Стенограмма проповеди




Скачать 132.66 Kb.
НазваниеСтенограмма проповеди
Дата публикации19.07.2013
Размер132.66 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Право > Документы
28 августа 2002 года.

СТЕНОГРАММА ПРОПОВЕДИ

Успение Пресвятой Богородицы


Лк.10,38-42
Лк.11,27-28
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!
Сегодня мы, верные чада матери нашей Церкви, светло и торжественно празднуем великий и славный Праздник Успение Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Госпожи Богородицы и Приснодевы Марии, Матери Божией, Царицы неба и земли.

Из всех Богородичных праздников этот Праздник наиболее великий. И стоит на одном ряду с Рождеством Пречистой Владычицы нашей Госпожи Богородицы; и завершает богослужебный годовой круг. А начинается этот богослужебный годовой круг с праздника Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

И как мы видим, что Пречистая Владычица наша Госпожа Богородица, едина надежда нас безнадежных, Заступница наша усердная является символом церкви. И мы имеем как бы две матери: одна наша матерь – Церковь и другая наша великая Матерь и Заступница –Пресвятая Госпожа Богородица.

И начинается церковный год великим Праздником Рождества Пресвятой Девы и завершается великим Праздником Её славного Успения.
Обычно людям, которые переживают смерть близкого человека не до праздников. Они скорбят, они печалуются, они плачут, они сокрушаются; и нет никакой возможности быть в радостном настроении духа, ибо они понесли утрату. В этом же поминании Успения Пресвятой Владычицы Госпожи Богородицы поминается величайшая утрата всего человечества. Казалось бы, отошла от земной жизни Та, которая родила живого Бога, которая способствовала величайшей Тайне всех времён и народов – Боговоплощению. Это величайшая Тайна, в которую желали Ангелы приникнуть, и не могли. Естественно, что и Сама Пречистая Приснодева Мария является величайшей Тайной, поэтому все наши убогие, скудоумные суждения о Ней никогда не смогут до конца объять и проникнуть в эту величайшую Тайну. Каждый человек, рождённый в эту жизнь, является тайной. А тем более величайшей тайной является Та, которая родила во плоти живого Бога, Господа нашего Сладчайшего, Спасителя и Искупителя, Примирителя с Богом Иисуса Христа. Поэтому всяк ум недоумеет, как восхвалять должно Пресвятую Владычицу.

И Святая Церковь своими устами учит нас, что Она является Честнейшей Херувим и Славнейшей без всякого сравнения Серафим. Т.е. высочайшие ангельские чины, самые ближайшие к Богу, пламенеющие любовью Серафимы и многомудрые Херувимы стоят ниже по своему уровню, по своему духовному качеству пред Богом, чем Пресвятая Владычица, Госпожа Богородица. И в Ней человеческий род высоко – высоко вознёсся пред Богом, настолько, что мы можем удивляться, восхищаться и благодарить неизреченно Господа и этот избранный Сосуд Духа Святаго Пресвятую Владычицу нашу Госпожу Богородицу. И Он даровал нам Её ещё как великую Молитвенницу, Предстательницу, Заступницу во всех наших бедах, скорбях в земной жизни, и в момент смерти и по смерти нашей. И Церковь учит нас, и Святые Отцы Церкви учат нас обращаться к Ней во всех наших нуждах, и особенно в день лют, когда и нам предстоит подвести итоги нашей жизни, и принести плоды нашей жизни Господу на частный суд ещё по смерти нашей, проходить воздушные мытарства и получить уже место до Страшного Суда. Но и на Страшном Суде Пресвятая Владычица наша Госпожа Богородица имеет величайшее дерзновение решать судьбы ещё некоторых людей, которые уже по суду Божию будут подлежать вечным мукам, но Она имеет дерзновение вымолить их у Господа и изменить Его решение на Страшном Суде. И это те счастливцы, которые верили в Бога, но не довершили достойными плодами свой покаянный подвиг, не очистились должным образом, но они взамен усердно в течение жизни всегда обращались к Пресвятой Владычице, всегда молили Её милость, умоляли, молились Ей, и просили всяческих благ себе, Её покрова, Её молитв, Её предстательства, Её ходатайства. И Она не посрамит тех, кто так уповает. И даже если суд Божий будет один, Она его может изменить, и из вечных мучений человек будет введён в обители вечные Царства Небесного. Или наоборот, если даже человек и уже если помилован Богом и спасён, но он особо обращался к Пресвятой Владычице в земной жизни, то Она может его и поднять на уровень выше, чем он достоин был бы сам по своему качеству. Потому что он умолял Её в земной жизни, и Она обязательно об этом донесёт в Своих молитвах к Своему Сыну Господу нашему Иисусу Христу, к Которому Она имеет неизреченное дерзновение. И это только Царица Небесная имеет такое дерзновение к Сыну Своему.
И мы видим, как Сын, Господь наш Иисус Христос, Сын Её по плоти прославил Свою Мать. Он, давший заповедь: чти отца своего и матерь свою, Сам лучшим, совершеннейшим образом исполнил это именно в деле Её славного Успения и погребения. Ведь, посмотрите на всю земную историческую жизнь: где и когда вы ещё видели более славное, более прекрасное, более духовное, более божественное и богоугодное Успение и погребение, чем этого великого Сосуда Божия Пречистой Владычицы Госпожи Богородицы? – Никогда не было, нет и не будет более славного успения и погребения, и проводов усопшего тела, чем Преславной Владычицы нашей Госпожи Богородицы. Ибо Ангелы Божии прилетели на это славное Успение, и Её Ангел – Хранитель Серафим, Архангел Гавриил присутствовал при этом погребении, возглавляя ангельские силы. И предшествовал Её одру ещё один великий ангел, но во плоти уже, любимейший ученик Господа Иисуса Христа, Иоанн Богослов, который ещё тогда жил в теле, и который всю оставшуюся жизнь от Креста Господня да славного Успения имел заботу о Пресвятой Деве Марии, ибо Сам Господь вручил Пречистую Свою Матерь этому любимому Своему великому ученику, зная, что он уж обязательно попечётся до конца, и великий наш помощник Иоанн Богослов, Апостол любви, действительно, оказал великую заботу о Пресвятой Деве и Матери Божией до конца, и шёл впереди славного шествия, когда неслось Её тело на погребение с пальмовой веткой, которую с неба, из райских обителей принёс ему Архангел Гавриил. И он возглавлял это шествие, как самый достойный ученик Христов, как самый великий из Апостолов, которому не только Матерь Божия была доверена, но и доверена матерь наша Церковь. И этот символ идущего впереди с символом победы; символом неодолимости Церкви является Иоанн Богослов. Потому что сейчас многие люди церковно-мыслящие, но ослеплённые частично в вопросах церковного положения, не понимающие положения церкви или заблуждающиеся, что и неудивительно в наше время, они доходят даже до таких мыслей, что нет епископов; покажите мне, где епископ или укажите на Писания, на свидетельства Святых Отцов, что вот обетовано ли, что останется хоть один или несколько епископов. И действительно, никто не может указать, – как говорится, – пальцем, где такой епископ, который останется, кроме Самого Господа. Но Господь в Священном Писании указал нам на этого епископа, на этого Первоиерарха, на этого великого Апостола, который будет до конца дней мира сего, во времена антихриста и до славного Пришествия окормлять, возглавлять, и руководить Святую Христову Церковь, как непобедимый. Ибо и он, вслед за Пресвятой Владычицей, претерпел кратковременную смерть и был воскрешён силой Бога. Да, Пресвятая Царица неба и земли не узнала тления, подобно всем прочим человекам. Естественно, почитая Свою Мать, Господь не мог оставить Её разложению, и поэтому мы не знаем мощей Пресвятой Владычицы, Её благоухающих останков, их не существует, потому что Церковь учит нас, что Пресвятая Владычица Госпожа Богородица, Матерь Божия была воскрешена Своим Сыном и вознесена на небо с Пречистой плотью уже в новом качестве, по качеству всеобщего воскресения мертвых с подобающей Ей, и только Ей славой, которая превосходит славу, как мы говорили, Ангелов и всех святых человеков. Поэтому Она именуется Пресвятой и Превысшей всех небесных сил безплотных. Такая слава дана Матери Божией, и это справедливо, мы можем только благоговейно взирать на эту Тайну, поклоняться Ей, чтить Её, учиться любить Её от всей души, от всего сердца, от всего помышления вслед за Господом нашим Иисусом Христом. И Они есть неразрывное единое целое: Сын Божий и Матерь Божия, истинный Бог и совершеннейший Человек и совершеннейшая в женах и в человецех Пресвятая Дева, поэтому часто на иконах, которые изображают Пресвятую Владычицу, мы видим это единство, когда Она на Своих Пречистых руках носит сотворившего всю тварь, Творца, Создателя нашего, Спасителя, Искупителя, истинного и живого Бога Иисуса Христа. И взирая на эту икону, мы видим, что это именно единое целое – Мать со Своим Дитятем, Мать с Божественным Младенцем, Мать с живым Богом, Которого Она носила и в сердце Своём и на руках уже это воплощение, это живое воплощение живого Бога. Так благочестиво и православно мы должны взирать на эти иконы и поклоняться им, не как идолам, а как действительно отражающим эту духовную реальность, эту великую духовную тайну. И через эту тайну, через это созерцание мы выходим в духовный мир, мы выходим к истине истинного почитания Богоматери. И, естественно, что Господь завершил это почитание вот этим славным Успением и погребением. Он Сам явился в день Успения Пресвятой Владычицы Госпожи Богородицы и в Свои Пречистые Божественные руки взял Её Пречистую душу, как это видели очевидцы, у кого были открыты духовные очи, и как это мы видим на иконах, которые прославляют праздник Успения или отражают этот праздник погребения Пречистой Владычицы Госпожи Богородицы. Мы видим присутствие здесь собора всей Церкви. Вся Церковь собралась у одра Пресвятой Богородицы – Ангельские силы, Херувимы, Серафимы, господствия престолы, власти, начала, Архангелы, Ангелы, святые Божии человеки. Мы знаем из Предания Церкви, что все Апостолы, жившие тогда на земле и ходившие по благословению Божию с делом благовестия, с делом проповеди, с делом созидания церкви, оставили это величайшее дело ради погребения Пресвятой Богородицы. Они были перенесены Ангелами во един час к Её одру, чтобы попрощаться с Пречистым телом Пресвятой Богородицы и отдать должное последнее поклонение Её земной жизни, ибо величайшим плодом Её земной жизни было то, что Она родила нам живого Бога, Спасителя и Искупителя и этим открыла двери в Царство Небесное, этим великим Рождеством, Боговоплощением Она открыла нам путь спасения. Ибо до этого он был для нас немыслим. Не было бы воплощения, и не было бы нам спасения. Поэтому Она является Началом, Дверью нашего спасения, Лестницей в небо и многими другими дивными сравнениями, пророческими указаниями называется Пресвятая Дева. И мы каждый раз, вчитываясь, должны вдумываться в богослужебные тесты, в пророческие тексты, где указаны разные проявления Её плодов, что Она и Купина Неопалимая, и Ручка Златая, и Ковчег Завета и Скрижаль, Богом написанная, и Манна Небесная и много, много других есть этих дивных сравнений. И мы должны вникать, не просто пробегать глазами, а вдумываться, прилагать сердце и духовно насыщаться этими удивительными образами, этим дивным познанием в отношении к одному из величайших, когда-либо бывших на земле сосудов Духа Святаго из числа человеков, Самой высшей, Самой славной, ибо слава Богоматери непревзойдённа никакими другими человеками. И довлеет нам, что мы как бы сопричисляемся к этой славе, празднуя Её славное Успение.
А праздник Успения имеет ещё и эсхатологическое значение, потому что в земной жизни всему есть начало и всему есть конец. И даже такому величайшему Сосуду Духа Святаго, как Пресвятая Богородица, было начало Рождеством Её в эту жизнь, затем последовал

конец – Её славное Успение. Но конец не означает прекращение вообще, а конец означает, что конец именно тех условий, в которых находилась Она в земной жизни, а затем следует изменение в несравненно лучшее. Она ушла в несравненно лучшую жизнь, где Она является Царицей неба, земли и всей вселенной, ибо Господь настолько прославил, что сделал Её Царицей Небесной, т.е. Царицей всего невидимого, вечного духовного мира, где Сам Он царствует во Святой Троице, как Бог, Царь, Судия. И поэтому Он даровал Ей быть Царицей. Что может быть выше и славнее такого прославления Её Сыном, Господом Иисусом Христом?

И поэтому, если земной Её путь и закончился Её славным Успением и погребением, то Её, конечно, вечный путь, вечная слава только ещё больше началась с момента Её Успения. И Она, переселяясь в небесные обители, получила ещё большее дерзновение, ещё большую возможность умолять и ходатайствовать за нас грешных, посещать землю, посещать обители, храмы, места, какие Она Сама знает и даже отдельно страждущих людей, нуждающихся в Её помощи, мы знаем множество из житий различных, жизнеописаний, сказаний, что Её явлений безчисленное множество, Её проявление через святых множество икон – безчисленное множество. И Она многим образом помогала нам, людям, особенно православным христианам в их бедах, в деле спасения и во всякой нужде. И всем, кто призывает Её в помощь, Она никогда не отказывает, но обязательно в той или иной мере оказывает необходимую просимую с верой, с благоговением помощь у Неё. Эта Её великая помощь свидетельствуется множествами, множествами записанными случаями. Поэтому всегда будем благоговейно помнить и взирать на Её образ, что Она очень близка к нам. Она после Господа самый близкий и дорогой нашему сердцу Человек, Которая имеет величайшее дерзновение и величайшую возможность помогать нам, ибо Она по благодати Богоравная и уже не подвержена человеческим немощам и слабостям даже тем, которые неизбежно были у Неё на земле, т.е. ограничение в пространстве, подчинённость времени и даже подчинённость смерти на краткое время. После преображения Её, после славного воскресения Её все эти немощи были благодатью упразднены. И Она теперь Богоравная по благодати. И мы можем Её призывать мысленно, словами с сокрушением сердечным; в любой момент Она слышит в Боге, всё знает, всё видит, назирает, и поэтому это величайший дар Божий, за который мы должны несказанно благодарить своего Творца, Спасителя и Создателя Бога.
И видим мы, что всякое земное деяние, самое славное, самое полезное, самое спасительное всё равно в земном его качестве имеет завершение. То же самое будет и с земною Церковью Христа Бога. Т.е. не с самим телом Христовым, а с качеством земных условий, потому что эти земные условия тоже имеют свой конец, свой предел. И поэтому как бы по жизни Матери Божией мы можем, как по символу, судить, что будет с Церковью Христовой истиной. Врата её не одолеют. Эта неодолимость силами ада была символически показана и на примере одного иудея, который, распылаем дьяволом, ненавистью к Сосуду, родившего Господа Иисуса Христа, хотел руками во время погребения опрокинуть Её. И когда он вознамерился совершить этот страшный, богохульный акт, это действие дьявольское, то ангельским мечём он был усечён, и руки повисли отрубленные на одре Пресвятой Богородицы, они не отпали, они так и повисли. И это было явное чудо, всем засвидетельствованное, что любой человек, который попытается что-либо сделать против Пресвятой Богородицы, а значит и против Святой Церкви Христовой ничего не успеет. Его эти руки, т.е. символ деяния какого-то злого, будут отсечены. И только для свидетельства, что это было, некоторое время повисят, чтобы увидеть как Господь защищает Своих Матерей: и Матерь Божию и матерь – Церковь, которая является Его телом, а Он Главой.
Поэтому и в этом празднике и в этой иконе мы видим неодолимость Матерь Божией и неодолимость матери нашей Церкви; врата ада не одолеют её, никакое зло не одолеет. А, в частности, этот человек раскаялся, умолил Апостолов и был по молитвам Апостолов исцелён, руки опять отросли, и он уже стал из богохульников великим почитателем Божией Матери, принял святое Крещение и вошёл в Церковь Христову, славя и благодаря Господа. Его страшный грех по неведению, по ослеплению был прощён. И мы можем это видеть по сегодняшнему сравнению, что то же самое будет со Святой Церковью, что какие бы попытки сил зла не были, они не смогут одолеть Святую Церковь. И если мы и говорим о её успении, то только в смысле окончания земных условий её бедственного странствования, которые касаются ныне живущих церковных людей .Потому что церковь себя проявляет через конкретных ныне живущих людей. И вот их условия жизни изменятся, т.е. необходимость в земных храмах, в земных Богослужениях, скорбях, в тяготах, в подвигах, в крестоношении и во всём прочем, что сейчас очень полезно и необходимо, и с чем связана наша спасительная жизнь, всё это отпадёт за ненадобностью, ибо в конце концов исполнятся Писания, исполнятся пророчества, исполнятся слова Божии, и завершится вот этот исторический период бытия земли и бытия церкви на земле. И завершится он тем, что будет испытание, искушение величайшее всего человечества антихристом-зверем, предсказанное почти за две тысячи лет до того, как оно начнётся. И после этого испытания будут казни Божии и затем придёт Господь во славе Своей, как Судия судить всех живых и мертвых, будет всеобщее воскресение мертвых. И Церковь в лице своих всех чад, которые ушли туда, не расторгнув общения с церковью, т.е. в покаянии, в примирении с Богом, находясь в церкви, они все будут воскрешены первыми, – как учит Апостол Павел, – и первыми выйдут на встречу Господу на воздусе, и их тела святые, изменённые всеобщим воскресением, соединятся с их святыми душами, и уже в телах они вместе с Господом, с Ангелами, все вместе придут на Страшный Суд, где будут судить остальную тварь, т.е. человечество нераскаявшееся, или участь которых ещё не решена, и демонов. Так церковь будет прославлена, как и Пресвятая Владычица Госпожа Богородица, что она воскреснет раньше всех остальных людей. И уже не будет судиться, а будет сама судить, потому что сама церковь не подлежит суду, это непорочная Невеста Христова. И все, кто в неё реально входят, они уже суду не подлежат. Их суд проходит на земле в покаянии, и окончательно – в частном суде на воздушных мытарствах, если что-то не доделал. Если же человек с воздушных мытарств отсылается на время в узилища ада и ждёт Страшного Суда – он будет судиться на Страшном Суде по Евангелию, если он был христианином, и по естественным законам – если он не знал, не был христианином, был где-то там, скажем, умер язычником ещё. И поэтому Страшный Суд будет только над теми, которые не утвердились в церкви, не закрепились в ней реально, которые мнили себя находящимися в церкви, мнили себя старцами, епископами, священниками, прихожанами, мирянами, думали, что они с Богом, что они ходят, молятся, служат службы, постятся, чтут иконы и всё прочее ипрочее, и прочее. Но в целом, по-настоящему они не знали духовной жизни. Они не знали тайны православия, и они не принесли достодолжное Богу удовлетворительное покаяние, и самое главное – они не стяжали в своих сердцах благодать Духа Святаго.
Понятно, что человек, который стяжал Духа Святаго и стал Духоносным, Богоносным или по Иоанну Богослову, воскрес вторым воскресением, – т.е. духовным воскресением воскрес, а не только телесным, – такой человек суду не полежит. Сосуды Духа Святаго не судятся, они судят. Как сказано было Апостолам: и вам дано судить 12 колен Израилевых. А судятся только те люди, которые были хоть верующими, православными, истинно православными и всякими прочими христианами, но ни не стяжали в сердца свои Духа Святаго, и поэтому их участь не решена. Они будут судиться по делам, по всяким своим земным проявлениям, как они относились, как подавали милостыню, как посещали больных, и всё прочее, что пишет Господь в Евангелии, – потому что они не стали сосудами Духа Святаго. Да, не все в земной жизни становятся сосудами Духа Святаго, а только святые, известные нам и неизвестные нам, ибо много есть святых, которые явно пока не прославлены, но пред Богом они святые по качеству своему. И поэтому они уже не судятся. А люди, которые были верующими, но не доработали в покаянии, не имеют плодов истинного покаяния и величайший плод – это Духа Святаго в себе они не имеют, поэтому они будут судиться уже по другим признакам.

И кто хочет избежать этого суда, то пусть всеусердно, пока есть время, позаботится о своём покаянии, чтобы ко дню своего успения ему тоже стать пусть маленьким, но сосудом Духа Святаго и иметь ещё в помощники себе, в молитвенники себе и Пресвятую Деву Госпожу Богородицу и святых Апостолов и всех святых, уже прославленных сосудов Духа Святаго. И тогда он придёт к ним, будет сопричислен к этим святым, как и Святая Церковь в панихиде поёт: «Со святыми упокой, Христе, душу раба или рабы Твоея», – т.е. со святыми, значит, надо и по качеству быть святыми. Мы призваны к святости! Мы призваны стать сосудами Духа Святаго, обоженными, освящёнными человеками, новой тварью во Христе. Другого православия, другого христианства, другого учения Христова церковь не знает! Это – учение церкви, это – учение Богоносных отцов. А уже для немоществующих есть путь прохождения мытарств, частный суд, терпение в узилищах ада до Страшного Суда и окончательное решение их участи на Страшном Суде. Поэтому от нас зависит, что мы выберем. Наиболее надёжный путь – это ещё на земле стать сосудом Духа Святаго ради истинного покаяния, ради призывания имени Господа Иисуса Христа в глубочайшем смирении с целью покаяния и ради призывания имени Пресвятой Владычицы Госпожи нашей Богородицы, Которая является язвой бесов, Которую бесы боятся и трепещут самого имени Её, не то, что Её благодати или присутствия, одно имя для них страшно нетерпимо. Поэтому всегда будем в земной жизни призывать имя Сладчайшего Господа Иисуса Христа с целью покаяния и имя Пресвятой Владычицы Госпожи Богородицы в том числе, и прославляя Её все праздники, и особенно великий и славный Праздник Её Успения.
«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша», – такой прекрасный тропарь к сегодняшнему празднику. И он показывает, чьими молитвами мы избавляемся от вечной смерти (наши души) только молитвы Пресвятой Богородицы, и что, не смотря на то, что Она как бы ушла на небо с пречистой плотью Своей, она мира не оставила. И мы видим это во всех исторических свидетельствах, во всех церковных хрониках, в житиях, во всём Предании церкви многочисленные свидетельства, что Матерь Божия никогда не оставила Свою Церковь, никогда не оставила людей Божиих, всегда с нами.

И да будет Её милость, да будет Её покров с нами во все дни живота нашего. Аминь.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Адогматизм, психологизм и имябогоборчество – страшные духовные болезни последнего времени

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Неделя четвертая Великого поста день памяти преподобного и богоносного отца нашего

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Прощение и дар духовного рассуждения важнейшее основание для обретения некогда потерянного рая

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Сегодня, в неделю 6-ю по Пятидесятнице, мы светло празднуем Воскресение Христово и память Святых Отцов шести Вселенских Соборов

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Уроки покаяния: практическое руководство новоначальным об очищении ума (слово в день памяти преп. Марии Египетской)

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Продолжаем празднование Светлого Христова Воскресения! И сегодня, неделя 2-я по Пасхе, именуется неделей Фоминой или Антипасхой

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Сегодня мы светло празднуем неделю пятую Великого поста. И эта неделя посвящена памяти преподобной Марии Египетской

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Сегодня, в неделю 31-ю по Пятидесятнице, мы светло празднуем Воскресение Христово и эта неделя совпала с неделей перед Рождеством...

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Но, держа в руках вербы, мы понимаем, что мы этим символизируем те самые пальмовые листья, которые в этом великом историческом событии...

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Вот и дожили мы милостью Божией до недели Сыропустной, ибо сегодня заговенье на Великий Пост. И с завтрашнего дня начало Великого...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница