Скачать 161.77 Kb.
|
Таврическая общеобразовательная школа I-IIIступеней Красноперекопской райгосадминистрации В.М. Махрова « ![]() (Родительское собрание) Красноперекопский район, 2012 «Наказание и воспитание» - материалы собрания родителей учащихся начальных классов, подготовлены Махровой В.М., классным руководителем 3 класса Таврической ОШ I-III ступеней. Собраны в помощь педагогам, родителям, заинтересованных в воспитании своих детей. - Красноперекопский район, 2012. – 16 с. ![]() ![]() ^ если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости. А. Шопенгауэр В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания. Но бывают семьи, где воспитание настолько уже запущено, что без наказаний обойтись уже нельзя. В таком случае родители прибегают к наказаниям обычно очень неумело и часто больше портят дело, чем поправляют. Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности, поэтому мы рекомендуем родителям по возможности избегать применения наказаний, а стараться, прежде всего, восстановить правильный режим. Для этого, конечно, потребуется, много времени, но нужно быть терпеливым и спокойно ожидать результатов. Как бы ни был наказан ребенок, что бы он ни сделал, он должен всегда чувствовать в нас родных, самых близких людей. Нельзя отталкивать ребенка в трудный для него момент. В ситуации, когда ребенок, молча и тяжело переживает свою вину, взрослый должен первым протянуть руку, не требуя унизительного извинения. Это не безнаказанность, а великодушие. А если первым идет с повинной ребенок, тут уж, конечно, нужно повиниться тоже (только искренне): «Знаешь, и я что-то не то сделала, давай разберемся...» или просто: «Прости, я погорячилась...» И в детских глазах вспыхивает: ![]() «Нет, нет, это я во всем виноват!» — и благодарность, и слезы облегчения, и раскаяние, и чувство близости необычайной... Но уже после этого не вспоминать, ни о чем и тем более не делать прощеный проступок предметом дальнейшего обсуждения, поводом для наказания — это непременно вызовет озлобленность, подавленность, обиду. Первоначальная причина конфликта забудется, а обида останется — за несправедливость. Точно так же нужно быть осторожным и с поощрением. Никогда не нужно объявлять вперед какие-либо премии или награды. Лучше всего ограничиться простой похвалой и одобрением. Детская радость, удовольствие, развлечения должны предоставляться детям не в качестве награды за хорошие поступки, а в естественном порядке удовлетворения правильных потребностей. То, что ребенку необходимо, нужно дать ему при всех условиях, независимо от его заслуг, а то, что для него не нужно или вредно, нельзя давать ему в виде награды. К сожалению, в семье бывает, считают строгость, и даже жесткость средством воспитания. Многие вспоминают собственное детство как время абсолютного произвола отца и матери, как время подзатыльников и даже порок и считают такой способ воспитания надежным: вот ведь ругали меня и били. А вырос человеком. Существует категория родителей, сознательно применяющих тактику жесткого прессинга в отношении детей чуть ли не с младенческого возраста. Проявление любви и нежности к ребенку воспринимаются ими как очевидное зло. Они часто вступают в конфликты с партнерами по воспитанию — женой или мужем. В присутствии ребенка возникают ссоры, вспыхивают скандалы. Ребенок не может нормально жить, если он лишен ощущения защиты и поддержки самых близких людей. В ![]() Специалисты пришли к выводу, что ребенок, рожденный биологически полноценным, но лишенный родительского тепла, обречен на отставание, отклонение в развитии, он обладает меньшим резервом адаптационных возможностей. А к чему приводят завышенные требования, нудная назидательность, попытки воспитывать ребенка «холодом», молчанием? Не расходятся ли ожидаемые и реальные результаты? Такой стиль, как правило, свидетельствует о психологической неуравновешенности родителей, они требуют от ребенка именно того, чего им явно самим не хватает. При этом, к сожалению, не понимают той известной и доказанной истины, что поведение ребенка копирует, иногда до тонкостей, поведение родителей. Например, если эмоционально несдержанная, крикливая дома, в семейной обстановке, мама рассчитывает, что ее ребенок будет спокойным, вежливым, терпеливым, учит его этому и требует от него именно такой манеры общения, то ее усилия и ожидания смело можно назвать тщетными. Любая несообразность, непоследовательность в поведении взрослого не ускользает от внимания детей. Неискренность, нетребовательность к себе и, наоборот, завышенную требовательность к окружающим они усваивают без особого труда, на уровне готовых шаблонов поведения. А подрастая, недоумевают, возмущаются «несправедливым» отношением к себе своих учителей, товарищей, разочаровываются в них и либо защищаются упрямством, агрессивностью, либо замыкаются в себе, страдают от одиночества. В семьях, для которых характерны такие жесткие взаимоотношения, у детей развиваются невротические расстройства: заикание, ночные страхи, расстройства сна. Психика ![]() маленького человека—очень тонкий инструмент, ее легко поранить, изломать, но невероятно трудно потом «починить». Поэтому старайтесь понимать причины тех или иных поступков своих детей. Ни в коем случае не торопитесь с выводами, и тем более с расправой. ^ ![]() Передо мной сидит совсем молодая женщина. «Расскажите, каким образом это случилось», — прошу я ее. «После работы пришли, занялись ужином. Он бегает, кричит, безобразничает. Шлепнула я его, а он поскользнулся и головой ударился о батарею. Смотрю, кровь течет. Завязала голову, и в больницу. Врачу сказала, что; сам ударился. Доктор спросил меня — вы выпили? Я созналась — немножко. — Вы его ударили? — Пришлось сказать правду». Она рассказывает о своей жизни правдиво и подробно: была доброй, веселой девочкой, в школе ленилась, вышла замуж шестнадцати лет, через полгода появился сын. Муж выпивал, и она с ним за компанию. Вскоре он их оставил. Мальчик возбудимый, крикливый. Вначале она только замахивалась на него. Пугала. И была поражена, что этот его испуг приносит ей какое-то непонятное удовольствие. Она так же боялась своего мужа, когда он замахивался, а иногда бил ее. Вскоре «замахи» уже перестали помогать, она начала давать подзатыльники. А теперь сидит и ждет, когда мальчику хирурги зашьют рану. ![]() Вопрос о физических наказаниях в воспитании стар как мир. Понятно, почему. Ведь воспитание это, по мнению многих, стремление добиться такого доведенного до автоматизма поведения, которое не входило бы в конфликт с принятыми правилами. Доводы в пользу физических наказаний имеют тысячелетнюю историю, и это, несомненно, давит на сознание большинства людей. Сегодня это особенно опасно, потому что времени стало не хватать, а простые приемы часто сразу дают иллюзию желаемого результата. Это страшный соблазн для родителей. Поговорите с людьми самого разного возраста и образования. Пословицу приведут: «За одного битого — двух небитых дают». А ведь речь в ней идет не о насилии, а о жизненном опыте, преодолении трудностей. Расскажут, что из Максима Горького, которого дед порол каждую субботу, получился великий русский писатель. Но исключение подтверждает правило. Никто не подсчитывал, сколько незаурядных личностей было забито. Припомнят времена, когда линейка, ремень, розги вырастили неплохие поколения. Но при этом забудут назвать имена тех, кто составляет славу нашей культуры, науки,, и то, что людей этих воспитывали без битья и унижений. И о том забудут, что существуют целые регионы земного шара, где детей никогда физически не наказывают. Многие родители искренне и наивно признаются: «Да, я иначе не умею и ничего плохого в этом не вижу. Кому в детстве не доставалось. Все получали шлепки и подзатыльники». Аргументация убедительна. Давайте разберемся. Любая, даже ничтожная, физическая травма всегда сопровождается травмой психологической. Мать одного ребенка рассказывала, что более десяти лет она не разговаривала с отцом, который дал ей пощечину, когда она опоздала вечером домой. С каждым годом накапливаются сведения о психических и неврологических заболеваниях и серьезных отклонениях в развитии личности и о ![]() том, как деформируется характер человека, которого наказывали с детства. Эти тяжелые изменения личности проявляются спустя десятилетия в зрелом и пожилом возрасте, так появляются мизантропы, садисты в быту. «Нас пороли, пороли наших отцов и дедов», — старшее поколение подает примеры младшему и далее, как эстафету в командных забегах. Дети, получившие шлепки и подзатыльники, становясь родителями, переносят этот опыт воспитания на своих детей. А свободного времени для детей остается все меньше и меньше. Силу удара не всегда рассчитаешь. Особенно в подпитии. Отсюда один шаг до преступления — они учащаются вопреки принимаемым мерам. На протяжении многих веков люди вырабатывали правила, которые помогали им жить и воспитывать детей. Они положены в основу самовоспитания человека, ибо воспитание детей начинается с самовоспитания родителей. Вот одно из них: Тысячу раз подумай, прежде чем ударить. Удар обратно не возьмешь. Бить детей очень вредно. И по медицинским показаниям тоже. По голове — это просто преступление, вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть свое чудо умным. По рукам — медики категорически запрещают, так как здесь много нервных окончаний, связанных с самыми различными органами. Удар по лицу самый унизительный, он никогда не забывается и никогда не будет прощен. Но дело ведь не только в медицинских противопоказаниях. Смелые и благородные люди вырастают только из небитых детей. Понимаю, это рискованное утверждение. И все-таки лишь человек, который не ждет удара, может быть смел не только с подчиненными, может быть смел в идеях, планах, может разговаривать с людьми, не втягивая инстинктивно голову в плечи. Неправда, что небитый, холеный и лелеянный ![]() ребенок не готов к превратностям судьбы, которая, как известно, бывает, и бьет. Удары судьбы для него несправедливость, с которой можно побороться, которую нужно преодолеть, небитый не воспримет их покорно, как должное, привычное. Но... если вы вдруг заметите, что ваш ребенок шарахается от вашего резкого движения, пусть это по-настоящему испугает вас. « ![]() В опубликованном дневнике писателя Павла Нилина есть строки: «На протяжении всей моей жизни, с самого детства, я всегда в чем-то виноват. Вернее, все условия жизни прививали мне убеждение, что я в чем-то тяжко виноват: в детстве перед родителями, в школе — перед учителями, в армии и на службе —перед начальством, в собственном моем доме — перед женой. Все это невыносимо». Невыносимо. Как часто повторяется это слово в письмах детей, которые мы получаем... Отец пришел с работы раздраженный — повоспитывал, мать пришла — повоспитывала... ![]() Такое ощущение, что мы, нынешние родители, выросли с убеждением — ребенка надо «держать». Может быть, таким воспитательным духом было проникнуто наше детство? Или осталось от чтения всевозможных педагогических статей? Или просто в воздухе витает? Говорят, «надо держать». ...Все так делают. Даже если ребенок ни в чем не провинился. Даже в семьях, где отношения между родителями и ребенком человечны и интеллигентны, папа или мама впадают в панику: а не слишком ли с ним мягко? А хорошо ли? А не выйдет ли из этого чего? Будто чувствуют себя виноватыми перед кем-то за то, что недостаточно строги, перед кем? Из-за чего? Из-за того, что все другие (или почти все другие, или многие другие) так делают? Оттого, что в «воздухе витает»? или витало, и еще продолжает... Сколько же в нас благоговения родительского перед этими воспитательными штампами, стереотипами: «Надо держать в строгости», «не отругаешь — не поймет», «глаз не спускать»... Говорят, стало быть, надо. Вот если бы указ издали, что можно со своими детьми — по-человечески... С ![]() Шрам навсегда В детстве у меня очень часто были такие случаи, когда хотелось кому-то рассказать о своих трагедиях, бедах, обидах на родителей. Друзьям — стыдно, самим родителям жаловаться на них же — абсурд, а больше — некому. ![]() Дело в том, что в детстве меня били. Даже не только в детстве, а до самого недавнего времени. Конечно, и сейчас (а мне уже 16 лет, учусь в 10-м классе) в меня могут запустить чем-то увесистым, могут дать затрещину или побить. Но хотя бы не порют, и на том спасибо. Каждый раз, когда родители (большей частью отец, когда приходит пьяный) меня, бьют, мне хочется закричать: «Мне уже 16 лет, я вполне взрослый человек, у меня паспорт есть, вы не смеете, не имеете права меня бить!..» И еще много всего, гораздо более резкого, но... я молчу. Я уже много раз собиралась в такие минуты убежать куда-нибудь, попросить у кого-нибудь помощи, даже заявить в милицию, но... во-первых, я отлично понимаю, что это нереально. Отец меня догонит и еще больше побьет, а во-вторых, все равно придется возвращаться. А тогда будет еще хуже. Вы только не думайте, что меня сейчас бьют очень часто — нет. Спросите, за что бьют? Причины бывают разные: чаще всего — грублю родителям, иногда за беспорядок в комнате или не так посмотрела, не то сказала. В детстве, когда меня лупили ремнем (почему попадет), причины были и более пустяковые и более серьезные. Но все равно, если бы меня не выпороли, а поговорили начистоту, по душам, было бы больше пользы. Ведь мне только причинили боль, мне не внушили, что делать чего-то нельзя, и я еще не один раз повторю то, за что меня уже били. Я до сих пор не могу понять, как можно причинять ребенку такие физические страдания — я ходила с ярко-красными полосами и опухолями по всему телу, синяки были даже на лице. Неужели родители не понимают, что своим битьем они унижают и ребенка и себя, теряют свое человеческое лицо. Каждая такая порка рождала во мне ненависть. После того, как меня избивали, я мечтала: «Сейчас я не могу дать тебе сдачи — ![]() ты сильнее... но знаю, отец, придет время, я стану сильнее, я отплачу тебе за все, и ты будешь просить у меня прощения...» В общем, жестокость порождает жестокость. Вы не думайте — сейчас, повзрослев, я уже не собираюсь бить отца — напротив, я боюсь этого. Я боюсь, что когда стану взрослой, озверею до того, что начну бить собственных родителей и детей. Семья со стороны у нас вполне благополучная: мать — учительница, отец — инженер. Мать, хотя и педагог, тоже придерживается того мнения, что битьем можно достичь большего, чем словом. Сейчас мои родители удивляются и злятся, откуда у меня комплекс неполноценности? Они с детства меня водили по разным кружкам, я была общительной, веселой, у меня везде все получалось. А теперь я стала замкнутой, не уверенной в себе. Отец злится: «Как окружающие могут уважать тебя, если ты сама себя не уважаешь?» А как я могу уважать себя после таких сцен, когда отец с перекошенным от ярости лицом лупит меня ремнем, а я извиваюсь на полу, закрываю руками мокрое от слез лицо и умоляю: «Ну, папочка, миленький, ну не бей меня, ну, пожалуйста, ну не надо, я больше не буду!» После этого я на физкультуре в школе боялась раздеться, ходила не в спортивных трусах, а в длинных тренировочных. И тогда перед всем строем на меня начинал кричать учитель: «Почему ты не в короткой форме? Ты что — особенная?» А потом родители удивляются, откуда у меня какой-то «звериный, затравленный взгляд». Я до сих пор вздрагиваю и вжимаю голову в плечи, если открывается шкаф, где у нас висят ремни, или кто-то из родителей резко поднимет руку. Я знаю, есть семьи, где детям приходится раз в 100, 1000 раз хуже, чем мне, но когда мне очень грустно, я иногда смотрю на шрам на ноге, оставшийся от порки собачьим поводком с ![]() железным карабином, и во мне одновременно растут жалость к себе и злоба, звериная злоба по отношению к родителям. |
![]() | В школе состоялось родительское собрание, на котором обсуждался выбор модуля орксэ | ![]() | Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида |
![]() | ![]() | ... | |
![]() | В последние годы проблеме формирования гражданской позиции, воспитания толерантности, противодействия экстремизма в молодежной среде... | ![]() | «Введение новых технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения» |
![]() | Пту возможно обсуждение каких-то вопросов без специалистов под руководством завуча или психолога для 10-15 минутного выступления,... | ![]() | Интернете, публикацию их работ и фотографий (родительское собрание, буклет для родителей) |
![]() | «со знаком минус». Таким образом, они становятся объектом насмешек и презрения. К сожалению, активно или пассивно отвергаемые сверстниками... | ![]() | Именно с помощью активного общения люди приобретают все свои высшие познавательные способности и качества. Благодаря процессу общения... |