План. Общие сведения о средствах логопедической ритмики. Характеристика средств логопедической ритмики




Скачать 224.78 Kb.
НазваниеПлан. Общие сведения о средствах логопедической ритмики. Характеристика средств логопедической ритмики
страница1/3
Дата публикации28.07.2013
Размер224.78 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Музыка > Документы
  1   2   3
СРЕДСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
План.


  1. Общие сведения о средствах логопедической ритмики.

  2. Характеристика средств логопедической ритмики.


Общие сведения о средствах логопедической ритмики

Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность людей с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы; заключительные упражнения. Логоритмические средства приобретают свои специфические особенности в деле музыкального воспитания, но в основном они рассматриваются как лечебно-педагогический метод в нервно-психиатрических и логопедических учреждениях. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой. Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений.

Следующий принцип использования логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т.п. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией.
Характеристика средств логопедической ритмики

  1. Ходьба и маршировка в различных направлениях

Это «вводные упражнения». Они должны научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу в одиночку, парами и группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п. Ребенок учится ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной назад, лицом к центру и т.п. Пространственная характеристика движения включает исходное положение, положение тела и его частей в движении, траекторию движения.

Ходьба включается в каждое занятие.

У детей с нарушениями речи, особенно в младшем возрасте (до 4—5 лет), отмечается иногда отставание в координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость в ходьбе, замедленность движений.
Педагог с первых же занятий начинает формировать у детей устойчивость, умение ставить ноги ближе к средней линии, уменьшая тем самым боковые раскачивания, приподнимать ноги при ходьбе. Для этого используются упражнения по перешагиванию через предметы: палки, канат, кубики, рейки лестницы, положенной на пол, и т.п. Тренировка устойчивости позволяет более направленно воспитывать ориентировку в ходьбе между предметами, что необходимо в практической жизни.
^ Виды ходьбы:

1) отдельно по дорожке, обозначенной двумя канатами;

2) группой;

3) группой под барабан к противоположной стене зала;

4) группой вдоль зала;

5) «стайкой» вдоль каната, выложенного по кругу: дети идут под четкие, редкие удары барабана (или звуки марша), после остановки поворачиваются лицом в круг и убирают канат;

6) группой к противоположной стене зала с перешагиванием через канат, положенный поперек зала;

7) вдоль каната по кругу друг за другом (это готовит детей к ходьбе в колонну по одному);

8) друг за другом, держась левой рукой за веревку. Под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать звуками [«у-у-у»].

9) друг за другом, держась за руки. Дети соединяются таким образом, чтобы при ходьбе слева направо были слегка повернуты внутрь руга, правая рука у каждого ребенка должна быть впереди, левую руку он дает идущему сзади;

10) подоске, положенной на пол. Соскок с доски выполняется мягко, на носки;

11) с перешагиванием через палки, параллельно положенные на пол. Пять или шесть палок раскладываются на расстоянии 35—40 см одна от другой. Педагог, показывая движение, перешагивает через палки, высоко поднимая колени, затем это выполняют дети.

Когда один ребенок заканчивает перешагивание, второй уже начинает его. Педагог обращает внимание детей на то, что нельзя наступать на палку и сбивать ее;

12) боком, приставными шагами по нижней рейке гимнастической стенки (I или 2 раза). Ребенок встает ногами на нижнюю рейку, руками берется за рейку на уровне груди. Двигаясь вдоль гимнастической стенки, он переставляет ноги маленькими равно мерным шагами и одновременно перехватывает рейку на уровне груди руками в такт шагам;

13) друг за другом по кругу с остановками. Дети идут вслед за педагогом в строгом соответствии со звуковыми сигналами (под барабан, счет и т.д.). Временные отрезки ходьбы должны быть разными, чтобы занимающиеся реагировали на звук;

14) на носках. Дети держат руки на поясе, головы подняты. Педагог обращает внимание детей на осанку), идут по кругу друг за другом, после прохождения одного круга останавливаются, опускаются на полную ступню. На последующих занятиях можно пройти 2 или 3 круга;

15) друг за другом с флажками в руках. Дети в такт шагам свободно и широко размахивают флажками;

16) друг за другом, держась рукой за веревку, с изменением направления. Педагог следит за тем, чтобы с изменением направления повороты детей были плавными, спокойными, а темп ходьбы — медленным;

17) по доске с приподнятым краем. Дети держат руки в стороны, спрыгивают в конце доски на носки, сначала держась за руки педагога, затем самостоятельно;

18) с перешагиванием через кубики. Пять или шесть кубиков кладутся на расстоянии 35—40 см один от другого. Дети перешагивают через кубики 2 или 3 раза по очереди;

19) друг за другом с попутным перешагиванием через рейки лестницы. Каждый ребенок делает как ему удобно;

20) по скамейке, держа руки в стороны. В конце скамейки дети опускают руки и соскакивают, держась за руки педагога;

21) по канату друг за другом боком, приставными шагами. Дистанция при ходьбе — около 3 м;

22) по качалке. Упражнение рассчитано на тренировку равновесия. Перед началом упражнения педагог наклоняет руками качалку в сторону ребенка, чтобы тот мог поставить на качалку ногу. Затем педагог, держа ребенка за руку, помогает ему пройти по качалке и тут же отводит в сторону и сажает на место. А в это время следующий ребенок стоит у качалки, но не слишком близко к ней ожидая своей очереди;

23) друг за другом с флажками в руках, сначала изменяя положения рук, а затем размахивая флажками. У каждого ребенка, по два флажка. Дети идут, размахивая флажками вдоль тела вперед — назад, после остановки помахивают флажками вверху движениями кистей (2 или 3 круга); потом широко скрестно размахивают флажками, опускают их на пол, постукивают ими об пол и т.д.;

24) друг за другом с перешагиванием через рейки лестницы, положенной на пол;

25) друг за другом между стульями. Дети идут за педагогом (или водящим) по кругу, огибая 5 или 6 стульев, расставленных в середине зала на расстоянии около 1 м один от другого, проходят таким образом 2 или 3 раза;

26) друг за другом «змейкой», с перешагиванием через канат, положенный на пол. Канат кладется на пол прямо. Педагог (или водящий) ведет детей за собой вдоль каната, пересекая его «змейкой».

Во время перешагивания высоко поднимают колени и свободно размахивают руками. В ходьбе «змейкой» пройти 2 или 3 круга;

27) на носках и на пятках с изменением положения рук. Дети поднимают руки вверх, следят за своей осанкой, идут на носках в течение 15 сек, затем останавливаются, руки опускают на пояс и идут на пятках в течение 10 сек;

28) по доске, положенной на пол. Дети идут, соблюдая осанку, с поднятой головой, руки разведены в стороны. В конце доски руки опускают, чуть сгибают колени и мягко спрыгивают на пол;

29) друг за другом по канату боком приставными шагами. Дети идут маленькими шагами 3 или 4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены;

30) друг за другом с высоко поднятыми коленками (до 15сек.). Ходьба продолжается под редкие {более редкие, чем при обычной ходьбе) удары барабана. Дети держат руки на поясе, локти отведены назад, спина прямая, голова приподнята;

31) друг за другом с попутным перешагиванием через 5 или 6 кубиков и рейки лестницы, положенной на пол (2 или 3 круга);

32) вверх по наклонной доске, соскок. Упражнение повторяется 2 раза.
^ Различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и со словом.

Например, ходьба:

а) на внутренней, внешней сторонах ступни:

Лед да лед,

Лед да лед,

А по льду

Пингвин идет.

Скользкий лед,

Скользкий лед,

Но пингвин

Не упадет.

б) На равновесие:

Цапля важная, носатая.

Целый день стоит, как статуя.

в) На носках:

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу.

Я ее не разбужу.

г) На пятках:

Тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук, тук.

Моих пяток слышен стук.

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

  1. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

Упражнения проводятся в полном соответствии с этапами и задачами логопедической работы. В большем количестве они включаются в занятия, проводимые в начале коррекционного курса. По мере успешного устранения речевого нарушения, количество их в середине и конце коррекционного курса сокращается, но не исключается, поскольку в использовании логоритмического и логопедического материала должна быть преемственность.

Цель упражнений — способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.

^ Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук (вверх — вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс, вверх — на голову и т.д.), туловища (вправо — влево, наклоны вперед, круговые вращения), головы (к плечу, на грудь, круговые повороты).
Например, подняться на носки, руки вытянуть вверх — вдох, опуститься на полную ступню, руки на пояс — выдох. Поворот туловища вправо, руки на уровне плеч также отводятся вправо — вдох, возвращение в исходное положение: туловище — прямо, руки опущены вниз — выдох. Поднять голову вверх — вдох, опустить медленно на грудь — выдох.
В упражнения на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе.
Например, подняться на носки, руки потянуть вверх — вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на поясе длительно тянуть сначала глухой звук [«с»] (или [«ш»], [«ф»], [«х»]), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях, затем гласные в сочетании с согласными звуками. Далее — на выдохе — произносить слова с открытыми слогами, закрытыми, двух и трехсложные; фразы, состоящие из 3—4—5 слов. Удлинение фразы требует более длительного выдоха.

Работа над голосом начинается с произношения на выходе гласных и согласных звуков. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Если это упражнение сразу не получается, можно использовать «мурлыканье» или «гудение» (как звукоподражание кошке, гудку парохода), чтобы добиться изменения в высоте голоса. Сила голоса воспитывается при произнесении гласных более громким или более тихим голосом, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности голоса полезна мелодекламация: чтение стихотворений (а для взрослых—и прозаических текстов) с вопросительной, восклицательной, побудительной и другими интонациями под соответствующую музыку.

Работа над дикцией проводится с помощью дыхательных, голосовых и артикуляторных упражнений. Вначале под ритмическую музыку или счет педагога занимающиеся обозначают гласные немой артикуляцией, затем произносят на шепоте и громко, изолированно и в ряду из 2, 3, 4 гласных,, всего ряда. Далее на выдохе произносятся слоги, слова произносятся на шепоте со звуками [«т»], [«с»], [«ф»], [«ш»] («па-по-пу-пы», «паф-поф-пуф-пыф» и т.д.) и громко, четверостишья, пословицы, поговорки произносятся со сменой ударения и темпа речи.

К середине коррекционного курса дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения включаются в подвижные игры, игры драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом, пением.

^ Упражнения «Муха».

1. Увидеть муху, сидящую на правом колене, всмотреться в нее, поймать ее, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Пить на выдохе, подражая мухе: «з-з-з». Выпустить муху, раскрыть ладошку, проследить глазами ее полет, вдохнуть вновь.

2. Одновременно на ударные слоги соединить на обеих руках второй, третий, четвертый, пятый пальцы поочередно с первым пальцем руки. На слова «в обморок упали» расслабить кисти рук, уронить их:

^ На паркете в восемь пар мухи танцевали, Увидали паука — в обморок упали.
Упражнение «Тополиный пух».

Начало лета. Жаркий день. Вокруг лежит тополиный пух. Увидеть пух, всмотреться в него, присесть, собрать немного пуха мягкими подгребающими движениями пальцев рук. Легкими движениями пальцев перебрасывать пух с руки на руку, дуть на него, снова ловить и проговаривать стихотворение, дирижируя рукой:

^ Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает?

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План. Общие сведения о средствах логопедической ритмики. Характеристика средств логопедической ритмики iconРуднева Ольга Владимировна, учитель – логопед. Организация логопедической...
...

План. Общие сведения о средствах логопедической ритмики. Характеристика средств логопедической ритмики iconГодовой план учебно-методической работы учителя-логопеда на 2012 2013 учебный год составила
Обследование речи учащихся начальных классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи

План. Общие сведения о средствах логопедической ритмики. Характеристика средств логопедической ритмики icon«Сказки на кончиках пальцев»
Одно из важных направлений логопедической работы в рамках использования инновационной технологии

План. Общие сведения о средствах логопедической ритмики. Характеристика средств логопедической ритмики iconСценарий выпускного вечера в подготовительной логопедической группе «Теремок»
Появляются: Петя, за ним мама с букетом, за мамой папа с портфелем, за папой бабушка с пирожками, за бабушкой дедушка с палочкой

План. Общие сведения о средствах логопедической ритмики. Характеристика средств логопедической ритмики iconСеверо-восточное окружное управление образования департамент образования города москвы
Цпмсс и др образовательных учреждений по вопросам дефектолого-логопедической работы, актуальным запросу и утвержденным администрацией...

План. Общие сведения о средствах логопедической ритмики. Характеристика средств логопедической ритмики iconКонспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе...
Воспитатель: Талдыкина Л. И., педагогический стаж 29 лет, соответствует занимаемой должности, звание «воспитатель-методист»

План. Общие сведения о средствах логопедической ритмики. Характеристика средств логопедической ритмики iconОбщие сведения об образовательном учреждении, характеристика оу общая характеристика учреждения
Мкоу «Харахинская средняя общеобразовательная школа им. Г. А. Гаджиева» функционирует с 1950 года, юридический и фактический адрес...

План. Общие сведения о средствах логопедической ритмики. Характеристика средств логопедической ритмики iconОрганизация логопедической работы в мбоу сош №29 г о. Самара
На логопедический пункт школы принимаются дети с общим недоразвитием речи, фонетико- фонематическим недоразвитием речи и фонетическим...

План. Общие сведения о средствах логопедической ритмики. Характеристика средств логопедической ритмики iconСоветы родителям о необходимости своевременной логопедической помощи
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Это...

План. Общие сведения о средствах логопедической ритмики. Характеристика средств логопедической ритмики iconРоль логопедической службы в реализации стандартов нового поколения
Умение говорить красиво – это ценнейший дар, он помогает человеку производить впечатление, добиться своих целей, легко адаптироваться...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница