Урока : Музыка возвышает и облагораживает человека тема четверти




Скачать 129.44 Kb.
НазваниеУрока : Музыка возвышает и облагораживает человека тема четверти
страница1/2
Дата публикации06.04.2013
Размер129.44 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Музыка > Урок
  1   2
тема урока: Музыка возвышает и облагораживает человека.
тема четверти: В чем сила музыки. 6 класс
Флик Елена Геннадьевна,

г. Ноябрьск, ЯНАО
Цель:

  • подвести к пониманию того, что музыка, в которой есть красота и жизненная правда, может обогатить духовный мир человека, сделать его лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость.

Задачи:

  • развивать интонационно-образное мышление, эмоциональный отклик на высокохудожественные произведения классической музыки.

  • формировать слушательскую культуру через приобщение к музыкальному искусству как части окружающей жизни. Формировать информационную культуру учащихся.

  • воспитывать устойчивый интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке.


Оборудование:

  • портреты композиторов (И.С. Бах, М.И. Глинка, Ф. Шопен, В.А. Моцарт, Э. Григ);

  • СD – проигрыватель, фортепиано, таблица “Средства музыкальной выразительности”;

свечи, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока:

^ I. Организация учащихся на урок, закрепление пройденного.
Музыка способна оказывать известное

воздействие на этическую сторону души”.

Аристотель

Итак, на прошлом уроке мы с вами ребята, говорили о том, что музыка может оказывать влияние на человека. Сегодня мы с вами продолжим эту тему.

? Вспомните, с музыкой каких композиторов, мы с вами познакомились на

прошлом уроке?

? Музыка каких композиторов, оказала на вас свое влияние и задела

струнки вашей души?

? Почему Аристотель утверждал, что музыка оказывает огромное влияние

на человека?

^ 1 – е задание: Вспомните высказывания о творчестве великих композиторов.

О ком идет речь?
“Я видел его мальчиком лет семи, мне самому было лет четырнадцать, и я ясно помню маленького человечка в парике и со шпагой…”

(Гете о Моцарте)
“В творчестве этого композитора вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культура красоты в человеке, поэтичность и романтика… ”

(Борис Асафьев о Ф. Шопене)
“Не ручей, море должно быть ему имя!”

(Л. Бетховен о И.С. Бахе)
“Во многих отношениях этот композитор имеет в русской музыке такое значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба - великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества,… оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке”.

(критик В.В. Стасов о М.И. Глинке)
“Слушая музыку этого композитора, мы сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры”.

(П.И. Чайковский о Э. Григе)
^ 2 – е задание: на доске портреты великих композиторов, исправь ошибки.

И.С. Бах В.А. Моцарт Ф. Шопен Э. Григ М.И. Глинка


правильный ответ:

(М.И. Глинка) (И.С. Бах) (Э. Григ) (В.А.. Моцарт) (Ф. Шопен)
^ 3 – е задание: концерт – загадка (по пройденным произведениям)

фраг. Ф. Шопен “Прелюдия до минор”
фраг. Э. Григ “Танец Анитры” (из сюиты “Пер Гюнт”)
фраг. В.А. Моцарт “Симфония № 40”
фраг. И.С. Бах “Токката и фуга” (d-moll)

Вспомните историю о И.С. Бахе.

? Какие известные факты вы еще знаете о нем?
^ Ребята самостоятельно нашли факт в Интернете из жизни И.С. Баха:
Однажды Бах был приглашен в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такое исполнение было подвластно только настоящему мастеру. Успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг совершенства, композитор ответил: “Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же”.

? Как вы думаете, почему Бах выиграл соревнование?

? Почему Баху не вскружил голову такой успех?

? Как вы думаете, почему Баха называли “ученым” композитором?

Вспомните наш разговор о том, как церковные власти были недовольны музыкой Баха.

? Что не нравилось церковным служителям в музыке Баха?

^ Слушание музыки “Токката и фуга” (d – moll)
? Чем увлекает вас музыка Баха?

? Как она воздействует на вас?

II. Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами познакомимся с совершенно другим исполнением “Токкаты и фуги” (d – moll). Послушайте несколько фрагментов одного и того же произведения, но в разном его истолковании и раскрытии содержания. Такое исполнение называется интерпретацией.

* Интерпретация - истолкование, раскрытие смысла содержания.

* Аранжировка - переложение, обработка музыкального произведения.
Слушание музыки “Токката и фуга” (d – moll)

фраг. в исполении органа

фраг. в исполнении эстр.- симф. оркестра п/у Рихарда Клаудермана

фраг. в исполнении электроскрипки (в исп. Ванессы Мэй)

^ 5 – е задание: найдите отличительные особенности интерпретации, аранжировки.


? Какое исполнение “Токкаты и фуги” (d – moll) мы можем считать подлинным?

? Какое значение имеет интерпретация, современная обработка и аранжировка

в музыкальном искусстве?
Интерпретация, современная обработка или аранжировка - это продление жизни произведения через его обновление, и не менее важно – возвращение слушателя к подлиннику.

? В чем заключается красота музыки?
Красота музыки - в правде, и в этом ее преобразующая сила.
^ 6 – е задание: исполнение песни Г.Струве “Музыка”

? Как вы думаете, в чем красота этой песни?

? В чем особенность этой песни?

В ее искренности, мелодичности, в поэтическом тексте, солнечности.
? Кого из композиторов называли “солнечным композитором”? Почему?
В.А. Моцарта. Потому что его музыка была наполнена светом и солнечностью.

Мы всегда узнаём его музыку по её особой чистоте, ясности, прозрачности. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность. Его музыка несёт в себе радость, свет, огромный заряд. Живя несколько столетий, музыка Моцарта ничуть не стареет и звучит так свежо и молодо, излучает такую жизненную энергию, словно создана сегодня.

? Как еще называли Моцарта?


Моцарт в возрасте шести лет. 1762 год. . Моцарт за инструментом




Семья Моцарта. Семья Моцарта. 1780 год


Вунденкирдом.

(Ребята подготовили информацию и о гениальности Моцарта самостоятельно, нашли в Интернете изображения В.А. Моцарта в возрасте 6 – ти лет, музицирующую семью Моцартов)

Однажды Моцарт попал в церковь св. Петра и услышал хоровое пение. Эту музыку услышать могли немногие, потому что “Мизерере” исполнялось всего дважды – перед пасхой, и только в Сикстинской капелле. Никто, кроме служителей Ватикана не имел права исполнять эту музыку. Нельзя было даже ноты выносить из собора. Того, кто посмел бы сделать это, папа римский отлучил бы от церкви. “Такую музыку должны слышать все”! - подумал Моцарт. Вернувшись в гостиницу, мальчик взял нотную бумагу и по памяти записал все девять голосов хорового произведения. Запомнить все партии с одного прослушивания – одно и тоже, что с первого раза удержать в голове речи девяти ораторов, говорящих одновременно. Но Моцарт был гений – и сделал невозможное! Слух об “изумительном воровстве” дошел до священнослужителей. Папа римский пригласил музыканта в свои покои. Без единой ошибки юный композитор проиграл все хоровые партии. Моцарт был удостоен высшей награды – рыцарского ордена “Золотая шпора”. Награда возводила маленького Моцарта в дворянское достоинство.



Моцарт с орденом “Золотая шпора”

Да, о гениальности Моцарта ходило много слухов. За свою короткую жизнь он написал большое количество замечательных произведений. Музыка Моцарта была такая же светлая, жизнерадостная и “солнечная” каким был сам композитор. Моцарт умер в возрасте 35 – ти лет, совсем еще молодым. О его смерти ходило много всяких разных слухов, а потом и легенд. И некоторые факты были этому подтверждением… Вот один из них.


Моцарт в Вене (неизвестный художник)
Однажды, в жизни Моцарта произошел странный случай. К нему пришел человек в сером плаще не назвавший своего имени и заказал траурное произведение “Реквием”.

В то время был такой современник Моцарта - итальянский композитор Антонио Сальери. Барон заправлял всей культурной жизнью Австрии. Сам себя он называл “большим знатоком музыки”. И это была правда. Моцарт называл симфонии Сальери “накрахмаленными”. В свою очередь итальянец считал Моцарта “праздным гением” и завидовал его таланту. Однажды Сальери пришел к Моцарту домой, в то время, когда великий гений впал в нищету. Сальери онемел на пороге, увидев Моцарта, танцующего со своей женой Констанцией. Так великий гений грелся от холода. Барон понял, что Моцарта несчастным сделать нельзя.


Сальери

Незадолго до смерти Моцарта странный человек стал напоминать о заказе “Реквиема”. В то время Моцарт сильно заболел, и у него стало возникать ощущение, что “Реквием” он пишет самому себе. В последнем письме к отцу он пишет: “Я осознаю, что я гений. Гений – это страдания и мучение души. Я благодарю бога за то, что он любит меня и не дает долго мучиться”. Моцарт мучился сомнениями. Вот цитата из письма к другу: “В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит. Он настаивает. Он требует работы. Я продолжаю, ибо сочинение музыки утомляет меньше, чем бездействие. Чувствую – мое состояние подсказывает это – мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить предначертанного судьбой, измерить дни своей жизни… Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной”.

Слушая репетиционное исполнение “Реквиема” Моцарт плакал. Это была музыка неба… Моцарт умер в возрасте 35 – ти лет. “Все, нет больше “праздного гения”, нет больше талантливого соперника”! Так думал Сальери. Но барон ошибался, потому, что…

^ 7 – е задание: попробуйте продолжить мысль.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока : Музыка возвышает и облагораживает человека тема четверти iconУрок музыки и театра во 2 классе Тема урока: Музыка и театр
Музыкальный репертуар: М. Коваль «Волк и семеро козлят», видеофрагмент любой оперы

Урока : Музыка возвышает и облагораживает человека тема четверти iconУрока: «29» ноября 2011 г. Тема урока
Тема урока: «Состав и структура капитала предприятия. Понятие кредитоспособности предприятия»

Урока : Музыка возвышает и облагораживает человека тема четверти iconТема: «Влияние музыки на окружающий мир»
Гипотеза: «Я считаю, что музыка влияет на человека, успокаивает или возбуждает»

Урока : Музыка возвышает и облагораживает человека тема четверти iconУрока Тема урока № урока в разделе
Экспериментальный и теоретический методы изучения природы Измерение физической величины

Урока : Музыка возвышает и облагораживает человека тема четверти iconУрок музыки, 3 класс Тема. Музыкальные портреты весны
Музыкальный материал: П. И. Чайковский, «Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года»; «Весеннее приветствие» (музыка Е. Попляновой,...

Урока : Музыка возвышает и облагораживает человека тема четверти iconУрока. Актуализация знаний – 5 мин
Тема урока: «Агрегатные состояния вещества, Плавление и отвердевание кристаллических тел»

Урока : Музыка возвышает и облагораживает человека тема четверти iconУрока Тема урока Требования к уровню
Планирование занятий по русскому языку в 6 классе на I полугодие (экстернат 20 часов)

Урока : Музыка возвышает и облагораживает человека тема четверти iconУрока Тема урока Практические
Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

Урока : Музыка возвышает и облагораживает человека тема четверти iconУрока Тема урока Количество часов
Лабораторная работа №1. «Определение теплового баланса при смешивание воды разной температуры»

Урока : Музыка возвышает и облагораживает человека тема четверти iconУрока Дата проведения Тема раздела, урока
Объект и форма контроля (контрольные, самостоятельные работы, контроль ключевых компетенций)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница