Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха»




Скачать 86.67 Kb.
НазваниеТема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха»
Дата публикации02.07.2013
Размер86.67 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Музыка > Урок
Проект урока по музыке в 6 классе.

Учитель музыки Шевченко Ирина Григорьевна

Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха»
Цели и задачи урока:

  1. Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;

  2. Определить особенности содержания музыки И. С. Баха;

  3. Формировать: представление о стилистических особенностях музыки И. С. Баха, понятие «Сюита», навыки хорового пения.

  4. Воспитать: интерес и любовь к классической музыке, чувство гармонии;

  5. Развивать: умение определять музыку полифонического склада, ориентироваться в нотной записи, рассказывать о прослушанной записи, познавательные и мыслительные способности детей;

  6. Расширить музыкальный кругозор учащихся.

Оборудование: фортепиано, СD – запись, портрет И. С. Баха, иллюстрации по теме урока, стихи и высказывания по теме урока, нотный материал.

Музыкальный материал: И. С. Бах «Органная фуга», Д. Б. Кабалевский «Полифонический вокализ на тему И. С. Баха», И. С. Бах «Шутка» (2 варианта)


Этапы урока

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

^ I.Активная деятельность учащихся

II.Формулирование теоретических знаний.

III.Коллективная исполнительская деятельность

Подведение итога.

Музыкальное приветствие учителя.

Послушайте одно музыкальное произведение.

(Звучит «Органная фуга И. С. Баха)

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?
Что скажете о музыке, которую сейчас слушали?
Кто такой И. С. Бах?


Как относились к музыке Баха церковные служители?
А для кого Бах писал музыку?
Как это отражалось в музыке?

Как вы думаете, а какой по характеру был композитор?
Что И. С. Бах выразил в своей музыке?

А как же называется прослушанное произведение?
Что означает понятие «Фуга»?

Из чего «вырастает» такая музыка?
А что такое «полифония»?
Посмотрите на ноты. Что вы видите?
^ Звучит тема «Фуги».
Посмотрите на картину художника и композитора М. Чюрлёниса «Фуга». Что вы видите?


Чем похожи эти два произведения?

Эта картина помогает лучше понять построение этой музыкальной формы.
Прочитайте высказывание И. С. Баха:

«Каждое произведение – это беседа разных голосов, которые представляют собой различные индивидуальности. Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середину разговора или говорить без смысла и надобности».
Как вы понимаете это высказывание?

Какие черты характера И. С. Баха открываются перед нами?
У И. С. Баха много произведений полифонического склада. А как вы думаете, легко ли самим исполнять полифоническую музыку?
Давайте попробуем. Перед вами произведение Д. Б. Кабалевского, которое построено на теме

Баха. Посмотрите, вы видите слова в этом произведении?

А мы можем исполнить это произведение без слов?
А как называются такие произведения?
Обратите внимание на нотную запись «Вокализа». На что обратили внимание?
Как вы думаете, почему?
Есть ли перерыв в звучании?

Скажите, а мелодия второго голоса начинается вместе с первым?
А как начинается мелодия второго голоса?
Что это значит?
Послушайте мелодию верхнего голоса.

^ Звучит мелодия.
Повторите ее.
А теперь вы будете петь эту мелодию, а я – нижнюю.
Вам понравилось исполнять полифоническое произведение?
А теперь еще раз ответьте на вопрос, легко ли исполнять полифоническую музыку?
Почему?
Мы продолжим разучивать это произведение на следующем уроке.
Какие ощущения у вас после исполненной музыки?
Человеческие чувства очень разнообразны, как и музыка И. С. Баха: от серьезной, порой трагической до шуточной, полной юмора. Это часто мы ощущаем в его произведениях.
Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение.

^ Звучит «Шутка» в классическом исполнении.

Какие чувства передала музыка?
Как бы вы назвали это произведение?
Эта пьеса из «Сюиты № 2». Сюита – это форма музыки, состоящая из нескольких пьес, обычно танцевального склада, которые близки по характеру. У Баха много таких сюит, состоящих из старинных танцев.
Как вы считаете, это произведение полифонического или гомофонического склада?
Что такое «гомофония»?

А что вы услышали в музыке?

А какой инструмент исполнял главный голос?
Несмотря на то, что флейта выступает в качестве солиста и музыку, которую она исполняет, мы воспринимаем, как главный голос, другие голоса и сопровождают ее и в то де время достаточно самостоятельны и переплетаются друг с другом, как в полифонической музыке.
^ Показ на фортепиано.
А как вы думаете, музыка И. С. Баха современна, интересна в наши дни.
Почему?

Да, интерес к музыке И. С. Баха не угасает и сегодня. Известно много интерпретаций (исполнительских трактовок) его сочинений. К ним относится и это произведение.
^ Звучит «Шутка» в современной обработке.
Что нового услышали?

Какой инструмент, по-вашему, звучал?
Это – электроскрипка.

Слушая произведения И. С. Баха, мы видим, насколько разнообразны они, широки и глубоки по содержанию и ВТО же время, понятны любому человеку.

Прочитайте слова Д. Б. Кабалевского: «Бывают люди, которые видят то, что перед глазами, а бывают люди, которые много читают, много слушают, много замечают, а главное – много думают и много чувствуют – такие люди очень многое воспринимают в жизни и помогают другим людям понять многое».
Скажите, этими словами мы могли бы сказать о И. С. Бахе? Почему?
Человеком с большой буквы.
Сегодня на уроке мы говорили о музыке И. С. Баха. Как вы считаете, в чем заключается сила его музыки?
Я хочу, чтобы каждый из вас стал именно таким.
Наш урок подошел к концу, я прошу вас отметить свои впечатления от урока.
Спасибо за урок.


О классической музыке. О музыке Баха.

Серьезная, задумчивая, строгая, исполнена на органе.

Немецкий композитор XVIII века, служил в церкви святого Фомы кантором.

Полагали, что его музыка отвлекает от религиозного настроения.

Для простого народа.
Его музыка была пронизана народными песенными и танцевальными интонациями, чтобы стать ближе к народу.


Могучий духом, уверенный.

Протест против контроля церкви над духовной и культурной жизнью народа.
Фуга.

Это форма полифонической музыки, в которой все голоса равнозначны.
Из первоначальной темы – голоса.
Многозвучие, многоголосие.
Есть повторения мелодической линии.


На картине елочка повторяется много раз, разного размера, расположена в разных местах картины, разными оттенками красок.

Живописная форма аналогична музыкальной.

Каждый человек (личность), даже голос в музыке имеет право высказать своё мнение, а другие должны его выслушать.


Независимость, индивидуальность.

Наверное, да.

Нет.

Да, на слог.

Вокализы.
Мелодия записана и черным и красным цветом.

Разделение на 2 голоса.
Нет. Если один голос молчит, то другой – звучит, говорит.

Нет.

Так же как у первого.
«Вокализ» написан в полифоническом складе.

Нет.

Нужно слушать друг друга.

Радость, веселье.

Задор, легкость.

Гомофонического.


Когда музыка делится на главный голос и сопровождение (аккомпанемент).
Слышен основной, главный голос и аккомпанемент, сопровождение.

Флейта.

Да.

Понятна, выражает человеческие чувства.


Необычное звучание, интересное, современное.

Электрогитара.


Да. Потому что своей музыкой он доказал, что нужно оставаться самим собой, свободным и независимым.


В музыке Баха мы видим желание сделать человека благородным, свободным, гордым.
(Дети рисуют на смайликах свое настроение)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха» iconСамоанализ урока музыки в 3 классе моу «сош с. Учебного». Учитель...
Темой урока музыки было «Эмоциональное содержание мелодий в музыке Вольфганга Амадея Моцарта»

Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха» iconТема урока Обязательные виды работ
Метр – показ сильной доли во время слушания музыки с использованием танцевальных движений

Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха» iconУрок музыки и театра во 2 классе Тема урока: Музыка и театр
Музыкальный репертуар: М. Коваль «Волк и семеро козлят», видеофрагмент любой оперы

Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха» icon«Развитие сонатной формы от И. Баха до С. Прокофьева»
Сонатная форма из всех классических форм инструментальной музыки последних трех столетий наиболее действенная, яркая и драматургически...

Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха» iconУрока: «29» ноября 2011 г. Тема урока
Тема урока: «Состав и структура капитала предприятия. Понятие кредитоспособности предприятия»

Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха» iconТема урока Обязательные виды работ
Движение мелодии вверх и вниз, на одной высоте. Метр – показ сильной доли во время слушания музыки с использованием танцевальных...

Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха» iconУрока Тема урока № урока в разделе
Экспериментальный и теоретический методы изучения природы Измерение физической величины

Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха» iconЛечебное голодание
Целью этого метода является восстановление резервных возможностей и функций органов и систем. Длительное воздержание от пищи ставит...

Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха» iconУрока. Актуализация знаний – 5 мин
Тема урока: «Агрегатные состояния вещества, Плавление и отвердевание кристаллических тел»

Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха» iconУрока Тема урока Требования к уровню
Планирование занятий по русскому языку в 6 классе на I полугодие (экстернат 20 часов)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница