1. Необходимость и сущность финансов




Название1. Необходимость и сущность финансов
страница1/8
Дата публикации05.08.2013
Размер0.9 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
1. Необходимость и сущность финансов.
Под финансами понимаются денежные отношения между различными экономическими субъектами по поводу образования, распределения, перераспределения и использования различных целевых фондов денежных средств с целью выполнения функций и задач государства и создания условий для расширенного воспроизводства.

Появление финансов связано с :

- возникновением и развитием гос-ва, кот. для выполнения определенных общих фун-й необх. пост. дополн. ср-ва.

- развитие товарно произ-ва и появ. денег.

- развитие предпринимательства, хоз. деят-ти, усложнения кот. привели к появ-ию потреб-ти в целевых фондах денеж. ср-в предпринимателей, обеспеч. их непрер. хоз. деят-ть (фонд оплаты труда, резервный фонд).

-развитие домашних хозяйств и появление у них мн-ва источников доходов и направлений расходов.

Т.о. появление и развитие финансов связано с усложнением общественного производства и отношений, обслуживающих его.

В современных условиях в систему финансов входит совокупность отношений:

1. Отношения между государством и домашними хозяйствами (населением) по поводу уплаты налогов и др. обязательных платежей в бюджет государства и получение из него домашними хозяйствами различных выплат (трансфертов).

2. Отношения между государством и хозяйствующими субъектами (предприятия) по поводу уплаты налогов и др. обязательных платежей в бюджет государства и получение из него ассигнований на развитие производства, покрытие издержек, убытков.

3. Отношения между государством с одной стороны, населением и хозяйствующими субъектами с др. стороны по поводу образования специальных целевых внебюджетных фондов эк. и соц. назначения и последующего их распределения на соц. обеспечение или поддержку воспроизводственного процесса.

4. Отношения между государством с 1 стороны, хоз. субъектами и дом. хоз-ми с др. стороны, в кот. гос-во выступает в качестве заемщика временно свободных денежных средств, кредитора, предостав. свои денежные ср-ва во временное пользование и гаранта, берущего на себя обслуживание фин. обязательств 3-х лиц.

5. Отношения между различными уровнями гос. власти по поводу распределения и использования доходов, соотвеств. бюджету.

6. Отношения между хоз. субъектами по поводу распределения доходов и накоплений хоз. субъектов, образования и распределения целевых фондов денежных средств, обеспечения их воспроизводительную деятельность.

7. Отношеняи внутри хоз. субъектов по поводу использования средств целевых фондов и обеспечения кругооборота капитала.

8. Отношения между гос., хоз. субъетами, дом. хоз-ми по поводу образования спец. страх. фондов по поводу распред-ия на покрытие ущерба при наступлении страхового случая.

Т.о. финансы, как сист. эк. отнош., им. отлич. признаки:

1. Они всегда носят денежный характер

2. Они как правило неравны

3. Они всегда связаны с образованием целевых фондов денежных средств в совокупности образующих фин. ресурсы народного хоз-ва.

4. Они всегда регламентированы специальными нормативно-правовыми актами.

Материальной основой финансов выступает национальный доход, кот. с помощью финансов распределяется и перераспределяется между различными субъектами эк. отношений.

Фин-сы- это отношения, кот возникают на стадии распределения обществ. продукта.
^ 2. Государственный кредит, его сущность и роль в финансовой системе.
Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика,
кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

В отличие от налогов он имеет добровольный характер. Основой государственного кредита является его возвратность и платность: че­рез определенный период времени внесенная сумма возвращает­ся с процентами.

Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности -товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

^ Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципа срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства дл финансирования своих расходов.

Размещение новых государственных займов погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

2. ^ Регулирующая функция государственного кредита заклю­чается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и ка­питалов, на производство и занятость.

Государство регулирует денежное обращение, размещая зай­мы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства фи­зических лиц, государство снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.

3. ^ Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории: 1) очень тесно связана с деятельность» государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, по­скольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
^ 3. Роль финансов в распределении и перераспределении ВВП.
Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения на микроуровне выступают юри­дические и физические лица, на макроуровне — государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перерас­пределение этой стоимости (на макроуровне).

Распределительная функция охватывает три последователь­ные ступени:

  1. формирование фондов денежных средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне — централизованные средства государства;

  2. распределение денежных фондов через финансовые инструменты. На микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизации) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

  3. использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне — улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. В сфере материального произ­водства к первичным доходам относятся:

  1. прибыль предприятий;

  2. отчисления в социальные, внебюджетные фонды;

  3. доходы работающих.

Первичное распределение про­должается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов.

Перераспределительный процесс ВВП и НД осуществляется прежде всего через финансы. При этом используются такие ин­струменты, как расходы, налоги, кредит, цены. В результате пе­рераспределения формируются общегосударственные фонды — бюджеты всех уровней и внебюджетные социальные фонды. До­ходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить лиц, не занятых в сфере материального производства или вообще не участвующих (не имеющих возможности участ­вовать) в трудовом процессе.

Таким образом, распределительная функция финансов по­зволяет:

  1. образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а также государства;

  2. образовывать не просто денежные фонды, а фонды целевого назначения;

  1. осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между сферами и социальными группами;

  2. создавать необходимые резервы как на уровне предприятий, так и государства.


^ 4. Расходы государства на социальные цели и источники их финансирования.
В составе расходов государства на социальные сферы предусмотрены средства их федерального бюджета на:

выплата пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим государственную военную и правоохранительную службу, проживающим на территории Российской Федерации, а также в государствах Балтии (пенсионное обеспечение, в том числе выходящих на пенсию по выслуге лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца);

выплата ежемесячного пожизненного содержания судьям судов общей юрисдикции и арбитражных судов, оплата санаторно-курортного лечения и приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта судьям, находящимся в отставке системы арбитражных судов Российской Федерации, пенсионное обеспечение судей;

содержание федеральных учреждений социального обслуживания (медико-социальных экспертных комиссий, домов интернатов для престарелых и инвалидов), а также субсидии Комитету ветеранов подразделений особого риска;

предоставление мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, (выплата различных компенсаций);

выплату единовременных денежных компенсаций реабилитированным лицам;

выплату компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости;

обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца;

предоставление семьям погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг;

обеспечение инвалидов транспортными средствами;

ассигнования на реализацию основных мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»;

оказание финансовой помощи общественным организациям, включая предоставление субсидий общероссийским общественным организациям инвалидов, а также предприятиям и организациям, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов,

приобретение новогодних подарков для детей, принимающих участие в новогоднем празднике в Кремлевском Дворце;

ассигнований на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по проезду на транспорте пригородного сообщения.
^ 5. Состав бюджетной классификации РФ: ее характеристика.

Группировка по однородным признакам бюджетных дохо­дов и расходов, расположенных и зашифрованных в установ­ленном порядке, и есть бюджетная классификация.

Характер группировок и их принципы определяются соци­ально-экономическим содержанием бюджетных доходов и рас­ходов, структурой народного хозяйства и системой управления.

В соответствии с этим Федеральным зако­ном «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. № П5-ФЗ бюджетная классификация включает:

-классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

-функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

-экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

-классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

-классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

-классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

-классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;

-ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

^ Классификация доходов бюджетов РФ — группировка дохо­дов бюджетов всех уровней, основанная на законодательных ак­тах РФ, определяющих источники формирования доходов бюд­жетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их по­лучения.

^ Функциональная классификация расходов бюджетов РФ — груп­пировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направле­ние финансов на выполнение основных функций государства.

^ Экономическая классификация расходов бюджетов РФ — группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

Классификация источников внешнего финансирования дефици­та федерального бюджета — это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефи­цита федерального бюджета.

^ Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ. Это группировка долговых обязательств Прави­тельства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

^ Классификация видов государственного внешнего долга и госу­дарственных внешних активов РФ- группировка государст­венных внешних долговых обязательств, осуществляемых Пра­вительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

^ Ведомственная классификация расходов федерального бюдже­та — группировка расходов, отражающая распределение бюд­жетных ассигнований по прямым получателям средств из феде­рального бюджета, а в рамках их бюджетов — по целевым стать­ям и видам расходов.

Первый уровень этой классификации — перечень прямых по­лучателей средств из федерального бюджета. Это министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен свой код.

Второй уровень — классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая финансирование по конкрет­ным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Третий уровень — классификация видов расходов федерального бюджета, детализирующая направление финансирования; по целевым статьям.
^ 6. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: его характеристика.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ созданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР». Закон на­правлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организа­ций в охране здоровья граждан и новых экономических усло­виях.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обя­зательном и добровольном.

^ Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которые гарантируют объем и усло­вия оказания медицинской, лекарственной помощи гражданам. Добровольное медицинское страхование осуществляется на ос­нове программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение добровольных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

В России источниками финансирования здравоохранения стали: ^ 1) средства федерального, региональных и местных бюд­жетов; 2) средства государственных и общественных организа­ций (объединений), предприятий и других хозяйственных субъ­ектов; 3) личные средства граждан; 4) безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования.

^ Фонды медицинского страхования формируются за счет средств, получаемых от страховых взносов. Эти фонды предна­значены для финансирования страховыми организациями меди­цинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и территориальном уровнях.

Страховыми медицинскими организациями выступают юри­дические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования ус­тавным фондом.

Страховые медицинские организации имеют право: выбирать медицинские учреждений для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования; устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию; принимать участие в определении тарифов на ме­дицинские услуги; контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора, за­щищать интересы застрахованных.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и региональных бюджетов. Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет: части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхо­вание в размерах, устанавливаемых Федеральным Собра­нием РФ; ассигнований из федеральных и региональных бюджетов на выполнение программ обязательного медицинского
страхования; добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.

Финансовые средства в фонды перечисляются предпри­ятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствую­щими субъектами независимо от форм собственности в соот­ветствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного ме­дицинского страхования.

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспе­чивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют правительства респуб­лик РФ, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местные админи­страции за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование для бюджетных учреждений и организаций, а также нерента­бельных государственных предприятий осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.

Плательщики уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для Получения заработной платы за истекший месяц.

Контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Министерства РФ по налогам и сборам.
^ 7. Профицит бюджета: причина его возникновения. Стабилизационный фонд РФ: порядок его формирования и использования.
Под профицитом понимают состояние бюджета, при котором доходы превышают расходы. Профицит - искусственное явление финансовой политики. Он преследует следующие цели

  • изменения финансового имиджа правительства и страны;

  • ускоренное покрытие внешнего финансового долга;

  • формирование специальных финансовых резервов для проведения политики циклического сбалансирования бюджета.

Профицит возможен только в условиях высоких темпов экономического роста.

Различают 2 типа профицита : первичный и профицит расширенного правительства(полноценный профицит).

Первичный профицит – превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

Распределение профицита:

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Необходимость и сущность финансов iconВопрос Необходимость и сущность финансов
Финансовые отношения являются частью экономических отношений (производство, обмен, распределение, потребление)

1. Необходимость и сущность финансов icon1. Сущность и необходимость финансов
Финансовые отношения циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и в общем виде могут быть классифицированы следующим...

1. Необходимость и сущность финансов iconВ учебниках 2002г выводятся др функции финансов
Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении и ввп

1. Необходимость и сущность финансов iconВ учебниках 2002г выводятся др функции финансов
Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении и ввп

1. Необходимость и сущность финансов iconКонспект Сущность и необходимость финансов
Затем стали договариваться о встречах, куда каждый приходил со своим товаром. Увеличилась возможность получить нужную вещь. Тогда...

1. Необходимость и сущность финансов iconПрограмма дисциплины «финансы и кредит» Раздел I. Финансы тема Сущность,...
Социально-экономические идеи и финан­сы России*. Марксистско-ленинское учение о сущности финансов. Теоретические положения школ и...

1. Необходимость и сущность финансов iconФинансы предприятий и корпораций
Сущность финансов предприятий. Значение финансов и финансовой работы на предприятии

1. Необходимость и сущность финансов iconСущность и роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии РФ
Целью данной работы является исследование состояния и перспектив развития региональных финансов, а также их роли в финансовой системе...

1. Необходимость и сущность финансов icon1. Вопросы для обсуждения: а сущность финансов хозяйствующих субъектов....
Задания к семинарскому занятию по теме «Содержание и особенности организации финансов хозяйствующих субъектов»

1. Необходимость и сущность финансов iconСущность организации труда и необходимость её совершенствования на научной основе
Сущность организации труда и необходимость её совершенствования на научной основе 8

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница