Православно-догматическое Богословие




НазваниеПравославно-догматическое Богословие
страница1/110
Дата публикации18.07.2013
Размер8.58 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   110

Православно-догматическое Богословие.



Макария,

Митрополита Московского и Коломенского.
Том 1.
Издание исправленное и дополненное, 2005 год.

©Свято-Троицкая Православная Миссия.

Под общей редакцией Его преосвященства Александра,

епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.

(По изданию четвертому, Санкт-Петербург, 1883 год.)

Быв утверждены на основании Апостолов и пророков,

имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.

Еф. 2:20.
Чтобы, если замедлю, ты знал,

как должно поступать в доме Божием,

который есть Церковь Бога живаго,

столп и утверждение истины.

1 Тим. 3:15.
Возлюбленные! не всякому духу верьте,

но испытывайте духов, от Бога ли они.

1 Иоан. 4:1.





Оглавление.

Православно-догматическое Богословие.

Ведение.

§1. Долг православно-догматического Богословия.

§2. Понятие о христианских догматах, как предмете пра­вославно-догматического Богословия.

§3. Происхождение и раскрытие догматов в Церкви: источ­ники и образцы православно-догматического Богословия.

§4. Разные деления догматов и значение этих делений в православно-догматическом Богословии.

§5. Характер, план и метод православно-догматического Богословия.

§6. Первый период православно-догматического Богословия.

§7. Второй период православно-догматического Богословия.

§8. Третий период православно-догматического Богословия.

Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку.

1. О Боге в самом себе.

§9. Степень нашего познания о Боге, по учению православной Церкви.

§10. Сущность и разделение православного учения о Боге в самом Себе.

Глава 1. О Боге, едином в существе.

§11. Состав и порядок исследования.

^ 1. О единстве Божием.

§12. Учение церкви и краткая история догмата.

§13. Доказательства единства Божия из Священного Писания.

§14. Доказательства единства Божия логические, какие употребляли святые Отцы и учители Церкви.

§15. Нравственное приложение догмата.

^ 2. О существе Божием.

§16. Краткая история догмата, учение о нем Церкви и состав этого учения.

§17. Понятие о существе Божием: Бог есть Дух.

§18. Понятие о существенных свойствах Божиих, их число и разделение.

§19. Свойства существа Божия вообще.

1. Беспредельность.

2. Самобытность (αυτούσια, aseitas).

3. Независимость.

4. Неизмеримость и вездесущие.

5. Вечность.

6) Неизменяемость.

7. Всемогущество.

§20. Свойства ума Божия.

1. Всеведение.

2. Высочайшая премудрость.

§21. Свойства воли Божией.

1. Высочайшая свобода.

2. Совершеннейшая святость.

3. Бесконечная доброта.

4. Совершеннейшая истинность и верность.

5. Бесконечное правосудие.

§22. Отношение существенных свойств Бога к Его существу и между собою.

§ 23. Нравственное приложение догмата.

Глава 2. О Боге, троичном в лицах.


§ 24. Особенная важность и непостижимость догмата о Пресвятой Троице, учение о нем Церкви и состав этого учения.

^ 1. О троичности лиц в Боге, при единстве существа.

§ 25. Краткая история догмата и смысл церковного о нем учения.

§ 26. Доказательства из Священного Писания Ветхого Завета троичности Лиц в Боге, при единстве существа,.

§27. Доказательства из Священного Писания Нового Завета троичности Лиц в Боге, при единстве существа.

§ 28. Подтверждение той же истины из Священного Предания.

§ 29. Отношение догмата о троичности Лиц во едином Боге к здравому разуму.

§ 30. Нравственное приложение догмата.

^ 2. О равенстве и единосущии Божеских лиц.

§ 31. Связь с предыдущим, краткая история догмата и смысл церковного о нем учения.

§ 32. Божество Отца.

§33. Доказательства из Священного Писания Божества Сына и Его единосущия с Отцом.

§ 34. Доказательства из Священного Предания Божества Сына и Его единосущия с Отцом.

§ 35. Доказательства из Священного Писания Божества Святого Духа и Его единосущия со Отцом и Сыном.

§ 35. Доказательства из Священного Предания Божества Святого Духа и Его единосущия со Отцом и Сыном.

§ 37. Нравственное приложение догмата.

^ 3. О различии Божеских лиц по их личным свойствам.

§ 38. Связь с предыдущим, краткая история догмата и учение о нем Церкви.

§ 39. Личное свойство Бога Отца.

§ 40. Личное свойство Бога Сына.

§ 41. Личное свойство Бога Духа Святого.

§ 42. Рассмотрение вопроса об исхождении Святого Духа на основании Священного Писания.

§ 43. Как учат об исхождении Святого Духа древние символы.

§ 44. Как учили об исхождении Святого Духа древние Соборы.

§45. Рассмотрение вопроса об исхождении Святого Духа на основании свидетельств святых Отцов и учителей Церкви.

§46. Как смотреть на свидетельства, приводимые из писаний святых Отцов и учителей Церкви в защиту учения, что Дух Святой исходит и от Сына?

§47. Следствие из всех рассмотренных отеческих сви­детельств.

§48. Взгляд на соображения богословствующего разума об исхождении Святого Духа.

§ 49. Общее заключение.

§ 50. Нравственное приложение догмата.

^ 2. О Боге в общем отношении его к миру и человеку.

§ 51. Понятие об этом отношении и учение о нем Церкви.

Глава 1. О Боге, как Творце.

§ 52. Учение Церкви и состав этого учения.

^ 1. О творении Божием вообще.

§ 53. Понятие о творении Божием и краткая история догмата.

§ 54. Бог сотворил мир.

§ 55. Бог сотворил мир из ничего.

§ 56. Бог сотворил мир не от вечности, а во времени, или вместе со временем.

§ 57. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения.

§ 58. Способ творения.

§ 59. Побуждение к творению и его цель.

§ 60. Совершенство творения и откуда зло в мире.

§ 61. Нравственное приложение догмата.

О главных видах творений Божиих.

^ 1. О мире духовном.

§ 62. Учение Церкви и краткий обзор ложных мнений о догмате.

1.1. О духах добрых или ангелах.

§ 63. Понятие об ангелах и достоверность их бытия.

§ 64. Происхождение ангелов от Бога и время их происхождения.

§ 65. Природа ангелов.

§66. Число ангелов и степени: небесная иерархия.

^ 1.2. О духах злых.

§ 67. Разные названия злых духов и достоверность их бытия.

§ 68. Злые духи сотворены Богом добрыми, но сами сделались злыми.

§ 69. Природа злых духов, их число и степени.

§ 70. Нравственное приложение изложенного догмата.

^ 2. О мире вещественном.

§71. Учение Церкви и краткий обзор ложных мнений о догмате.

§72. Моисеево сказание о происхождении мира вещественного есть история.

§73. Смысл Моисеева сказания о шестидневном творении.

§74. Решение возражений, делаемых против Моисеева сказания.

§75. Нравственное приложение догмата.

^ 3. О мире малом — человеке.

§76. Связь с предыдущим. Учение Церкви и состав этого учения.

3.1. Происхождение и природа человека.

§77. Сущность и смысл Моисеева сказания о происхождении первых людей, Адама и Евы.

§78. Происхождение от Адамы и Евы всего рода человеческого.

§79. Происхождение каждого человека и в частности происхождение душ.

§80. Состав человека.

§81. Свойства человеческой души.

§82. Образ и подобие Божие в человеке.

^ 3.2. О назначении и первобытном состоянии человека.

§83. Назначение человека.

§84. Способность первозданного человека к своему назначению, или совершенство.

§85. Особенное содействие Божие первозданному человеку в достижении его предназначения.

§86. Заповедь, данная Богом первому человеку, ее необходимость и значение.

§87. Блаженство первозданного человека.

^ 3.3. О самовольном падении и следствиях падения человека.

§88. Образ падения наших прародителей.

§89. Тяжесть греха наших прародителей.

§90. Следствия падения наших прародителей.

§91. Переход греха прародителей на род человеческий: предварительные замечания.

§92. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения.

§93. Следствия прародительского греха в нас.

§94. Нравственное приложение догмата.

Глава 2. О Боге, как промыслителе.

§ 95. Учение Церкви и состав настоящей главы.

^ 1. О промысле Божием вообще.

§ 96. Понятие о Промысле Божием, его действия и виды, и обзор ложных мнений о догмате.

§ 97. Действительность Промысла Божия.

§ 98. Действительность каждого из действий Промысла Божия.

§ 99. Действительность обоих видов Промысла Божия.

§ 100. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле Про­мысла.

§101. Отношение Промысла Божия к свободе нравственных существ и злу, существующему в мире.

§102. Нравственное приложение догмата.

^ 2. О Промысле Божием по отношению к главным видам творений божиих.

2.1. К миру духовному.

§ 103. Связь с предыдущим и точки зрения на предмет.

§ 104. Бог содействует ангелам добрым.

§ 105. Бог управляет ангелами добрыми в служение их Богу.

§ 106. Бог управляет ангелами добрыми в служении людям вообще.

§107. Ангелы-хранители человеческих обществ.

§ 108. Ангелы-хранители частных лиц.

§ 109. Бог только попускает деятельность ангелов злых.

§ 110. Бог ограничил и ограничивает деятельность злых духов, направляя ее, притом, к добрым последствиям.

§ 111. Нравственное приложение догмата.

^ 2.2. К миру вещественному.

§ 112. Связь с предыдущими темами.

§ 113. Бог содействует существам мира видимого.

§ 114. Бог управляет миром видимым.

§ 116. Нравственное приложение догмата.

^ 2.3. К миру малому, человеку.

§ 117. Связь с предыдущим: особенное попечение Божие о человеке.

§ 118. Бог промышляет о частных лицах.

§119. Бог промышляет преимущественно о праведниках: решение недоумения.

§ 120. Способы промышления Божия о человеке и переход к следующей части.

§ 121. Нравственное приложение догмата.





  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   110

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Православно-догматическое Богословие iconЧто такое богословие?
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Основы Православия» (1-й семестр)

Православно-догматическое Богословие iconМиллард Эриксон Христианское богословие
Количество страниц: 936 наст ел формата, что равняется 1400 стандартных (250 слов), 10 данных страниц = 16 стандартных

Православно-догматическое Богословие iconИнтуиция совести (теория доминанты а. А. Ухтомского в контексте философии...
Теория доминанты была религиозно и, даже более того, православно обоснована в понимании и личном самосознании А. А. [Ухтомского],...

Православно-догматическое Богословие iconФ. В. Кондратьев, др медицинских наук, профессор
Ф. В. Кондратьев, др медицинских наук, профессор Православно-этические аспекты эвтаназии

Православно-догматическое Богословие iconТомас Моррис Наша идея Бога Введение в философское богословие
«Моррис Томас. Наша идея Бога. Введение в философское богослови»: Издательство бби,; М.; 2011

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница