Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание?




Скачать 125.87 Kb.
НазваниеЗоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание?
страница1/2
Дата публикации21.04.2013
Размер125.87 Kb.
ТипВопрос
vbibl.ru > Медицина > Вопрос
  1   2
Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание?
Подростки склонны к риску в силу самых разных причин: биологических, социальных и семейных. Родителям обычно прекрасно известно, где «слабое место» их собственного подростка, в каких ситуациях он хлопает дверью, когда молчит и замыкается в себе, какой уровень стресса ему по силам. И всё-таки взрослым всегда важно знать, на что обратить внимание, как подстраховать своих детей в сложных обстоятельствах. Самые распространенные зоны риска и их особенности комментируют врачи Александр Куликов и Елена Мешкова.

Прежде чем смотреть на жизнь подростков со стороны, с позиции взрослого, мы воспользуемся данными фонда «Индем»*, чтобы понять, как воспринимают риск сами подростки. В ходе опроса школьники и студенты назвали рискованными ситуации, которые можно разделить на пять групп:

- «Употребление наркотиков и алкоголя», «беспорядочные половые связи», «заразиться СПИДом, гепатитом», «курение»;

- «Экстремальные виды спорта», «прыжок с парашютом», «лазать по горам», «увлечение гонками», «быстрая езда на автомобиле», «автостоп»;

- «Всё, что не зависит от человека»; «непредвиденные обстоятельства»; «нахождение в неконтролируемой ситуации»;

- «Флэшмоб», «выход в реал после виртуального знакомства», «знакомства через Интернет», «азартные игры»;

- «Техногенные катастрофы» и прочее.

Первая группа – ситуации, в которых человек по собственной воле заведомо вредит своему здоровью. Вторая – случаи, когда можно стать жертвой своих экстремальных увлечений. В первом и втором случаях велико влияние сверстников и кумиров. Ситуации четвертого типа – азартные игры с судьбой, когда есть шанс и выиграть, и проиграть. Очевидно, что чаще всего подросток рискует сам, по собственному выбору: ради положительных эмоций и снятия стресса, для получения адреналина, в надежде на новый опыт, новые отношения, наудачу или по другим причинам. При этом две самые многочисленные группы ответов касаются вредного для здоровья поведения (1) и страха потери контроля (3). У опрошенных школьников и студентов были обнаружены гендерные особенности восприятия риска, в частности, нечувствительность некоторых юношей к риску и более выраженная боязнь девушек оказаться жертвой (ограбления, изнасилования, психологического воздействия, потери самоконтроля).

Все эксперты отмечают, что риск у подростков носит комплексный характер. Те, кто регулярно употребляет алкоголь, чаще остальных подвергают себя и другим рискам: курят, пробуют наркотики и имеют непостоянных сексуальных партнеров. Не очень прилежные в учебе, по сравнению с дисциплинированными школьниками, реже завтракают, реже используют ремень безопасности, больше курят, чаще бывают пьяными, раньше начинают половую жизнь, реже чувствуют себя здоровыми, более склонны к суицидальным мыслям**. Поэтому для того, чтобы снизить риски, нужно действовать сразу во всех направлениях: разговаривать, объяснять, менять среду, консультироваться со специалистами, ограничивать, поощрять, мотивировать, направлять. Меняться самим, узнавать больше, стремиться быть более компетентными и авторитетными родителями в глазах подростка. А главное – научиться уважать и понимать подростка, поддерживать его, сохранять контакт и взаимное доверие.

Родителям не нужно бояться начинать разговор о курении, употреблении алкоголя и других наркотических средств до того, как подросток познакомится с ними. Так мы увеличиваем вероятность того, что информация о влиянии вредных привычек на организм, поможет ребёнку сделать осознанный выбор и сохранить здоровье. Если ребёнок уже начал экспериментировать с сигаретами, алкоголем или наркотиками, можно вместе с подростком честно обсудить все «плюсы» и «минусы» такого поведения. Внимательно выслушав его аргументы «за», мы можем помочь ему найти как можно больше аргументов «против», а заодно обратить его внимание на более увлекательные, приятные и осмысленные занятия.
Курение: повзрослел!

Для многих родителей курение ребенка становится первым явным признаком его «взросления». Причём чем более уязвим и психологически неблагополучен подросток, тем больше (в 5–7 раз) риск, что он рано (в 12–14 лет) начнёт курить и будет выкуривать не меньше 6 сигарет в день. Основными причинами начала курения многие подростки называют: желание казаться взрослым, быть принятым в подростковой среде, снятие стрессов и решение всех важных жизненных проблем.

Начиная курить, некоторые подростки в 16 лет уже сожалеют об этом, но чувствуют, что не способны остановиться. Хорошо известно, что чем позднее подросток приобщается к курению и чем меньше стаж курения, тем выше шанс, что он сможет бросить курить. Поэтому одна из задач взрослых – отодвинуть момент начала курения. Но ещё лучше – не допустить его вовсе.

Большинству подростков трудно вообразить себя в возрасте 25 лет, а тем более – 55. Поэтому предупреждение о вреде, которое курение причинит здоровью в отдалённом будущем, вряд ли повлияет на их сегодняшнее желание курить. Не стоит говорить ребёнку, что из-за курения он не вырастет, не станет сильным, красивым и успешным. По телевизору, в кино и вокруг себя он видит много умных, обаятельных, сильных, состоявшихся людей с сигаретой. Но мальчику нужно рассказать о риске снижения потенции из-за курения, а девочке – о высоком риске осложнений во время беременности и возможных проблемах со здоровьем у будущего ребёнка. А ещё можно объяснить, что с курящими бывает неприятно целоваться, что от табака могут потускнеть волосы, портится цвет лица, темнеют зубы. Полезно также развеять заблуждение, что курение помогает сохранить стройную фигуру, – вокруг полно толстых и курящих. Кроме того, ребёнку можно сообщить, что курение уже не в моде, что в общественных местах и на работе его сильно ограничивают или вовсе запрещают. Посчитав вместе с сыном или дочерью, сколько курильщик тратит на сигареты, родители могут показать, что на эти деньги вполне можно купить что-то, о чем ребёнок мечтает.

Если ребёнок закурил, лучший выход – спокойно разобраться, почему он это сделал. Не стоит кричать на него или тем более грозить, что теперь он лишится любви родителей. Если дело в высокой нагрузке в школе, переживаниях и стрессе, мы можем объяснить ему, что привычка курить – источник нового стресса: если под рукой нет сигарет, курильщик вообще не может расслабиться. Чтобы успокоится, снять напряжение, повысить настроение, есть другие способы: заняться приятным делом, съесть дольку шоколада, прокатиться на велосипеде, просто выспаться. Если подросток начинает курить за компанию, опасаясь насмешек курящих друзей, нужно подсказать ему, что отказ от курения – это проявление индивидуальности, желания быть самим собой, и его станут больше уважать за самостоятельный выбор. Если сигарета – это способ показать свою взрослость, то предложите выразить это по-другому, например взять на себя больше ответственности, больше участвовать в принятии решений, учиться отстаивать свою точку зрения – в общем, вести себя по-взрослому.

Постарайтесь объяснить подростку, что вы заботитесь о его здоровье и готовы помочь ему справиться с этой привычкой. Полезным может оказаться разговор с психологом, школьным или семейным/подростковым врачом. Если вы сами курите, постарайтесь бросить; предложите бросать вместе. Если не получается, честно признайтесь в этом и укажите на себя как на пример мещающей вам зависимости, от которой даже при желании сложно избавиться.

Алкоголь – новый образ жизни?

Большинство подростков чаще всего употребляют пиво и слабоалкогольные коктейли. Пиво особенно опасно для молодых людей, поскольку к нему легко привыкнуть, оно становится частью образа жизни. Частое употребление пива или вина в большом количестве равносильно употреблению крепких напитков. Маленькая бутылка пива (0,33 л) эквивалентна по содержанию алкоголя 125 мл вина и 40 мл водки. Молодые люди, которые начинают употреблять алкоголь в возрасте до 21 года, становятся хроническими алкоголиками в 4 раза чаще, чем те, кто делает это позже.

В качестве причин употребления алкогольных напитков подростки часто называют желание усилить хорошее настроение или исправить плохое, отвлечься от проблем, облегчить общение с противоположным полом, почувствовать себя взрослым, не отставать от сверстников. Другие мотивы – любопытство, «просто так», «от нечего делать» и домашние праздники и торжества. Подросткам кажется, что с банкой пива или стаканом вина (даже если им не нравится их вкус!) они кажутся взрослее, увереннее в себе. Нередко приобщение к спиртному – способ показать родителям, что они уже не дети, или же привлечь их внимание к себе.

У некоторых родителей вырывается вздох облегчения, когда они узнают, что их подросток «только» выпивает: «По крайней мере он не употребляет наркотики». Алкоголь рассматривают как меньшее из зол. Другие родители, наоборот, начинают паниковать из-за бокала шампанского, выпитого на вечеринке, устанавливают строгий запрет на любые алкогольные напитки. Проблема тут, как и во многих других ситуациях, в здравом смысле и возможности для подростка контролировать своё поведение.

Если подросток пришёл домой пьяным, надо с ним поговорить. Лучше это сделать обоим родителям на следующий день. Ругать и читать мораль бессмысленно; лучше рассказать, что вы пережили, когда увидели его в дверях, как вас это огорчило. Узнайте, где, вместе с кем и при каких обстоятельствах это произошло. Не устраивайте допрос, говорите спокойно, подведите итог: случившееся – это факт, новый опыт, и теперь, когда ребёнок его получил, ему решать, как вести себя дальше: отказаться от спиртного или испытывать ещё не окрепший организм на прочность. В 13–15 лет подросткам не верится, что алкоголь может стать впоследствии причиной инфаркта или язвы желудка. Поэтому лучше рассказать, что из-за частого потребления алкоголя может увеличиться вес, нарушится менструальный цикл или снизится потенция. Надо предупредить, что алкоголь снижает самоконтроль и способность оценивать ситуацию, из-за чего состояние опьянения может стать причиной неадекватных поступков, насилия, незащищенного сексуального контакта, травмы, а также интоксикации организма и обострения хронических заболеваний.

Устойчивое пристрастие чаще возникает у подростков, чьи друзья, родственники или родители регулярно выпивают. Семьи, где ребёнку уделяют должное внимание, интересуются его проблемами, друзьями и времяпровождением, а также прививают навыки эффективного общения, критического мышления и принятия решений, умение управлять чувствами и эмоциями, реже сталкиваются с такими проблемами. Родители могут помочь подростку сформировать шкалу жизненных ценностей, повысить его самооценку, организовать досуг: вовлечь в творческую деятельность, занятия спортом и другое.
Наркотики: не бояться обсуждать

Возраст молодых людей, употребляющих психоактивные вещества, постоянно снижается, а ассортимент этих веществ – расширяется. В некоторых странах употребление молодёжью «лёгких» наркотиков уже стало более серьёзной проблемой, чем курение.

Многие подростки считают наркотики элементом молодёжной субкультуры. Если спросить их о причинах употребления психоактивных веществ, ответы будут вполне предсказуемыми: «за компанию», «снимает напряжение», «для уверенности», «из-за плохих отношений с родителями», «от нечего делать», «из интереса», «для удовольствия», «не могу отказаться».

Взрослым часто кажется, что в их благополучной семье ребёнок застрахован от употребления наркотиков. Но гиперопека заботливых родителей, которые лишают детей самостоятельности, может привести к тому, что ребёнок не научится самоутверждаться в коллективе, сопротивляться давлению сверстников, будет легко поддаваться уговорам, а значит, рискует попасть в сети распространителей наркотиков. К такой же ситуации может привести и другая крайность – отсутствие контроля со стороны родителей, предоставление ребёнку полной свободы действий.

Следующие признаки и особенности поведения позволяют допустить, что ребёнок употребляет наркотические вещества:

- резкие перепады настроения и физического состояния, например ярость, переходящая в смех, повышенная активность, резко сменяющаяся вялостью и сонливостью;

- неадекватность поведения (повышенная возбудимость, смешливость, бессвязная речь, нарушение координации) без характерного алкогольного запаха;

- возрастание расходов у ребёнка, пропажа денег из дома;

- резкое изменение круга общения и появление специфического жаргона.

Если что-то подобное происходит с вашим ребёнком, не спешите делать однозначные выводы, читать нотации, угрожать или наказывать. Проконсультируйтесь с психологом, и, если ваши опасения подтвердятся, пойдите к нему вместе с ребёнком. И главное, сохраняйте с ребёнком контакт. Ваша поддержка и понимание будут служить для него опорой и помогут справиться со сложностями.

Близкие и доверительные отношения родителей с ребёнком, совместное времяпровождение, принятие и уважение его самостоятельности, готовность помочь и безусловная любовь – лучшая вакцина от увлечения наркотиками. Но кроме этого, взрослеющего ребёнка надо предупредить о том, что приём любых наркотических веществ (даже самых слабых и от случая к случаю) означает зависимость от них, а также повышает риск заражения ВИЧ (особенно если это инъекционные наркотики), вирусными гепатитами и инфекциями, передаваемыми половым путём. Если ваш ребёнок не может сам организовывать свой досуг, помогите ему найти занятие, которое его заинтересует. Это может быть спорт, участие в музыкальной группе или в театральном кружке, игры вроде «Мафии» или интеллектуальные викторины, туристические походы, хорошие молодёжные лагеря... Иногда достаточно предложить сыну или дочери пригласить друзей домой – у них будет территория для общения, а родители смогут лучше узнать тех людей, которые нравятся их ребёнку.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание? iconТема: Проблемы подросткового возраста что это такое?
Задачи: Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, обратить их внимание на собственное...

Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание? iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков...

Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание? iconВыступление Козлова Владимира Викторовича
Хотелось бы обратить на внимание на то, что на объектах использования атомной энергии действует ряд нормативных документов

Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание? iconПоследнее слово! В последнем слове я хочу обратить внимание суда,...
В последнем слове я хочу обратить внимание суда, что выводы и утверждения прокуратуры о наличии в моих действиях состава преступления...

Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание? iconФеликс Вуль Сексуальные искушения, или Кое-что об эротической кухне
Предлагая вам, дорогой читатель, эту «поваренную книгу» мы хотели бы обратить внимание на два обстоятельства

Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание? iconЗадачи: обратить внимание учащихся на значение слова «семья», способствовать...
Эпиграф: «Домашний очаг должен быть не местом пребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся»

Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание? iconПсихоанализ и религия
Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению взглядов Фрейда на религию, хотелось бы обратить внимание на то, что при работе...

Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание? iconГрадостроительный кодекс российской федерации
Российской Федерации (далее объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового...

Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание? iconГрадостроительный кодекс российской федерации
Российской Федерации (далее объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового...

Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание? iconГрадостроительный кодекс российской федерации
Российской Федерации (далее объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница