Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный




Скачать 258.93 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный
страница1/3
Дата публикации16.09.2013
Размер258.93 Kb.
ТипМетодические рекомендации
vbibl.ru > Музыка > Методические рекомендации
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Филиал ГБОУ СПО РО «Донской педагогический колледж» в г. Азове



Татарская диаспора

Приазовья
Методические рекомендации

учителю музыки
Автор-составитель:

Литовченко Юлия Сергеевна
Научный руководитель:

Андреева Ольга Ивановна, к.п.н., доцент

Азов - 2012

Татарская диаспора Приазовья. Методические рекомендации учителю музыки.

Данные методические рекомендации выполнены в рамках курсового проекта «Татарская диаспора Приазовья: реализация регионального компонента на уроках музыки» образовательной программы «Музыкальное образование».

Содержание методических рекомендаций было апробировано в ходе педагогической практики пробных уроков музыки в МОУ СОШ № 3 г. Азова Ростовской области.

Данные методические рекомендации могут быть использованы в деятельности учителя музыки в школе, педагогов дополнительного образования, студентов музыкально-педагогических колледжей.


Автор-составитель: Литовченко Юлия Сергеевна
Научный руководитель: Андреева Ольга Ивановна, к.п.н., доцент


^ Татарская диаспора Приазовья
В истории трудно найти народ, в этносе которого не происходили какие либо изменения. Но достаточно много изменений происходило в истории необыкновенно загадочной диаспоры Приазовья Татар.

Сегодня татары являются вторым по численности коренным этносом Российской Федерации. И как всякий крупный этнос, обладают дольно трудной внутренней структурой, и состоит из этнотерриториальных групп: волго-уральских, сибирских, астраханских, крымских татар и субконфессиональной общности крещеных татар. Но, несмотря на региональную вариативность народная культура татар и народно – разговорный татарский язык в основе своей являются едиными.1

Именно единство этого народа и привело к возникновению диаспоры. Сегодня наиболее крупные диаспоры татар находятся в Румынии, Турции, Японии, Болгарии, Китае, Финляндии, Канаде, США, Польше, Чехии, России и в частности Приазовье.2

Диаспора татары относится к числу немногих народов Евразии, создавших самостоятельную тюркомусульманскую цивилизацию. Они прошли ряд этапов государственного развития, начиная с раннего (Волжская Булгария) и до позднего средневековья (Золотая Орда, Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское, Ногайское ханство).3

Впервые этноним «татары» появился среди монгол и тюркских племен в VI–IХ вв. Во 2-й половине ХIХ и начало ХХ вв. он закрепился как общий этноним «татары». В ХIII веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена (в том числе тюрские). В ХIII-ХIV вв. в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие в этом государстве кыпчаки, ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена и усвоили этноним «татары».

Европейские народы татар называли население Золотой Орды. После распада Золотой Орды татары именовали себя знатные слои, военно-служивые группы и чиновники, состоявшие в основном из золотоордынских татар копчакско -ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханства термин был перенесен и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарского ханства татарами, тем не менее, данный этноним закрепился с трудом.4

Расселение татар на территории соседних государств началось со времен образование государства Волжская Булгария, в том числе в регионах нынешней Астраханской, Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского края. Со 2-й половины ХVI происходили масштабные процессы. Пик переселения татар из Среднего Поволжья пришелся на 1-ой половине ХVIII века (усиление социально-экономического гнета, преследование татар на религиозной почве в период христианизации в 1-й половине в 1-й половине ХVIII века и т.д.).5

Время возникновение татарской общины на территории Приазовья точно неизвестно, но В.Д. Сухоруков, называя их ногайцами, упоминает, что присоединились они к казачеству в 1623 году, в количестве 500 человек. Видимо, название «донские татары» - собирательное, куда относили ногайцев, турок, горцев, собственно татар и др.

В конце ХVIII - начале ХIХ века следствии потерь в войнах, переселения на Кавказскую линию свыше 5 тысяч семей, несколько сократилась численность служилого казачества на Дону. В 1810 году войсковой атаман М.И. Платонов просил императора Александра I разрешить «определить разных наций людей… для умножения на службу войска…»6

Еще в источниках ХVII века упоминается интегрированная в Войско группа донских татар, которые считались казаками и несли казачью службу («донские», «юртовые», «базовые») тем самым они отстранились от своих, зачастую врожденных соплеменников.

Татары населяли Донскую землю с ХV столетия, хотя отдельные их отряды прорывались сюда и раньше. В 1475 году татары вместе с турками захватили город Азак (Азов), превратив его в сильнейшую крепость Османской империи на ее юго-востоке.

На фоне многовековой борьбы донского казачества с татарами и турками, их ряды пополнялись представителями этих народов.7

В. Богачев в «Очерках географии Всевеликого войска Донского» отмечал: «Татарами называли мы тех казаков, которые держались мусульманства и между собой говорят по-татарски, ногайским наречием».8

Некоторые из «татар-казаков» добились старших чинов в иерархии донского казачества. На пример донской войсковой атаман 1963, 1637 и 1638 годов Михаил Иванович Татаринов (Татар) действительно происходил от татар, хотя и воевал против своих соплеменников в период борьбы за Азов. Он прекрасно знал татарский и турецкий языки, часто исполняя роль толмача (переводчика) в переговорах с турками и татарами.

Довольно часто привозили домой из походов в Турцию и Крым красавиц татарок и турчанок, женились на них. Их дети у казаков назывались тумами. Степан Разин к примеру был тумой (сын русского и восточной женщины) и знал татарский, турецкий и персидский языки. С некоторыми из влиятельных татар и турок казаки поддерживали приятельские отношения (являлись кунаками). Такая традиция пошла со времен атаманств Фрола Минаева, то есть с 80-х годов ХVII столетия. Пленные турки и татары жили в доме атамана Минаева на правах младших членов его семьи.9

Со второй половине ХVII столетия в составе Черкесского городка существовал целый район, населенный татарами – Татарская станица. Здесь с начала ХVIII столетия действовала мечеть, сгоревшая в 1710 году; в 1715 году Петр I пожаловал станице баржу на постройку новой мечети. К 1773 году в станице числилось 99 дворов, многие из которых были сооружены в камне; действовали многочисленные лавки. С 1806 году перенесением столицы Дона из Черкасска в Новочеркасск на новое место перешла и Татарская станица.

Татары и турки явились одним из главных торговых партнеров казаков. Но торговля с ними производилась только в специально определенных пунктах, татары и турки проходили таможенный досмотр и платили пошлину за право торговли.

Пропускать татар и турок через Дон, кроме указанных пунктов, категорически запрещалось в виду их частых «воровских набегов».

Со временем Татарская станица под Новочеркасском превратилась в Татарскую слободку, перебравшись на реку Тузлов.10

В 1822 году в станице Татарской насчитывалось 936 человек татар. В 1860 году татары в количестве 480 человек переселились в Турцию, и на 1882 год татар, турок, персов насчитывалось не более 158 человек (0,05 %).

К началу ХХ века численность их увеличилась до 250 человек, а на 1915 год турки и татары составили 4000 человек (0,1%).11

Сегодня численность татар в мире составляет около 21 млн. человек, а в России – 6648,7 тыс. человек. В Ростовской области их насчитывается – 17,8 тыс. человек.12

Автор «Очерков Всевеликого войска Донского» В. Богочев упоминает также, что в начале ХХ века кроме так называемых донских татар и нагайских в Таганрогском округе жили еще около до 2000 турок и 2000 татар с Волги.

В настоящее время на территории Приазовья так и проживают татары основных этнотерриториальных групп: волго-уральской (самые многочисленные), сибирские, астраханской с субэтносом, субконфессиональной группы кряшен (крещенных татар) и татары крымские.13

Казанские, крымские, астраханские, нагайские, этнографические группы составляют один- татарский народ с общим, объединяющим все эти группы этнонимом- татары. И несмотря на разнообразие форм, быт, традиции, нравы, одежда имели много общих черт.

В основе традиционного хозяйства диаспоры было пашенное земледелие. Господствовала паровая система в форме трехполья. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, горох, просо. В качестве прядильных культур возделывали лен и коноплю. Пашни обрабатывали (), деревянной бороной (тырма). Урожай убирали серпом (урак). Снопы укладывали в сускон и бэбке, чумэлэ, зурат. Для помола зерна применяли водяные и ветряные мельницы (тегерлин), а также ручные жернова (культе гемен).

В агрокультуре татары сохранили черты, присущие ранним этапам болгаро-татарского земледелия. Держали крупный и мелкий рогатый скот. Для татар характерна особая любовь к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу - кур, гусей, уток. Второстепенную роль играло огородничество. Основным огородным растением для большинства крестьян был картофель. Традиционно развивалось пчеловодство.14

Наряду с сельским хозяйством важное значение имели различные промыслы и ремесла (лесохимические и деревообрабатывающие – бондарные, плотницкие и столярные). Обладали высоким мастерством в обработке кожи, овчины, шерсти. На базе этих промыслов в XVII-XIX веках возникли скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные мануфактуры, кожевенные, суконные и другие заводы. Известны были также слесарное, ювелирное, кирпичное и другие кустарные ремесла.

Народные праздники, как доисламские, так и более позднего происхождения продолжали бытовать после распространения ислама.15

Весной до сева праздновали Сабан-Туй. Кульминацию праздника составлял Мейдан- состязание в беге, прыжках, конные скачки. В настоящее время Сабан-Туй повсеместно отмечают летом после завершения весенних полевых работ. Составляющей частью праздника является «Карга-боткасы»-коллективное угощение кашей. Ее готовят в больших котлах на лугу или на пригорке.

Празднуют до сих пор День крашеных яиц по времени совпадает с христианской Пасхой. В этот день мальчики и юноши посещали своих родственников и соседей. Поздравляли их с праздником, желали здоровья и благополучия, увеличение живности и высокого урожая. За это хозяева награждали их крашеными яйцами и мелкой монетой. В этот день утреннее посещение соседей женщиной или даже маленькой девочкой считалось недружелюбным действием, носило оскорбительный характер. Также широко праздновали религиозные праздники: Курбан-байрам, Уроза-бейрам,Мавлюд-день рождения пророка Магомеда.16

Этническая специфика татар до сих пор сохранилась в пище.

Основу питания составила мясомолочная и растительная пища: супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого теста, лепешки, блины. Национальное кушанье-бэми с разнообразной начинкой, чаще из мяса, смешанного с пшеном, рисом и картофелем.Сдоба из пресного теста в виде баурсака, каш теле, чэк-чэк (свадебное блюдо), из свинины гот овили вяленную колбасу (казылык).

Лакомством считался вяленный гусь. Молочные продукты- Катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эстэ, каймак), эремчек, корт (разновидность творога). Напитки - чай, айран. Во время свадьбы подавали ширбэт – напиток из фруктов и растворенного меда. Сохранились некоторые ритуальные блюда: элбэ (жаренная сладкая мука), мед, смешанный с маслом, бал-май.17

В первое время в селах сохранились традиционные усадьбы которые разделялись на две части: передний чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения и задний-огород с гумном. Здесь находились ток, мякитник, иногда баня. Основным строительным материалом было дерево, также жилые постройки строили из глины, кирпича, камня, самана.

Традиционными чертами интерьера избы являлось свободное расположение печи у входа, почетное место «туро» в середине, нары (саке) вдоль передней стены.

На саке отдыхали, ели, работали. Вдоль стен крепили полки, на которых хранили постельные принадлежности. Для сна использовались деревянные кровати, помещавшиеся в углу у входа. Стены, простенки, углы декорировали матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом, тканными и вышитыми полотенцами, салфетками и молитвенниками. Спальные места ограждались занавесью (чаршау), пологом (чыбылдык). На полы и на нары стелили войлочные и безворсовые ковры, дорожки.18

Семейные отношения татар строились на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин. Браки совершались по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек. Свадьбы проходили без спиртных напитков или с незначительным их употреблением.19

В конце ХIХ-начале ХХ вв. для изготовления одежды использовались ткани фабричного производства, а также ткани домашнего производства (халат, сукно).20

Нижней одеждой мужчин и женщин служила широкая и длинная рубаха туникообразного покроя и широкие , свободного покроя штаны.

Женская рубаха украшалась валанами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами или специальным нагрудными украшением «изу». Также в декорировке мужских и женских рубах нередко использовали тамбурную вышивку (цветочно-растительный орнамент) и художественное ткачество (геометрический орнамент). Поверх рубахи надевали комзол без рукавов или с коротким раковом.

Женские комзолы шили из цветного, чаше однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх комзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжелой полушелковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время носили бешменты, чекмени, крытые или дубленные шубы.21

С течением времени женская рубаха трансформировалась в платье. Характерной деталью такого платья явился кукрэкчэ-нагрудник, который представлял собой кусок ткани в форме четырехугольника 20х30-25х40 см.

У татарок (кроме кряшин) не было специальных девичьих и женских причесок. Все татарки, начиная с подросткового возраста и до глубокой старости, причесывались очень гладко, с прямым рядом, заплетали волосы в две косы. Которые спускались вдоль спины. Основным головным убором татарок-крестьянок был платок-яулык..

Выходя из дома, особенно идя в гости, поверх нижнего платка надевали большую шаль, которая служила покрывалом при встрече смужчинами. В конце XIX – начале XX века шали были исключительно фабричного производства. Красивая шаль –голубая или зеленая-была лучшим подарком невесте.

Вторым по популярности и распространенности головным убором является оригинальный колпак (колфак) надевавшийся по праздникам.

Деревенские колпаки были вязанными из ниток в виде довольно длинного мешочка, который складывали особым образом и надевали на голову.

В конце ХIХ городской колпак начали изготавливать из бархата, причем размеры его уменьшались, пока колпак не превратился в наколку размером 12-15 на 8-10 см. Его богато декорировали вышивкой речным жемчугом, золотой и серебряной нитью.

Самобытный татарский костюм дополняли украшения из серебра, золота, драгоценных камней.22

Женскими украшениями бвли:крупные мендалевидные серьги (алка0, подвески к косам (чулпы), нагрудное украшение-воротниковая застежка с подвесками (яка-чылбыры), пепревязь (хаситэ). Особой популярностью у всех групп татарок пользовались широкие браслеты украшенные драгоценными камнями и самоцветами (белзэк).23

Головным убором мужчин (кроме крешен) была полусферическая четырехрехклинная тюбетейка (тубэтэй). Особенно был распространен расшитый бархатный каллпуш в форме усеченного конуса.

Татарские тюбетейки были всегда полужесткими, что достигалось очень мелкой стежкой тульи.24 В холодное время надевали полусферическую или цилиндровую меховую, или просто стеганную шапку (бурек).25 Традиционной обувью татар были – кожаные ичиги или башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Женские праздничные ичиги и башмаки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики (казанские сапожки). Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татарчабата) с прямо плетенной головкой и низкими бортами. Их надевали с белыми суконными чулками (Тула оек).26

Единство татарской нации имеет глубокие культурные корни и сегодня стремление татар к образованию различных обществ и организаций для возрождения своей культуры весьма понятно.

Осевшие на территории Приазовья татары носили соответствующие фамилии: Татариновы, Татаркины, Татаринцевы, Туркины, Турченковы.27

Татарские роды дали России огромное количество представителей иннтелигенции и видных общественно политических деятелей. Достаточно перечислить некоторые фамилии и каждый из нас сам поймет, о каком ее представителе идет речь: Алябьев, Аракчеев, Арсеньев, Ахматова, Булгаков, Бунин, Гоголь, Державин, Кантемиров, Карамазов, Кочубей, Куракин, Курбатов, Милюков, Мичурин, Строганов, Рахманинов, Салтыков-Щедрин, Талызин, Татищев, генерал Ермолов имел своим предком Арслан-Мурзу-Ермола. Даже западник Тургенев Иван Сергеевич, который всячески уклонялся от собственных татарских корней, сообщил миру, что все исконно русские изобретения вроде самовара –тюркские. Л.Н. Гумилев писал: «Я чистокровный татарин и по линии отца и по линии матери». Расписывался он «Арсланбек», что в переводе означает «Лев».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconМетодические рекомендации для студентов педагогических специальностей...
Учебно-методическое пособие предназначено студентам I-VI курсов общих факультетов по направлению «050000 образование и педагогика»,...

Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconМетодические рекомендации по составлению договоров подряда на строительство...
Методические рекомендации разработаны Аналитическим центром "Концепт" и Центральным научно-исследовательским институтом экономики...

Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconМетодические рекомендации для проведению экскурсии автор-составитель Иванов В. А
Перед проведением экскурсии экскурсовод должен уточнить время, отводимое на экскурсию, адаптировать материал к возрасту аудитории,...

Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconВ. М. Шепель автор концепции, составитель, научный редактор
«паблик рилейшнз» и по работе с персоналом. В ней представлены сведения, имеющие отношение к гуманитарной образованности и правилам...

Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconРекомендации учителю первого класса
«встроиться в нее», но и ее «пристроить к себе». Да ведь и учителю необходимо адаптироваться к ситуации взаимодействия с новыми для...

Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...

Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в группе...
Методические рекомендации предназначены в помощь педагогам, реализующим учебный процесс в группах первого курса дневного обучения....

Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconМетодические рекомендации по организации борьбы с крысиным клещом Законодательство России
Методические рекомендации разработаны в нии дезинфектологии мз рф, Федеральном Центре Госсанэпиднадзора мз РФ

Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconРезюме фио: Дишура Юлия Сергеевна Дата рождения
Восточный Институт двгу (Дальневосточный Государственный Университет). Факультет: японоведения. Специальность: востоковед – филолог,...

Методические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный iconМетодические рекомендации n 94/209
Методические рекомендации предназначены для врачей различных типов лечебно-профилактических учреждений, использующих в реабилитации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница