Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков»




Скачать 162.8 Kb.
НазваниеПрограмма государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков»
страница1/2
Дата публикации12.07.2013
Размер162.8 Kb.
ТипПрограмма
vbibl.ru > Право > Программа
  1   2
Программа государственного экзамена по истории для направления 030600.68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» разработана выпускающей кафедрой новейшей истории России историко-политологического факультета Пермского государственного национального исследователь­ского университета.

Государственный экзамен является составной частью итоговой государственной атте­стации магистров по направлению 030600.68 История в ПГНИУ. Его целью является оценка уровня сформированности следующих профессиональных компетенций выпускника:

ПК 11 - способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в со­ответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаменталь­ных и прикладных дисциплин магистратуры

- знание теоретического и фактологического материала по основным фундамен­
тальным и прикладным дисциплинам ООП магистратуры,

ПК 17 - умение анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономи­ческие факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и циви-лизационной составляющей

- способность охарактеризовать политические, социокультурные, экономиче­
ские факторы исторического развития

^ ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ Порядок проведения государственного экзамена

Экзамен проводится в устной форме.

Студент, получив билет, сообщает его номер секретарю ГАК и готовится к ответу в течение 30-40 минут.

Тезисы своего ответа студент оформляет на листах бумаги формата А4 и подписывает каждый лист в правом нижнем углу.

В процессе подготовки студент может воспользоваться настоящей программой, пред­ставленной в экзаменационной аудитории. Пользоваться другими материалами на экзамене категорически запрещается.

Ответ студента выслушивают члены ГАК, при этом студенту могут быть заданы до­полнительные (уточняющие) вопросы в рамках рассматриваемой проблемы.

Билет и листы с тезисами ответа экзаменуемого сдаются секретарю ГАК.

Во время проведения государственного экзамена студенты имеют право обращаться с организационными вопросами только к секретарю ГАК.

Отметки сообщаются студентам в день проведения экзамена после коллективного об­суждения ответов членами ГАК и оформления протокола экзамена.

Апелляция по результатам государственного экзамена не допускается. Результат дан­ного государственного аттестационного испытания может быть признан председателем ГАК недействительным в случае нарушения процедуры экзамена на основании письменного заяв­ления студента или члена ГАК.

^ Критерии оценки ответов студентов на государственном экзамене

В ходе государственного экзамена студент должен продемонстрировать сформирован­ные профессиональные компетенции, выраженные в

  1. умении определить, сформулировать и отрефлексировать исследовательские цели и задачи по одному из тематических разделов исторического знания,

  1. способности логически выстроить систему достоверных аргументов,

  2. преобладании аналитического материала над реферативно-информационным,

  3. знании историографических и методологических направлений и школ,

  4. общегуманитарной эрудиции,

  5. оригинальности рассуждений.

2

Оценка «отлично» выставляется в случае, когда ответ удовлетворяет следующим критериям: структурированное, аргументированное, корректное изложение теоретического и фактического материала, демонстрирующее знакомство с учебной и исследовательской литера­турой и источниками; получены адекватные ответы на дополнительные вопросы по проблема­тике экзаменационного билета.

^ Оценка «хорошо» выставляется в случае, когда ответ удовлетворяет следующим кри­териям: аргументированное изложение теоретического и фактического материала, демон­стрирующее знакомство с учебной литературой и источниками; ответ не содержит грубых не­точностей; продемонстрированы затруднения с ответами на дополнительные вопросы по про­блематике экзаменационного билета.

^ Оценка «удовлетворительно» выставляется в случае, когда ответ удовлетворяет сле­дующим критериям: краткое, логически корректное изложение базовой информации, в ответе имеются неточности; отсутствие ответов на дополнительные вопросы по проблематике экзаме­национного билета.

^ Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда ответ содержит логиче­ски бессвязное, фактически некорректное, фрагментарное изложение элементарной информации по вопросам; отказ от ответа; использование «шпаргалок» и подсказок с помощью технических средств мобильной связи.

^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ИТОГОВЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН, И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Парадигмы исторического знания в новое время. Принципы и наследие позити­визма в историческом знании

Становление историзма нового времени. Роль и значение позитивизма для формирования истории как науки. Основные достижения позитивизма в историографии 19 в. Позитивная критика источников. Становление национальных историографических школ

^ Кризис историзма позитивистского типа

Границы исследовательских возможностей историзма позитивистского типа и его кри­тика в гуманитарной мысли рубежа 19-20 вв. Доминирование «событийной» политической истории. Ф.Ницше о социальной роли и функциях исторического знания. Новая парадигма исторических исследований в работах британского историка Дж. Коллингвуда.

^ Становление и базовые принципы трех поколений «школы Анналов»

Методологические новации в работах Л.Февра и М.Блока. Расширение спектра истори­ческих источников и проблематики. Ментальность как объект исторического исследования. Второе поколение «школы Анналов». «Тотальная история» Ф. Броделя. Третье поколение «школы Анналов» и переход к микроисторическим историографическим практикам

^ Традиции «школы Анналов» в российской историографии

А.Я.Гуревич и его вклад в трансляцию идей "школы Анналов" в российской историо­графии. Альманах «Одиссей. Человек в истории» как центр продвижения методологического синтеза в российской историографии

^ Антропологический поворот в гуманитарном знании

Диалог истории и антропологии. Работы Э.Леруа Ладюри, Н.З.Дэвис и П.Берка. Исто­рия в человеческом измерении - эпицентр нового исторического знания. Полемика об антро­пологическом повороте в гуманитарных науках в интеллектуальном пространстве современ­ной России

Микроистория

Возможности и пределы микроисторического исследования. Микроисторическая оптика в работах К.Гинзбурга. Микроисторические исследования по истории России XX в.

^ История и социальные науки второй половины XX в.

История как перекресток социальных наук (А.Про). Линии взаимодействия истории и социологии в изучении повседневности (А. Шюц, И. Гофман), в концептуализации истори­ческих событий и фактов. Концепции социального конструирования реальности

^ 3

Становление истории эмоций

Эмоциональная сфера социальных процессов. Постановка вопроса о социальном регу­лировании и конструировании эмоций. История эмоций - новая отрасль историографии рос­сийской истории

^ Визуальные исследования как область междисциплинарного синтеза

Проблематика визуального в гуманитарных исследованиях второй половины XX в. Ви­зуальное как объект исторического исследования. Визуальные исследования истории России в современной историографии

^ Социальная история российского общества рубежа XIX - XX вв.

Переходный характер социальной структуры российского общества на рубеже XIX -XX веков. Социальная мобильность населения. Маргинализация. Урбанизация и ее послед­ствия. Социальная структура России накануне мировой войны. Развал экономики и социаль­ный кризис в стране. Приход к власти большевиков и первые социальные преобразования. Отмена сословий. Социальные особенности режима диктатуры пролетариата. Подавление «социально чуждых» элементов. Мероприятия политики «военного коммунизма» и рост со­циального напряжения в обществе.

^ Советский Союз в 1920-е - 1930-е гг.

Переход к новой экономической политике и порожденные ею изменения в социальной структуре. Восстановление экономики. Кризисы новой экономической политики. Свертыва­ние нэпа - закономерный результат политического развития страны.

Переход к социалистической модернизации. Первый пятилетний план: отправной и оп­тимальный варианты. Форсированная индустриализация. Второй пятилетний план. Роль ГУЛАГа в промышленном развитии страны. Успехи и провалы промышленного развития. Экономические итоги и социальная цена советской индустриализации. Положение в деревне. Этапы коллективизации сельского хозяйства. Сплошная коллективизация. Массовый голод. Сопротивление крестьянства насильственной коллективизации. Формирование новой соци­альной структуры советского общества. Конституция 1936 г. и социальная политика больше­виков в 1930-е гг.

^ Социально-демографические последствия Великой Отечественной войны и по­слевоенный период в советской истории

Советская экономика в годы войны. Советская экономика после войны Демографиче­ская катастрофа и демографическая ситуация в СССР в послевоенное десятилетие. Дискус­сии о потерях СССР в годы войны. Четвертый пятилетний план. Конверсия военного произ­водства. Денежная реформа 1947 г. и государственные займы. Реституция, репарации и про­блема военнопленных. Восстановление промышленности: итоги и социальная цена.

^ СССР в 1950-х - середине 1980-х гг.

Изменение социально-экономической политики. Экономические преобразования в 1953-1955 гг. Меры по подъему сельского хозяйства. «Курс Маленкова». Освоение целины. Реорганизация МТС. Повышение социального статуса и материального положения крестьян. Новый этап реконструкции экономики. Социальная политика и ее результаты. Изменение в социальной структуре населения по итогам переписи 1959 г.

Экономическая реформа 1965 г. Экономическая политика 1970-х - первой половины 1980-х гг. Замедление темпов экономического развития и снижение жизненного уровня населения. Итоги IX, X и XI пятилеток. Теневая экономика. Увеличение разрыва в экономи­ческом развитии между СССР и западными державами. Системный кризис середины 1980-х гг. и формирование предпосылок «перестройки». Социальная структура советского общества накануне его краха

^ Современный период в российской истории

Образование правительства Ельцина - Гайдара. Начало рыночных реформ. Меры анти­кризисной экономической политики. Либерализация цен. Приватизация. Ваучеризация. Ак­ционирование предприятий и развитие частной собственности. Инфляция. Меры по стабили­зации финансовой системы. Проблема внешних долгов. Дефолт 1998 г. Снижение уровня

4

жизни населения. Задержки зарплаты. Насыщение рынка товаров и услуг. Новая социальная стратификация и социальные проблемы в развитии российского общества 1990-х гг.

^ Роль империи в политическом развитии России

Дискуссии о типе имперского развития России. Этапы развития Российской империи. Влияние империи на развитие политических институтов. Имперская идеология. Динамика имперских интересов и стратегии России. СССР как империя.

^ Исторический компонент российской политической культуры

Эволюция политической системы и основных типов политической культуры. Субкуль­туры в российской политической культуре. Этатизм, патернализм, клиентелизм в отече­ственной политической традиции. Крестьянский «наивный монархизм». Феномен советской политической культуры. Становление новой российской государственности и проблемы формирования гражданской политической культуры.

^ Опыты демократического транзита в политической истории России

Идеально-типические модели демократического транзита. Первый опыт демократиче­ского транзита в России начала XX в. и его исторические уроки. Российский вариант перехо­да к демократии в конце XX в.: общее и особенное.

^ Российский либерализм и консерватизм в начале XX в.

«Новый либерализм» в России. Его отражение в программных установках кадетской партии. Идеология «Союза 17 октября». Российский консерватизм начала XX в. Л.А.Тихомиров. Консерваторы и Основные государственные законы 1906 г.

^ Социалистическая идеология в России в начале XX в.

Эволюция социалистической идеи в России в начале XX в. Программа РСДРП. Идей­но-политическая борьба между большевиками и меньшевиками. Эсеровский политический проект. Программа ПСР. Социал-демократы и эсеры: общее и особенное.

^ Российская общественно-политическая мысль в 1917-2000-х гг.

Идеология военного коммунизма. Программа РКП(б). Внутрипартийные дискуссии 1920-х гг. Идеологические установки конца 1920-х - начала 1950-х гг. Идеология «оттепели» и «застоя». Эволюция идеологических установок КПСС в конце 1980 - начале 1990-х гг. Идейно-политические течения русской эмиграции. Эволюция либеральных, консервативных и социалистических идей в 1990 - 2000-е гг.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма междисциплинарного государственного экзамена по специальности...
Программа государственного экзамена утверждена на заседании кафедры финансов и кредита

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма государственного экзамена по специальности 030301. 65 «психология»
Программа предназначена для подготовки студентов выпускных курсов, обучающихся по специальности 030301. 65 «Психология», к сдаче...

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма междисциплинарного государственного экзамена по специальности...
Программа комплексного государственного экзамена утверждена на заседании кафедры Экономических теорий Института экономики, управления...

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconРабочая программа учебной дисциплины методика преподавания права...
Магистерская программа «Теория и история права и государства, история правовых учений»

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Антропология права
Магистерская программа 030501. 68 (512401) Теория и истории права и государства, история правовых учений

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080100...
Предмет и метод экономической теории. Основные современные течения экономической мысли в конце ХХ в

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по специальности
Программа предназначена для оказания помощи студентам выпускникам в подготовке к государственному междисциплинарному экзамену по...

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности
Программа предназначена для оказания помощи студентам выпускникам в подготовке к государственному междисциплинарному экзамену по...

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 220100...
Магистерская программа: 220100. 68 «системный анализ и управление в таможенном деле»

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма является составной частью учебно-методического комплекта...
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница