Урок №15




Скачать 166.83 Kb.
НазваниеУрок №15
страница1/2
Дата публикации21.03.2013
Размер166.83 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Право > Урок
  1   2
Урок №15
Виды налогов. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет
Предмет: экономика.

Класс: 10.

Дата: 15.12.2011 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цель – познакомиться с налоговой системой России, рассмотреть понятие бюджета, структуры доходов и расходов государства.

Тип урока: изучение нового материала.
План урока


  1. Виды налогов.

  2. Государственные доходы и расходы.

  3. Государственный бюджет.




  1. Вводная беседа.




  1. Приветствие.

  2. Контроль численного состава обучающихся на уроке.

  3. Сообщение темы и цели урока.

  4. Беседа по вопросам:




  • Какие важнейшие экономические функции государства вы можете назвать?

  • К какой категории экономических задач государства относится организация денежного обращения?

  • С какими внешними эффектами связано функционирование рынка автомобилей?




  1. Беседа по плану урока.


Хороших налогов не бывает.
^ Уинстон Черчилль,

премьер-министр Великобритании
Виды налогов
Формирование доходов государства зависит в немалой степени от типа экономической системы в данной стране. Например, в Советском Союзе (являвшемся образцом экономики командного типа) государство получало деньги за счёт изъятия подавляющей части прибыли предприятий государственного сектора экономики и заработков трудившихся там граждан. Кроме того, из-за постоянного дефицита товаров при искусственно заниженных государственных ценах люди не могли купить даже те блага, на которые у них хватало денег. В результате у людей возникали вынужденные сбережения. Эти сбережения принимал на хранение (и под проценты) только один банк – Государственный банк, а точнее – государственные трудовые сберегательные кассы Госбанка СССР (именно на их базе был создан нынешний Сбербанк России). Благодаря этой системе советское государство имело возможность практически бесконтрольно забирать на свои нужды весь прирост сбережений граждан страны.

В экономиках, основанных на частной собственности и рыночных механизмах, источником денежных ресурсов государства служат прежде всего налоги на доходы и имущество граждан и фирм. Такого рода устройство государственных финансов постепенно формируется в последние годы и в России.

Финансы – управление денежными поступлениями и платежами семьи, фирмы, населённого пункта или страны в целом.

И потому знакомство с миром государственных финансов мы начнём с устройства и действия современных налоговых систем, тем более что налоги прямо влияют на жизнь каждого гражданина, чем бы он ни занимался и где бы ни работал.

^ Принципы и методы налогообложения. Налогообложение – один из древнейших экономических механизмов, родившийся вместе с государством как таковым. Без налогообложения государство вообще существовать не может, хотя в некоторых случаях может обойтись без собственной армии и даже национальной валюты.

Налогообложение – определённый законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти.

В определении понятия «налогообложение» есть два момента, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, изъятие части доходов может быть осуществлено различными способами и выбор наилучшего способа – одна из сложнейших экономических проблем, которую каждой стране приходится решать самостоятельно.

Во-вторых, размер налогообложения зависит от того, какие задачи общество возлагает на государство. Чем серьёзнее эти задачи, тем больше средств нужно государству для их решения и тем тяжелее будет в стране налоговое бремя. Именно под углом этих двух проблем мы и попытаемся рассмотреть механизмы налогообложения и масштаб налоговых изъятий.

^ Механизмы налогообложения. Механизм сбора налогов совершенствовался человечеством тысячелетиями. И всё же, если проанализировать систему налогов, действовавших в Римской империи (о них рассказывается в исторической вставке), то мы обнаружим там зачатки тех же принципов налогообложения, что используются и в конце XX в. – начале XXI в.

Например, уже римляне пользовались прямыми и косвенными налогами. Когда мы говорим о прямом налоге, то имеем в виду сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации. Размер этого сбора может зависеть от различных факторов, но чаще всего он устанавливается в зависимости от размера доходов или стоимости имущества.
Страницы экономической истории человечества
^ Эти нелюбимые, эти неизбежные налоги. Налоги издавна стали любимым полем для проявления изобретательности правителей всех стран и народов. Например, в историю России навсегда вошла история о том, как Пётр I ввёл налог на… бороды, чтобы, «ударяя по карману», приучить своих подданных ежедневно бриться.

Родившись из натуральных сборов, налоги расцвели пышным цветом после распространения денежной системы.

Изучая древние налоговые системы, можно ишь поражаться тому, как люди вообще ухитрялись выживать и даже богатеть при том изобилии налогов, которое обрушивали на них власть предержащие.

Например, в Римской империи с граждан взимались следующие виды налогов и сборов:

  1. Сбор на содержание надзора за рынком.

  2. Портовые пошлины при погрузке и выгрузке.

  3. Дорожная пошлина.

  4. Налог за закрепление сделки (налог с продаж).

  5. За ярлык для ослов.

  6. Налог на наследство.

  7. За обмен и размер денег.

  8. Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати.

  9. Сбор со скота.

  10. Налог на владение рабами.

  11. Налог в продовольственный фонд столицы.

  12. Земельный налог.

  13. Специальный налог на огороды.

  14. Налог на вино.

  15. Налог на пшеницу.

  16. Налог на огурцы.

  17. Сбор с квартирной платы.

  18. Сбор с рыботорговцев.

  19. Сбор с ломовиков.

  20. Сбор с банщиков.

  21. Сбор с проституток.

  22. Подушная подать.

  23. Налог на доход от фиников.

  24. Налог на доход с земли под постройкой.

  25. Сбор на воздвижение статуй.

  26. Сбор на содержание неимущих.

  27. Квартирный налог.

  28. Пошлины с вина.

  29. Сбор на содержание бань.

  30. Сбор на содержание именитых гостей.

  31. Сбор на содержание речной стражи.

  32. Сбор на содержание тюрьмы для недоимщиков.

  33. Сбор на содержание гарнизона.

  34. Сбор на содержание сторожевых вышек.

  35. Сбор на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти.

  36. Сбор на жалованье полиции.

  37. Сбор на содержание и ремонт плотин.

  38. Сбор на содержание сборщиков налогов.

  39. Сбор на канцелярские принадлежности для правительственных учреждений.

  40. Сбор на устройство зрелищ.

  41. Сбор на содержание начальника района.

  42. Сбор на благотворительность.

  43. Налог на торговый оборот.

  44. Налог на мыло.

  45. Пошлины ввозные и вывозные.

  46. Пошлины на пропуска в ворота.

И это не всё.

Римляне платили ещё 167 других видов налогов. Если вспомнить старое утверждение «Что облагается налогом, то убывает», то, может быть, именно в таком обложении налогами и крылась одна из основных причин гибели Римской империи?

К современному пониманию механизма налогообложения человечество пришло далеко не сразу.

Вначале преобладала идея дара – гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем её сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами.

Четвёртой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства.

Пятый шаг – теория о долге гражданина перед государством.

Шестой уровень развития идеи налогообложения – убеждённость в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны.

И, наконец, на седьмой ступеньке налогового процесса родилось представление о возможности и необходимости изымать у граждан строго определённую долю их доходов, причём независимо от воли налогоплательщиков.

Особенно долго человечество искало способы взимания налогов, а точнее – ту основу, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и фирм. Пример римской системы налогообложения – один из полюсов таких поисков.

Другой полюс – теория, разработанная в XIX в. американским экономистом Г. Джорджем и гласящая, что для процветания нации надо отменить все виды налогов, кроме налога на землю.

Самое любопытное, что за столетие, прошедшее с момента рождения этой теории, было собрано немало доказательств её разумности, и всё же ни одна страна не решилась принять её на вооружение полностью.

Поиск идеальной системы налогообложения продолжается, и, наверное, он будет бесконечен, поскольку налоги должны приноравливаться и к особенностям страны, и к обычаям её граждан, и к стадии экономического развития, на которой эта страна находится.
Примером прямого налога может служить подушная подать, то есть налог, взимавшийся с каждой «живой души». Это предок нынешнего подоходного налога, который обязаны платить все граждане.

Наряду с прямыми налогами в практику издревле вошли косвенные налоги.

Косвенный налог – налоговый платёж, который вносится гражданином не прямо в государственную казну, а сначала накапливается у продавцов определённых товаров, которые затем и перечисляют собравшиеся у них суммы налогов государству.

Косвенный налог предполагает изъятие средств у граждан и фирм по иному принципу. Такого рода сбор в пользу государства берётся с граждан или хозяйственных организаций только при осуществлении ими определённых действий.

Скажем, римские пошлины с вина – это косвенный налог, поскольку платить его должны были не все граждане Рима, а только те, кто вёл торговлю вином. В ту же категорию попадает сбор за обмен и размен денег – его взимали лишь с тех, кому нужно было выполнить такие операции с денежными знаками. В нынешней российской действительности косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров (в частности, табачные, ювелирные и винно-водочные изделия) или налоги на продажу жилья.

Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара.

Акцизные налоги широко распространены во всём мире и нередко составляют немалую часть той конечной цены, которую уплачивает за товар покупатель. На рис. 15-1 показано, какая доля цен, уплачиваемых немецкими покупателями за различные товары, прямиком уходила в бюджет Республики Германии.


Да и в России ставки акцизов достаточно высоки. Скажем, доля акциза в 1995 г. составляла в цене отдельных товаров:

  • пищевого этилового спирта – 90%;

  • шампанского – 45%;

  • натурального вина – 30%;

  • табачных изделий – 20%;

  • ювелирных изделий – 30%;

  • автомобильного бензина – 20%;

  • легковых автомобилей – 5%.

Использование акцизных налогов (особенно когда оно сочетается с разумной экономической политикой в других сферах) позволяет укрепить бюджет и дать стране средства для развития. Именно так, например, укрепил бюджет России на пороге XX в. выдающийся государственный деятель премьер-министр граф Сергей Юльевич Витте.

Современные налоговые механизмы крайне разнообразны (только в России используется примерно 40 различных налогов, основные из которых показаны на рис. 15-2) и регулируются специальными законами.


Рис. 15-2. Структура налоговой системы России
При изучении рис. 15-2 стоит обратить внимание на ещё одну особенность устройства налоговой системы. Некоторые из налогов являются целевыми, то есть привязаны к конкретному направлению государственных расходов.

В России целевыми налогами являются, например, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и налог для создания дорожных фондов. Первый из них призван дать средства для финансирования работы геологов и буровиков, отыскивающих и готовящих к промышленному использованию новые месторождения полезных ископаемых взамен уже исчерпанных. Второй же (его ещё называют просто дорожным налогом) собирается для финансирования ремонта и строительства дорог. Некоторые налоги по своей экономической природе вообще напоминают цены. К этой категории особенно близка государственная пошлина.

Пошлина – плата, взимаемая государством с граждан и хозяйственных организаций за оказание им определённого вида услуг.

Например, государство берёт с россиян пошлину за:

  • оформление свидетельств о браке и рождении детей;

  • выполнение процедуры расторжения брака;

  • подтверждение права на получение наследства;

  • принятие жалобы к рассмотрению в суде;

  • выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда – и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

Практически эти пошлины оплачивают те услуги, которые государственные службы оказывают обращающимся к ним гражданам, а само государство действует как один из продавцов услуг на рынке.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №15 iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок №15 iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами

Урок №15 iconПлан конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...

Урок №15 iconУрок Основной комплекс Лечебное воздействие гимнастики
Этот урок вы должны повторить 2 раза в день (утром и вечером). Повторяя урок вечером, сделайте самое первое упражнение "Ладошки"...

Урок №15 iconУрок как целостная система Типология и структура уроков
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению...

Урок №15 iconУрок является заключительным по теме «Вашингтон»
Урок предназначен для учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы

Урок №15 iconУрок у нас сегодня необычный
Урок путешествие. Мы отправляемся в неведомую даль, в страну под названьем букварь

Урок №15 iconПубликации учителей школы
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» «1 сентября». Публикация «Музыка в сказке». Урок музыки в 5 классе

Урок №15 iconУрок №33 Тема: Обобщающий урок по теме «Африка»
Комунальна установа Сєверо-Гундорівської зош №13 І-ІІІ ст. Краснодонської міської ради Луганської області

Урок №15 iconУрок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастный оборот»
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки Технология: элементы игровой технологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница