Некоторые проблемы конституции российской федерации




Скачать 190.92 Kb.
НазваниеНекоторые проблемы конституции российской федерации
страница1/3
Дата публикации02.09.2013
Размер190.92 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Право > Документы
  1   2   3
Вот гиперссылка на данный материал:

http://cmza.ru/stati/nekotoryie-problemyi-konstitutsii-rossiyskoy-federatsii.html

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ






Лукьянова Е.А., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук.

В истории нашей страны мы впервые столкнулись с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Даже явные апологеты общественного строя, легитимизированного ею, считают, что оценка данного закона как "по-настоящему хорошего" явно преувеличена и его в любом случае придется обновлять, а затем и менять. Хотя еще весной 1994 г. В.Б. Исаков назвал этот Закон "Конституцией, по которой невозможно жить".

В декабре 1998 г. на международной конференции, посвященной 5-летию принятия Конституции, академик О.Е. Кутафин оценил прошедший период действия Основного Закона страны следующим образом: "У меня иногда складывается мнение, что Конституция была принята только для того, чтобы создать видимость наличия в стране новой Конституции. Получается следующее: Конституция действует, но регионы приводят свое законодательство в соответствие с ней как бы под дулом пистолета... Федеральные власти, т.е. власти, которые больше других заинтересованы в реализации Конституции, тоже не очень последовательно ее исполняют и даже не всегда понимают содержащиеся в ней нормы и положения". Его коллеги были настроены не менее критично. Самые удачные с теоретической точки зрения положения Конституции были оценены в свете их практического применения как самые уязвимые (Е.А. Лукашева). Модель власти на всех трех уровнях - Федерация, субъекты и местное самоуправление - оказалась ущербной (С.А. Авакьян). Конституция была признана противоречивой и не пользующейся авторитетом в обществе (Р.Г. Абдулатипов), пробельной (Н.В. Щербакова), дефектной с точки зрения гарантий и процедуры реализации норм (Т.Д. Зражевская), нуждающейся в постоянном уяснении и толковании (Т.Я. Хабриева).

В 2004 г. вышло в свет издание под названием "Красная книга. Конституция Российской Федерации", в котором недействующие нормы Основного Закона, а также нормы, смысл и содержание которых были существенно изменены в ходе их практического применения, выделены жирным курсивом. Тогда это выделение охватывало около трети от всего конституционного текста. Сейчас оно составляет более половины. Кроме этого на данный момент действуют 12 толкований Конституции, значительно трансформирующих толкуемые нормы, а в официальный научный лексикон введен термин "живая Конституция".
Все это свидетельствует о наличии целого комплекса проблем современной российской Конституции. И, как всякий комплекс, они требуют комплексного подхода и исследования.
Проблема фиктивности Конституции. Анализируя значение политики в науке конституционного права, Н.А. Богданова сделала вывод о том, что "в политически нестабильном обществе закрепленный в основном законе компромисс общественных интересов неустойчив. Изменение в расстановке политических сил приводит к фиктивности конституционных положений, а значит, к серьезным сложностям в характеристике конституции наукой, поскольку основной предмет изучения и источник последней превратятся в формальный правовой документ, не отражающий действительности". Именно так и произошло в России.

^ Действующая Конституция Российской Федерации с точки зрения сущности власти и формы государства, а также по многим другим параметрам является фиктивной, то есть ее положения не соответствуют действительности. Причем изначально существовавший разрыв между конституционными установлениями и реальностью за время, прошедшее с 1993 г., значительно увеличился.

Почему же сложилась такая ситуация? Причин здесь несколько. Но первая и главная из них, по существу породившая все остальные, заключалась в некорректной постановке перед разработчиками задачи по основному вопросу Конституции - о принадлежности власти. Эта задача была сформулирована таким образом, что Конституция a priori не могла быть реальной. Она изначально политически задумывалась как фиктивная правовая оболочка совершенно иной сущности государства, нежели та, о которой в Конституции было заявлено.

Так, радикальный слом государственного строя происходил под лозунгом "восстановления парламентаризма", хотя именно полномочия парламента были преднамеренно урезаны и обставлены частоколом конституционных оговорок. При провозглашении народовластия реальная возможность населения каким-либо образом влиять на дела государства фактически была сведена к голосованию на выборах при упразднении всех остальных инструментов непосредственной демократии. Сами же выборы за прошедшее время и законодательно, и на практике трансформировались таким образом, что реализация этого важнейшего политического права граждан превратилась в фикцию. Таким образом, положения ст. 3 Конституции о принадлежности власти в России всему народу являются фиктивными, причем фиктивность эта обеспечивается самой же Конституцией.

Задача Конституции состояла в легитимизации захвата власти и в обеспечении условий для реализации захватившими власть своих экономических интересов. Думается, сегодня мы с уверенностью можем констатировать, что в результате принятия и вступления в действие Конституции Российской Федерации 1993 г. "был создан совершенно непрозрачный режим, позволяющий узкой группе лиц при помощи имеющейся власти распределять собственность методами протекционизма и нечестной конкуренции, а при помощи обретенной таким путем собственности получать еще большую власть".

Безусловно, фиктивным является провозглашенный Конституцией принцип разделения властей. Это напрямую следует из положений Конституции о разграничении полномочий между государственными органами, поскольку разделение властей не затрагивает одного его самого мощного носителя - Президента. Он, как некое божество, витает над всеми ветвями власти и не относится ни к одной из них. В то же время он наделен огромными полномочиями и в законодательном процессе, и в сфере исполнительной власти. Помимо этого Президент единолично назначает 16 тысяч российских судей и таким образом влияет на судебную власть.

К сожалению, отечественная юридическая наука не избежала номенклатурной апологетики феноменального статуса российского Президента. Например, А.А. Котенков полагает, что Конституция содержит важнейший принцип, характеризующий иерархию отношений "президент - парламент" в условиях современных конституционно-правовых реалий. Этот принцип (по Котенкову) состоит в том, что "согласно воспринятой Россией цивилизованной мировой практики глава государства не участвует в разделе власти "изнутри", возглавляя одну из ее составляющих, а является своего рода гарантом стабильности для всех ветвей власти". Данное суждение не опирается ни на мировую, ни на отечественную конституционную практику. На самом деле не может быть таких глав государства - президентов, которые не участвовали бы в разделе власти "изнутри". Даже в государствах с парламентарной формой правления президент - глава государства - осуществляет некоторые функции исполнительной либо законодательной власти.
Еще более далек образ главы Российского государства - координатора и верховного политического арбитра - от роли президентов республик с президентской или смешанной (полупрезидентской) формами правления. Анализ полномочий таких глав государств показывает, что они не только участвуют в системе разделения властей, но и имеют существенные (порой исключительные) полномочия в области исполнительной и частично законодательной власти <10>, но при этом у них отсутствует право досрочного роспуска парламента.

По сути, государственная власть в России имеет явно выраженную авторитарную направленность. Глава Российского государства по сравнению с лидерами стран с традиционно демократическими режимами имеет совершенно иное политико-правовое лицо. Это облик типичного вождя (по французской терминологии - "монархического президента"), дарующего права и свободы гражданам и гарантирующего сохранение немногих оставшихся в условиях российской действительности атрибутов республиканской формы правления.

^ С введением в официальный общественный оборот термина "преемник", которого действующий Президент должен представить избирателям перед новыми выборами, фиктивность российской Конституции стала фактически официально признанной. Потому что, если этот термин из "живой Конституции" перенести в текст Основного Закона, все встанет на свои места. Только нам придется признать, что формой правления в нашей стране является выборная дуалистическая монархия с институтом престолопреемства...

Конституция фиктивна и по многим другим параметрам. Она, например, в принципе не способна обеспечить достаточно прочную и стройную федеративную конструкцию государства. "Пробелы и противоречия, заложенные в конституционных положениях, регулирующих федеративное устройство, наводят на мысль о том, что Конституция создавалась в основном не для построения нового государства, а для того, чтобы как можно скорее разрушить основы старого". В итоге за пятнадцать лет в рамках одних и тех же конституционных установлений Российское государство прошло путь от асимметричной федерации конфедеративного типа до асимметричной федерации с явным тяготением к унитаризму, не найдя в этом процессе золотой середины и не обретя стабильности.
Чрезвычайно ярким примером фиктивности Конституции является практика реализации закрепленных в ней основных прав и свобод граждан в совокупности с системой их гарантий, широко освещенная в юридической литературе.

Проблема "нерушимости" Конституции. С проблемой фиктивности Конституции напрямую связана еще одна проблема - проблема ее нерушимости. Ведь, несмотря на единодушное мнение большинства ученых и политиков о необходимости реформирования Конституции Российской Федерации 1993 г., осуществить его на деле практически невозможно, поскольку эта Конституция является одной из самых жестких в мире по процедуре внесения в нее изменений и дополнений. Что же касается принятия новой Конституции, то сделать это в условиях существующего правового регулирования вообще нельзя.

Усложненный порядок пересмотра Конституции считается залогом ее стабильности и одним из способов охраны, но все же не абсолютной нерушимости. Тем более нелогична абсолютная нерушимость правовых основ для государств, находящихся в процессе реформирования, в которых вновь складывающиеся общественные отношения нестабильны и чрезвычайно подвижны.

Поэтому применительно к Конституции Российской Федерации 1993 г. проблема ее абсолютной нерушимости выглядит весьма специфично. Складывается впечатление, что это вовсе не правовая проблема, а всего лишь политическая уловка в целях искусственного сохранения не свойственной для России государственности и максимально долгого удержания конституционного строя, который был насильственным образом навязан стране.

В этом плане следует согласиться с позицией А.А. Белкина, который считает, что "сверхужесточенная процедура пересмотра Конституции создает для ее консервации возможности не меньше, чем прямой запрет пересмотра. Даже при выделении категорий "пересмотр" и "внесение поправок", больше похожих на политико-правовое кокетство. Это ничего не имеет общего с принципом нерушимости Конституции". Потому что нерушимость реальной Конституции и искусственное сохранение статуса Конституции фиктивной - совершенно разные задачи.

Конституция не должна, как это происходит в нашей стране, тормозить общественное развитие. Абсолютно прав был третий Президент США Томас Джефферсон - автор проекта Декларации о независимости Соединенных Штатов Америки, человек, чья подпись стоит первой под самой стабильной из всех известных в мире конституций. Он писал: "Есть люди, которые смотрят на конституции со священным благоговением и считают их подобием ковчега священного завета - слишком большой святыней, чтобы к ним можно было прикасаться. Они приписывают людям предшествующих времен мудрость, превышающую человеческую, и полагают, что все ими созданное уже не может быть как-либо исправлено или дополнено... Я, разумеется, отнюдь не сторонник частых и неоправданных опытом изменений в законах и конституциях. Я полагаю, что лучше терпеть сравнительно малые их несовершенства. Но я также знаю, что законы и человеческие институты должны идти рука об руку с прогрессом человеческого разума... По мере того, как совершаются новые открытия, как открываются новые институты, а обычаи и мнения меняются с изменением обстоятельств, должны развиваться также и институты государства и общества, они также должны идти в ногу со временем".
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Некоторые проблемы конституции российской федерации iconТеоретические проблемы конституции российской федерации
Возникновение конституционного строя и Конституции. Сущность Конституции. Соотношение писаной Конституции и конституционного строя....

Некоторые проблемы конституции российской федерации iconСтатья 73 Конституции РФ
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации...

Некоторые проблемы конституции российской федерации iconСистема управления в Российской Федерации
Роль и значение Конституции Российской Федерации в жизни общества. Структура Конституции Российской Федерации

Некоторые проблемы конституции российской федерации iconСистема управления в Российской Федерации
Роль и значение Конституции Российской Федерации в жизни общества. Структура Конституции Российской Федерации

Некоторые проблемы конституции российской федерации iconПлан План 1 Введение 2 Верховный суд РФ 3 Демократические принципы...
Конституции. Статья 11 Конституции предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному...

Некоторые проблемы конституции российской федерации iconКонституции Российской Федерации и проекта Конституции Приднестровской...
Конституции Российской Федерации и проекта Конституции Приднестровской Молдавской Республики

Некоторые проблемы конституции российской федерации iconФедеральный закон
Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Некоторые проблемы конституции российской федерации iconРоссийская федерация уголовно-процессуальный кодекс российской федерации
Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции...

Некоторые проблемы конституции российской федерации iconРоссийская федерация уголовно-процессуальный кодекс российской федерации
Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции...

Некоторые проблемы конституции российской федерации iconРоссийская федерация уголовно-процессуальный кодекс российской федерации
Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница