ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» специализация
Понятие общей и профессиональной педагогики. Объект, предмет. функции общей и профессиональной педагогики. Отрасли педагогики.
Методы педагогических исследований. Теоретические, эмпирические, математические, инструментальные методы.
Становление общей и профессиональной педагогики (этапы становления, основоположники и выдающиеся ученые).
Основные категории общей педагогики (образование, воспитание, обучение, развитие).
Сущность и специфические понятия профессиональной педагогики (профессия, специальность, специализация, квалификация).
Сущность и структура непрерывного многоуровневого профессионального образования (начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование)
Основные тенденции развития системы профессионального образования.
Законодательно-правовая база профессионального образования. Федеральный Закон «Об образовании» как государственный документ, регулирующий развитие системы образования.
Система непрерывного профессионально-педагогического образования: сущность, структура. Виды профессионально-педагогических учебных заведений, их название и особенности.
Личность педагога профессионального обучения. Личностные качества педагога профессионального обучения.
Образование как социально-педагогическое явление. Место и задачи профессионального образования в системе образования Российской Федерации.
Сущность педагогического процесса. Основные компоненты педагогического процесса (цель, принципы, содержание, методы, средства, формы, результат, рефлексия).
Цель как категория педагогики. Виды педагогических целей.
Сущность педагогических принципов и их роль в построении педагогического процесса. Общедидактические принципы и их характеристика.
Содержание профессионального образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования (государственный образовательный стандарт, учебные планы и программы, учебная литература).
Методы осуществления педагогического процесса. Классификация методов обучения.
Классификация методов обучения по источнику знаний (словесные, наглядные практические).
Сущность педагогических средств. Взаимосвязь средств обучения с методами осуществления педагогического процесса.
Формы организации педагогического процесса. Взаимосвязь педагогических форм с педагогическими методами и содержанием педагогического процесса.
Урок как основная форма организации педагогического процесса. Структура урока.
Сущность процесса воспитания в профессиональной школе. Характеристика принципов воспитания (принцип общественной направленности воспитания, принцип связи воспитания с жизнью и трудом, принцип опоры на положительное в воспитании, принцип единства воспитательных воздействий, принцип индивидуального подхода в воспитании).
Сущность педагогической технологии. Характеристика педагогической технологии (на выбор) (технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения и др.).
Сущность педагогического проектирования. Объекты педагогического проектирования: педагогическая система, педагогический процесс и педагогическая ситуация.
Этапы педагогического проектирования: моделирование, проектирование, конструирование.
Проектирование педагогического процесса. Принципы проектирования содержания педагогического процесса: гуманистической направленности, непрерывности, многоуровневости, интеграции и дифференциации, системности, научности, доступности, профессиональной направленности, технологичности.
|