Урок 29




Скачать 260.61 Kb.
НазваниеУрок 29
страница1/3
Дата публикации19.03.2013
Размер260.61 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Медицина > Урок
  1   2   3
Урок 29
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ. ТЕРМИНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ШОКЕ. ВОДНЫЕ ТРАВМЫ
Предмет: ОБЖ.

Класс: 9.

Дата: «____» _____________ 20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цели и задачи: познакомить обучающихся с понятием «терминальное состояние», показать способы оказания первой помощи при шоке, водных травмах, отработать некоторые из них.

Учебно-наглядный комплекс: учебник, медицинская аптечка; перевязочные средства; подручные средства оказания первой доврачебной помощи.
Ход урока


  1. Организационный момент.




  1. Проверка домашнего задания.


Произвольный опрос:

  • Какие растения, произрастающие в нашей местности, можно отнести к лекарственным?

  • По каким признакам вы их распределили?

  • Предложите доступные в природных условиях рецепты, приготовленные из лекарственных растений.

Ученики отвечают, приводят примеры, учитель комментирует ответы, оценивает их.


  1. ^ Изучение новой темы.


Рассказ учителя
Терминальное состояние – это пограничное состояние организма между жизнью и смертью.

По выражению древних, смерть проходит через символические «врата»: мозг, сердце, лёгкие. И происходит это состояние в пять стадий: шок (длится 5-6 ч), предагония, терминальная пауза, агония, клиническая смерть. Последние четыре стадии развиваются в течение 8-9 минут, но при всех терминальных состояниях человека можно оживить. Чаще всего сталкиваются с первой реанимационной помощью, которая осуществляется при клинической смерти. Если помощь не будет оказана или оказана неверно, наступает необратимая биологическая смерть.

Клиническая смерть происходит из-за прекращения сердечной деятельности и для неё характерны пять признаков:

  • отсутствие сознания;

  • отсутствие дыхания;

  • отсутствие пульса на сонных артериях;

  • расширение зрачков;

  • отсутствие реакции зрачков на свет.

Если все перечисленные факторы присутствуют, необходимо приступать к реанимации – оживлению умирающего.

Вначале спасатель должен определить состояние больного: жив тот или нет, возможно, находится в алкогольном опьянении, наступила ли клиническая смерть.

После этого начинается диагностический этап реанимирования. Спасатель проверяет состояние шейных позвонков. Переломы шейных позвонков возникают в результате аварии и являются наиболее опасными для жизни человека. Проверяется это путём прощупывания. На тыльной стороне шеи образуется плотный, болезненный костный выступ, на лицевой стороне – также незначительное напряжение мышц, иногда голова и шея смещены, необычно расположены.

^ Первая помощь при переломе шейных позвонков:

  1. Строгий покой.

  2. Наложение на шею ватно-марлевого воротника (бинт прокладывается ватой и накладывается, захватывая не менее 2/3 ширины предыдущего хода и не сдавливая сонной артерии).

  3. Размещение пострадавшего на щите (двери, снятой с петель).

  4. Вызов «скорой помощи» с сообщением о принятых мерах.

Если нет перелома шейных позвонков, проводится метод запрокидывания головы. Этим достигается не западание языка в гортань с последующей закупоркой трахеи. Запрокидывают голову без особого усилия до первого упора, следят, чтобы рот был приоткрыт. Проводится двумя руками, как показано в учебнике на рисунке.

^ Техника оказания первой помощи при остановке кровотечения.

В случае необходимости останавливается кровотечение.

Артериальное кровотечение из сосудов верхних и нижних конечностей останавливают в два этапа: вначале прижимают артерию выше места повреждения к костному выступу, чтобы прекратить поступление крови, а затем накладывают стандартный или импровизированный жгут.

^ Способ прижатия плечевой артерии следующий: вводят кулак в подмышечную впадину и прижимают руку к туловищу, при прижатии артерии предплечья закладывают в локтевой сгиб валик (свёрнутая ткань, бинт) и максимально сгибают руку в локтевом суставе; бедренной артерии – надавливают кулаком на верхнюю треть бедра в области паховой складки, прижимая артерии голени и стопы, в подколенную ямку закладывают валик, ногу максимально сгибают в коленном суставе.

После прижатия артерий приступают к наложению кровоостанавливающего жгута, который накладывают поверх одежды, а если на кожу, то подкладывают под него полотенце, кусок ткани и пр. Жгут подводят под конечность выше места ранения, сильно растягивают (если это стандартный резиновый жгут, которым комплектуются домашние аптечки) и, не уменьшая натяжения, затягивают вокруг конечности. Под жгут подкладывают записку с указанием времени его наложения. В тёплое время года срок, в течение которого можно не снимать жгут, составляет 2 часа, а в холодное время года – 30 минут. Для обеспечения питания конечности по неповреждённым сосудам жгут нужно через указанные сроки ослаблять, предварительно прижав пальцем повреждённый сосуд выше раны, и через 2-3 мин повторно затянуть.

Некоторые особенности имеет техника наложения импровизированного жгута-закрутки. Из подручного материала (ткань, марля, верёвка и пр.) делают прочную петлю, диаметром в полтора-два раза превышающую окружность повреждённой конечности, и накладывают её узлом вверх на ткань, положенную на кожу конечности. Под узел вставляют прочную палочку длиной 20-25 см, посредством которой свободная часть петли закручивается до сжатия конечности и полной остановки кровотечения. Конец палочки во избежание раскручивания привязывают к жгуту.

Ошибки и осложнения при наложении жгута следующие:

  • слишком слабое затягивание жгута вызывает передавливание вен, в результате чего кровотечение из раны усиливается;

  • слишком сильное затягивание жгута, особенно на плече, может вызвать паралич периферических отделов конечности из-за повреждения нервных стволов;

  • резкие боли в месте наложения жгута отмечаются при наложении его непосредственно на кожу. Они, как правило, возникают через 40-60 мин после наложения жгута вследствие местной ишемии (недостаточного кровоснабжения) тканей.

Кровотечения из артерий кисти и стопы не требуют обязательного наложения жгута. Достаточно плотно прибинтовать пачку стерильного бинта или тугой валик из стерильных салфеток к месту ранения и придать конечности возвышенное положение. Жгут применяют только при обширных множественных ранениях и разможжениях кисти и стопы. Кровотечение из артерий пальцев останавливают тугой давящей повязкой.

Артериальное кровотечение в области волосистой части головы, на шее и туловище останавливают путём тугой тампонады раны салфетками, сверху которых можно положить неразвёрнутый бинт из стерильной упаковки и максимально плотно прибинтовать его.

Венозное и капиллярное кровотечение останавливают путём наложения тугой давящей повязки. При ножевом ранении крупной магистральной вены можно произвести тугую тампонаду раны или наложить кровоостанавливающий жгут. Если кровопотеря большая, то пострадавшего после остановки кровотечения укладывают на спину на носилки без подушки; нижний конец носилок приподнимают, подкладывают под него какие-либо предметы (доски, кирпичи и пр.); пострадавшего укрывают одеялом, дают тёплый сладкий чай, при болях – анальгетики (обезболивающие).

Затем проверяется наличие пульса, состояние зрачков. Пульс проверяют на сонной артерии в районе кадыка. Проверка зрачков проводится следующим образом: веко необходимо открыть, прикрыть ладонью, потом резко ладонь убрать и смотреть. Если всё нормально, зрачок должен сжиматься.

^ Техника ИВЛ (искусственной вентиляции лёгких).

После этого проводится искусственная вентиляция лёгких. Она проводится в такт дыхания пострадавшего в помощь ему. Для осуществления этого этапа необходим платок, бинт, марля, которую накладывают на рот пострадавшего. Во время его вдоха спасатель зажимает нос пострадавшего, плотно обхватывает своими губами рот больно и делает глубокий выдох. Во время выдоха пострадавшего спасатель делает энергичное надавливание сложенными основаниями кистей рук на грудную клетку. Возможны также реанимационные мероприятия по искусственной вентиляции лёгких «рот в нос».

^ Клинические проявления механических повреждений.

Учитель даёт определение понятия «шок» и рассказывает о мероприятиях, связанных с выведением пострадавшего из этого состояния.

Шок – угнетение всех функций организма с явлениями острой сосудистой недостаточности. Существуют три степени тяжести шока, в зависимости от времени неоказания помощи.

Основные виды шока: травматический, геморрагический (вследствие большой кровопотери), ожоговый, септический (при занесении инфекции), анафилактический (аллергический).

Первая помощь при шоке подобна помощи при реанимации.

^ Оказание неотложной помощи при водных травмах и утоплении.

Водными травмами называют различные виды утоплений. Наиболее распространены утопления в бассейнах и домашних ваннах.

Утопления разделяют на истинные (95% от всего количества), асфиксические (после приёма алкоголя, наркотиков, стресс, сильные удары о воду) и синкопальные (рефлекторная остановка сердца).

Первая помощь при утоплении включает следующие действия: вытащить пострадавшего на берег, очистить дыхательные пути, вызвать выделение воды, провести искусственное дыхание, вызвать врача «скорой помощи».

  1. ^ Дополнительный материал к уроку.


Клинические проявления механических повреждений
Наиболее часто встречаются повреждения, возникшие в результате разнообразных механических воздействий. Смерть на месте происшествия чаще всего обусловлена тяжестью повреждения и такими осложнениями, как кровопотеря, шок, повреждение центральной нервной системы.

Возникновение травматического шока зависит от многих объективных условий, знать которые необходимо при оказании помощи пострадавшему с тяжёлой механической травмой, т. к. травматический шок – это остро развивающееся и угрожающее жизни состояние.

Кратко рассматривая патогенез (механизм развития) травматического шока, необходимо отметить, что функциональные изменения, возникающие в организме пострадавшего в результате действия травмы, сложны и разнообразны. Главными факторами, определяющими тяжесть состояния организма в начале развития шока, являются болевая импульсация из области травмы; кровопотеря и уменьшение объёма циркулирующей крови; нарушения внешнего дыхания, функций жизненно важных органов и систем; тяжёлая интоксикация.

Течение травматического шока разделяется на две фазы, именуемые эректильной и торпидной, классическое описание которых дал Н. И. Пирогов. При эректильной фазе происходит «активная защита» от травмы, а при торпидной организм как бы «приспосабливается» к новым условиям существования.

Эректильная фаза встречается в 10-15% случаев и характеризуется выраженным психомоторным возбуждением на фоне развивающихся нарушений кровообращения. Пострадавшие могут быть неадекватны: они мечутся, кричат, совершают беспорядочные движения, сопротивляются оказанию помощи. Вступить с ними в контакт бывает крайне сложно. Артериальное давление при этом может быть нормальным или близким к нормальным величинам.

В торпидной фазе возбуждение пострадавшего сменяется затемнением сознания вплоть до полного отсутствия вследствие крайней степени гипоксии головного мозга, вызванной нарушениями кровообращения.

^ Шок I степени (лёгкий шок) характеризуется уровнем артериального давления, равным 90-100/60 мм рт. ст. и частотой пульса 90-100 уд/мин, который может быть удовлетворительного наполнения. Обычно пострадавший несколько заторможен, но легко вступает в контакт, реакция на боль у него достаточно выражена. Кожные покровы и видимые слизистые чаще бледные, но иногда могут иметь нормальную окраску. Дыхание учащённое, но при отсутствии сопутствующей рвоты и аспирации рвотных масс признаков дыхательной недостаточности нет. Шок I степени возникает на фоне закрытого перелома бедра, сочетанного перелома бедра и голени, нетяжёлого перелома таза и при других аналогичных скелетных повреждениях.

^ При шоке II степени (средней тяжести) артериальное давление снижается до 75-80 мм рт. ст., а частота пульса возрастает до 110-120 уд/мин. При этом наблюдается выраженная бледность кожи, цианоз. Нарастает адинамия, заторможенность. Такая тяжесть шока может иметь место при множественных переломах длинных трубчатых костей и рёбер, тяжёлых переломах костей таза и т. д.

^ Шок III степени (тяжёлый) сопровождается снижением артериального давления до 60 мм рт. ст. и ниже, частота пульса возрастает до 130-140 уд/мин, наполнение его слабое. Больной глубоко заторможен, безразличен к окружающему. Кожные покровы – резко бледные с выраженным цианозом и серо-землистым оттенком. Шок III степени развивается при множественной сочетанной или комбинированной травме: повреждение скелета, больших групп мышц и внутренних органов груди, живота, черепа, ожоги. При дальнейшем утяжелении состояния пострадавшего может развиваться терминальное состояние, которое расценивается некоторыми специалистами как шок IV степени.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 29 iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок 29 iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами

Урок 29 iconПлан конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...

Урок 29 iconУрок Основной комплекс Лечебное воздействие гимнастики
Этот урок вы должны повторить 2 раза в день (утром и вечером). Повторяя урок вечером, сделайте самое первое упражнение "Ладошки"...

Урок 29 iconУрок как целостная система Типология и структура уроков
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению...

Урок 29 iconУрок является заключительным по теме «Вашингтон»
Урок предназначен для учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы

Урок 29 iconУрок у нас сегодня необычный
Урок путешествие. Мы отправляемся в неведомую даль, в страну под названьем букварь

Урок 29 iconПубликации учителей школы
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» «1 сентября». Публикация «Музыка в сказке». Урок музыки в 5 классе

Урок 29 iconУрок №33 Тема: Обобщающий урок по теме «Африка»
Комунальна установа Сєверо-Гундорівської зош №13 І-ІІІ ст. Краснодонської міської ради Луганської області

Урок 29 iconУрок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастный оборот»
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки Технология: элементы игровой технологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница