К федеральному закон




НазваниеК федеральному закон
страница1/25
Дата публикации26.04.2013
Размер2.78 Mb.
ТипЗакон
vbibl.ru > Медицина > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ

ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 20 июля 1999 года
Научные редакторы:

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской Федерации

А.С. Михлин

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской Федерации

В.И. Селиверстов
Авторский коллектив:
Агамов Г.Д. - ст. 43 - 47, 49 - 51;

Алексеев В.И., канд. юрид. наук, ст. науч. сотр., Бриллиантов А.В., доктор юрид. наук - ст. 12, 23 - 26, 34, 35, 42;

Гуляев А.П., доктор юрид. наук, проф., заслуженный юрист Российской Федерации - ст. 2, 3, 5, 13, 14, 28, 29;

Казакова В.А., канд. юрид. наук, ст. науч. сотр. - алфавитно - предметный указатель;

Михлин А.С., доктор юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации - ст. 30 - 33; 37 - 40;

┌───────────────┐

Михлин А.С., │ Шмаров И.В., │ доктор юрид. наук, проф.,

└───────────────┘

заслуженный деятель науки Российской Федерации - ст. 1, 41, 48,

53;

Пономарев П.Г., доктор юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации - ст. 7 - 11, 27, 52;

Селиверстов В.И., доктор юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации - ст. 6, 17 - 22;

┌─────────────┐

Селиверстов В.И., │ Шмаров И.В. │ - ст. 4, 15, 16, 36.

└─────────────┘

^ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
БМЮ - Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации

Ведомости РФ - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации

Ведомости СССР - Ведомости Верховного Совета СССР

КЗоТ - Кодекс законов о труде Российской Федерации

КоАП - Кодекс РСФСР об административных правонарушениях

МВД России - Министерство внутренних дел Российской Федерации

Минюст России - Министерство юстиции Российской Федерации

РФ - Российская Федерация

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

УИК - Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации

УК, УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК, УПК РСФСР - Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР

ПРЕДИСЛОВИЕ
В 1995 г. был принят Федеральный закон "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых". За прошедшие годы он в целом показал свою эффективность, поскольку, будучи направленным на достижение задач уголовного правосудия, одновременно закрепил прогрессивные идеи обеспечения прав человека при реализации государственного принуждения, каким является содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых.

Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" пришел на смену ранее действовавшим общесоюзным Положению о предварительном заключении под стражу (Закон СССР от 11 июля 1969 г. // Ведомости СССР. 1969. N 29. Ст. 248) и Положению о порядке кратковременного содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г. // Ведомости СССР. 1976. N 29. Ст. 426). Он существенно отличается от них как по объему, так и по содержанию правового регулирования общественных отношений в сфере обращения с подозреваемыми и обвиняемыми под стражей.

Так, нормы Федерального закона учитывают положения межгосударственных актов об обращении с заключенными, что имеет важное значение для соблюдения в правовом регулировании и правоприменительной практике мест содержания под стражей стандартов ООН и Совета Европы.

Детально регламентированы общие положения, принципы и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Многие из положений и принципов имеют конституционный характер и корреспондируют соответствующим статьям Конституции Российской Федерации. Это касается равенства перед законом и судом (ст. 19 Конституции), уважения человеческого достоинства, неприменения пыток, насилия, другого жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания (ст. 21), соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 15). Конституционным является право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), а также право на судебную защиту и на обжалование действий должностных лиц в суд (ст. 46).

В комментируемом Федеральном законе закреплены виды мест содержания под стражей, регламентирована компетенция нормативных актов - Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" был принят после введения в действие Конституции Российской Федерации, которая провозгласила приоритет человека и гражданина. Поэтому целая глава посвящена правам подозреваемых и обвиняемых и их обеспечению. Некоторые из этих прав закреплены впервые, другие существенно расширены по сравнению с ранее действовавшим Положением о предварительном заключении под стражу. Отменены ограничения в переписке, в приобретении по безналичному расчету продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров, расширено право на свидания с родственниками и иными лицами, на получение посылок, передач.

Важное значение имеет существенное увеличение (с 2,5 до 4 кв. м) нормы санитарной площади в камере на одного человека. И хотя по объективным причинам эту норму до сих пор реализовать не представилось возможным в связи с недостатком площади в местах содержания под стражей, она все же имеет важное значение, так как обязывает Россию принимать соответствующие меры для расширения площади следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

Детально регламентированы меры по обеспечению изоляции и предотвращению правонарушений в местах содержания под стражей. Эти меры, с одной стороны, позволяют решать задачи, стоящие перед местами содержания под стражей, а с другой - четко регламентируют обязанности и охраняют права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых.

Предлагаемый читателю комментарий посвящен толкованию основных положений Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Он подготовлен авторским коллективом высококвалифицированных юристов, специализирующихся в областях уголовного и уголовно - исполнительного права.

При подготовке комментария авторский коллектив учел изменения законодательства и иных нормативных правовых актов, связанные с реализацией рекомендаций Совета Европы и переходом с 1 сентября 1998 г. уголовно - исполнительной системы из МВД России в Минюст России.

15 июля 1995 года N 103-ФЗ


^ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ

В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Принят

Государственной Думой

21 июня 1995 года
(в ред. Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, гарантии их прав и законных интересов.
Комментарий к статье 1
1. Комментируемый Федеральный закон регламентирует порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; категории лиц, в отношении которых устанавливаются соответствующие условия и порядок; обеспечение гарантий прав и законных интересов лиц, содержащихся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания. Под порядком и условиями содержания под стражей понимается режим следственных изоляторов (см. комментарий к ст. 8) и изоляторов временного содержания (см. комментарий к ст. 9). Закон определяет изоляцию от общества подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и осужденных, в отношении которых обвинительный приговор не вступил в законную силу (см. комментарий к ст. 2); надзор за ними; правоограничения; правила внутреннего распорядка; раздельное содержание различных категорий лиц, меры профилактического воздействия, применяемые к ним (см. комментарий к ст. 15, 16).

2. Задача правового регулирования содержания под стражей - установление правового статуса подозреваемых и обвиняемых, подсудимых и осужденных, т.е. объема их прав и обязанностей, законных интересов, создание необходимых гарантий и их реализации.

3. Комментируемый Федеральный закон взаимосвязан с Уголовно - процессуальным кодексом, который является базовым для первого. Поэтому можно сказать, что основная задача комментируемого Закона - создание правового механизма, обеспечивающего реализацию уголовно - процессуального законодательства в той части, которая касается содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

4. Следует иметь также в виду, что следственные изоляторы выполняют функции исправительного учреждения в отношении лиц, оставленных в этих учреждениях для хозяйственного обслуживания в соответствии со ст. 77 УИК РФ.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона в соответствии с Уголовно - процессуальным кодексом РСФСР используются следующие понятия:

подозреваемый - лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения;

обвиняемый - лицо, в отношении которого в порядке, установленном Уголовно - процессуальным кодексом РСФСР, вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступления;

подсудимый - лицо, обвиняемое в совершении преступления, уголовное дело в отношении которого принято к производству судом;

осужденный - лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу.

Примечание. Далее понятие "обвиняемый" включает в себя понятия "подсудимый" и "осужденный", если иное не предусмотрено соответствующими статьями настоящего Федерального закона.
Комментарий к статье 2
1. Понятия "подозреваемый", "обвиняемый", "подсудимый", "осужденный" применяются в комментируемой статье в общепроцессуальном значении, однако с точки зрения настоящего Федерального закона (ст. 1) эти понятия использованы в нем лишь применительно к тем случаям, когда указанные участники уголовного процесса подвергаются содержанию под стражей, причем как предварительной уголовно - процессуальной мере принуждения, а не как уголовному наказанию в виде лишения свободы. Именно поэтому понятие "осужденный" определяется как лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу. После вступления приговора в законную силу лишение свободы осужденного осуществляется в соответствии с уголовно - исполнительным законодательством.

2. В отношении подозреваемого содержание под стражей может иметь место в двух случаях: 1) когда лицо задержано по подозрению в совершении преступления; 2) когда к лицу до предъявления обвинения применена мера пресечения в виде заключения под стражу.

По общему правилу, меры пресечения применяются к обвиняемым, подсудимым и осужденным (до вступления приговора в законную силу). Однако закон (ст. 90 УПК) допускает применение в исключительных случаях меры пресечения, в том числе в виде заключения под стражу, и до предъявления обвинения - в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления.

3. Подозреваемый - фигура эпизодическая в уголовном процессе. Задержание в связи с подозрением лица в совершении преступления не может продолжаться свыше 48 часов (ст. 22 Конституции). Действующий УПК пока не приведен в соответствие с Конституцией и допускает задержание до 72 часов.

Заключение под стражу как мера пресечения может продолжаться в отношении подозреваемого лишь до десяти суток. По истечении указанного срока, если обвинение подозреваемому не предъявлено, он подлежит освобождению (ст. 90 УПК). Если обвинение предъявлено, то об этом необходимо официально уведомить администрацию места содержания арестованного. В отношении обвиняемого в таком случае применяется общий срок содержания под стражей в период предварительного расследования (см. комментарий к ст. 14).

4. Решение о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, принимают орган дознания, следователь, прокурор. О произведенном задержании составляется протокол. Именно он является юридическим основанием содержания подозреваемого под стражей. Решение о применении к лицу, подозреваемому в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу принимает суд (ст. 22 Конституции) по мотивированному ходатайству лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Если решение принимает единолично судья, он выносит соответствующее постановление, если суд (коллегиально) - то определение (см. комментарий к ст. 5).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К федеральному закон iconФедеральному комиссару мдад «наши» Якеменко В. Г. Федеральному куратору...
Для успешного дальнейшего функционирования Туристического направления просим выдать на Владимирское региональное отделение следующее...

К федеральному закон icon«Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность в 2011 году. Подготовка...
Комментарии к изменениям 2010-2011. (Закон от 27. 07. 2010 №229-фз, Закон от 28. 12. 2010 №395-фз, Закон от 27. 11. 2010 №309-фз,...

К федеральному закон iconЗакон от 30 марта 1999 г. N 52-фз "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Согласно Федеральному закону от 22 декабря 2008 г. N 268-фз положения настоящего Федерального закона в части оценки и подтверждения...

К федеральному закон icon«Второе чтение» Руководитель аудиторского отдела аудиторской компании...
В государственную Думу сф РФ ко второму чтению соответствующим комитетом Госдумы представлены поправки к Федеральному закону «О внесении...

К федеральному закон iconФормирование в России системы проектного финансирования
Российской Федерации, Закон «О залоге», Федеральный закон «Об ипотеке», Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный...

К федеральному закон iconЗакон
Закон стал орудием всяческой алчности! Не сдерживающий преступности, а сам повинный во зле, закон подлежит каре!

К федеральному закон iconЗакон Торы     Закон о рыжей корове 19: 1-19: 22
Этот закон, подрывает веру человека: Это Мое постановление, говорит Всевышний, и у тебя нет права обсуждать Мои приказы. Этот закон...

К федеральному закон iconЗакон о тоо был введен перечень аффилированных лиц товарищества с...
Закон об Акционерных обществах и Закон о Товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью

К федеральному закон iconЗакон «О внесении изменений в Федеральный закон «о фонде содействия...
Москва, 12. 11 (иа «Телеинформ»), Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный...

К федеральному закон iconЛенинградская область областной закон о внесении изменений в областной закон
Внести в областной закон от 1 декабря 2004 года n 103-оз (с последующими изменениями) "О социальной поддержке семей, имеющих детей,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница