Краткий сравнительный анализ российской и норвежской системы музыкального образования и воспитания




Скачать 145.95 Kb.
НазваниеКраткий сравнительный анализ российской и норвежской системы музыкального образования и воспитания
страница1/2
Дата публикации16.03.2013
Размер145.95 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Музыка > Документы
  1   2
Плясова М.В.

Норвежский Институт музыки
Барратт Дуе (г. Осло)

КРАТКИЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ И НОРВЕЖСКОЙ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ


Известное изречение Э. Канта о том, что философия должна начинаться не с объекта, а с человека, стало расхожим и может быть также отнесено к педагогике, которая должна «начинаться с человека». Можно было бы не напоминать о первоначальной сути понятий, если бы не происходило частого превращения этих понятий в свою противоположность. Так, слово школа в том понимании, которое мы вкладываем в него на сегодняшний день, практически утратило своё первоначальное значение, и если мы обратимся к этимологии этого слова, то обнаружим, что от латинского schola и древнегреческого schole не осталось и следа. Напомню, что исходным значением этого слова было «досуг», «непринуждённая беседа», а затем уже «место для беседы».

Сегодня под «школой» мы имеем в виду особенности и преемственность тех или иных традиций, принципов, и это ярко проявляется в области профессионального музыкального образования. В России эти традиции особенно сильны и во многом объясняются тем, что музыкальное образование в течение последнего столетия поддерживалось и финансировалось государством. Даже начальная ступень музыкального образования – музыкальная школа – профессионализирована, то есть предполагает наличие нескольких музыкальных предметов и диплом по окончании. Кроме того, следующие ступени музыкального образования – музыкальные училища и далее ВУЗы требуют наличия дипломов об окончании предыдущего заведения. Таким образом, с одной стороны, мы можем наблюдать стройность и преемственность сложившейся и прочно укрепившейся системы, с другой – отсутствие гибкости в этой системе, наличие «субординативных» принципов и постепенное порождение недостатков и пережитков, естественно приведших к определённым издержкам. Обобщая сказанное, можно заключить следующее: Россия советского времени производила и продолжает производить огромное количество профессионально подготовленных людей разных возрастных категорий, многие из которых, либо со временем понимают, что вовсе не нуждались в подобном образовании, либо, не находя себе нужного применения, меняют профессию, оставаясь «в обиде» на музыку, на которую они потратили столько времени.

В последнее время многие прогрессивные российские учёные, музыканты и педагоги задумываются над тем, как изменить к лучшему систему музыкального образования; с одной стороны, сохранить богатые и глубокие традиции, с другой – превратить период начального обучения из испытания, часто навсегда губящего желание музицировать и заканчивающегося для многих детей ненавистью к музыке – в радость, в любовь к музыке, которую они могут пронести через всю свою жизнь, а также в неотъемлемую часть образования.

Для того, чтобы до конца объяснить причины сложившейся ситуации
в российской системе музыкального образования, нужно немного обратиться к истории и к социальным источникам. В советское время музыкальное образование при существующей системе отбора было бесплатным и в целом, как ни какая другая область, получило мощный импульс развития. В обществе отсутствовали видимые социальные различия, а значит, и конкуренция на экономическом уровне. Но человеческая природа такова, что она жаждет развития и совершенствования, а значит, в ней изначально присутствует соревновательный момент; так, российское музыкальное образование, поддерживаемое государством, оставалось по-прежнему процветающей сферой, особенно в сравнении с застоем в экономике, и в то же время оно оставалось «сферой в сфере» и было соревновательным «само в себе», поскольку настоящих возможностей для общения и обмена опытом с другими странами и их «школами» было очень мало. Это, несмотря на высокий уровень и достижения, в свою очередь, породило в существующей системе некоторый консерватизм и застой.

На мой взгляд, сложность происходящего заключается в том, что взгляды, как правило, меняются быстрее, чем экономическая и социальная система; внешние изменения превалируют над внутренними; идеи – над менталитетом, который формируется десятилетиями. На этой почве возникают противоречия, и даже конфликты, тогда как эти компоненты одинаково весомы, значимы и взаимно дополняют друг друга. Несмотря на повсеместную видимую «капитализацию» российского общества, оно по-прежнему во многом удерживает менталитет прежней неизжитой системы, да и всякое резкое изобличение и разоблачение, равно как и уничтожение национальных достояний, может быть опасным явлением, особенно в сфере культуры и образования, откуда всё начинается. Учиться друг у друга, перенимать опыт, перенимать всё лучшее и прогрессивное, не нарушая прежних завоеваний и не перечёркивая их в едином революционном порыве, – вот, на мой взгляд, самое важное, к чему мы должны стремиться. Ведь каждая страна имеет свой исторический опыт, свою экономическую платформу, свои социальные условия и связанные со всем этим установки, принципы и законы, и это нельзя не принимать в расчёт.

Западные страны, в частности, страны Скандинавии, не подвергались таким контрастам и катаклизмам, как Россия, и исторически развивались более цельно и последовательно; система образования здесь точно так же была зависима от экономического уровня и духовных традиций. Кроме того, существуют очень важные социальные аспекты, напрямую влияющие как на менталитет отдельного взятого индивида, так и социума в целом. Эти аспекты исходят из положений и представлений о законодательстве, о реальной действенности законов, особой значимости для этих стран тех или иных собственных достижений. Здесь и далее я буду говорить о Норвегии, поскольку моей задачей является провести сравнительный анализ систем музыкального образования и воспитания двух стран, Норвегии и России. Я считаю себя представителем этих различных паттернов, поскольку в России я получила образование и начинала свою трудовую деятельность, а в Норвегии работаю в течение почти двадцати лет.

За годы работы в Норвегии мне невольно пришлось на практике наблюдать и анализировать состояние и развитие норвежской системы музыкального образования, сравнивая её, со сложившимися и устоявшимися российскими, или даже, советскими, нормами и представлениями, полученными когда-то мною, а также другими моими русскими коллегами; представлениями, буквально «вошедшими в кровь». Невольно пришлось «набивать шишки», что-то менять в себе, переосмысливать, признавая более действенным разумный, прагматичный и в то же время более гуманный – как, оказывается, близки противоположности! – подход норвежцев к воспитанию, кажущийся хаотичным и стихийным, но на практике оказывающийся приносящим реальные плоды. Плоды чего? – Чтобы пояснить свою позицию, мне необходимо сделать небольшой исторический экскурс.

Норвегия обрела независимость и стала самостоятельной страной лишь в 1905 году. И хотя «оккупантами» были их соседи, датчане и шведы, с похожими языками, тем не менее, момент освобождения объясняет многое
из дальнейших действий или влияний на законодательную систему. Страна из зависимой, скромной, довольно бедной, крестьянской, рыболовецкой
за несколько десятков лет превращается в одну из передовых стран с высоким уровнем жизни. Здесь немаловажен такой нюанс: в Норвегии никогда не было дворянского сословия, хотя есть своя королевская сравнительно молодая династия. Я не случайно об этом заговорила. Во-первых, субординативность, сопутствующая сословности, здесь сравнительно нивелирована. Во-вторых, музыкой в том виде, о котором мы здесь говорим, раньше занимались, как правило, в семьях состоятельных, дворянских. И поэтому, традиции так называемой «академической» или «классической» музыки, в Норвегии отсутствуют. Страна получила огромный импульс развития после второй мировой войны, во многом благодаря наличию природных ресурсов, нефти. Опять же, в силу исторических причин, повлиявших на формирование характеров и нравов, норвежцы не расточительствуют, а по-крестьянски берегут свои ресурсы и копят национальный капитал для своих будущих поколений. Поэтому внешних признаков богатства в Норвегии не наблюдается. Отсюда – с одной стороны, скромность и бережливость, с другой – желание утвердиться в качестве самостоятельной мировой единицы, и установить «прогрессивные» правила жизни, отличные от всех.

Таким образом, на систему образования, в частности, музыкального образования, влияют, прежде всего, действительно древние народные и церковные традиции, и с другой стороны – новые социальные установки;
не сформированные и развиваемые веками, но подпитанные чувством патриотизма от обретённой самостоятельности. Здесь, поэтому прослеживается, с одной стороны, некая неопытность, нехватка профессионализма, с другой – практический ум и природное чутьё норвежцев, умение быть открытыми для всего нового и настоящее желание быть свободными во всём.

Более того, норвежцы многие годы жили изолированно, селение от селения отделялось горами и фьордами. Отсюда – даже на сегодняшнее, значительно возросшее в силу новой иммиграционной политики, население в 5 миллионов человек приходится несколько диалектов, сильно разнящихся, и наряду с «материнским» языком, morsmol, – присутствует новый норвежский язык типа «эсперанто», nynorsk, вмещающий в себя все существующие диалекты. Всё это снова – от желания вернуться к своей исконности и первозданности, или, может быть – от нежелания утратить её. Отсюда и различие народных традиций, начиная от костюмов и национальных блюд, кончая множеством народных песен, собираемых и хранимых как в устной, так и теперь уже в электронной форме; музыка, сохраняющая обертональные, аутентические элементы составляет трудность в отношении фиксации нотного текста. Отсюда и семантические признаки в авторской, в том числе, классической музыке, во многом так же тесно связанной с протестантскими церковными традициями, хоралами и литургией. Такой семантикой, как известно, насквозь было пропитано и творчество такого гения, как И.С. Бах, также являвшегося лютеранином и пытавшегося в своё время при помощи семантических знаков сделать свою музыку более понятной и «узнаваемой».
Отсюда – определение ладов, как «церковных ладов», тесно переплетающихся в своей основе с фольклорными ладами. И ещё одна тенденция – к экспериментированию в музыке: наложение стилей, поиски новых гармоний через сочетание исконного, природного и модернового.

В системе образования, в том числе в системе музыкального образования, в Норвегии многое, однако, происходило на уровне случайностей. Нам известен пример Э. Грига, который в своё время был замечен скрипачом Уле Бюлем1 и по его совету отправился за границу, чтобы получить там настоящее образование. Вернувшись в Норвегию, Григ буквально бедствовал. Тогда он обратился к Ф. Листу, который в то время занимал влиятельные позиции в музыкальном мире, Лист, в свою очередь, счёл нужным написать норвежскому правительству и уведомить его в том, что в Норвегии живёт настоящий музыкальный гений, и лишь тогда Григу выделили дом и пожизненную стипендию. Факт весьма показательный и примечательный, он говорит, с одной стороны, о некоей провинциальности, и с другой – о доброте и доверительности норвежского народа. Надо сказать, что этими двумя чертами в какой-то степени можно охарактеризовать и сегодняшнюю Норвегию. Для того, чтобы образование стало традицией и для того, чтобы система стала «школой», – нужно время и нужна масштабность. Норвегию же, в силу её миниатюрных размеров, космополитизм и глобализация характеризуют в наименьшей степени. Она подвижна и изменяема, как всё малое и независимое.

Если говорить о социальных аспектах, то здесь имеет значение опять же резкое увеличение национального капитала в послевоенное время и связанного с этим, если так можно выразиться, психологического высвобождения, не говоря уже о национальном освобождении 1905 года после почти четырёхсот лет зависимости. Строгое пуританское воспитание довоенных и военных лет подхватывается волной свободы и на этой почве возникает, во-первых, неписаный закон, так называемый Jantelov, состоящий из десяти «заповедей», которые звучат примерно так: Ты не лучше меня, я не лучше тебя. Ты не должен думать, что ты что-то собой представляешь и так далее. Эти постулаты были подхвачены многими, и со временем принесли плачевные плоды. Как говорил американский психоаналитик Эрих Фромм: «Люди стремятся к конформизму в гораздо большей степени, чем их к этому принуждают, по крайней мере, в западных демократиях» [1,84]. Кроме того, поскольку самостоятельность ещё не обрела уверенной формы, и описанная К. Гамсуном Норвегия как «колыбель немецкой культуры», отступает за ненавистью к фашизму, то возникают заново обновленные ориентиры на американскую культуру. Оттуда приходят принципы «Learning by doing», открываются школы Стейнера, Steiner skole, а в музыке легко подхватывается и внедряется метод Suzuki – метод «материнского языка». Всё это, так или иначе, направлено на антропологические способы обучения: обучения посредством действия, привлечения, чувствования, а не заучивания.

Таким образом, волей или неволей, норвежская система образования, норвежская академическая
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краткий сравнительный анализ российской и норвежской системы музыкального образования и воспитания iconРеферат тема: “ История Музыкального Воспитания”
Поэтому при рассмотрении практики и теории воспитания в античном обществе необходимо постоянно иметь в виду, что речь идет только...

Краткий сравнительный анализ российской и норвежской системы музыкального образования и воспитания iconНа основании закона РФ «Об образовании», Национальной доктрины образования...
Е процесса воспитания школы осуществляется на основе качественно нового представления о статусе воспитания, с учетом отечественных...

Краткий сравнительный анализ российской и норвежской системы музыкального образования и воспитания iconКурсовая работа по дисциплине «Финансы» на тему «Сравнительный анализ...
«Сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной жизни общества»

Краткий сравнительный анализ российской и норвежской системы музыкального образования и воспитания iconРабочая программа по музыке для учащихся 3 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...

Краткий сравнительный анализ российской и норвежской системы музыкального образования и воспитания iconРабочая программа по музыке для учащихся 4 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...

Краткий сравнительный анализ российской и норвежской системы музыкального образования и воспитания iconПлан работы средней школы с. Ташкапур на 2012 2013г. I. Введение:...
Краткий анализ работы школы за прошлый 2012-2013 уч истекший год. 2011-2012 уч год педагогический коллектив провел целеустремленно,...

Краткий сравнительный анализ российской и норвежской системы музыкального образования и воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...

Краткий сравнительный анализ российской и норвежской системы музыкального образования и воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...

Краткий сравнительный анализ российской и норвежской системы музыкального образования и воспитания iconПедагоги дополнительного образования
...

Краткий сравнительный анализ российской и норвежской системы музыкального образования и воспитания iconПримерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования...
Рекомендован экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница