Повседневная жизнь в Древнем Риме




Скачать 106.44 Kb.
Название Повседневная жизнь в Древнем Риме
страница1/2
Дата публикации02.08.2013
Размер106.44 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Право > Документы
  1   2

Повседневная жизнь в Древнем Риме (by Ivan)
Древний Рим возник на 7 холмах (важ-нейшие из которых – Палатин и Капи- -толий). Сначала люди селились на этих холмах, строили там одно-этажные дома-усадьбы (как это делали в Минске 70 лет назад). Воду брали из колодцев. Отходы стекали в углубления между холмами, где образовывались болотца. С течением временем, когда население увеличилось, эти болота стали разносчиками различных инфекций. Например, ежегодно в Риме в сентябре месяце начиналась эпидемия малярии, которая уносила жизни многих жителей.

При царе Торквинии Древнем было решено сделать канализацию в городе – римляне (как правило свободные) стоя в грязи вырыли ров 3 м ириной и от 4-х до 5 метров глубиной, по которой нечистоты отводились в Тибр. Это сооружение получло название Большая Клоака (Cloaca Maxima) и было облицовано камнем и накрыто куполом. Оно сохранилось до сегодняшнего дня и работает (правда как ливневая канализация).



^ Cloaca Maxima Большая Клоака 3x4
при Тарквинии Древнем 





В



торой проблемой густо-населенного города рано или позно становится водопровод. Так Нью-Йорк потребляет 900 млн. литров воды в день. Рим, население которого было в 10 раз меньше, потребля сравнимое количество воды. Система водоснабжения в чем-то походила на Нью-Йорскую.

Для сбора используется водохранилище. В нем есть водозабор. Далее вода по водостоку (которые в настоящее время как-правило укладываются под землю), поступает в город. Воду заставляют течь несколько насосных станций.

Отличие системы водоснабжения в древнем Риме заключалось в том, что вода шла самотеком по небольшому наклону, и могла проходить не только по тонеллям в земле, но и над землёй по акведукам. Длина акведуков достигала 60 км – построить их было сложно, но благодаря им в Риме была чистая вода в изобилии, и римляне были одной из самых чистоплотных наций древнего мира. Этому способствовали общественные бани, которые строились и содержались за счет государства. За вход в баню платили очень мало. Г

рязная вода из бань шла на смыв общественных туалетов.





Однако не смотря на то, что воды в Риме было много, в дома провести ее было не просто. Ч


Фонтан Шишка Пиньи – I в. н.э.


тобы провести воду к себе в дом, требовалось спе-циальное разрешение импера-тора, которое давалось определен-ному лицу и пожизненно: на наследников это разрешение не распространялось.

Домовладелец, полу-чивший такое разрешение, проводил воду к себе во двор, а если он жил в первом этаже, тоё и в свою квартиру. Жильцы остальных этажей должны были или покупать воду у водоносов, или ходить за ней во двор, к ближайшему фонтану или колодцу. Канализация к дому была проведена ещё реже. Мусор и помои хозяйки в лучшем случае выносили к ближайшей мусорной куче, а в худшем выбрасывали прямо с крыльца, а то и с окна. Дальше помои по специальным грязеотводным желобкам стекали в клоаку.

Улицы были узкие – 7 метров. Поэтому когда идешь по улице был риск быть облитым помоями из окна, а иногда вслед за помоями на голову падало и ведро.

Р

имские дома – инсулы (от латинского Insula – остров) строились с применением бетона, который был изобретен в Др. Риме. В бетон добавляли вулканический пепел, от качества которого зависила прочность здания. Если строители использовали дешевый вулканический пепел, здание выходило непрочным и часто разрушалось. Поэтому инсулы строились в основном 4-х этажными, хотя попадались 5-6 этажные и даже 9-ти этажные.

Поскольку в случае разружения зданий погибало множество жильцов, император Август ограничил высоту в 20,7 метров (70 римских футов), а потом Нерон после большого римского пожара в 17,8 метров и наконец Траян в 17 м.

Самым фешенебельным районом был Палатин (откуда пошло русское «палаты», и английское palace – дворец). Жизнь богатого римлянина проходила на кровати – ели, пили, работали, писали (письменных столов не было ещё).

Всю работу в домах, которая сейчас считается «женской» - делали рабы. Из-за этого ничего нельзя было утаить. При первых признаков заговора рабы бежали доносить, поэтому в Риме очень много заговоров срывались - при первых признаков заговора раб бежал доносить. Если хозяин погибал при невыясненных обстоятельствах, всех рабов казнили– этой мерой хотели добиться того, чтобы рабы не убивали хозяев.
Городской раб был более свободным – убрал пыль, приготовил пищу – и делай что хочешь. Но их чаще наказывали хозяева, вымещая на них плохое настроение – пороли, могли и убить. Так Веддий Поллион, разводивший хищных мурен, кидал им на съедение живых провинившихся рабов.

Сельский раб работал от зари до зари, но наказывали их реже.
Но все равно – ссылка в деревню была для раба хуже всякой порки. Относительно много рабов получали свободу, и это в то время, когда в Греции действовал закон, запрещающий освобождать рабов.
Во время Республики римляне питались очень скудно – на завтрак сухари с водой, на обед еще немного сыра.
Во времена империи – совсем наоборот. Блюда были изысканные.

Улиток вымачивали в соленом молоке, чтобы они напились его и разбухли, а потом готовили (они пили очень много, потом разбухали – и их готовили).
Очень любили яйца в меду – называя их оме мелита – откуда пошло слово омлет.
Квасили капусту с салом. Люди победнее делали пиццу, которая дошла и до наших дней.
Те, кто побагаче, ели и очень любили свинину.
В кулинарной книге гурмана Апиция (I век) описывается такое пиршество – гостям, возлежащим на кроватях, вносят кабана, зааренного целиком, повар распарывает ему брюхо, из которого вылетают дрозды. У каждого дрозда на лапке привязана записка, с именем гостя и стихотворением в его честь. Гости ловят дроздов, повар тут же их жарит – и каждому гостю подносят свежезааренного «его» дрозда.
Но вообще свежие дрозды не ценились – они должны были сначала протухнуть (завонять), а потом их уже готовили. Римляне очень любили протухшее мясо, рыбу.





И хний «кетчуп» - соус Гарум. Для его изготовления мелкую рыбешку засаливали и оставляли стоять гнить на солнце два, а то и три месяца, часто и тщательно перемешивая ее. Когда весь засол превращался в сплошную массу, в этот чан опускали большую корзину частого плетения; постепенно в нее набиралась густая жидкость. Это и был гарум — «сукровица разлагающихся рыб», по выражению Плиния, который, как и другой философ-моралист Сенека, корили своих современников, говоря что в древнюю эпоху великих героев Рима «желать гарума считалось позорным»: ни званый обед, ни парадное угощение не обходились в их время без гарума, и производством этого соуса занималось в Помпеях и в Испании немало людей (в Риме производством Гарума заниматься было запрещено из-за вони).

Стоил он дорого – 155 сестерций литр.
1 сестерций состоял из 2-х асов и одной семисы – что записывалось как IIS (HS илиIIS) - откуда, как считают, и пошло обозначение доллара (Джордж Вашингтон был большим знатоком и поклонником культуры Древнего Рима – и для государственного устройства США многое перенимал: сенат, консулы, орден Цинцинатти – из-за этого он отказался быть королём США, когда ему предложили – ибо в Республиканском Риме не было королей).

Д

Дж. Вашингтон
(1732-1799)
ля того, чтобы стать сенатором, надо было иметь доход в миллион сестерций, всадникам – 400.000 сестерций. Сенаторам запрещалось заниматься хозяйственной деятельность, всадникам – разрешено.


Мужчины одевались в тогу – большой (2 метра) кусок шертяной ткани, который без слуг одеть было невозможно. У сенаторов на тоге была пурпурная полоса. Пурпурная краска была очень дорогая – для изготовления ее 1 гр. Надо было 20.000 моллюсков или их раковин.





Туника

<=Тога
Незнатные люди одевались в тунику – длинная рубашка, но выше колен.

Носить мужчинам тунику ниже колен считалось неприлич-ным.




Как неприличным считалось носить брюки – у галлов, которые носили брюки, это вопринималось как варварство, как в Египте считалось варварством ездить верхом.
На рисунке руководитель восстания против римлян Верцингеторикс (от гальского «повелитель над» (ver-rix) «воинами» (cingetos)) – как и все галлы в штанах.

Поскольку стирального порошка не было – вместо него использовали мочу, смешанную с белой глиной. Рабы в специальных прачечных месили ногами тоги в чанах с мочой и белой глиной. Стоила такая работа немало. Поэтому

состоятельные римляне предпочитали белую тунику; крестьяне, ремесленники и рабы носили тунику темного цвета.






Женщины носили особую тунику с короткми рукавами – столлу.

Сенека считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят нехорошие женщины».

Голову женщины могла покрывать накидка, которая называлась кукуль.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

 Повседневная жизнь в Древнем Риме iconЛ. Е. Попов Алкоголь и жизнь
И уже тогда велась борьба против пьянства, иногда законодательная, так, в Древней Спарте пили только рабы. Иногда закрепленная традициями,...

 Повседневная жизнь в Древнем Риме icon2. Культура человека и общества
Способ воспитания человека-гражданина, достойного члена общества в Древнем Риме определялось словом

 Повседневная жизнь в Древнем Риме iconСлово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В древнем...
Все они описывают социальное положение одного и того же человека, но с разных сторон

 Повседневная жизнь в Древнем Риме iconОливия Кулидж Римляне Вступление
Занимательные рассказы о Древнем Риме и его гражданах, живших во времена Христа, Августа, Цезаря и Ирода. В них повествуется о традициях,...

 Повседневная жизнь в Древнем Риме icon" Система социальной защиты в условиях рынка"
Древнем Риме. Аристотель ввел термин "экономия" (от греческого Oikonomia- управление домашним хозяйством), от которого и произошло...

 Повседневная жизнь в Древнем Риме iconКонтрольная работа по истории медицины на тему: «Производство и применение...
Пиренейского полуострова на западе до границ Армении и Персии на востоке, от Британии на севере до Египта на юге. Было создано крупное...

 Повседневная жизнь в Древнем Риме iconРазмышление о связи отрока Вячеслава с Царём
Нам скоро предстоит узнать про отрока в древнем предании и древнем пророчестве, которое откроется православию

 Повседневная жизнь в Древнем Риме iconАда Баскина Повседневная жизнь американской семьи
Автор, журналист и социолог, десять последних лет работала в университетах сша, жила в американских семьях, встречалась с людьми...

 Повседневная жизнь в Древнем Риме iconЛидия Флем Повседневная жизнь Фрейда и его пациентов
Фрейде и его пациентах, описывает атмосферу, которой жила Вена на рубеже XIX-XX веков, где Фрейд провел основные годы своей жизни....

 Повседневная жизнь в Древнем Риме icon«Лечебник императора Хуанди» один из 4 самых известных и классических...
Эти остатки-токсины в нашем организме ежеминутно поражают наши органы, губят наше лицо, даже нашу жизнь и сокращать продолжительность...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница