Законодательная база по охране окружающей среды




Скачать 155.38 Kb.
НазваниеЗаконодательная база по охране окружающей среды
страница1/2
Дата публикации19.09.2013
Размер155.38 Kb.
ТипЗакон
vbibl.ru > Право > Закон
  1   2
Содержание

  1. Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности…………………………………………2

  2. Законодательная база по охране окружающей среды……………………5

  3. Система стандартов безопасности труда………………………………..10

  4. Основная законодательная и нормативно-техническая документация по чрезвычайным ситуациям………………………………………………...12

  5. Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности………………………………………..14


^ Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности.

Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще философы древности. Например, древнегреческий философ-материалист Эпикур еще в IV в. до нашей эры пришел к выводу: "Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...", который не утратил актуальности и в настоящее время.

В настоящее время для защиты среды обитания в каж­дой стране разрабатывается природоохранное законодатель­ство, в котором присутствует раздел международного пра­ва и правовой охраны природы внутри государства, содер­жащий юридические основы сохранения природных ресур­сов и среды существования жизни. Организация Объеди­ненных Наций (ООН) в декларации Конференции по окру­жающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа пра­вового подхода к охране природы:

1. Государствам следует ввести эффективное законода­тельство в области охраны окружающей среды. Нормы, свя­занные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в об­ластях охраны окружающей среды и ее развития, в кото­рой они будут реализовываться.

2. Государство должно разработать национальное за­конодательство, касающееся ответственности за загрязне­ние окружающей среды и нанесение другого экологическо­го ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Из общих принципов правового подхода к охране при­роды следует, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодатель­ство, однако до сих пор у многих членов ООН такого зако­нодательства нет. Например, в России до сих пор нет зако­на о возмещении вреда, причиненного здоровью людей не­благоприятными воздействиями окружающей среды, свя­занными с хозяйственной или другой деятельностью, а так­же других необходимых актов. Академик Н. Моисеев в обоб­щенной форме сложившуюся ситуацию обрисовал так: Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии че­ловека".

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, конт­роля и надзора всегда зависела от формы организации ох­раны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального исполь­зования природных ресурсов, управление и контроль осу­ществлялись множеством организаций. Так, в 70—80-е гг. в бывшем СССР управлением и охраной окружающей при­родной среды занималось 18 различных министерств и ве­домств.

Такие природные объекты, как вода и воздух, находи­лись в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использо­вания природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало само­го себя. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Понят­но, что такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе, прежде всего со сторо­ны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загряз­нителями и разрушителями природной среды.

Историки полагают, что природоохранное право впер­вые появилось в XIII в. Это был эдикт короля Эдуарда, запрещающий использовать каменный уголь для отопления жилищ в Лондоне. В России этому праву положили начало указы Петра I по охране лесов, животного мира и др. Все это были попытки комплексного подхода к защите природной среды. Такая же попытка была осуществлена сразу же после октября 1917 г. путем изменения декретов "О земле (1917 г.), "О лесах" (1918 г.), "О недрах Земли" (1920 г.) и кодексов — земельного (1922 г.), лесного (1923 г.). Однако и в них принцип господства" над природой приоритет "про­изводственной необходимости" доминировали над пробле­мами охраны окружающей среды.

Отчасти это объяснялось требованиями выживания страны, необходимостью ее интенсивного развития, но та­кой подход не обеспечивал эффективной природоохранной деятельности и вел к деградации природы. При этом, гово­ря словами академика А. Яблокова: "...любые, самые заме­чательные законодательные акты не могут быть реализо­ваны без поддержки народа. А народ еще недавно ориенти­ровали на то, чтобы взять у природы все возможное, и побыстрее". До сих пор такой подход довольно часто оста­ется доминирующим.

В результате перестройки организации охраны приро­ды начиная с 1988 г. еще в бывшем СССР и его республиках были созданы Государственные комитеты охраны природы. Они должны были стать координаторами всей природоох­ранной деятельности, единым центром комплексного управ­ления природопользованием взамен многочисленных ведом­ственных структур. Однако до конца решить эту задачу так и не удалось.

Недостаточно устранить примат производства над эко­логией, а также нарушение экологических требований в процессе хозяйствования. Необходимо повышение эколо­гической культуры общества, в том числе правовой, на базе знания естественнонаучных законов и экологических право­вых нормативных актов.

С 1991 г. российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него было организовано Министер­ство охраны окружающей среды и природных ресурсов. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромета, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природоресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной среды. Однако и этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не спо­собен решать поставленные задачи.

Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью та­кой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, эко­логическое обучение и воспитание всей общественности страны.

Правовая охрана окружающей природной среды зак­лючается в создании, обосновании и применении норматив­ных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти меры образуют экологи­ческое право, регулирующее отношения между природой и обществом.
^ Законодательная база по охране окружающей среды.

Охрана окружающей среды и рациональное использо­вание природных ресурсов представляют собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регу­лированием взаимоотношений человека и природы, подчи­нением их определенной системе законоположений, инст­рукций и правил. В нашей стране такая система установле­на в законодательном порядке.

Правовая охрана природы представляет со­бой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоот­ношений, направленных на выполнение мероприятий по со­хранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей че­ловека жизненной среды в интересах настоящего и буду­щих поколений. Это система государственных мероприя­тий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, не­обходимых для жизни людей и развития материального производства.

В систему правовой охраны природы России входят че­тыре группы юридических мероприятий:

1. Правовое регулирование отношений по использова­нию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.

2. Организация воспитания и обучения кадров, финан­сирование и материально-техническое обеспечение приро­доохранных действий.

3. Государственный и общественный контроль за выпол­нением требований охраны природы.

4. Юридическая ответственность правонарушителей.

' В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, ус­ловием и средством его существования.

Имеется большое количество законоположений, опре­деляющих правовое регулирование природоохранных от­ношений. Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, прин­ципов и целей правовой охраны, в России образует приро­доохранное (экологическое) законодательство.

^ Источниками экологического права признаются норма­тивно-правовые акты, в которых содержатся правовые нор­мы, регулирующие экологические отношения. К ним отно­сятся законы, указы, постановления и распоряжения, нор­мативные акты министерств и ведомств, законы и норма­тивно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внут­ренние экологические отношения на основе примата меж­дународного права.

Система экологического законодательства, руководству­ющаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" и другие законодательные акты комплексного правового регулирования

В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ "О недрах", Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране и использовании живот­ного мира (1982 г.), а также другие законодательные и нормативные акты.

В принятой 12 декабря 1993 г. Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Вслед за Федеративным договором Конституция РФ вводит в научный оборот определение эко­логической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической бе­зопасности.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обяза­тельными на территории всей страны. Субъекты Федера­ции имеют право на собственное регулирование экологи­ческих отношений, включая принятие законов и иных нор­мативных актов. Конституция РФ закрепляет общее пра­вило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положе­ние Конституции РФ конкретизируется в источниках эко­логического права.

19 декабря 1991 г. был принят Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", который заполнил пробел российского экологического законодательства и определил пути разрешения противоречий, возникших между экологией и экономикой.

Другим источником экологического права служат Ос­новы законодательства РФ об охране здоровья (август 1993 г.). В целом они относятся к источникам администра­тивного права, так как регулируют административные от­ношения. Однако в них есть нормы, обеспечивающие эко­логические права граждан. Так, ст. 28 закрепляет права граждан на охрану здоровья в экологически неблагополуч­ных районах.

Эти два больших закона комплексной подсистемы эко­логического законодательства составляют основу для охра­ны окружающей природной среды и обеспечения экологи­ческого законодательства.

Большую роль в обеспечении экологического права иг­рают акты природоресурсного законодательства России, основным из которых является Земельный кодекс РСФСР, принятый Верховным Советом РСФСР в 1991 г.

Конституция РФ внесла ряд существенных изменений в статьи Земельного кодекса, регламентирующие куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок. Поэтому Указом Президента РФ "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" от 27 декабря 1993 г. из 127 статей Кодекса 48 были отменены. Принято решение о подготовке нового Земельного кодекса, который учиты­вал бы эти изменения.

Вместе с тем в ряде законов наблюдается тен­денция к укреплению административно-правового метода регулирования за счет сокращения норм экологической защиты. Так произошло и с Законом РФ "О недрах", принятым в 1992 г. Цель правового регулирования использования недр как объекта государственной собственности состоит, согласно содержанию закона, в решении трех проблем: установле­ние строгой системы лицензирования на использование недр; введение оплаты за использование недр; распределение доли доходов, получаемых от использования недр, добычи иско­паемых, захоронения вредных веществ.

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся также и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним отно­сятся Основы лесного законодательства, Водный кодекс Рос­сийской Федерации, Закон РСФСР "Об охране и использо­вании животного мира" и др. В них содержатся и админист­ративные, и эколого-правовые нормы. Некоторые из них устарели и требуют доработки с учетом рыночных отноше­ний, так как были приняты Правительством России в усло­виях социалистических отношений.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами. Так, Минприроды России изда­ет нормативные приказы, инструкции и положения по воп­росам охраны окружающей среды и использования природ­ных ресурсов. Госкомсанэпиднадзор РФ наделен правом ут­верждения санитарных норм и правил по вопросам охраны окружающей среды — воздуха, водных источников, почв — от загрязнения.

Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические, техно­логические и т. д. К ним относятся нормативы качества ок­ружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматрива­ются как источники права.

Закон РФ "О защите прав потребителей" (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были бе­зопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если со­здается угроза здоровью граждан, либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

Подводя итоги рассмотрения данной темы, следует отметить, что развитие нашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологические проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием ее ресурсов. Меняется техника, технология, условия жизни человека, требующие новых законов по охране природы. Поэтому развитие эколого-правовых норм — процесс непрерывный и неизбежный.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Законодательная база по охране окружающей среды icon2. Законодательная база по охране окружающей среды
Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности

Законодательная база по охране окружающей среды iconЗаконодательная база по охране окружающей среды стр
Вариант №8 Законодательное и нормативно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности

Законодательная база по охране окружающей среды icon2. Законодательная база по охране окружающей среды стр
Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности стр

Законодательная база по охране окружающей среды iconРоссийской Федерации «Об охране окружающей среды»
Актуальность темы. В федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10. 01. 2002 г определены основы государственной...

Законодательная база по охране окружающей среды iconО проведении в российской федерации года охраны окружающей среды
Каневской район ( Доклад о состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2011 году ). Пособие имеет...

Законодательная база по охране окружающей среды iconПрограмма охраны окружающей природной среды в г. Феодосии
Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», руководствуясь пунктом 22 частью 1 статьи 26 Закона Украины «О местном самоуправлении...

Законодательная база по охране окружающей среды iconЗакон рсфср от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной...
Там же закреплены две формы проведения экологического страхования: обязательное и добровольное

Законодательная база по охране окружающей среды iconОб охране атмосферного воздуха
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и...

Законодательная база по охране окружающей среды iconЭкологическая опасность – это ситуация, в которой могут происходить...
По всей стране в одно и то же время проводится масштабная работа по защите и охране окружающей среды. Эта работа имеет название –...

Законодательная база по охране окружающей среды iconЗакон от 4 мая 1999 г. N 96-фз "Об охране атмосферного воздуха"
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница