Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек?




Скачать 282.04 Kb.
НазваниеЯ другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек?
страница1/2
Дата публикации21.03.2013
Размер282.04 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Право > Документы
  1   2
Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек?

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление о масштабах массовых репрессий в СССР;

  • продолжить работу с понятиями и терминами, историческими закономерностями и причинно-следственными связями;

  • продолжить формирование навыков работы с документами;

  • продолжить формирование умений самостоятельно делать обобщения и выводы на основе учебной лекции;

  • воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважения к людям жившим в те страшные, трудные годы.

Оборудование урока:

  • таблица “Осужденные по делам органов ВЧК-ОГПУ-НКВД за 1921-1940 гг.”;

  • карта Гулага;

  • музыкальное оформление «Советские песни», фрагменты к-ф «Цирк»

  • карточки на проверку домашнего задания;

  • сообщения учащихся;

  • документы

Опережающее задание к уроку:

1. Работа со словарём.

Основные понятия
Террор - политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами (преследование, убийство и т.д.).
Тоталитаризм – общественно- политическое устройство, характеризующееся всеобъемлющим деспотическим вмешательством бюрократического государства во все сферы общественной жизни, к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности.
Репрессия - ущемление в правах; карательная мера, наказание, применяемые государственными органами.
^ ГУЛАГ - Главное управление лагерей.
Культ личности - возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, когда одна личность подменяет коллегиальное руководство страной, ликвидирует демократию, устанавливает диктаторский режим.

2. Провести исследование продовольственного пайка заключенного на калорийность и энергетическую ценность.

3. Стихи О. Мандельштама

4. сообщение о С. Королеве.

Слайд 1. В название темы нашего урока я взяла из строчки самой известной песни Советского государства «Широка страна моя родная». Впервые эта песня прозвучала в кинофильме «Цирк». Эта песня была неофициальным гимном страны, мелодия песни были позывными советского радио.

Слайд 2. Звучит фрагмент из песни «Широка страна, моя родная» и отрывок из кинофильма « Цирк» режиссер Александров. Слова В.Лебедева-Кумача Музыка И.Дунаевского

Слайд 3. УЧИТЕЛЬ: За 20 лет с 1917 по 1937 год была построена великая страна, расположенная на огромных просторах, с мощным экономическим потенциалом, победившим колхозным строем, великой наукой и богатой разносторонней культурой. Имя этой стране - СССР.

За это время страна прошла сложный исторический путь развития во всех сферах исторического жизни, в котором можно выделить следующие этапы:

В 20- 30-е годы общество жило как бы в двух измерениях, героическое и трагическое уживались вместе. И на фоне героической, прекрасной, как
казалось, жизни происходили страшные, полные трагедий события.
Название им - репрессии. На всю страну был надет «намордник» . Постоянные угрозы висели над головой каждого. Везде царило бесправие, произвол и насилие…
Сегодня с вами будем выяснять: действительно ли человек был хозяином страны, действительно ему здесь так вольно дышалось, действительно ли была такая радужная картина?

Затронем другую сторону жизни страны, которая очень долго замалчивалась, скрывалась от народа. Но все тайное становится явным. Вот и в период горбачевской перестройки была приоткрыта завеса, и люди узнали о сталинских репрессиях, о массовом геноциде, который проводил Сталин против своего собственного народа.

Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Что такое репрессии?

  2. Кого подвергали в СССР массовым политическим репрессиям? По каким причинам?

  3. Масштабы массовых репрессий в СССР и меры наказания репрессированных. ГУЛАГ.

Слайд 4. Проблемное задание.

Вопросы, которые мы сегодня должны выяснить непростые, требующие серьёзного осмысления. И один из главных, основных вопросов: Почему это произошло? Каковы причины сталинских репрессий? Можно ли было их предотвратить?

Слайд 5-6

Но сначала, мы должны воссоздать картину СССР 30-х годов.

Итак,– вы корреспонденты, аккредитованных в СССР, иностранных газет. Вам надо написать статью в газету о жизни в стране.

Историю страны можно изучать по книгам, учебникам, Можно по воспоминаниям. Очень хорошим историческим источником являются песни, официальные и неофициальные, и плакаты тех времен.

^ Предлагается выполнить задание: «На несколько минут, мы сейчас с вами попадем в Советский Союз 30- х годов. На основании текста песен и плакатов того времени, представьте себе Советское государство в 30-х г.г., попытайтесь охарактеризовать с их помощью страну, в которую вы «попали».

^ Вопросы по тексту песен.

Какой представляется наша страна в плакатах и песнях?

Что вы напишите в своих газетах об этой стране. Подберите из текстов песен соответствующие эпитеты, характеризующие нашу страну

Приложение 1. Советские песни 1930 –х гг.

^ ОТВЕТЫ УЧ-СЯ: Общее настроение картин оптимистично, оно прославляет советский образ жизни.

  • Человек радостный, вольно дышит, хозяин своей страны

  • Поет песни, значит не пропадет нигде.

  • Вся страна строит

  • Мы рождены, чтоб сказку сделать былью

  • Нам нет преград

  • Мы можем все

  • Страна самая любимая, эх хорошо в стране советской жить.

  • Жить стало лучше, жить стало веселей.

Делается общий вывод. В СССР был завершено строительство социализма и установлен жесткий тоталитарный режим, имеющий мало чего общего с социализмом.

Слайд 7.

Работа на карточках. Приложение 2.

Из предложенного списка выберите черты, характерные для тоталитарного государства и запишите в тетрадь. Объясните значение термина «тоталитаризм».

  • Жесткое централизованное регулирование экономики, политики и идеологии.

  • Присутствие некоторых элементов демократии.

  • Всеобщий контроль над обществом с помощью развитого репрессив­ного аппарата, тотальный террор.

  • Отсутствие какой-либо официальной идеологии.

  • Культ личности лидера.

  • Многопартийность.

  • Господство одной идеологии.

  • Легальная оппозиция власти.

  • Сращивание государственной власти и политической пар­тии в единое целое.

  • Высокая степень развитости гражданского общества.

  • Поглощение личности коллективом, подчинение личных интересов общественным.

  • Складывание однопартийной системы.

  • Командно- административная система.

  • Запрет на любое инакомыслие.

  • Развитое рыночное хозяйство.

  • Контроль за средствами массовой информации

Слайд 8.

Как вы правильно отметили одной из черт тоталитарного режима, сложившегося в СССР, было создание культа личности вождя.

Приложение 3. Работа со словарем.

Культ личности - возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, когда одна личность подменяет коллегиальное руководство страной, ликвидирует демократию, устанавливает диктаторский режим.

^ Сообщение учащегося "И. В. Сталин" (опережающее задание), сопровождая показом слайд-шоу плакатов о Сталине
Сталин стал богом еще при жизни. Повсюду были его портреты и памятники. Его именем называли города, улицы, школы, заводы, колхозы, полки. С его именем связывали все победы в Октябрьской революции и Гражданской войне, на стройках первых пятилеток, и в создании колхозов.

^ Вот строки со страниц "Правды" 1935-1939 гг.
- "Да здравствует тот, чей гений привел нас к невиданным успехам, великий вождь, друг и учитель - наш Сталин!"
- "Пусть живет и здравствует вечно наш отец родной - Сталин - Солнышко!"
- "Благородный образ Сталина - человека с головой ученого, с лицом рабочего, в одежде простого солдата - дорог и близок каждому".

Сталин - глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он – учитель Вселенной. (Джамбул, казахский поэт)

Слайд 12-18.

Культ личности формировался с детских лет, и делалось это очень талантливо, ненавязчиво. Газета «Пионерская правда» опубликовала в 1934 году колыбельную Льва Квитко.

^ Послушайте, какую колыбельную пела мама своему ребенку.

Опять я склонился к зеленой сосне.

Вдруг серые волки подкрались ко мне:

Раскрыли клыкастые пасти-

Вот- вот растерзают на части»

Не мог шевелиться от ужаса я…

Мамочка, мама, голубка моя!

Но Сталин узнал, что в лесу я стою

Разведал, услышал про гибель мою

И танк высылает за мною,

И мчусь я дорогой лесною

Мамочка, мама, голубка моя!

Настежь открыты ворота Кремля,

Кто- то выходит из этих ворот

Кто-то меня осторожно берет

И поднимает как папа меня

И обнимает как мама меня.

И сразу мне весело стало!

А кто это был? Угадала?

Правда хорошо, особенно в сравнении с папой и мамой. Вот так создавались и вбивались в детские головы мифы об отце и лучшем друге советской детворы


Слайд 12-14.

Не отставали в этом и взрослые. Сталину писали письма дети, рабочие, военные, славили его и благодарили за счастливую жизнь. Жить стало лучше, жить стало веселей.

Слайд 15-18.

Но таким ли было истинное лицо "кузнеца всеобщего счастья", лучшего друга всех детей, физкультурников, колхозников, матерей?

Послушайте стихотворение Осипа Мандельштама. Ему предложили написать оду на Сталина к годовщине рождения. Он отказался.

Стихи Мандельштама и Гришашвили.

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы как черви жирны

И слова как пудовые гири верны,

Тараканьи смеются глазища

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет,

Как подкову, дарит за указом указ –

Кому в пах, кому в лоб,

Кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него – то малина

И широкая грудь осетина.

^ Академик А.Н. Яковлев писал: "Я часто думал и думаю о том, почему, каким злым волшебством случилось так, что над моей страной была вознесена личность, вроде бы заметно уступавшая соперникам из большевистской верхушки, той, что позднее стала именоваться ленинской гвардией, и была вся целиком пущена Сталиным под нож. Простого ответа не нахожу. Коварство, беспредельная жестокость, сильная воля, расчетливый политический ум - все это очевидно, но не объясняет его кровавого преуспевания в течение столь долгого времени"

1. Как они характеризуют Сталина как политического деятеля, как человека.

2.Чья позиция из предложенных поэтов вам ближе? Почему?

Слайд 18.

5 декабря 1936 г. была принята Конституция СССР – «Конституция победившего социализма», или ее называли Сталинской. Конституция гарантировала гражданам неприкосновенность личности, свободу слова, свободу печати, свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций; право объединения в общественные организации, провозглашала всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Советские люди, казалось, могли гордиться завоеваниями Октября.

Но на самом деле все обстояло совершенно иначе. Нет. Государство развязало против своего собственного народа невиданный до этого по своим масштабам террор.

Слайд 19.

Обязательным признаком тоталитарного режима является террор и массовые репрессии. Почему Сталину понадобились именно эти методы в управлении страной. Создавалось впечатление, что Сталин очень боялся своего народа. И старался от него избавиться, или хотя бы запугать. Человек становился механизмом, “винтиком, который можно было всегда легко и быстро заменить, или сильнее закрутить. Решением всех проблем был избран террор.

Приложение 3. Работа со словарем.

Террор - политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами (преследование, репрессии, убийство и т.д.).
По мнению власти “устрашение есть могущественное средство политики”


Репрессия - ущемление в правах; карательная мера, наказание, применяемые государственными органами.

Слайд 20.

Теоретическим обоснованием репрессий стал выдвинутый Сталиным лозунг о неизбежности классовой борьбы в процессе социалистического строительства. У страны везде и всегда находились «враги народа», которых надо уничтожать. Их обвиняли во вредительстве и саботаже, контрреволюционной деятельности и предательстве.

Репрессии в стране начались сразу после Октябрьской революции. Сначала они были направлены против буржуазии и помещиков, церкви. Затем против оппозиций в партии. Были уничтожены меньшевики и эсеры, обвиненные в заговорах против советской власти. Репрессиям подвергались представители интеллигенции, у которых был свой взгляд на политику большевиков. (Знаменитое дело поэта Николая Гумилева).

В годы индустриализации были сфабрикованы «Шахтинское дело», Дело Промпартии. Оказались репрессированы многие управленцы, видные инженеры, ученые, военные.

Когда началась “сплошная коллективизация” (декабрь 1929 год) её сопровождала политика“ ликвидации кулачества как класса”, т. е. раскулачивание. Их арестовывали семьями, и дальше как повезет: кого ссылали в Сибирь, кого расстреливали.

Бедняков, которые отказались вступить в колхоз, называли подкулачниками. Им тоже была объявлена война.

В действительности же, оказалась уничтожена прослойка трудолюбивых, предприимчивых крестьян, которые могли давать большую часть товарной продукции.

Жесточайшие репрессии ожидали тех, кто пытался утаить или похитить часть колхозного урожая. В 1932 году был принят закон, предусматривающий от 10 лет тюремного заключения с до расстрела за хищение колхозной собственности ( закон о «трех колосках»). По этой статье было осуждено более 100 тысяч человек.

Вывод: Из общественно - политической жизни устранялась самая лучшая, свободомыслящая часть нации, способная критически оценивать действительность. Трудности на производстве, неудачи социалистического строительства списывались на «врагов народа».

Слайд 21 -2 - 23.

Своего апогея репрессии достигли в 1935-1938г.г. после убийства Кирова 1 декабря 1934года, руководителя Ленинградского обкома партии. Возник повод для ужесточения законодательства и введения упрощенного судопроизводства. Теперь на раскрытие преступления давалось до 10 дней, дела слушались без участия адвокатов, да и суда часто не было. Человеку просто зачитывали приговор и требовали подписаться. Просьбы о помиловании запрещались. Приговоры о расстреле приводились в исполнение немедленно после их оглашения. Согласно постановлению правительства от 1935года, к уголовной ответственности теперь можно привлекать, начиная с 12-летнего возраста.

^ Давайте снова вернемся в атмосферу 30-х годов.

Большевики сделали террор, насилие, произвол, беззаконие своим главным орудием.
Советский человек боялся каждого звука звонка или стука в дверь. Становилось страшно, когда во дворе дома, шурша шинами, останавливалась машина, которую назвали в народе, « черный воронок». По ночам люди с тревогой ждали появления фургона и стука чекистов в дверь. У людей всегда наготове в чулане стоял чемодан с парой теплого белья, сухарями на случай ареста.

А арестовать можно было за все: случайное высказывание, рассказывание анекдотов, рисунок, карикатура в 30-е годы полагалось привлечение к судебной ответственности. Пример подобного анекдота: «Конституция СССР и Конституция США гарантируют свободу слова, но в США гарантирована еще и свобода после сказанного».

По мнению Молотова, массовые репрессии были “профилактической чисткой” без особых границ.

Слайд 24.

Учитель: 1.Каковы на ваш взгляд причины репрессий?
2.Как вы думаете, зачем И.В.Сталину нужна была система массовых репрессий?
3. Почему по мнению новой власти “устрашение есть могущественное средство политики” ?


Приложение 4.

Так что же такое политические репрессии? С чего началось это страшное время, когда сердце каждого советского человека замирало от слова «арест»?

^ Обратимся к документу №1 / учащиеся читают и отвечают на вопросы учителя/.

Документ № 1. Из Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий”(18 октября 1991 г):
Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам
, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишение гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшиеся по решению судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами.

^ Вопрос по тексту.

Что такое политические репрессии?

Какие виды наказания предусматривались для врагов народа?

Слад 25. Давайте посмотрим, кто и за что подлежали репрессиям.

Приложение 5. Документ № 2. Приказ № 00447 от 30 июля 1937 г. по “репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов”.
Антисоветские элементы: “члены антисоветских партий, бывшие белые, жандармы, чиновники царской России, каратели, бандиты, бандопособники, сектанские активисты, церковники, кулаки, вредители, саботажники и прочие, содержащиеся в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях”

.Антисоветские элементы разбивались на две категории:

1.Все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов, которые подлежали немедленному аресту и по рассмотрению их дел на тройках – расстрелу.

2. Менее активные, но все же враждебные элементы. Они подлежали аресту и заключению в лагеря на срок от 8 – 10 лет.

Давайте посмотрим, какие виды преступлений вменялись врагам народа и каковы сроки наказания.

Приложение 6. Документ № 3. Из Уголовного кодекса РСФСР.

Глава первая

Преступления государственные

1. Контрреволюционные преступления

58-1. Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти … или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции.

58-1а. Измена Родине, т.е. действия, совершенные гражданами СССР в ущерб военной мощи СССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как-то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу, караются –

высшей мерой уголовного наказания – расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах – лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией всего имущества.

58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти, или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений , а равно распространение или изготовление, или хранение литературы того же содержания влекут за собой –

лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.

58-1г. Недонесение со стороны военнослужащего о готовящейся или совершенной измене влечет за собой – лишение свободы на десять лет.

Недонесение со стороны остальных граждан (не военнослужащих) преследуется согласно статье 58-12 - лишение свободы на 15 лет.

58-2. Вооруженное восстание или захват власти …влекут за собой –

высшую меру социальной защиты – расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства

Приложение 7. Документ 4.

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 5.07.1937 г. « Вопрос об НКВД».

« 1. Принять предложение НКВД о заключении в лагеря на 5-8 лет всех жен осужденных изменников родины (АЛЖИР), (ЧСИР)

4. Всех оставшихся после осуждения детей-сирот до 15 летнего возраста взять на государственное обеспечение…

5. Предложить НКВД разместить детей в существующей сети детских домов и закрытых интернатах

^ Годы “Большого террора”.

Репрессии в стране проводились и шли беспрерывно, начиная с 1921 года. Но репрессии 1937-1938 годы побили все рекорды.

Уже несколько десятилетий историки называют террор, охвативший страну в 1937 –38 г. “большим», потому что он был самым масштабным и жестоким.. Именно на этот период пришлись самые кровавые акции, прежде всего массовые расстрелы, по своим масштабам не имевшие даже отдаленных аналогов в последующей отечественной истории.

Зачитать В.М.Молотов так объяснял причины “большого террора”: “1937 г. был необходим. Если учесть, что мы после революции рубили направо - налево, одержали победу, но остатки врагов разных направлений существовали, и перед лицом грозящей опасности фашистской агрессии они могли объединиться. Ведь даже среди большевиков были и есть такие, которые хороши и преданны, когда все хорошо, когда стране и партии не грозит опасность. Но если начнется что – нибудь, они дрогнут, переметнутся. Сталин, по-моему, вел очень правильную линию: пускай лишняя голова слетит, но не будет колебаний во время войны и после войны.”

По мнению Молотова, массовые репрессии были “профилактической чисткой” .
^ Вопросы классу: 1.Как вы думаете, зачем И.В.Сталину нужна была система массовых репрессий?
2. Почему по мнению новой власти “устрашение есть могущественное средство политики” ?

Слайд 26-27.

В годы большого террора проходило много показательных процессов. Репрессии обрушились на руководящие кадры партии, государства. В 1936 -1937 годах состоялись крупные процессы над лидерами оппозиции. На скамье подсудимых оказались ленинские соратники Зиновьев, Каменев, Рыков, Бухарин и др. Они были приговорены к высшей мере наказания.

Слайд 28. Речь Вышинского, генерального прокурора СССР: «Взбесившихся собак я требую расстрелять!»

Слайд 29.

Наиболее катастрофическим по последствиям были репрессии, охватившие армию. Сталин подозревал высшее военное руководство в заговоре против него. В ходе расследования «Дела Тухачевского» репрессии охватили высший командный состав армии, военных ученых, конструкторов. Полностью были уничтожены 3 маршала из 5 (Тухачевский, Егоров, Блюхер), командующие войсками военных округов, командиры полков.

Столь больших потерь высшего и старшего командного состава и в такой короткий срок наша армия не несла даже во время войны.

Военный атташе Германии генерал Г.Кестринг, считавшийся главным немецким военным специалистом по России: «Благодаря ликвидации большого числа высших офицеров, совершенствовавших свое искусство десятилетиями практики и теоретических знаний, - сообщал он, - Красная Армия парализована в своих оперативных возможностях. Лучшие командиры отсутствуют. Армия не представляет существенный фактор обороны».

^ И это накануне войны.

Учитель: Для того чтобы лучше представить себе кто же стал «врагом народа», против кого были направлены репрессии, мы прослушаем еще одну обвинительную речь. Она принадлежит простой советской женщине.

Затем организуется работа по вопросам:

  • В каких преступлениях обвинялись подсудимые по делу «право – троцкистского центра»?

  • Преступные связи с какими государствами вменялись в вину подсудимым?

Учитель: Как вы думаете, почему в ходе процессов обвиняемые признались в преступлениях, которые они в действительности не совершали?

Чтобы картина происходящих событий стала более наглядной обратимся к документу №5 /фрагменты секретного доклада Прокурору СССР М.И.Панкратьеву и Главному военному прокурору РККА Гаврилову о результатах проверки проведения массовых операций в Туркмении /.

Приложение 8. Документ № 5. Из совершенно секретного доклада Прокурору СССР М.И.Панкратьеву и Главному военному прокурору РККА Гаврилову о результатах проверки проведения массовых операций в Туркмении. 23 сентября 1939 г.
Массовые аресты аппаратом НКВД ТССР начали с августа 1937 г., т.е. с момента введения в действие приказа НКВД № 00447. Когда весьма скудный оперативно-агентурный учет антисоветского элемента был исчерпан, необоснованные аресты начали проводить в массовом порядке только лишь для выполнения лимитов… Достаточно было случайно оказаться на рынке и попасть под облаву, для того чтобы быть арестованным и подвергнутым допросу по обвинению в антисоветской деятельности – шпионаже, принадлежности к контрреволюционной организации.
Документы во время облав у задержанных не проверялись, а после ареста арестованный попадал на “конвейер”, подвергался избиению и “давал” показания по заказу следователя.

В феврале месяце 1938 г. впервые в НКВД ТССР, был введен так называемый “массовый конвейер”. “Массовый конвейер” состоял в том что в специально отведенное помещение ставились лицом к стене десятки арестованных, которым специально назначенный дежурный по “конвейеру” не давал спать и ложиться до тех пор, пока они не согласятся дать показания, требуемые следователем. “Упорствующие” арестованные на “конвейере” подвергались также избиениям, заковыванию в наручники или связыванию. Установлено весьма большое количество случаев, когда арестованные выдерживались на “конвейере” по 30 – 40 суток без сна.
На этих массовых “конвейерах”, или, как их еще называли “конференциях”, периодически устраивались поголовные избиения арестованных сотрудниками, доходившими до изуверства, ….что почти все “сознавались” в шпионаже.

В дорожно- транспортном отделе ГУГБ НКВД Ашхабадской железной дороги сотрудники, вымогая показания у арестованных, выщипывали или из бороды, или из головы волосы, подкалывали иголками пальцы, вырывали ногти на ногах и т.п.
Одним из самых возмутительных способов вымогательств показаний у арестованных, несомненно, являлся так называемый допрос “на яме”. Если обвиняемый долго не сознавался, следователи вывозили за город к месту приведения в исполнение приговоров и, имитировали расстрел. Такой допрос обычно заканчивался оговором десятков и даже сотен в большинстве ни в чем не повинных людей».

Вопросы к классу:

  1. Опираясь на текст документа, опишите методы, которые использовала НКВД в организации массовых репрессий.

  2. Опишите, какие обвинения при аресте предъявлялись людям.

  3. Что толкало обвиняемых на самооговор и оговор других людей, на лжесвидельства?

Слайд 30.

Руководили процессами «верные сталинские соколы», лидеры НКВД СССР, многих из которых также не пощадила ими же созданная мясорубка. Генрих Ягода, создатель системы ГУЛАГ, расстрелян в 1938 г. Николай Ежов председатель НКВД. Из-за своего невысокого роста (151 см) в народе был прозван «Кровавым карликом», расстрелян в 1940 г. Лаврентий Берия, председатель НКВД, расстрелян в 1953 г.

На полную мощь заработала кровавая машина, сотни тысяч ни в чем не повинных людей стали «врагами народа», «шпионами», превратились в « лагерную пыль». Сейчас мы можем только догадываться, сколько гениальных ученых, врачей, актеров, музыкантов, конструкторов потеряла страна. Сколько талантливых детей не было рождено, а сколько осталось сиротами с клеймом «детей врагов народа».

Слайд 37.

Учащаяся. Сообщение о С.П. Королеве.

Слайд 38.

В тюрьмах не хватало свободных мест. В связи с резким увеличением количества заключенных было создано ^ Главное управление лагерями (Гулаг).

Приложение 3. Словарь.

ГУЛАГ - Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения, важнейший орган системы политических репрессий СССР.

Система объединяла 53 лагеря с тысячами лагерных отделений и пунктов, 425 колоний.

^ Что такое исправительно- трудовой лагерь ?- Место заключения и физического уничтожения политических противников, инакомыслящих в периоды репрессий и беззакония.

Где применяли труд репрессированных?

Слайд 42-43. Работа с картой.

Вопросы:

1 каких регионах располагались лагеря? Почему там? (Колыма, Воркута, Север, Сибирь, Заполярье, вечная мерзлота, тайга, в степях Казахстана)

Не секрет, что заключенные Гулага были одним из основных источников индустриализации, они использовались в основном на тяжелых и неквалифицированных работах в добывающей, горной промышленности, в тяжелых и климатически неблагоприятных районах СССР, на лесоразработках, на строительстве ирригационных и водно- транспортных сооружений, каналов

^ Заключенными ГУЛАГа в 1930-50-х годах велось строительство ряда крупных промышленных и транспортных объектов:

каналов (Беломоро-Балтийский канал имени Сталина, канал имени Москвы, Волго-Донской канал имени Ленина);

ГЭС (Волжская, Жигулевская, Угличская, Рыбинская, Куйбышевская, Нижнетуломская, Усть-Каменогорской, Цимлянская и др.);

металлургических предприятий (Норильский и Нижнетагильский МК )

объектов советской ядерной программы;

ряда железных дорог (Трансполярной магистрали, Кольской железной дороги, тоннеля на Сахалин, Караганда-Моинты-Балхаш, Печорской магистрали, вторых путей Сибирской магистрали, Тайшет-Лена (начало БАМа) и д.р.) и автострад (Москва — Минск, Нагаево — Атка — Нера и д.р.)

Ряд советских городов был основан и строился учреждениями ГУЛАГа (Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Магадан, Дудинка, Воркута, Ухта, Инта, Печора, Молотовск, Дубна, Находка)

Труд заключенных использовался также в сельском хозяйстве, в добывающих отраслях и на лесозаготовках. По данным некоторых историков на ГУЛАГ в среднем приходилось три процента валового национального продукта.

Слайд 44-45. Сколько же человек прошли эти лагеря?

Истинные цифры мы наверно не узнаем никогда. Сотрудники НКВД тщательно скрывали места расстрелов и захоронений, держали в строгом секрете списки репрессированных и расстрелянных. До сего времени такого рода информация была закрыта, и было запрещено разглашение государственной тайны.

Мы сегодня имеем уникальную возможность увидеть эти страшные цифры жертв государственного террора.

Как случилось такое,
Понять не могу:
Я иду под конвоем,
Увязая в снегу.
Не в неволе немецкой,
Не по чёрной золе,
Я иду по советской
По любимой земле.

(Анатолий Жигулин; прошедший сталинские лагеря).

Истинные цифры мы не узнаем никогда, хотя существуют официально опубликованные данные о количестве осужденных и приговорённых к смертной казни (Расстрелу) органами ВЧК-ОГПУ-НКВД с 1921-1940 гг.

Слайд 46-47 .Сегодня на уроке мы будем обращаться к этой таблице, чтобы узнать масштабы репрессий в СССР.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек? iconЯ другой такой страны не знаю, где так вольно дышит нелегал!
И хорошо, если сильная личность идёт нормальной дорогой к хорошей цели. Но чаще случается наоборот. Сильная личность втягивает слабого...

Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек? icon«Люблю и знаю, Знаю и люблю! И тем сильней люблю, Чем больше знаю!»
Любовь к Родине начинается с мелочей: с привязанности к дому, где ты живешь, к улице, по которой ходишь, к городу, в котором родился...

Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек? iconТак кто же такой человек?
Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное,...

Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек? icon4 Диагностический тест "Что я знаю и чего не знаю о наркотических веществах?"
Подавляющее большинство подростков ответило, что алкоголь вреден для здоровья 136 человек 90%, а 8 человек 5% считают, что все зависит...

Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек? iconВавилонская Блудница Прощание с Уратаем Где ты, свет и сон, Где ты,...
Знаю, повелитель Нави повернулся к говорившему, Отправьте разведчиков на север

Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек? iconВоспитание в семье
А как раз добрые намерения могут иметь отрицательные последствия, если родители всё время ставят в пример себя или старших детей....

Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек? iconЯ вашу правду знаю всю здешнюю правду знаю! Перед ним полукругом...
Впервые я увидел его в трактире; забившись в дымный угол и загородясь столом, он надорванным голосом кричал

Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек? icon«Арлюкская средняя общеобразовательная школа» «Люблю и знаю, знаю...
Каких птиц, обитающих в Кемеровской области, можно назвать «лесоводами» и за что?

Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек? iconИсследование уровня эмпатийных тенденций
Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными

Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек? iconСценарий городского мероприятия, посвященного 9 января 1996 года
Земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Неслучайно в трудные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница