Брак. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребёнка. Родители и дети. Проблема отцов и детей.
|
Вступление в брак
Согласие
Регистрация
Цель-создание семьи
18 (16)
М---------------- ------------- Ж
Брачный договор.
Нотариус.
|
Заключение медэкспертизы.

Кровное родство 

 БРАК Свидетельство о браке.
|
РАЗВОД
 
ЗАГС решение о разводе СУД

Решение суда ^ Справка.
… безвестно отсутствует. Наличие несовершеннолетних детей
Нет согласия одного из супругов
|
Урок 9-10 «Брак. Права и обязанности супругов»
Тип урока: ролевая игра с элементами эвристической беседы. План:
1.Как вступить в брак?
2.Права и обязанности супругов.
3.Как расторгнуть брак?
4.Дети без родителей.
5.Семья и брак.
действия учителя
| действия ученика
| Даёт установку в виде познавательной задачи:
-Лев Толстой говорил, что счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Закон говорит о том, что родственники связаны юридическими правами и обязанностями. Так чем же отличается брак от семьи? 1-4 В.В. Даёт задания для проведения ролевой игры:
-Вы выступаете в виде адвоката. Каждый получит два дела, пользуясь информацией учебника и схемами № 14, 15, 16, вам нужно решить эти дела в соответствии с законом. Вы можете обращаться в специальные инстанции (о них укажет соответствующая –табличка на столе) и получать там нужные документы.
Назначает двух экспертов.
Проверка заданий проводится в виде «заседания коллегии адвокатов».
Учитель вмешивается, если сделана ошибка, которую не исправили ни коллеги, ни эксперты. В сильном классе можно ввести роль «представителя общественности» который в ходе обсуждения дел будет давать им оценку с точки зрения морали. ^ Организует беседу, опираясь на знания, полученные во время игры.
-Что такое брак?
-Молодые люди поженились, у них появился ребёнок. Вскоре супруг почувствовал, что жена его больше не любит. Какие варианты поведения возможны с его стороны? Обсуждая варианты, учитель показывает, что близкие люди прибегают к помощи закона, когда все остальные возможности исчерпаны. В конце дискуссии подводит к тому, что брак по сути является юридическим фундаментом семьи.
|
Каждый получает два «дела», даётся 20-25 минут для самостоятельной работы по учебнику § 1.6 .Для облегчения работы уч-ся каждому выдаются схемы № 14 «Вступление в брак», № 15 «Расторжение брака» и № 16 «Дети без родителей». На отдельной парте стоят таблички: «Суд», «Загс», «Орган опеки и попечительства», «Нотариус». У каждой таблички лежат бланки, (см. в схемах приложение 17). Уч-ся должны не только правильно решить правовую задачу, но и подтвердить решение бланком определённой инстанции.
Участвуют в ролевой игре: за каждое правильно решённое дело «адвокат» получает по два балла плюс по баллу за каждый правильно подобранный документ в нужной инстанции.2 эксперта вместе со всеми прорабатывают новый материал, но практического задания не получают.
«Адвокаты» заслушивают отчёты коллег, а эксперты дают им оценку.
Участвуют в беседе.
Для решения познавательной задачи может быть использована дискуссия на тему: «Брак по любви или по расчёту с точки зрения права и морали»
|
^ § 6-7, подобрать из литературы примеры, когда отношения к браку с точки зрения права и морали не совпадают, продолжить отбор материала для итогового урока по компетенции органа опеки и попечительства.
Урок 5- 6. «Дети и родители. Основные права ребёнка»
Тип урока: смешанный урок с элементами эвристической беседы и ролевой игры. План урока: 1.Документы (законы) о правах детей.
2.Конвенция о правах ребёнка.
3.Права малолетних и несовершеннолетних в РФ.
4.Дети и родители (взаимные права и ответственность) .
5.Ответственность несовершеннолетних. действия учителя действия ученика
В ^ Учитель рассказывает притчу о блудном сыне и зачитывает постановление суда о взыскании родительских алиментов. На контрасте строится дальнейшая беседа:
-Чем регулируются отношения между родителями и детьми в притчи и в постановлении?
Учитель фиксирует разницу между нормами морали и права.
-Право берёт за основу только отношения, которые регулируются законом. ^
закон
-Что такое закон?
-Учитель обращает внимание на второе значение закона с помощью беседы:
-В каких документах содержатся законы о правах детей? 1в. ДОКУМЕНТЫ (ЗАКОНЫ О ПРАВАХ ДЕТЕЙ) Учитель работает по схеме № 6 «Документы», построенную по принципу дерева. Закрепление схемы – использование элементов ролевой игры:
-Представьте, что вы парламент, а я уполномоченный по правам человека. Принимая российский закон о правах ребёнка, я заметила важные разногласия с Конвенцией. Какое решение мы примем? Почему? 2в. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА Учитель организует работу с текстом Конвенции на стр. 317 учебника с помощью беседы:
-Кем и когда была принята Конвенция?
-На каких документах основывается Конвенция?
-Как Конвенция трактует понятие «ребёнок»?
Учитель обучает грамотно использовать документ, правильно ссылаться на него. Задания к документу:
-Выпишите из главы 1 Конвенции 10 прав ребёнка, которые кажутся вам наиболее важными.
Проверив задание, учитель проводит экспресс опрос
-Из выписанных прав назовите 2 – 3 самых значимых. Результаты опроса фиксирует на доске в виде галочек, одновременно рассортировав права по категориям.
Учитель называет полученную схему «ОСНОВНЫЕ ПРАВА РЕБЁНКА» и называет самые популярные права в данном классе.
|
Уч-ся слушают притчу и участвуют в эвристической беседе:
-Моралью и правом.
Уч-ся дают два значения закона
1- правило, изданное государством и обязательное для исполнения под страхом государственного принуждения
2- документ, содержащий правило
Уч-ся переносят схему в тетрадь.
Уч-ся участвуют в ролевой игре: -Доработать закон в соответствии с Конвенцией.
-Так как Конвенция – самый главный закон о правах детей.
Уч-ся читают текст Конвенции и осмысливают его, отвечая на вопросы учителя.
Уч-ся анализируют права ребёнка и выписывают самые важные для них в тетрадь.
Каждый ученик называет 2 – 3 права ребёнка.
| ^

НА ЖИЗНЬ НА ИМЯ НА СОХРАНЕНИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ
ЗДОРОВЬЯ
НА БЛАГОПОЛУЧНУЮ НА СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ
^
НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА
Закрепление проводится в виде беседы:
-Почему данные права называются базовыми?
-Назовите законы, которые должны соответствовать Конвенции, используйте при этом ст. 38 Конституции РФ и текст Конвенции. Учитель обращает внимание, что данная статья Конституции тоже базовая.
-Какой принцип заложен и в Конвенции, и в Конституции? 3в. ПРАВА МАЛОЛЕТНИХ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Введение в тему с помощью беседы:
-При всей полноте прав ребёнок не может до определённого возраста управлять а/машиной, выступать в парламенте, подписывать договора. Почему?
Объясняет новый материал по схеме № 7 «Правоспособность и дееспособность».
Даёт задание:
-Из учебника на стр. 27-28 выпишите права малолетних и права несовершеннолетних.
Проверяет задание:
-Почему граница между малолетними и несовершеннолетними установлена в 14 лет?
-Что меняется в жизни человека в 14 лет?
-Перечислите права малолетнего и несовершеннолетнего?
Учитель продолжает объяснение нового материала по схеме № 8 «Эмансипация». Закрепляет новый материал с помощью практических заданий с элементами ролевой игры:
-Вернувшись из отпуска этим летом, я обнаружила, что мой 12- летний сын продал соседу мотоцикл. Отец потребовал вернуть мотоцикл, но сосед настаивал, что мальчик сам предложил купить вещь. Как мне поступить?
-16-летняя девушка вышла замуж, родила ребёнка и развелась. Жить было не на что, и она решила подать на родителей в суд на предмет взыскания с них алиментов, ведь ей нет 18 лет. Представьте, что юридический консультант, что вы ей посоветуете?
Для закрепления также поводится визуальный аудированный диктант по правам малолетних/несовершеннолетних
по рабочей тетради О.А.Мушинского (стр.9) ^
Работа по схеме № 6:
-Какой документ в РФ регулирует отношения между детьми и родителями?
-На какой документ должен опираться Семейный кодекс.
-Найдите соответствующую статью в Конвенции о правах ребёнка?
-В каком документе заложена общая норма, а в каком - конкретная? Закрепление проводится в виде игровой ситуации:
-Вы-юрист, к вам приходят с проблемами посетители, помогите им решить проблемы, опираясь на соответствующие статьи Семейного кодекса. ^ -Представьте, что мы оказались в городе, где все имеют только права, можно ли жить в таком городе?
Даёт задание:
-Запишите в тетради ваши обязанности.
Проверяя, выделяет главные, например:
-учёба
-уважение родителей
-соблюдение закона. -Должен ли несовершеннолетний соблюдать закон? Объясняет новый материал по схеме № 9 «Ответственность несовершеннолетних» Закрепление-решение практических заданий:
-14-летний мальчик позвонил в милицию и сообщил о бомбе в самолёте. Сообщение оказалось шуткой, но в её результате рейс оказался задержанным на 3 часа. В это время были задействованы службы безопасности, пассажирам был нанесён моральный ущерб. Суд квалифицировал шутку как злостное хулиганство, и мальчик был привлечён к уголовной ответственности. Правомерно ли решение суда, ответ подтвердите ст. 20 УК РФ.
-Изменится ли решение, если выяснится, что мальчик не знал об уголовной ответственности.
^
Решение кроссворда (см. ниже).
|
Принимают участие в беседе.
Слушают, заносят схему в тетрадь.
Работают с учебником.
Отвечают задание
Слушают, заносят схему в тетрадь.
Участвуют в беседе и решении ролевых практических заданий.
-Обратиться в суд, сделка с соседом недействительна, так как мальчик малолетний, а значит недееспособный.
-Претензии девушки необоснованы, так как, выйдя замуж, она эмансипировалась, стала дееспособной, а закон обратной силы не имеет.
Отвечают на вопросы диктанта с помощью поднятия карточек, идёт самоконтроль, каждый получает оценку.
Работают со ст. 56 Семейного кодекса, ст.38 Конституции РФ и ст.2, ч.2 Конвенции.
Решают практические задания.
См. ниже.
Участвуют в беседе.
Записывают в тетради свои обязанности и называют их.
Участвуют в беседе. Слушают новый материал, заносят схему в тетрадь.
Закрепляют новый материал решением практических заданий с помощью статьи документа.
-Нет, так как незнание закона не освобождает от ответственности.
| 1
^
4 ДЕЕ С ПОСОБНОСТЬ
5ЭМАНСИ П АЦИЯ
6 РЕБЁН О К
7НЕСОВЕ Р ШЕННОЛЕТНИЙ
8АЛИМЕН Т Ы 1-ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ, УДОСТОВЕРЯЮЩИЙ ЛИЧНОСТЬ
^
3-СПОСОБНОСТЬ СВОИМИ ДЕЙСТВИЯМИ ПРИОБРЕТАТЬ ПРАВА И СОЗДАВАТЬ ДЛЯ СЕБЯ ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ
4-ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ ДЕЕСПОСОБНЫМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО, ДОСТИГШЕГО 16-ТИ ЛЕТ
^
6-ДЕТИ ОТ 14 ДО16
7-ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ В УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОМ СЛУЧАЯХ ОДИН ЧЛЕН СЕМЬИ ОБЯЗАН ВЫПЛАЧИВАТЬ НА СОДЕРЖАНИЕ ДРУГОГО
Домашнее задание: стр. 27-29, 33-35, в тетради –компетенция органа опеки и попечительства в защите прав ребёнка, понятия малолетнего, несовершеннолетнего, правоспособности, дееспособности, эмансипации, алиментов. …………………………………………………………………………………………………………………………………….
готовимся к ЕГЭ
Какие из перечисленных прав относятся к правам ребёнка:
А) право на заботу и воспитание
Б) право на выбор способа воспитание
В) право на свободное распоряжение собственностью родителей
Г) право выражать своё мнение по вопросам жизни семьи
Ребёнок имеет право
А) защищать свои права и законные интересы
Б) распоряжаться собственностью своей семьи
В) оказывать материальную помощь своим родителям
Г) получать при вступлении в брак содержание от своих родителей
Какое положение не относится к правам ребёнка:
А) жить и воспитываться в семье
Б) выражать своё мнение по всем вопросам, касающимся его жизни
В) общаться с обоими родителями и другими родственниками
Г) распоряжаться имуществом своих родственников |