2000 г. (национальный план действий в интересах детей). 4 сентября 1995 г. принято Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (Российская газета. 1995. 13 сентября).

Семья — это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений.

Брак — это заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий у них взаимные права и обязанности.

Закон широко трактует понятие «член семьи». К членам семьи помимо супругов относятся дед, бабка, братья, сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица. Понятие «член семьи» в семейном праве не всегда совпадает с этим понятием в жилищном, наследственном праве, по­скольку в семейном праве понятие «член семьи» обычно связано с обязанностью алиментирования.

Семейные правоотношения прекращаются со смертью участников или наступлением оговоренных в законе условий (расторжение брака, отмена усыновления и др.). Несоблюдение семейно-правовых норм' нарушение обязанностей членами семьи могут вызвать применение санкций, предусмотренных законом, например лишение родительских прав, признание брака недействительным, взыскание алиментов за прошлое время (при злостном уклонении от их уплаты).

  • ^ Трудовое право. Место и назначение трудового права как одной из отраслей права определяются кругом общественных отношений, им регулируемых.

Трудовые отношения всех работников, возникающие в процессе их непосредственного участия в труде, являются предметом трудового права
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа №1 по правоведению на тему: «Правоведение: понятие и содержание дисциплины» Утяшев М. М iconКонтрольная работа по дисциплине «Правоведение» на тему «Правоведение: понятие и сущность»
Проблемы права играют важнейшую роль в современном демократическом обществе и правовом государстве, что способствует тому, что юридическая...

Контрольная работа №1 по правоведению на тему: «Правоведение: понятие и содержание дисциплины» Утяшев М. М iconТемы контрольных работ. Методические указания по выполнению контрольной...
При изучении дисциплины «Правоведение» студентам необходимо выполнить одну контрольную работу. Контрольная работа является важнейшим...

Контрольная работа №1 по правоведению на тему: «Правоведение: понятие и содержание дисциплины» Утяшев М. М iconКонтрольная работа по правоведению на тему: понятие брачно-семейных...
В этой контрольной работе я постараюсь рассмотреть основные вопросы личных и имущественных взаимоотношений между супругами, между...

Контрольная работа №1 по правоведению на тему: «Правоведение: понятие и содержание дисциплины» Утяшев М. М iconКонтрольная работа по правоведению на тему: ”
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Контрольная работа №1 по правоведению на тему: «Правоведение: понятие и содержание дисциплины» Утяшев М. М iconКонтрольная работа по дисциплине «Правоведение» на тему «Понятие...
«Понятие и признаки юридического лица. Брачно-семейные отношения: понятие и правовое регулирование»

Контрольная работа №1 по правоведению на тему: «Правоведение: понятие и содержание дисциплины» Утяшев М. М iconКонтрольная Работа по дисциплине «Правоведение» тема: «Трудовой договор...
В конституции РФ (ст. 37) закреплена свобода труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род...

Контрольная работа №1 по правоведению на тему: «Правоведение: понятие и содержание дисциплины» Утяшев М. М iconКонтрольная работа по правоведению на тему: «Понятие, виды материальной...
«Понятие, виды материальной ответственности. Условия применения материальной ответственности в Трудовом праве»

Контрольная работа №1 по правоведению на тему: «Правоведение: понятие и содержание дисциплины» Утяшев М. М iconРабочая программа дисциплины: «Криминалистика» для специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Криминалистика» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания...

Контрольная работа №1 по правоведению на тему: «Правоведение: понятие и содержание дисциплины» Утяшев М. М iconКонтрольная работа по правоведению на тему: «Преступления в сфере экономики»
Это позволяет утверждать, что при определенных условиях нормативные акты иных отраслей права могут рассматриваться как источники...

Контрольная работа №1 по правоведению на тему: «Правоведение: понятие и содержание дисциплины» Утяшев М. М iconКонтрольная работа по правоведению на тему: «Государственный кредит» Преподаватель Работу
В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница