Рабочая программа по математике для 5 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования,




Скачать 289.16 Kb.
НазваниеРабочая программа по математике для 5 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования,
страница1/3
Дата публикации08.05.2013
Размер289.16 Kb.
ТипРабочая программа
vbibl.ru > Математика > Рабочая программа
  1   2   3
Пояснительная записка

Общая характеристика рабочей программы

Рабочая программа по математике для 5 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования 2010г., Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Новолядинская СОШ», Уставом МБОУ «Новолядинская СОШ».

Рабочая программа составлена учителем математики Отдельновой Л.В. и Шпилёвой Е.В.

Реализация рабочей программы по математике для 5 класса осуществляется по учебно-методическому комплекту «Математика 5», разработанному авторским коллективом: Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург, имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Рабочая программа по математике для 5 класса включает следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; место учебного предмета; планируемые результаты изучения учебного предмета; тематическое планирование; основное содержание; учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность её содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы по математике для начального образования; конкретизируются цели изучения учебного предмета «математика», указывается, в рамках какой системы учебников реализуется данная программа, указываются ценностные ориентиры программы. Особое внимание уделяется целям изучения математики, её вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения рабочей программы по математике обучающимися 5 класса.

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. Предметные результаты представлены на двух уровнях – «Обучающийся научится» и «Обучающийся получит возможность научиться».

В разделе «Тематическое планирование» представлен перечень тем; указано минимальное число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы; темы уроков; характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в разделы, с указанием минимального количества учебных часов, выделяемых на изучение каждого раздела.

В разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение» указывается основная и дополнительная литература, методическая литература для учителя, цифровые образовательные ресурсы.

Изучение математики в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. в направлении личностного развития:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие умения контролировать процесс учебной математической деятельности;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  • развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

  1. в метапредметном направлении:

  • развитие представлений о математике, как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

    3) в предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создание фундамента для математического развития; формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

^ Ценностные ориентиры

    Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры. Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом яв­ляются фунда­ментальные структуры реально­го мира: пространственные формы и количественные отноше­ния — от простейших, усваиваемых в непосред­ственном опы­те, до достаточно слож­ных, необходимых для разви­тия научных и технологических идей. Без конкретных математиче­ских зна­ний затруднено понимание принципов устройства и ис­пользования современ­ной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономиче­ской, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится вы­полнять достаточно слож­ные расчеты, находить в справочниках нужные фор­мулы и применять их, владеть практиче­скими приё­мами геометрических измере­ний и построений, читать инфор­мацию, представленную в виду таб­лиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных собы­тий, со­ставлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным со­времен­ным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисцип­лин. В послешкольной жизни реальной необходи­мостью в наши дни является непрерыв­ное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подго­товки, в том числе и математи­ческой. И наконец, все больше специально­стей, где необхо­дим высо­кий уровень образования, связано с непосредственным применением матема­тики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информа­тика, био­логия, психоло­гия и др.). Таким образом, расширяется круг школьни­ков, для которых математика стано­вится значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математиче­ского стиля мышления, проявляю­щегося в определенных умствен­ных навыках. В процессе ма­тематической деятельности в арсенал приёмов и методов че­ловеческого мышления естест­венным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкрети­зация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирова­ние и аналогия. Объекты математиче­ских умозаключений и пра­вила их конструирования вскрывают механизм логиче­ских построе­ний, выраба­тывают умения формулировать, обосновывать и доказы­вать суждения, тем самым развивают логическое мыш­ление. Ведущая роль в формирова­нии алгоритмического мышления и воспитании уме­ний дей­ство­вать по заданному алгоритму и конструировать новые принадлежит матема­тике. В ходе реше­ния задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная сто­роны мышления.

Обучение математике даёт возможность развивать у уча­щихся точную, эко­номную и ин­формативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, сим­волические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в форми­рование общей куль­туры чело­века. Необходимым компонен­том общей культуры в современ­ном толковании явля­ется об­щее знакомство с методами познания действительно­сти, представление о предмете и методе математики, его отли­чия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенно­стях примене­ния математики для решения научных и при­кладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспита­нию человека, по­ниманию кра­соты и изящества математиче­ских рассуждений, восприятию геометрических форм, усвое­нию идеи симметрии.

История развития математического знания дает возмож­ность пополнить за­пас исто­рико-научных знаний обучающихся, сформировать у них представле­ния о математике как ча­сти общечеловеческой культуры. Знаком­ство с основными историческими вехами возникно­вения и развития математи­че­ской науки, с историей великих открытий, именами людей, творив­ших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культур­ного человека.

Для математического образования приоритетным можно считать: развитие умений самостоятельно разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказаться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Обучающиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач: формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными математическими знаниями. Обучающиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.

^ Особенности образовательного процесса

Образовательный процесс в МБОУ «Новолядинская СОШ» в основной школе строиться по модульной технологии, что предполагает чередование 5-6 недель обучения с недельными каникулами (семестры). Изучение математики осуществляется на спаренных уроках. Особое место в овладении данным курсом с использованием модульной технологии отводится работе по формированию навыков саморегуляции: самоконтроля и самопроверки.

Отчётными периодами являются триместры (два семестра). Текущий контроль осуществляется после изучения каждого основного раздела, форма проведения: контрольная работа или тест.

Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным вопросам курса математики 5 класса.

^ Общая характеристика учебного предмета

Математическое образование в 5 классе представлено следующими содержательными компонентами: арифметика, алгебра, геометрия и элементы вероятности и статистики. Целью изучения курса математики в 5 классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять письменно и устно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. Важнейшие акценты изучения курса математики в 5 классе: формирование вычислительной культуры, прикидка результата; выбор стратегии решения. При этом учитывается преемственность с начальным периодом обучения, индивидуальные потребности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей обучающихся.

При отборе содержания учитывается принцип целостности содержания, согласно которому новый материал органично и доступно для обучающихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил. Теоретический материал осознаётся и усваивается преимущественно в процессе решения задач. В основе обучения лежит деятельностный подход, организация разнообразной учебной деятельности, отвечающей современным психолого- педагогическим воззрениям, использование современных технологий обучения.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами. В ходе изучения курса обучающиеся развивают навыки устных и письменных вычислений с натуральными и дробными числами, используют свойства арифметических действий, вырабатывают навыки переводить практические задачи на язык математики.

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками знаний, необходимых для формирования у обучающихся представления о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. В курсе математики 5 класса изучается наглядно-деятельностная геометрия, направленная на расширение геометрического кругозора обучающихся, все свойства устанавливаются опытным путём.

Раздел «Вероятность и статистика» обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. При изучении статистики и теории вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.

^ Место предмета в учебном плане

Математика как учебный предмет образовательной области «Математика и информатика» закладывает основы математического образования и формирует коммуникативную культуру обучающихся 5 класса. Учебный план МБОУ «Новолядинская СОШ» отводит на изучение математики в 5 классе 170 часов, из расчета 5 учебных часа в неделю, рабочая программа по математике в 5 классе рассчитана на 170 часов, при этом в программе предусмотрен резерв учебного времени в количестве 15 ч (9%).

^ Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методы работы: рассказ, объяснение, лекция, беседа, дифференцированные задания, взаимопроверка, дидактическая игра, решение проблемно-поисковых задач.

^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

Изучение математики в пятом классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  1. в личностном направлении:

    • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

    • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

    • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

    • критичность мышления, умение распознавать логические некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

    • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

    • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

2) в метапредметном направлении:

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение выдвигать гипотезы для решения учебных задач, понимать необходимость их проверки;

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • умение самостоятельно ставит цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  1. в предметном направлении:

Обучающийся 5 класса научится:

  • работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;

  • выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления; проводить несложные практические расчёты с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

  • точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; использовать различные языки математики (словесный, символический, графический); обосновывать суждения, проводить классификацию, обосновывать математические утверждения;

  • записывать и читать натуральные числа;

  • изображать отрезок, заданной длины, и находить длину заданного отрезка;

  • изображать прямую, луч, треугольник;

  • вычислять периметр треугольника;

  • изображать натуральные числа на координатном луче;

  • называть числа, соответствующие данному делению на координатном луче;

  • сравнивать натуральные числа и записывать результат сравнения математически;

  • выполнять сложения, вычитания, умножение и деление натуральных чисел;

  • определять порядок выполнения действий;

  • составлять числовые и буквенные выражения и находить их значения;

  • находить квадраты и кубы чисел (в простых случаях);

  • решать текстовые задачи (в простых случаях);

  • вычислять площади прямоугольников, квадратов;

  • вычислять объёмы прямоугольного параллелепипеда и куба;

  • выполнять сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;

  • выполнять сложение и вычитание смешанных чисел;

  • переводить неправильные дроби в смешанные числа, а смешанные числа в неправильные дроби;

  • осуществлять десятичную запись дробных чисел;

  • сравнивать десятичные дроби;

  • выполнять округление десятичных дробей;

  • выполнять сложение и вычитание десятичных дробей;

  • выполнять умножение и деление десятичных дробей на натуральное число и на десятичную дробь;

  • находить дробь от числа и число по значению дроби в простейших случаях;

  • решать простейшие задачи на нахождение дроби от числа и числа по значению дроби;

  • вычислять среднее арифметическое нескольких чисел;

  • находить корни простейших уравнений, на основе зависимости между компонентами;

  • находить проценты от числа, записывать проценты десятичной дробью;

  • пользоваться транспортиром для измерения углов и построения углов по градусной мере;

  • работать с информацией, представленной в виде несложных таблиц и диаграмм;

  • представлять собранные данные в табличной форме;

  • извлекать информацию из таблиц и диаграмм;

  • приводить примеры случайных событий.

Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:

  • применять аппарат уравнений для решения задач из различных разделов курса;

  • находить корни уравнений, на основе зависимости между компонентами, применяя несколько видов зависимости;

  • овладеть основными способами представления и анализа статистических данных; представлениями о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

  • вычислять площади фигур, являющимися комбинациями прямоугольников и квадратов;

  • решать комбинированные задачи на нахождение дроби от числа и числа по значению дроби;

  • применять алгоритм нахождения среднего арифметического при решении прикладных задач математики;

  • составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

  • строить и читать различные таблиц и диаграммы, анализируя условие задачи математического и прикладного характера;

  • овладеть систематическими знаниями о простейших пространственных телах и умением применять их для решения геометрических и практических задач, выполняя расчёты при решении несложных практических задач;

  • использовать старинные единицы измерения длин, площадей и объёмов;

  • кратко излагать результаты проектной деятельности с опорой на шаблон их оформления;

  • понимать историю развития понятия о числе;

  • представлять современную картину мира и методы его исследования;

  • понимать роль статистики как источника социально значимой информации;

  • математически моделировать практические ситуации в простейших случаях.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по математике для 5 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, iconПримерная программа по биологии для основной школы составлена на...
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,...

Рабочая программа по математике для 5 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, iconПояснительная записка к рабочей программе по алгебре 8 кл
Данная рабочая программа разработана на основе стандарта основного общего образования по математике, примерной программы по математике...

Рабочая программа по математике для 5 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по физике для учащихся 7 класса 2010-2015 гг
Временных требований к минимуму содержания основного общего образования, Примерной программы по физике основного общего образования...

Рабочая программа по математике для 5 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по информатике составлена на основе федерального...
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса обучения средней общеобразовательной школы составлена...

Рабочая программа по математике для 5 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, iconПрограмма по литературе для 6 класса. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по математике для 5 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, iconПримерные программы Основное общее образование примерная программа...
...

Рабочая программа по математике для 5 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов

Рабочая программа по математике для 5 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по информатике и икт для 7 класса разработана учителем...
Икт для 7 класса разработана учителем Лютиковой И. В. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по информатике...

Рабочая программа по математике для 5 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе...
Примерной программы основного общего образования по литературе, на основе программы по литературе. 8-11 классы. Авторы программы...

Рабочая программа по математике для 5 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа учебного курса экономики для 10 класса составлена...
Рабочая программа учебного курса экономики для 10 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе федерального компонента...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница