Стенограмма проповеди




Скачать 304.65 Kb.
НазваниеСтенограмма проповеди
страница1/3
Дата публикации28.07.2013
Размер304.65 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Право > Документы
  1   2   3
07 марта 2004 года.

СТЕНОГРАММА ПРОПОВЕДИ

Об уравновешивании между истиной, правдой Божией и любовью.

Мк.2,1-12

Ин.10,9-16
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!
Сегодня мы светло празднуем вторую неделю Великого поста. И этот воскресный день и эта неделя Святой Церковью поставлена в память Столпа Святой Церкви, Поборника Святой Веры Православной великого святителя Григория Паламы.
И первая неделя поста, и вторая неделя Великого поста посвящены памяти борьбы Святой Церкви и Святых Отцов Церкви с различными ересями или лжеучениями.
И неслучайно в Великий пост, вот в первые две седмицы, идёт вот это напоминание и празднование победы Святой Церкви над различными ересями.
В Торжество Православия, то есть в первую неделю Великого поста, было празднование победы над иконоборческой ересью и над всеми предшествующими ей ересями вообще. Как бы празднуя победу над иконоборческой ересью, Церковь одновременно включила в это празднование и победу над всеми предшествующими этой страшной ереси ересям, осуждённым Святой Церковью на Вселенских её Соборах.
И это очень важно для каждого христианина, желающего наследовать жизнь вечную, быть верным и послушным сыном Божиим по благодати. То есть стояние в истине – это основа основ спасения каждого человека.
И поэтому Церковь так усердно заботится о нашем просвещении духовном, о стоянии в истине, о защите этой истины Богооткровенной, Богом данной, Богом дарованной истины от различных её искажений, извращений, повреждений и заблуждений, которые сразу повергают человека, принявшего эти заблуждения, во тьму. Ибо истина есть свет! Бог есть Свет, и нет в Нём никакой тьмы (1 Ин.1,5).

А заблуждения, искажения, ересь это есть тьма.
Мы знаем со слов Самого Господа Иисуса Христа, Воплощённого Бога, что высшей заповедью Он поставляет заповедь о любви к Богу и другую заповедь вслед за этой, равную ей, о любви к ближнему.
И здесь из-за такого великого значения этих заповедей, которую Господь называет высшей и первой заповедью Божией, часто возникает вот такое заблуждение или ошибочное понимание и восприятие, из которого и рождаются ошибочные действия, и часто ложная бывает жизнь христианина, это когда идёт перекос вот в сторону самой высокой и возвышенной, и правильной заповеди о любви. И перекос идёт этот от уклонения от истины и правды Божией. И это есть тяжкий духовный недуг. Да, к сожалению, люди настолько страшно повреждены, что они могут избирать из слов Божиих и из Писания какую-то, даже самую возвышенную заповедь, и делать из неё лжеучение, искажая и извращая смысл Божьего постановления, или не учитывая, что есть ещё и другие заповеди.
Мы знаем, что в слове Божием у Иоанна Богослова сказано: «Бог есть любовь» (1 Ин.4,16). И эту истину, и эти святые слова о Боге тоже можно извратить. И, к сожалению, многие извращают.
В чём же здесь происходит извращение? Сказано «Бог есть любовь», но не сказано, что Бог есть только Любовь. И поэтому искажение этих слов у многих, считающих себя верующими во Христа, как Бога, людей, происходит в том, что они придают значение этой фразе, что Бог есть только любовь. И требуют от всех, кроме себя, конечно, «любви».

И ставят на первое место и единственное место только любовь. Всё остальное, ничего не имеет значения, только любовь! – Это, так называемые, любвеобильные прелестники, то есть люди, которые прельстились ложной мыслью, ложным пониманием.
Никто не умаляет значение любви. И можно вспоминать много мест из Писания, и лучше всего Гимн любви, данный святым Апостолом Павлом – Послание к Коринфянам.
И мы прекрасно знаем эти слова. Но тоже часто люди неправильно прилагают их, искажают, придавая как бы перекос вот значению любви и отрывая их от тех благих дел, которым любовь и связана, с которыми любовь прямо связана. То есть нельзя любовь оторвать от дел. Небогоугодны и безплодны дела без любви. Если я говорю языками ангельскими и человеческими, а любви не имею, то я, как медь звенящая – пишет Апостол Павел (1-е Кор.13,1).
И вот, обратите внимание, что? Он выступает против говорения на языках Ангельских и человеческих? Нет! Он не выступает. Он не говорит, что это плохо, что это небогоугодно говорить языками. Он говорит, что этого недостаточно, если при этом говорении не будет ещё и любви.

И это – правда! Это сказано мудро и справедливо!
Но нельзя оторвать любовь и от этого дела, также и от всех других перечисляемых Апостолом Павлом дел. То есть нельзя без любви принимать говорение языками, но если не будет говорения языками, то и любви некуда приложиться. И так же ко всем остальным действиям.
И поэтому любовь не может быть сама по себе. Любовь – это связь, благая, благодатная, Божественного происхождения связь между любящими друг друга разумно-вечными существами.

Поэтому любовь может быть между Богом и людьми, между Богом и Ангелами, между Ангелом и Ангелом, между человеком и Ангелом, и между человеком и человеком.

Мы говорим о духовной Божественной любви, о которой сказано: Бог есть любовь. И эта любовь может быть явлена только в конкретных действиях.

Поэтому говорить о любви в отрыве от конкретных действий невозможно. Это – превращать её в какую-то пустую абстрактную силу или понятие.
И поэтому, если сказано «Бог есть любовь», то мы должны правильно понимать, что речь идёт о Пресвятой Троице, о Трёх Лицах Единого Бога. Потому что не может быть любви у Одного Лица к Самому Себе. Ибо это будет самолюбивая любовь – то, что мы называем грехом – эгоистичная любовь.
И поэтому обязательно должно быть какое-то другое лицо, которого б можно было любить. И вот минимальное число этих лиц как раз и представлено в Боге Пресвятой Троице – в Едином Боге! Неделимом! но и несливаемых в Лицах.
И это – великая Тайна, которую мы только верой принимаем и исповедуем православно как научил нас Господь и Его Апостолы, и Святые Отцы Церкви.
Но мы не можем говорить, что Христос есть любовь. Мы говорим: Христос любит – да! Но что Иисус Христос Сам по Себе есть любовь, мы не можем сказать. Мы не можем говорить, что Бог Отец Сам по Себе есть любовь. Мы не можем говорить, что Дух Святый Сам по Себе есть любовь. Они любят. Каждое это Лицо любит другое Лицо и могут любить людей и Ангелов.
Но если бы не было этих Трёх Лиц, – такого не могло быть, но для понимания, – то не могло быть и любви вообще, и речи о любви. Потому что любовь может быть между кем-то и кем-то.
И в отношении к нам, к роду человеческому, Божественная любовь тоже проявилась конкретно. То есть не что-то непонятное, абстрактное и непонимаемое, несознаваемое, какое-то что-то такое, просто как речь о любви, нет!
Любовь не может быть не определена. Она обязательно как-то определяется. Любовь не может быть без формы. Она обязательно формируется.
И мы видим как любовь Бога к НАМ, причём, к нам, людям, уже после падения, после повреждения всей природы, после наказания и изгнания из Рая и со всеми последующими скорбными наведениями в этой, одной единственной, для нас известной жизни – жизни изгнанников из Рая в юдоли плача и скорбей, жизни людей умирающих. И эта любовь определилась посланием Сына Божия и Его смертью во искупление наших грехов.

И эта любовь сформировалась Крестом Христовым. Это – Крестная Искупительная Любовь.

И если мы это понимаем, то тогда мы поймём и проповедь или благовествование святого Апостола Павла. Ибо он говорил, что а я проповедую Христа Распятаго (1-е Кор.1,23). То есть не просто Христа. Христа Распятаго и Крест Христов, который есть для неприемлющих – в погибель и для приемлющих его – в благоухание и в спасение, и в жизнь вечную.

И поэтому в основе Благовестия стоит не абстрактная какая-то отвлечённая идея, а конкретное проявление любви Сыном Божиим, Второй Ипостасью, любви Искупительной Крестной!

Точно так и всякая другая любовь человеческая должна быть определена и иметь форму. И поэтому, если человек отдаёт себя на сожжение, а любви не имеет, нет никакой пользы, это – пустая форма. И так можно всё остальное рассмотреть. Всё, что сделано не из любви к Богу или к людям – это пустое что-то, внешнее определение или форма, оно не имеет никакого значения и нет никакой пользы.
Но если не будет этих, делами выявляемых определений и форм, то и не будет и возможности соединить с любовью и явить её конкретно, реально, а не мечтательно, прелестно и обманчиво.
И здесь очень важно уразуметь, что Господь нам даёт и принимает от нас всё урав-но-ве-шен-но, мудро! Нет никаких перекосов, перегибов, извращений и быть не может в Божественном и от Бога происходящем. Это полная гармония, великая мудрость и совершенство.
Поэтому Бог есть не только Любовь, но и Истина и Солнце правды, и Судия Праведный и Мздовоздаятель. И много, много других ещё есть имён, которые отражают о Боге то знание, Кем Он для нас является – Господом, Господином, Творцом, Создателем, Кормильцем, Промыслителем, Благодетелем, и так далее, и так далее, и так далее.
И поэтому нельзя вычленить какое-то одно качество Бога и построить всё своё жительство только на этом: вот Бог есть любовь, и я буду только о любви говорить, думать, и так далее. Это будет уклонение от истины.
Но Бог, прежде всего, Истина! Бог, прежде всего, Свет, а потом – Любовь. Ибо все благие дела любви делаются во свете, в истине. И если и говорить о любви, то, прежде всего, надо говорить о любви к ИСТИНЕ. Ибо без этого не может быть и последующих дел любви или проявлений заповеданной Богом любви к Нему и друг к другу.
Иначе говоря, наше бытие есть истина. То есть мы существуем – это реальность. И если бы не было нас – вот каждый о себе пусть подумает. Вот меня не было ещё, а кого-то и вообще нету, и мы не можем даже назвать его, его не существует. Бог его не запланировал, не создавал. – Как же можно в отношении несуществующего человека, скажем, говорить о любви? Никак! Любовь может быть между уже существующими, Богом созданными творениями, а не между несуществующими.
И поэтому истина предшествует любви. То есть без истины не может быть любви, потому что не к кому даже её прилагать. Она и не может возникнуть. Ибо нет объектов этой любви. Вот почему Святая Церковь так борется за истину, за малейшую йоту Богооткровенного учения. Вот почему она предаёт анафеме всех извратителей и исказителей истины. Потому что речь идёт не просто об отвлечённом учении, где можно что-то там так сказать, что-то – иначе, что-то изменить, что-то извратить. Если бы это было просто так, то зачем было бы Богу посылать на вечные муки людей, которые содержат эти ереси?
Если наказание идёт такое страшное, то значит, – а у Бога нет неправды. И Бог продолжает быть Любовью и делает это тоже из любви и с учётом свободной воли этих разумно-вечных тварей, – то, значит, это очень важно.

Что-то здесь очень важное нарушено! И вот этим важным является, всего-навсего, уход от бытия. То есть попытка уйти в небытие. То есть, выступая против истины, человек или ангел падший – демон, который часто подвигает людей к ересям и заблуждениям, выступают против бытия. А если против бытия, именно Богом созданного, – другого бытия быть не может, – то и против любви. Потому что ещё даже и дойти до любви не успеют.
Поэтому все, кто ратует только за любовь, но не заботятся об истине, тяжко погрешают: они никогда не дойдут до любви. Не может быть любви у тех, кто попрал истину, кто попрал правду Божию, кто отверг Солнце правды и истину Христа в Его, нам даруемом Откровении, в Его учении.
И если мы будем внимательно вникать в это Богооткровенное учение, излагаемое нам Святыми Апостолами, Святыми Отцами, то мы увидим, что истина всегда ставится на первое место, а затем – любовь.
Но, конечно, человек, который принимает истину, он не может быть без любви. Потому что бытие без любви – это мучение, это – ненависть, это – вражда, это – игра греховных страстей. И для таких людей место известно где отведено – там, с падшими ангелами.

Поэтому одно не может быть без другого. Но нельзя упирать только на любовь, забыв об истине.
И великий Апостол любви Иоанн Богослов в своём Соборном Послании, в своём первом Соборном Послании, так учит этому важнейшему вопросу.

1-е Ин.1: «5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него – то есть от Кого? От Господа Иисуса Христа Сына Божия – и возвещаем вам:...». То есть прямо указан адрес, что это – нечеловеческое учение, это не мнение этого Апостола или вообще Апостолов, или каких-либо людей, даже самых святых и благодатных.
Это благовестие, которое они приняли от Иисуса Христа и передают его нам неповреждённо, истинно. И уже само это учение именуется Благовестием. То есть это – Благая весть! Она приносит благо! каждому, кто знакомится и принимает эту весть.

И сейчас мы увидим, о чём же говорит Апостол. Сразу о любви? Или об истине?
«5 ... Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Вот начальные слова этого благовестия! Почему здесь он не говорит: Бог есть Любовь? И нет в Нём никакой ненависти, злобы. Что? Это – неправда? Правда! Это так! Но здесь речь идёт, прежде всего, что Бог есть Свет! Потому что во тьме мы ничего не можем видеть. И без света как бы не имеет значения, что что-то ещё существует, но мы всё равно его не видим.
Так и без истины не имеет значения любовь. Потому что мы не видим предмета нашей любви без света истины. И мы не можем действовать, прилагать эту любовь без правды Божией! Вот почему и заповедано нам Христом искать ПРЕЖДЕ ВСЕГО...что?любовь? Нет! – Царство Божие! И правды Его! А всё остальное приложится нам (Мф.6,33), в том числе и любовь правильно приложится, уже непогрешимо, и всё, тем более, остальное житейское.
Значит, Царство Божие, это что? – это благодать Божия, благодать Духа Святаго, это пришествие Духа Святаго в человека.
Но пришествие Духа Святаго в человека – великое счастье это и блаженство недостаточно для этого человека, если не будет, благодаря этому пришествию, этому благодатному состоянию, поиска Правды Божией.
Обрели мы милостью Божией правую веру и Истинную Церковь, и путь стяжания благодати Духа Святаго. Пришла благодать Духа Святаго! Нашли мы это. Это – первое действие! Царство Божие в силе нашли. И всё, успокоимся? Нет! Почему? – А что дальше мне делать с этим состоянием? Куда по жизни идти? Искать правду Божию. Где? Внутри себя. Как внутри себя Царство Божие, т.е. благодать ищем в сердце своём, так и правду Божию ищем внутри себя. Ищем её.
К чему прилагается это? К каждому жизненному случаю. И из этого благодатного состояния мы можем искать правду Божию. То есть без этого состояния и говорить невозможно. Мы не можем быть праведниками. Мы живём неправдой. Мы – делатели неправды без благодати Духа Святаго.
Но и с благодатью ещё надо
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Адогматизм, психологизм и имябогоборчество – страшные духовные болезни последнего времени

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Неделя четвертая Великого поста день памяти преподобного и богоносного отца нашего

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Прощение и дар духовного рассуждения важнейшее основание для обретения некогда потерянного рая

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Сегодня, в неделю 6-ю по Пятидесятнице, мы светло празднуем Воскресение Христово и память Святых Отцов шести Вселенских Соборов

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Уроки покаяния: практическое руководство новоначальным об очищении ума (слово в день памяти преп. Марии Египетской)

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Продолжаем празднование Светлого Христова Воскресения! И сегодня, неделя 2-я по Пасхе, именуется неделей Фоминой или Антипасхой

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Сегодня мы светло празднуем неделю пятую Великого поста. И эта неделя посвящена памяти преподобной Марии Египетской

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Сегодня, в неделю 31-ю по Пятидесятнице, мы светло празднуем Воскресение Христово и эта неделя совпала с неделей перед Рождеством...

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Но, держа в руках вербы, мы понимаем, что мы этим символизируем те самые пальмовые листья, которые в этом великом историческом событии...

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Вот и дожили мы милостью Божией до недели Сыропустной, ибо сегодня заговенье на Великий Пост. И с завтрашнего дня начало Великого...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница