Урок по обществознанию на тему «Правоотношения и правонарушения»




Скачать 152.54 Kb.
НазваниеУрок по обществознанию на тему «Правоотношения и правонарушения»
страница1/2
Дата публикации13.07.2013
Размер152.54 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Право > Урок
  1   2
Урок по обществознанию на тему «Правоотношения и правонарушения»
Цель: познакомиться с понятиями «правоотношения» и «правонарушения»; рассмотреть основные характеристики юридической ответственности и судебной защиты прав человека.
Предмет: обществознание.

Класс: 10.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


  1. Сообщение темы и цели урока.




  1. Активизация учебной деятельности.


Может ли бездействие стать правонарушением? Сколько шагов отделяет проступок от преступления? Как защитить свои права?


  1. ^ Изложение программного материала.


Правовые нормы и нормативные акты создаются не для того, чтобы пылиться на полках среди толстых книг. Хотя, кто спорит, правовые нормы и правовые акты, безусловно, нужно разрабатывать, записывать, принимать и издавать. А что дальше?

А дальше они должны «работать»: реально действовать, служить людям. Ибо какая польза обществу, если будут разработаны, например, строжайшие уголовные законы, целые кодексы, а преступников не будут наказывать?

Итак, право должно действовать. И оно действует. Посредством правоотношений.
^ Что такое правоотношение
Чтобы дать ответ на интересующий нас вопрос, предлагаем познакомиться с рядом важнейших признаков правоотношения.

Правоотношение – это, прежде всего, общественное отношение, т. е. отношение между людьми. Не может быть правоотношения между человеком и вещью, между человеком и животным (даже если оно находится в собственности хозяина). Правоотношения могут возникнуть только по поводу этих объектов. Если, к примеру, сёстры получили в наследство кольцо, то в случае спора о дележе наследства правоотношения могут возникнуть, конечно, только между сёстрами, а не между ними и кольцом.

Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами. Только нормы права могут стать основой возникновения правоотношений. Если же в системе права нет норм, которые способны регулировать какой-либо вид человеческих отношений, не могут возникнуть и правоотношения. Если, к примеру, нет юридических норм, регулирующих отношения любви и дружбы, значит, этот вид отношений между людьми не может принять форму правоотношения.

Участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями. Не случайно их называют субъектами права – лицами, за которыми закон признаёт способность иметь права и юридические обязанности. Например, вы пришли в магазин купить необходимые продукты. Заплатили деньги. Продавец выдал вам товар. Вы его получили. Есть ли здесь какие-нибудь правоотношения? Несомненно, вполне определённые отношения купли-продажи, регулируемые нормами гражданского права и Закона «О защите прав потребителей». Следовательно, вы и продавец стали участниками правоотношения, субъектами права. А это значит, что у обеих сторон (покупателя и продавца) есть строго определённые права и обязанности: заплатить деньги – получить товар, получить деньги – выдать товар и т. д.

А если какая-либо сторона не выполнит своих обязанностей, нарушит права другой стороны?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо охарактеризовать ещё одну важнейшую черту правоотношения: поскольку правоотношение может возникнуть только на основе норм права, следовательно, оно охраняется государством. (Вспомнив основные черты права, попробуйте ответить на вопрос: «Какие последствия ожидают участника правоотношения, который нарушит взаимные права и обязанности, возникающие у сторон-участников правоотношения?» Почему вы так думаете?)

Итак, правоотношение – это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности.
^ Что такое правонарушение
Поведение добропорядочного человека можно определить как обычное, нормальное, хорошее. На языке юристов его называют правомерным, т. е. соответствующим требованиям права.

А как назвать поведение, не соответствующее требованиям права? Правильно: неправомерным, противоправным. Или правонарушением. Правоведы определяют правонарушение как неправомерное (противоправное) общественно вредное виновное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Данное определение, при всей лаконичности, имеет весьма глубокое содержание. Рассмотрим его подробнее.

Прежде всего, правонарушение – это всегда деяние. В переводе со строгого языка юристов это слово означает как действие (т. е. активное поведение – драка, кража, угон, взятка и т. д.), так и бездействие (т. е. пассивное поведение, состоящее в невыполнении того действия, которое человек обязан был совершить: врач не оказал помощь больному, работник милиции проявил пассивность в ситуации совершения преступления, пассажир не взял билет, гражданин не уплатил налог, работник совершил прогул и т. д.).

Если же человек только задумал совершить что-либо противоправное, но действий никаких не совершал, будет ли это правонарушением? Ответ совершенно очевиден: не будет, потому что тут нет деяния. Ибо не могут считаться правонарушением мысли, чувства, политические и религиозные взгляды, если они не выражены в действиях. Не считаются правонарушением качества и свойства личности, родственные связи, национальность и т. д.

Следующий признак правонарушения – противоправность. Имеется в виду деяние, которое нарушает закон, нормы действующего права.

Правонарушение всегда причиняет вред обществу. Общественно вредным признаётся всё то, что ущемляет права и интересы участников правоотношения. Общественная вредность также является признаком правонарушения.

Ещё одним признаком правонарушения считается виновность деяния, т. е. наличие вины. Без вины нет правонарушения – это правовая аксиома. Вина на юридическом языке – это особое отношение лица к своему противоправному поведению. Лицо должно осознавать, что оно действует противоправно. Если же оно не осознаёт общественной опасности своих поступков (в силу малолетства, невменяемости), не будет и правонарушения. Лицо признаётся виновным только в том случае, если будет доказано, что в момент совершения противоправного деяния у него был выбор: совершать его или воздержаться. Именно выбор свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение, т. е. в момент выбора разумно руководило своими действиями.

Ярким примером может служить суд над известным бандитом С. Радуевым. Вся страна следила за процессом. Казалось бы, ситуация ясна: известно, например, что в 1996 г. он организовал нападение группы бандитов на дагестанские сёла Кизляр и Первомайское, что за ним тянулись страшные следы – убийства с особой жестокостью, захваты заложников, грабежи на железных дорогах, взрывы и разрушения мирных объектов – больниц, жилых домов, служебных помещений и т. д. Но Радуев долго отрицал свою вину, хитрил, пытался переложить её на других и даже разыгрывал невменяемость. Однако суд предъявил столь неопровержимые доказательства, что бандит вынужден был признать большую их часть. Только после этого суд вынес решение о его виновности.

И последнее: правонарушение влечёт за собой применение к нарушителю мер государственного принуждения (о них мы говорили при изучении признаков права).

Приведённые выше рассуждения и здравый смысл подсказывают, что степень общественной вредности деяния может быть различной. Действительно, именно по этому признаку правонарушения разделяют на две группы: преступления и проступки.

Преступление считается самым опасным видом правонарушения. Уголовный кодекс РФ (ч. 1, ст. 14) даёт чёткое определение: «Преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое настоящим Кодексом под угрозой наказания». Каждое слово этой нормы права вам должно быть хорошо понятно, если учитывать детальную характеристику правонарушения, данную выше.

Проступки тоже относятся к правонарушениям, но не считаются преступлением. Потому что проступки характеризуются меньшей степенью общественной опасности. Выделяют несколько видов проступков (в зависимости от сферы общественных отношений, на которые они посягают): административные, дисциплинарные, гражданские, семейные и др. Как видите, проступки могут совершаться в различных сферах жизни и, хотя они отличаются от преступления меньшей степенью вреда, в силу своей массовости наносят огромный ущерб обществу и личности. Кроме того, граница между проступком и преступлением такая зыбкая, тонкая, неустойчивая, что… О дальнейшем догадаться несложно.
^ Юридическая ответственность
Одним из средств борьбы с правонарушениями служит юридическая ответственность. Угроза юридической ответственности, её неблагоприятных последствий является важным фактором предупреждения правонарушений. Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение.

В приведённом определении следует отметить ряд важных признаков юридической ответственности, которая возлагается: 1) только за правонарушение, т. е. за виновно совершённое деяние; 2) только от имени государства; 3) обязательно предполагает применение мер государственного принуждения, которое выражается в несении правонарушителем определённых неблагоприятных последствий. Юридическая формула «неблагоприятные последствия» внешне достаточно деликатная, на самом деле она предполагает целый ряд серьёзных наказаний: в зависимости от тяжести правонарушения это может быть и штраф, и конфискация имущества, и лишение свободы и т. д. Важно понять, что юридическая ответственность всегда связана с дополнительным бременем, которое ложится на плечи правонарушителя.

Виды юридической ответственности классифицируются по отраслевой принадлежности: административная, уголовная, гражданская и др. Самый суровый вид ответственности – уголовная. Она наступает за совершенное преступление, остальные – за проступок.

^ Система судебной защиты прав человека
Вы купили в магазине товар, скажем, музыкальный центр. А через некоторое время обнаружили брак. Обратились в гарантийную мастерскую, но там не сумели устранить дефект. И вы резонно решили обменять товар или вернуть свои деньги. А магазин вам отказал. Ситуация не редкая. Что делать дальше? На этот вопрос есть чёткий ответ: защищать свои права, опираясь в данном случае на Закон «О защите прав потребителей».

В жизни, однако, возможна масса других ситуаций, когда нарушаются права человека, унижается его достоинство. Самый надёжный путь защиты прав, выработанный цивилизованным человечеством, - обращение в суд. Судебная защита – это закреплённое в Конституции РФ (ст. 46) право на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество. Судебная защита прав гражданина осуществляется судом. Система судов нашей страны имеет три ветви.

Первая – конституционные суды – состоит из Конституционного суда РФ и конституционных судов в республиках РФ. Их главная задача – проверять на соответствие требованиям Конституции РФ те нормативные акты, которые принимают органы государственной власти.

Вторая – обычные суды, или суды общей компетенции, которые несут основную нагрузку по защите прав и свобод граждан, рассматривая уголовные, гражданские и административные дела. Эти суды построены следующим образом: а) нижним и вместе с тем массовым звеном данной ветви являются районные (городские) суды, именно сюда обращается основная масса граждан; б) среднее звено – это суды субъектов РФ; в) Верховный суд Российской Федерации возглавляет всю систему обычных судов.

Третья – арбитражные суды. Они решают споры, возникающие в сфере экономики и управления, дела о банкротстве, о защите чести, достоинства и деловой репутации. В систему арбитражных судов входят: а) суды субъектов РФ (нижнее звено); б) федеральные арбитражные суды (среднее звено) и, наконец, в) Высший арбитражный суд РФ. Все суды этой ветви – в пределах своей компетенции – призваны защищать права и интересы различных организаций и граждан-предпринимателей.

Подчеркнём: все суды нашей страны составляют единую систему (вспомните наш разговор о системе права), которую устанавливает, прежде всего, Конституция РФ, а также ряд других федеральных законов. Главное, что объединяет суды, составляет основной смысл деятельности судебной системы, её цель: утверждать господство права, защищать в первую очередь конституционный строй, права и свободы граждан. При этом свою работу суды строят на основе единой системы права – материальных и процессуальных законов (о них мы говорили выше), имеют общие принципы организации и деятельности, а все судьи страны – единое правовое положение (так называемый статус судей, урегулированный Федеральным законом «О статусе судей»).

Судебная система нашей страны переживает сложный этап реформирования. Люди хотят, чтобы суд в России мог действительно беспристрастно, объективно и справедливо рассматривать правовые конфликты, исключив любые посторонние воздействия: звонки и указания высоких чиновников, взятки или подкуп. Чтобы добиться положительных результатов, нужны не только новые законы и материальное обеспечение, достойное статуса суда, но и резкое повышение правовой культуры самих граждан – каждого из нас.

В заключение напомним: право обращаться в суд имеют все граждане России, начиная с 14 лет. Нужно только подать составленное по определённой форме исковое заявление. Но, прежде чем вы его напишете, советуем проконсультироваться у юриста-профессионала. Для этого существуют юридические консультации.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по обществознанию на тему «Правоотношения и правонарушения» iconУрок по обществознанию на тему «Правонарушения и юридическая ответственность»
...

Урок по обществознанию на тему «Правоотношения и правонарушения» iconУрок по обществознанию на тему «Современное российское законодательство»
Почему нужно подчиняться закону? Существуют ли правонарушения, не опасные для общества? Могут ли несовершеннолетние дети положительно...

Урок по обществознанию на тему «Правоотношения и правонарушения» iconУрок по обществознанию на тему «Правовые основы предпринимательской деятельности»

Урок по обществознанию на тему «Правоотношения и правонарушения» iconУрок по обществознанию на тему «Гражданское право»
Цель: рассмотреть структуру, содержание и особенности гражданских правоотношений

Урок по обществознанию на тему «Правоотношения и правонарушения» iconУрок по обществознанию на тему «Социальные права»
Цель: познакомиться с основным содержанием социальных прав человека и гражданина

Урок по обществознанию на тему «Правоотношения и правонарушения» iconУрок по обществознанию на тему «Политическая система»
Цель: рассмотреть политическую систему в её структуре, формах и типах по политическому режиму

Урок по обществознанию на тему «Правоотношения и правонарушения» iconУрок по обществознанию на тему «Занятость и безработица»
Цель: рассмотреть основные принципы функционирования рынка труда, проблемы занятости и безработицы

Урок по обществознанию на тему «Правоотношения и правонарушения» iconУрок по обществознанию на тему «Гражданское общество и правовое государство»
Цель: обобщить и углубить теоретические знания о гражданском обществе и правовом государстве

Урок по обществознанию на тему «Правоотношения и правонарушения» iconУрок по обществознанию на тему «Виновен отвечай»
Цель: познакомиться с видами правонарушений (проступки и преступления) и санкциями, соответствующими данным видам нарушений

Урок по обществознанию на тему «Правоотношения и правонарушения» iconУрок по обществознанию на тему «Общество в развитии»
Цель: рассмотреть основные проблемы общественного развития, познакомиться с основными критериями социального прогресса

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница