Рав Зеев Мешков №9. 08. 2002 Недельная глава Ницавим: Скрытое б-гу нашему




Скачать 57.96 Kb.
НазваниеРав Зеев Мешков №9. 08. 2002 Недельная глава Ницавим: Скрытое б-гу нашему
Дата публикации13.08.2013
Размер57.96 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Право > Документы
Рав Зеев Мешков

№9. 08.2002

Недельная глава Ницавим: Скрытое - Б-гу нашему






Все вы стоите сегодня перед Б-гом Всесильным вашим: начальники ваши в коленах ваших, старейшины ваши и надсмотрщики ваши, каждый человек в Израиле... чтобы вступить тебе в союз с Б-гом, Всесильным твоим...” (Дварим, 29:9-12).

Тора - союз, линия связи, которая, пронизывая материальный мир, соединяет человека с Творцом. В Земле Израиля, где возникает общность душ, наше Учение принимает совершенно особый характер: новое свойство, раскрывающееся только здесь, требует нового осмысления союза, уже заключенного у горы Синай. И поэтому сразу же после перехода через Иордан необходимо было повторно заключить союз.

Сразу же после вступления на Землю Израиля евреи под предводительством Йегошуа направились к горам Гризим и Эйваль, возвышающимся над городом Шхем. Здесь был обновлен союз, точно в соответствии с тем, как это велел сделать Моше: левиты, держа на плечах Арон а-кодеш («ковчег завета»), произносили благословения, повернувшись в сторону горы Гризим, и проклятия - повернувшись в сторону горы Эйваль. Шесть колен на одной и шесть на второй горе отвечали им "Амен".

Новый характер союза проявился в словах, которые были произнесены всем народом в конце: "Скрытое - Б-гу Всесильному нашему, а открытое - нам и нашим детям вовеки веков, чтобы исполнять все слова закона этого" (Дварим, 29:28). За скрытые грехи пусть Всевышний наказывает преступника и не переносит ответственность на народ, а за открытые, совершенные на глазах у тех, кто мог воспрепятствовать преступлению и не сделал этого, отвечают те, кто проявил равнодушие. Причем степень их ответственности такова, как будто они сами совершили это преступление. Таким образом, после обновления союза появилась прямая и непосредственная ответственность друг за друга.

Сыны Израиля до конца не осознали, что означает эта клятва.

Через несколько дней при захвате города Йерихо Ахан присвоил себе ожерелье и шинарский плащ, несмотря на то, что весь народ поклялся не брать себе ничего из добычи. Ни один человек не видел этого. А на следующий день в сражении у города Ай погиб великий праведник (так пишет Раши). "Согрешил Израиль, и преступили завет Мой, который Я завещал им, и взяли из запрещенного, и после отрицали, и положили в вещи свои" (Йегошуа, 7:11), - сказал Всевышний.
Оказалось, что слова "скрытое - Богу нашему" предполагают не только ответственность самого преступника за содеянное в тайне, но и ответственность всего народа, и прежде всего – больших праведников. Возлагая ответственность на все общество за преступления, совершенные тайно, Тора тем самым утверждает, что решающую роль в развитии личности играют система воспитания и высокий нравственный уровень людей. Ошибки в воспитании и нравственные недостатки всего общества являются скрытой причиной всех преступлений. Таким образом, Тора "опередила" ученых не только в области представлений о вселенной, но и оставила далеко позади современный психоанализ, раскрыв его основные положения за несколько тысячелетий до рождения этой науки.
№64. 09.2003

Раскаяние в изгнании







В нашей недельной главе есть такие слова:
«И будет: когда сбудутся на тебе все слова эти – благословение и проклятие, которые Я изложил тебе, – то прими это к сердцу своему в среде всех народов, куда забросил тебя Б-г, Всесильный твой».

Любое предсказание – предупреждение, а не констатация того, что обязательно должно произойти в будущем, и Моше, обращаясь ко всему народу с поучением, рассказал, что случится, если сыны Израиля утратят способность жить по Торе.

К сожалению, все то, чего можно было избежать, случилось, и на долю нашего народа выпали тяжелые страдания в странах рассеяния. Однако все, что пережили многие поколения евреев, так и не побудило нас «принять это к сердцу своему» и вернуться к своим корням. Из народа, который до середины восемнадцатого века, весь без исключения, жил по законам Торы, мы стали многочисленным племенем, из которого лишь около одной пятой по-настоящему привержена традиции отцов. Можно свалить всю вину на тяготы жизни на чужбине. Тем не менее, вне всякого сомнения, мы совершили целый ряд серьезных ошибок, ставших причиной наших неудач.

Религиозные авторитеты не смогли найти общий язык между собой и позволили усилиться конфликтам между общинами и движениями в иудаизме. Отрицание необходимости общего образования затормозило не только развитие общества, но и нанесло значительный ущерб самой важной стороне нашей жизни - изучению Торы. Нежелание воспользоваться открывшейся в начале двадцатого столетия возможностью заселения Земли Израиля лишило религиозное общество и, в значительной степени, весь народ национальной идеи, способной объединить и возродить его. Нежелание большинства еврейских лидеров увидеть приближение катастрофы в Европе и прислушаться к голосу тех, кто предупреждал о ней, доказало их несостоятельность как руководителей народа… Все это – результат отсутствия глобального мышления, следствие желания сконцентрироваться на частных проблемах еврейского городка, еврейской семьи, отдельно взятого еврея. Безусловно, для нас все важно – и частное, и общее. Даже правила комментирования Торы гласят: «Рассматривается общее и частное; частное, нужное общему, и общее, нужное частному; в общем содержится только то, что есть в частном». Без заботы о конкретном человеке нельзя создать справедливое государство. Без дома с мезузой на косяке двери не будет Храма. Но и без устремленности в будущее, без стремления к объединению всего народа, без исполнения заповеди организованной обороны и повеления Торы освоить Землю и превратить ее в цветущий сад, нельзя решить и проблемы частного человека. Перейти от частного к глобальному, как на уровне мышления, так и на уровне конкретных действий, очень трудно. И все же нельзя отрицать, что для значительной части сынов Израиля сбылась и вторая часть предсказания: «И обратишься ты к Б-гу, Всесильному Твоему (после всего пережитого в изгнании) всем сердцем и всей душою твоею…» (Дварим 30:2). Это выразилось прежде всего в нежелании мириться с униженным положением еврейского народа. А разве стремление отстаивать достоинство сынов Израиля и готовность отдать за это жизнь не приравнивается к освящению имени Всевышнего, которое оказывается униженным всякий раз, когда Его народ терпит издевательства и оскорбления?! Те, в чьих сердцах загорелась Б-жественная искра, не пошли путем борьбы за равноправие и не встали на путь революционеров. Они боролись за создание еврейского государства, как на политическом уровне, так и закладывая новые поселения на Святой Земле, которые в конце девятнадцатого века и в начале двадцатого возникали организованно и спонтанно в разных уголках Иудеи и Галилеи. Они понимали, что единства на основе общей веры, приверженности законам Торы и общинной жизни недостаточно, чтобы самоутвердиться и обрести место на политической карте мира. С течением времени идея создания еврейского государства становилась все более реальной, и все труднее было оспаривать факт существования народа, который до сих пор отрицали как христианская доктрина и деятели церкви, так и государственные и политические круги, рассматривавшие еврейские общины стран рассеяния как остатки изжившей себя формации, обреченной на отмирание на том или ином этапе общественного развития. Положительные черты, присущие обществу сынов Израиля, проявляются в реальной действительности, когда создается государство, существующее по законам Торы (при условии, что они будут правильно осмыслены и хорошо осознаны). Иными словами, народ, объединяя свои усилия во имя достижения той цели, ради которой он был создан, раскрывает свои истинные сущностные свойства, заложенные в нем Б-гом. Воздействие многих факторов делает путь к исправлению общества сынов Израиля похожим на горную дорогу, то поднимающуюся вверх, то круто спускающуюся вниз. Для возрождения нации необходимо решить многие проблемы, которые накапливались на протяжении столетий и проявились только в тот момент, когда началось строительство государства. Но с того момента, как началось «великое переселение народа», мы стали похожи на нашего праотца Авраама. Авраам, получив приказ: «Лех леха эль аарец ашер эреэха» - «Иди себе в Землю, которую Я тебе покажу» – отправился в путь и тут же обнаружил, что это дорога не только приведет его на новое место, но и позволит вернуться к себе самому, к своей сущности. И «лех леха» следует понимать не только как «иди себе», но и как «иди к себе». Слово «ацмаут» ("независимость"), образованное от слова эцем ("сущность"), указывает на то, что цель освобождения народа - раскрытие его сущности. А поскольку Б-г Израиля, Земля Израиля и народ Израиля неразделимы, то возвращение к корню своей души (которое возможно только на Святой Земле) становится возращением к ее Источнику. Положительной тенденцией в еврейском народе, которую можно назвать возвращением «к Б-гу, Всесильному твоему, всем сердцем твоим и всей душою», является страстное желание быть самим собой и избавиться от всего наносного и неискреннего. Когда это желание возобладает над стремлением жить среди других народов или находиться в рабской зависимости от них, «тогда возвратит Б-г, Всесильный Твой, изгнанников твоих и смилостивится над тобой, и опять соберет тебя из среды народов, среди которых Он рассеял тебя» (Дварим 30).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рав Зеев Мешков №9. 08. 2002 Недельная глава Ницавим: Скрытое б-гу нашему iconРав Зеев Мешков №8. 08. 2002 Недельная глава Ки Таво: Допотопная земля
«И будет, когда ты придешь в землю, которую б-г, Всесильный твой, дает тебе в наследный удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней,...

Рав Зеев Мешков №9. 08. 2002 Недельная глава Ницавим: Скрытое б-гу нашему iconРав Зеев Мешков №1 07. 2002 Недельная глава Масэй: с чего начинается родина
Торы и исполнением заповедей. Земля, данная поколению Йегошуа, распростирается от Иордана (на востоке) до Средиземного моря (на западе)....

Рав Зеев Мешков №9. 08. 2002 Недельная глава Ницавим: Скрытое б-гу нашему iconРав Зеев Мешков №96. 05. 2004 Недельная глава Кдошим: Будьте святы в делах и в мыслях
Я б-г. Не испытывай ненависти к брату своему в сердце твоем: увещевай одноплеменника своего и не понесешь ответственности за грех...

Рав Зеев Мешков №9. 08. 2002 Недельная глава Ницавим: Скрытое б-гу нашему iconРав Зеев Мешков №103. 06. 2004 Недельная глава Корах: Равенство и порядок
Желание приблизить мир к идеальному состоянию, сделать счастливым человечество в целом и каждого человека в частности – прекрасный...

Рав Зеев Мешков №9. 08. 2002 Недельная глава Ницавим: Скрытое б-гу нашему iconТорик Александр Селафиила/ Библиотека Golden-Ship
Глава 9 / Глава 10 / Глава 11 / Глава 12 / Глава 13 / Глава 14 / Глава 15 / Глава 16 / Глава 17 / Глава 18 / Глава 19 / Глава 20...

Рав Зеев Мешков №9. 08. 2002 Недельная глава Ницавим: Скрытое б-гу нашему iconЗакон («Маттот» 5763)   Честное еврейское слово  Недельная глава «Маттот»
Недельная глава «Маттот» начинается словами: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля, говоря: вот что повелел Господь: если кто...

Рав Зеев Мешков №9. 08. 2002 Недельная глава Ницавим: Скрытое б-гу нашему iconРав Гилель Гефен (Бейт-Эль) №166. 09. 2005 Недельная глава Шофтим....
Дварим 35: 14. Почему же в главе Шофтим говорится о том, что Всевышний запрещает устанавливать каменные памятники? Тора не ограничивается...

Рав Зеев Мешков №9. 08. 2002 Недельная глава Ницавим: Скрытое б-гу нашему iconИтак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом....
Эсавом. У яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава “Ваишлах” (“И послал”) начинается с рассказа...

Рав Зеев Мешков №9. 08. 2002 Недельная глава Ницавим: Скрытое б-гу нашему iconНедельная глава “Лех леха” (“Иди себе”) рассказывает о первом еврее Авраhаме-авину
Недельная глава “Лех леха” (“Иди себе”) рассказывает о первом еврее — Авраhаме-авину

Рав Зеев Мешков №9. 08. 2002 Недельная глава Ницавим: Скрытое б-гу нашему icon«треножника», поддерживающего духовность Израиля
Наша недельная глава одна из самых коротких в Торе. Но комментаторы придают ей особое значение. И не мудрено в ней содержится предсказание...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница