Рекомендации родителям будущих первоклассников  




Скачать 384.94 Kb.
НазваниеРекомендации родителям будущих первоклассников  
страница1/4
Дата публикации13.09.2013
Размер384.94 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Музыка > Документы
  1   2   3   4
Рекомендации родителям будущих первоклассников

 

Ребенок, достигший младшего школьного возраста, должен обладать определенным «набором» знаний и навыков.

Прежде всего, следует проверить знает ли Ваш ребенок ответы на следующие вопросы:

         Как его зовут?

         Сколько ему лет?

         Когда день рождения?

         Где живет (страна, город, улица, дом, квартира)?

Выяснить, умеет ли ребенок отличать различных животных (диких, домашних) и растения (хотя бы те, которые растут в вашей местности), имеет ли он представление о бережном отношении к природе и её охране.

^ Узнайте, способен ли Ваш ребенок:

         Давать развернутые ответы на вопросы и задавать их (чаще у детей возникает один вопрос: «А что это?»)

         Строить рассказы по картинке (картинам).

         Сочинять сказки.

         Находить слова с определенным звуком.

         Членить предложения.

         Заучивать наизусть стихи (прозу).

Знает ли он:

         Цифры (от 0 до 10).

         Дни недели и месяцы (последовательно)

Может ли он:

         Назвать числа в прямом и обратном порядке.

         Соотносить цифру и число предметов.

         Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их.

         Ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

         Правильно держать карандаш, ручку, кисточку.

         Рисовать как определенные предметы, так и сюжетные картинки.

         Лепить одиночные фигурки и целые композиции.

         Изготавливать различные аппликации из бумаги разной фактуры.

^ Любит ли ваш ребенок выполнять различные физические упражнения:

         Под музыку;

         В заданном темпе;

         Ритмично передвигаться.

^ Любит ли Ваш ребенок принимать участие в элементарных спортивных играх, таких, как:

         Классики;

         Бадминтон;

         Настольный теннис;

         Игры с мячом.

^ Умеет ли Ваш ребенок:

         Петь, правильно передавая мелодию;

         Инсценировать нехитрую «музыку»;

         Ритмично двигаться под музыку.

 

Безусловно, это лишь малая толика всего, что должен знать и уметь ребенок.

Необязательно все это у него должно получаться «на отлично».

В таком случае Ваша первая задача – не паниковать. Спокойно и постепенно начинайте с ребенком постигать то, что не знает и не умеет.
^ При этом важно соблюдать некоторые правила:

         Не торопить ребенка.

         Учитывать его настроение, самочувствие, желание.

         Помнить дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому некоторые понятия, тяжело даются.

^ ТЕСТ 1

«Что кому подходит»

(для оценки эмоционального отношения к школе)

Ребёнку предлагается сыграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, например «хороший – плохой», а ты должен сказать, кому в большей степени подхо­дит каждое из них – школьнику или дошкольнику?»

Или второй вариант игры. Вы просите ребёнка разложить заранее приго­товленные Вами карточки с написанными на них словами: одну карточку ребёнок должен положить в портфель, другую – в коробку с игрушками.

^ Пары слов с прилагательными-антонимами:

Большой маленький Больной здоровый

Взрослый детский Тёплый холодный

Весёлый грустный Добрый злой

Быстрый медленный Смелый трусливый

Чистый грязный Бодрый усталый

Сладкий горький Сильный слабый

Гладкий колючий Светлый тёмный

Положительное отношение к школе оценивается по преобладанию прила­га­тельных с положительной эмоциональной окраской, которые ребёнок относит к школьной жизни. Если из 14 пар прилагательных 7 и более положительно окрашенных ребёнок соотнёс с учебной школьной деятельностью, это означает общее положительное отношение к школе.

^ ТЕСТ 2

"Представь себе…"

(оценка направленности ребёнка на процесс обучения в школе)

Ребёнку предлагается поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, а ты должен будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».

История 1. Представь себе, что тебе скажут: «Ты ещё маленький, и будет лучше, если ещё один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу пойдёшь потом». Что ты ответишь?

История 2. Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти, ни в детский сад, ни в школу. Чем ты стал бы заниматься? Что ты стал бы делать ВТО время, когда другие дети учатся в школе?

История 3. Представь себе, что есть 2 школы. В одной школе дети учатся каждый день читать, писать, считать, а в другой школе – уроки пения, рисова­ния, танцев. Какую школу ты выбрал бы?

История 4. Представь себе, что можно опять выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые даёт учительница. В другой школе, наоборот, полная свобода, каждый делает, что хочет: можно разговаривать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравиться, можно уйти домой и никто тебя не будет ругать. Какую школу ты выбрал бы?

История 5. Представь себе, что у нас появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. Т.е. тебе не надо будет ходить в школу, а, наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что ты ответил бы на такое предложение?

История 6. Представь себе, что ты уже ходишь в школу и у тебя всё очень хорошо получается, и учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает вместо пятёрки подарить тебе за хорошую учёбу шоколадку. Что ты выберешь – пятёрку или шоколадку?

^ Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:

1. Отказ от предложения ещё год посещать детский сад или побыть дома.

2. Направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу.

3. Отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются.

4. Предпочтение школы с определёнными правилами.

5. Ориентация на обучение в группе, в классе.

6. Выбор отметки как формы оценки учебной работы.

Если положительных ответов будет больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации к обучению в школе.

 

^ ТЕСТ 3.

«Пароходики»

(оценка умений действовать по образцу)

Ребёнку предлагают картинку (см. рисунок), на которой изображение парохода составлено из элементов прописных букв. Необходимо точно скопировать рисунок на лист бумаги.

В процессе рисования наблюдайте за тем, как справляется ребёнок с этим заданием: часто ли смотрит на образец, сверяет ли сделанное с образцом, рисует ли по памяти, отвлекается ли во время работы, задаёт ли вопросы.

По окончании работы предложите ребёнку проверить, всё ли у него верно. Если он найдёт неточности в своём рисунке, он может их исправить. Не стоит самим вносить коррективы в рисунок ребёнка и не следует ничего подсказывать.




^ На чем основана готовность к школе




 

Существует три компонента школьной готовности

Физиологический – физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму.

Педагогический – знания, умения и навыки – все, чему научили ребенка.

Психологический – совокупность особенностей развития и формирования

 

Таким образом при поступлении ребенка в школу важно определить его общую школьную готовность, поэтому необходимо пройти комплексное обследование у психолога и врача.

 

^ Общая школьная готовность

Физиологическая

(врач)

Педагогическая

(педагог)

Психологическая

(психолог)

 

Какой из трёх компонентов наиболее важен при определении школьной готовности?

 

Оказывается, психологическая готовность является той базой, на которой педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать различных проявлений дезадаптации к школе. Психологическая готовность к обучению создает проблемы не только родителям, врачам, но и самому школьнику.

 

Основными показателями психологической готовности к обучению являются:

1.       Зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и др.)

2.       Эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности).

3.       Наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям).

4.       Сформированность навыков общения (умение адаптировться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения).

^ Рекомендации психолога




Слово "тревога" известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначает "знак к битве".
"Тревога" и "тревожность" - это совсем неидентичные термины. Тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения.

Поведенческие признаки проявления тревоги:

- ребенок начинает грызть ногти
- качаться на стуле
- барабанить пальцами по столу
- теребить волосы
- крутить в руках разные предметы и т.д.

Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние.
Различают мобилизующую и расслабляющую тревогу.
Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще - во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую (парализующую) тревогу. Если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.
Единичные проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название "тревожность". Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и прочие.
Каждому возрасту присущи так называемые "возрастные страхи": 2 года - посещение врача (конкретный страх) 3-4 года - символические страхи: темноты и одиночества 6-7 лет - страх своей смерти 7-8 лет - страх смерти родителей
С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится "быть не тем", сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.
Наличие страхов у ребенка является нормой, но, если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.
Одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников является нарушение детско-родительских отношений.
Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться школьная тревожность.
Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.
В дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом, тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и др.), мальчиков - насилие во всех его аспектах.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение.
2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями.
3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку роди- тели и/или школа.

Рекомендации по работе с тревожными детьми
1. Повышение самооценки ребенка:
- оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам;
- называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых;
- сравнивать результаты деятельности данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад;
- не давать задания, которые выполняются за определенное, фиксированное время, не следует торопить и подгонять их с ответом;
- постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение "глаза в глаза", которое будет вселять чувство доверия в душу ребенка.

2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения:
- игры с песком, глиной, водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.), в основе которых лежит телесный кон такт;
- элементы массажа и даже простое растирание тела, которые также спо- собствуют снятию мышечного напряжения;
- устраивать импровизированные маскарады, просто раскрашивать лица старыми маслинными губными помадами.

3. Обработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка: - сюжетно-ролевые игры (сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать "трудные" случаи из жизни каждого ребенка)
- игры с куклами (для младшего и среднего дошкольного возраста)

Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности. Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы на природу, в зоопарк, в театр, на выставки.

Психолог Попова А.А. Любой ребенок, родившийся на свет, имеет право на жизнь и счастье в своей жизни.

Ребенок - награда свыше и аванс, который нужно отработать  с любовью и терпением.

 

^ КОГДА РЕБЕНКА ОТДАВАТЬ В ШКОЛУ

и как не ошибиться в выборе

На этот сложный вопрос существуют разные ответы. Кто-то однозначно решает отправить своего отпрыска как только ему исполнится 6 лет, а многие даже умудряются уговорить администрацию школы принять их «осеннее» чадо в 5 лет. Более осторожные родители выбирают подождать со своими «весеннее-летними» детьми до 7 летнего возраста. И есть часть родителей, которая ищет совета, как правильно выбрать образовательный путь для их ребенка.

Известно, что в начальной школе успеваемость может быть достигнута ребенком при непосредственной поддержке родителей, учителя даже при посредственном интеллекте только за счет исполнительности, усидчивости, внимательности, и хорошей памяти. Но достаточно ли этого?

1.

Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. На этапе приема ребенка в школу диагностируется уровень психологической зрелости ребенка, но не школьной, а дошкольной, так как именно зрелый дошкольник готов к обучению в начальной школе и его уже нельзя удерживать в детском саду. Дошкольная зрелость определяется высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства:

- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

- развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

- формирование приемов умственных действий: анализировать, сравнивать, обобщать, моделировать, конструировать;

- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения;

- развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

- развитие умений общения со взрослыми, сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека;

-развитие умений говорения, слушания, чтения;

- обогащение активного, пассивного словаря; развитие связной речи;

- гармоничное физическое развитие, здоровье.

^ Следовательно, ребенок готовый к школе должен быть зрелым в интеллектуальном, социальном и эмоциональном отношениях.

2.

Можно разбить всех детей по их готовности к обучению на четыре группы:

К первой группе относятся дети психологически готовые к школе, так как согласно обследованию по всем параметрам они проходят на высокий и средний уровни развития, но имеют отклонения в соматическом и нервно – психическом здоровье.

Противопоказанием к поступлению в школу являются медицинские данные, указывающие на ослабленное состояние здоровья, наличие хронических соматических заболеваний уха, горла, носа; органов пищеварения; сердечно-сосудистой системы; дыхательных путей; нарушение опорно-двигательного аппарата; наличие признаков нервозности.

Типичными проявлениями могут быть: высокая утомляемость ребенка, пониженная активность, тревожность, раздражительность, чрезмерная невнимательность, неусидчивость, расторможенность или, напротив, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость. Головные боли, плохой аппетит, тошнота, беспричинный подъем температуры, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, аллергические реакции, недержание мочи, кала, нарушение сна, страх темноты, частая заболеваемость (более четырех раз в году).

В этом случае решающим является заключение врача, беседа с медицинским работником детского сада.

Ко второй группе относятся дети, физически здоровые, но уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе у которых недостаточный.

Нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации, недостаточная организованность, ответственность ребенка, неумение общаться, ограниченность кругозора, низкий уровень развития речи, низкая познавательная активность.

Вы, родители можете за этим понаблюдать и сами в свободном общении и во время игр с ребенком.

Если у вашего ребенка отсутствует интерес к учебным занятиям, и он отдает предпочтение игровой деятельности;

Если у него не получается нормального взаимодействия со сверстниками: его постоянно обижают, он беззащитен, замкнут, чрезмерно застенчив или наоборот, сам является источником конфликтов, все делает наоборот и назло, не способен к сотрудничеству;

Если ребенок неорганизован, не умеет вести себя в группе, соотносить свои действия с действиями других детей, легко забывает о поручениях, не переживает по поводу того, что не выполняет обещанного;

Если ребенок мало задает вопросов;

Если вы видите заметные затруднения в речевой деятельности: бедность языковых форм, произносит лишь отдельные слова, почти не используя в своей речи языковые формы, испытывает большие трудности при рассказе по картинке, при характеристике объекта, явления.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации родителям будущих первоклассников   iconСоветы психолога родителям первоклассников
Сегодня мне хочется обратиться к самым, пожалуй, счастливым родителям – родителям первоклассников – с такими словами: "Дорога наша...

Рекомендации родителям будущих первоклассников   iconРодителям будущих первоклассников
Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Магомедов Магомед Магомедович

Рекомендации родителям будущих первоклассников   iconП амятка родителям будущих первоклассников
Для нормального развития ребенку важно успешно адаптироваться к новым для него условиям жизни. Чтобы адаптация прошла успешно, ребенка...

Рекомендации родителям будущих первоклассников   iconУважаемые родители!
С 15 января по 15 февраля 2012 года будут проведены консультации для родителей будущих первоклассников

Рекомендации родителям будущих первоклассников   iconКомплексы здоровьесберегающих упражнений для будущих первоклассников и учеников начальной школы 
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз

Рекомендации родителям будущих первоклассников   iconПрограмма психологического сопровождения первоклассников Профилактика...
Поэтому основным направлением моей деятельности, как педагога-психолога по на-чальному звену сталапрофилактика и психокоррекция трудностей...

Рекомендации родителям будущих первоклассников   iconРодителям первоклассников
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные...

Рекомендации родителям будущих первоклассников   iconПрограмма подготовки будущих первоклассников «Малышкина школа» пояснительная записка
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы...

Рекомендации родителям будущих первоклассников   iconП сихологическая консультация. Памятка родителям первоклассников
Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью,...

Рекомендации родителям будущих первоклассников   iconПамятка родителям первоклассников
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница