Владимир Шемшук Этическое государство. Прошлое, настоящее, будущее




НазваниеВладимир Шемшук Этическое государство. Прошлое, настоящее, будущее
страница1/17
Дата публикации15.07.2013
Размер2.09 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Владимир Шемшук
Этическое государство.

Прошлое, настоящее, будущее

Человек не может жить без веры, без чётких социальных ориентиров. Этические принципы, вытекающие из народной философии и национальной морали, помогут помочь восстановить веру российского человека, с которой тысячелетиями жила Россия.

Государством должны управлять духовные и высоконравственные люди. Без претворения в жизнь этических норм невозможна эволюция человека и общества.

На основе исторического материала и современных представлений автор – доктор философских наук Шемшук В.А. показал направление эволюции, привёл примеры живых социальных конструкций и сделал прогноз будущего развития России.

Предисловие
Во все времена и у всех народов находились люди, которые пытались понять, почему жизнь в обществе такая неустроенная и в чём причина несчастий человека? Что только ни выдвигали они в качестве первопричины бед и несчастий в обществе: торговлю, деньги, машинизацию производства, «плохого царя», «дурные законы» и т.д. Казалось, что стоит только удалить источник бед, мешающий людям жить и реализовывать себя, и общество достигнет благоденствия. Идеолог анархизма князь П.А. Кропоткин, например, считал, что для того, чтобы общество процветало, необходимо устранить государственную машину, предоставив людям на местах самим решать свои проблемы. Один из основателей социалистического движения Вильгельм Вейтлинг полагал, что во всём виновата частная собственность: достаточно её отменить, и общество придёт к благоденствию. Другой социалист – Габриэль Мабли называл первопричиной всех общественных зол деньги и предлагал перейти на натуральный обмен.

Но мы видим, что сегодняшнее устранение государства от решения острых проблем (чего добивался П.А. Кропоткин) привело не к желаемой самоорганизации общества, а к организации преступных элементов. Мы знаем, сколько было горя и слёз во времена Французской, а затем и русской революций, когда отменили частную собственность и начали отбирать у людей нажитое ими имущество. За это ратовали социалисты, но это ни на сантиметр не приблизило людей к всеобщему счастью. Мы знаем, что и другие эксперименты над обществом по устранению первопричины социальных противоречий ни к чему не приводили. Движение в Англии по уничтожению машин потерпело фиаско. Военный коммунизм в России, одной из целей которого была ликвидация денег (о чём мечтал Мабли) и торговли, привел к массовому обнищанию. В том-то и дело, что источник бед не в самих деньгах и машинах, торговле и собственности, ибо отмена их в обществе не устраняет у людей стремления к ним. Источник бед – человеческие отношения в обществе по поводу всех этих вещей, т.е. общественная мораль.

Реформисты и революционеры всех времён и народов направляли свои усилия на претворение в жизнь законов, которые, по их представлениям, должны были привести общество к гармонии и справедливости. Принятием закона они пытались создать идеальный общественный порядок, но жизнь неизменно обманывала их ожидания. Почему же до сих пор никому не удалось установить в государстве законы, способствующие всеобщему благоденствию? Ответ прост: общество – это динамическая (постоянно изменяющаяся) система, и новые условия её существования требуют новых законов. Если в обществе нет условий для их принятия или изменения старых, то возникают противоречия, выражающиеся в накоплении и всё большем усилении недовольства отдельных слоев населения, которое в итоге выльется в бунт, революцию, гражданскую войну. Но если в основу государственных законов положены этические принципы, то в обществе создаются условия для обязательного разрешения возникающих социальных противоречий, т.е. происходит общественное развитие – эволюция. Общественные проблемы должны решаться своевременно и независимо от того, кто стоит у власти: коммунисты, демократы или либералы. А для этого необходимо, чтобы в решении этих проблем принимали участие не только те, кто управляет, но и те, кем управляют. Пока сами граждане не начнут оказывать влияние на политику и принятие законов, будут существовать и «плохие цари», и «дурные законы».

Любая конституция, состоящая из конкретных законов, обречена на её несоблюдение именно из-за постоянно изменяющихся социальных условий. В конституции должны быть отражены только принципы и цели и дана возможность постоянной творческой работы над государственным устройством. Мы прекрасно понимаем, что создание условий для изменения общества не означает предотвращения его гибели от дурных законов, которые по недомыслию могут принять всем миром граждане страны. Должны быть чёткие ориентиры, что можно принимать, а что нельзя. Должно быть ясное представление, зачем государство нужно человеку. Если для того, чтобы копить богатство, то каким должно быть это богатство?

Начиная с XVII века, философы и экономисты спорили о том, что является источником богатства. Назывались различные его виды: торговля, плодородие почв, минеральные ресурсы, земельная рента, прибавочная стоимость, идеи. Но богатство – это не только всё перечисленное и не только то, что мы обычно понимаем под богатством: одежда, пища, утварь, жильё, но и знания, технологии, навыки, способности человека, моральные достижения. К особому виду богатств следует отнести возможность в любой момент приобрести любую необходимую вещь или сделать её, или взять её у кого-то для своей цели. Другими словами, богатством можно назвать то, что даёт возможность цивилизации выжить и добиться процветания. Под ценностью мы понимаем всё то, что способно производить богатства общества.

Гуманизм провозглашает главной ценностью и источником всех богатств – человека, потому что все реализуется посредством человека. Всё, что созидает человека, является богатством. А это прежде всего человеческие отношения (мораль). Именно они организуют общество, если строятся на живой мора ли (способствующей выживанию) или дезорганизуют его, если подчинены другой морали. И чем выше моральные принципы во взаимоотношениях людей, тем больше возможностей у члена общества реализовать себя, тем богаче становится государство. (Здесь мы имеем в виду мораль, не которая декларируется, а которая исполняется в обществе).

Чем человек моральней, тем он талантливей. Человек с гордостью назвал себя Homo sapiens (Человек разумный), но разум без морали мёртв, а что может родить мёртвое? Без морали разум подобен топору, которому все равно что рубить – дрова или головы. Аморальные люди производят лишь хаос и разрушение, и особенно опасно, если в их руках государственные бразды правления: они умудряются обесценить и обессмыслить жизни миллионов людей. Мы сейчас подходим к рубежу, когда Человечество осознает приоритет морали над разумом, и, перешагнув этот рубеж, человек будет иметь право называться Homo Moralis. Мораль отражает уровень достижений цивилизации.

Сегодня считается, что политикой могут заниматься профессионалы, предпочтительно юристы. Но для политика недостаточно иметь юридическое, историческое или экономическое образование. Главное для него – быть глубоко моральным человеком, чтобы он мог быть примером для подражания, а это не "продукт" образований, а результат воспитания.

Вторым по значимости богатством являются знания, или, говоря языком Станислава Лема, сумма технологий цивилизации. Соответственно, ценностью является то, что позволяет получить эту сумму, т.е. творчество. Чтобы России стать богаче других стран, нужно не пытаться их догонять, а создать условия для реализации творческого труда, тогда можно будет достичь не только уровня развитых стран, но и встать на одну ступень с другими космическими цивилизациями. Уровень развития науки также определяется уровнем морали, поскольку моральные принципы конструируют алгоритмы мышления и поведения.

К третьему виду богатства относятся материальные ценности: полезные ископаемые, природные источники энергии (солнечная, геотермальная, энергия приливов и пр.), лесные и речные ресурсы, плодородие почв, разнообразие ландшафтов, животного и растительного мира, а также все предметы, производимые человеком или с помощью человека. Соответственно ценностью является человеческий труд, преобразующий природные богатства в предметы потребления (см. таблицу 1).

Богатство

Ценности

Мораль

Человек

Сумма технологий

Творчество

Природные ресурсы

Труд

Таблица 1. Богатства и ценности человека

Двигателем жизни современной цивилизации является материальное богатство, а самоценность личности не является значимой.

Когда большинство людей смогут осознать приоритет ценности человека над остальными видами богатств, качество двигающих цивилизацию сил изменится, и научно-технический и социальный прогресс существенно ускорятся.

^ Часть I Этика и политика

Древнерусская мораль

Всё Человечество прошло через общину, благодаря чему была сформирована общечеловеческая мораль – правила поведения по отношению к другим людям. Моральные принципы, позволившие просуществовать Руси как единому целому многие тысячи лет, вытекали из основ русской общины. Она просуществовала вплоть до прошлого века, в то время как большинство других цивилизованных народов утратило общинный уклад 1–1,5 тысячи лет назад.

Общинная мораль наложила и особое отношение русских купцов к предпринимательству, резко отличающееся от сегодняшнего отношения. Купцы на свою деятельность смотрели как возложенную на них судьбою особую миссию, для исполнения высшего долга перед богом. Неслучайно среди купцов в России деятелями культуры были целые Роды, такие как Третьяковы, Строгоновы, Демидовы, Стекловы и многие другие.

Русским присущи врождённые общинные качества: сострадание, доброта, незлобивость, радушие, сердечность, совестливость, чувство справедливости, на которых собственно базировалась русская этика. Но, к сожалению, она не стала нормой жизни сформировавшегося российского государства, поскольку после христианизации государственное устройство стало формироваться по римскому образцу.

По мнению исследователя характера и души русского народа Н.О. Лосского, главной объединяющей чертой русских является чувство религиозности, проявляющееся в жертвенности и преданности, в сочувствии и сострадании, стремлении к добру и соборности. Честность и преданность славянских воинов прельщала персидских султанов и турецких пашей, и в охрану они предпочитали брать именно славян. В греческих храмах многие пифии (жрицы) были славянками. Деловые люди Европы и Америки стремились и стремятся взять себе в жёны славянку или японку, потому что они не бросают своих мужей при неудачах или банкротстве.

В древнерусской морали отчётливо выделяются семь врождённых качеств россиян, ещё сохраняющихся в людях российской провинции.

1. Добродушие было национальной чертой наших пращуров. Оно соответствует моральному принципу – терпимости. Эта черта помогла российскому народу объединить многие народности на территории Европы, Азии и Америки. Если её поддержать на государственном уровне, то благодаря соблюдению этого морального принципа мы сможем противостоять вырождению и мутациям, охватившим сегодня большинство наций. Терпимость не равнозначна пассивности и безынициативности. Благодаря ей каждый мог быть выслушан и не осмеян. В народе подмечено, что в спокойствии – сила, т.е. состояние терпимости служит для накопления внутренней энергии, которая рождает в человеке устремлённость. Об этом качестве хорошо говорят народные пословицы: Терпенье даёт уменье, Без терпенья – нет спасенья, Терпение и труд всё перетрут.

2. Общинные качества человека: сострадание, сочувствие, способность войти в положение другого и понять причины его состояния связаны с моральным принципом – уважением. Взаимопонимание людей – это условие единства нации и государства. Бытовавшее на Руси взаимопонимание позволило ей просуществовать тысячелетия.

Из многочисленных пословиц об этом принципе приведём две: ^ Нет того любее, как люди людям любы. Где совет, там и свет.

3. Характерная для наших предков преданность традициям и национальным святыням является основой морального принципа – преемственности. После создания на Руси западного типа государства древнерусская общинная мораль начала разлагаться. Почитание старших (одно из проявлений принципа преемственности) отражено в древнерусском языке наличием звательного падежа. В процессе разложения общинной морали он полностью исчез из языка. Со времени принятия христианства принцип преемственности постоянно нарушался: достаточно вспомнить Никоновскую реформу, Февральскую и Октябрьскую революции, множество смен правителей российского государства, борьбу враждующих группировок и др. Победившая сторона, как правило, отвергала все достижения проигравшей, чем обедняла последующую жизнь общества. По словам русского поэта А.И. Одоевского, отказ от прошлого вызывает смертельную болезнь Человечества. Пришла пора возродить почти утраченный моральный принцип преемственности, без которого невозможна дальнейшая эволюция российского общества.

Сохранились пословицы, характеризующие этот принцип:

^ Живи по-старому, проживёшь дольше, а мели по-новому, намелешь больше.

Всё по-новому, а когда по-старому?

Своих друзей наживай, а отцовских – не теряй!

4. У русских было всегда крайне обострённое чувство справедливости, а это не что иное, как проявление принципа соответствия. Более ёмко сформулировал этот принцип римский император Юстиниан: «Каждому отдай должное». Он на века закрепился в русских пословицах: Как аукнется, так и откликнется. Какую дружбу заведёшь, такую жизнь и проживёшь! С кем поведёшься, от того и наберёшься.

5. Наиболее ярко у русских проявляется их врождённое качество – совестливость, которому соответствует моральный принцип соизмеримости, позволяющий соизмерять своё поведение с реакцией окружающих. На практике этот принцип более или менее соответствует гиппократовскому: «Не навреди!». Люди никогда не жили в своей повседневной жизни по законам конституции, указам и постановлениям президента, правительства и парламента. Они живут по нормам морали, передающимся из поколения в поколение. Приоритет морали над правом, существовавший в России – не признак её отставания от цивилизации, а условие возможного подчинения права морали. Обратные попытки (подчинить мораль праву) всегда приводили Россию к смуте и бунту.

Русские пословицы, раскрывающие этот принцип:

^ Взялся за гуж – не говори, что не дюж!

Знай, сверчок, свой шесток!

Чьим умом живёшь, того и песенку поёшь.

6. Явление преклонения перед Западом возникло благодаря вместимости русского общинного характера, которое проявляется в принятии чужих мыслей и идей как своих, в почитании другого человека, как самого себя или даже выше. Это качество соответствует седьмому моральному принципу – открытости. Открытость – показатель духовной зрелости человека. Вмещая в себя мысли и чаяния других людей, человек приходит к глубокому, всеохватывающему пониманию происходящего. Но если это качество не уравновешивается почитанием предков и их традиций, то проявляются его негативные стороны, такие как загипнотизированность некоторой части молодежи мнимыми западными ценностями и пр. Конечно, разочарование у них рано или поздно обязательно наступает и начинается обратная тенденция – полного отрицания, хотя это тоже неправильно. Наша задача – вбирать в свою культуру от других народов только лучшее.

Пословицы, характеризующие этот принцип:

^ Кабы знал да ведал – всего отведал.

Не узнав горя, не узнаешь и радости.

Счастье без ума – дырявая сума.

Тише едешь, дальше будешь.

7. С отзывчивостью русского характера связан ещё один моральный принцип – сотрудничество. Общинная мораль ведёт к общности, а всякая иная, где присутствует конкуренция – к разрушению. Исторически Запад тяготел более ко второму типу морали. Он ведёт к крайнему индивидуализму, порождая глобальный кризис человеческой личности, о котором в последнее время всё громче говорят западные философы, социологи и психологи. Человек оказался отсечённым от общности и духовности, от семьи и друзей, от своей нации и государства. А сегодня пытаются эту мораль привить и российскому обществу.

Вот как говорят об этом принципе русские пословицы:

^ Одна пчела немного мёду натаскает.

Глуп совсем, кто не знается ни с кем!

Одной рукой и узла не завяжешь.

Люди живут по существующим нормам морали, которые передаются из поколения в поколение.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Владимир Шемшук Этическое государство. Прошлое, настоящее, будущее iconГадание на кофе и чае / Радченко Т. А
Если способностей нет, но есть склонность и желание, вы выбрали прекрасную возможность развить в себе нечто новое — внутреннее видение,...

Владимир Шемшук Этическое государство. Прошлое, настоящее, будущее iconВладимир Шемшук Культ предков
Наиболее полно эти вопросы изложены в серии "В поисках сокровенного" в двух основных работах автора "Русско-борейский Пантеон", и...

Владимир Шемшук Этическое государство. Прошлое, настоящее, будущее iconВведение «Онтологически культура есть не что иное, как внесение в мир смысла» (Баткин)
Прошлое как феномен культурно-эстетической памяти, с его мифами символическими структурами, хранимо сознанием, словно бесценный коррелят,...

Владимир Шемшук Этическое государство. Прошлое, настоящее, будущее iconЭколого-эстетическое воспитание средствами фотографии и будущее фотографии
Фотография безмерно способствует развитию воображения и участвует во многих коммуникативных процессах. В статье представлена глава...

Владимир Шемшук Этическое государство. Прошлое, настоящее, будущее iconПутешествие по кольцу времен
Й язык и культура: прошлое, настоящее и будущее», благодаря генеральному консульству России в Даугавпилсе побывала в городах, включенных...

Владимир Шемшук Этическое государство. Прошлое, настоящее, будущее iconДень Отечества «Через прошлое в будущее» 03. 09. 12г

Владимир Шемшук Этическое государство. Прошлое, настоящее, будущее iconСтатья опубликована в журнале «Вестник рхд»
Но зато в России (а потом в других странах Восточной Европы и Азии) социализм — в форме марксизма — был впервые воплощен в жизнь....

Владимир Шемшук Этическое государство. Прошлое, настоящее, будущее iconDg – прошлое, настоящее и будущее
Я надеюсь, что этот документ станет ключевым пунктом на данном этапе развития dg. Он возник по двум причинам: во-первых, мне очень...

Владимир Шемшук Этическое государство. Прошлое, настоящее, будущее iconРоссийский президент Владимир Путин выступил вчера с посланием Федеральному собранию
Президентское послание в России это оценка сделанного и определение приоритетов на ближайшее будущее. Сделанным Владимир Путин был...

Владимир Шемшук Этическое государство. Прошлое, настоящее, будущее iconContributed
Во-вторых, существует объективное: настоящее (Present) ваше отношение к спиртному прошлое (Past)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница