Развитие взглядов и современное состояние

НазваниеРазвитие взглядов и современное состояние
Дата публикации17.03.2013
vbibl.ru > Математика > Документы
  1   2
Глава 1

Развитие взглядов и современное состояние.

Проблемы математического обоснования густоты разведочной сети.

Разработка теории геологоразведочного дела неразрывно связана с проблемой количественной оценки результатов переменных геологических величин. Состояние этой проблемы в целом за истекшую четверть века можно проиллюстрировать четырьмя выдержками.

В предисловии к работе Л. И. Шаманского «Математическая обработка разведочных материалов». М. А. Усов (1936) писал: «Все вопросы геологоразведочных исследований …решаются геологом и разведчиком субъективно, и нет надежного критерия для проверки такой работы, кроме последующей эксплуатации месторождения, которая почти всегда обнаруживает погрешности не только в перспективной, но и в промышленной , даже достаточно детальной, разведке. Поэтому нужно приветствовать всякую попытку к подведению объективной, математической базы в методике геологоразведочного дела».

В. М. Крейтер и В. И.Смирнов (1946) отмечали: «Не смотря на то что попытки математического анализа методических вопросов разведки пока не дали особо ощутимых результатов, выяснение возможности аналитического решения вопроса о точности разведок и о плотности разведочных выработок по прежнему остается благодарной задачей для наших исследователей».

В 1952 г., обсуждая современное состояние вопросов методики разведки, И. П. Шарапов (1952) констатировал: «Основные вопросы методики разведки решаются разными геологами по-разному на основе их личного опыта или по ведомственным инструкциям, не имеющим, однако, теоретического обоснования»…»методика разведки еще не наука». И, наконец, в решении научно-технического совещания по методике разведки месторождений полезных ископаемых, происходившего 19-24 декабря 1960г. в Москве записано «Научная разработка важных вопросов методики поисков, разведки и оценки полезных ископаемых значительно отстает от требований производства».

В России и, по-видимому, во всем мире, пионером в применении математической статистики к геологии был Н. Псарев (1899). В числе первых следует назвать также С. Ю. Доборжинского (1909,1911), Г. Гувера (1909) и Р. Рикарда (1907).

В Советском союзе широкое развитие геологоразведочные работы получили с середины двадцатых годов. Большое внимание геологами было уделено вопросам рациональной методики разведки. Первое время, примерно до 1938 г., основные вопросы по решению этой задачи сводились к применению формул математической статистики для оценки погрешностей (ошибок) средних содержаний и мощностей, а также для расчета расстояний между пунктами отбора проб. К этому периоду относятся работы В. К. Котульского и Н. Н Курека (1926), Г. А. Мельникова (1934), Н. В. Барышева (1936,1937 а, б), А. А Васильева (1934), Л. И Шаманского (1935, 1936, 1937), Д. А. Зенкова (1935, 1937), и ряда других.1

Большинство работ этого периода не касалось вопросов правомочности применения формул статистки случайных величин к геологическим величинам и не пыталось оценить соответствия рассчитанных погрешностей реальным значениям их. Первым геологом, который затронул эти принципиальные вопросы, был по-видимому , С. Н. Иванов (1936).

Факты и геологические соображения привели С. Н Иванова (1936) к выводу, что «Численные результаты анализа каждой пробы имеют определенную связь с соседними» и «ряд анализов проб, взятых по какой-либо выработке, не может рассматриваться как обычный вариант ряд независимых переменных».

С. Н Иванов обратил внимание и на то, что «средняя ошибка среднего арифметического…будет всегда значительно больше получающейся фактически» и доказал это на примере Дегтярского и Сарановского месторождений. Отсюда основной вывод С. Н Иванова: для оценки результатов разведки «метод вариационной статистики…имеет очень ограниченное применение».

Примерно в то же время появились работы С. Траскотта (1937). На основе опыта эксплуатации многих месторождений Родезии и теоретических рассуждений С. Траскотт приходит к выводу, что:

1. правильное исчисление среднего содержания должно «учитывать частоту проб с различным содержанием»;

2. при начальной стадии разведки полиметаллических месторождений , когда нельзя составить вариационную кривую, среднее содержание следует оценивать как среднее геометрическое.

Комментируя работу С. Траскотта, К. Л. Пожарский (1936) писал: «Указание на то, что среднее содержание, подсчитанное в начале разведки, выше того, которое доказывается полным завершением разведочных работ, встречается у многих авторитетных геологов. Оно в общем справедливо…».

Затронутый С. Н. Ивановым принципиальный вопрос и применимости в геологоразведочном деле формул статистики случайных величин мало обсуждался в геологической литературе. Однако даже противники взглядов С. Н Иванова, например Н. В Барышев (1936), должны были признать: «факт что ряды проб…отклоняются от закона нормального распределения, известен давно».

В подавляющем большинстве исследований и учебников (В. Г.Соловьев, В. М. Крейтер, Н. В Барышев, Д. А Зенков, отчасти П. Рыжов и другие2), опубликованные после работы С. Н. Иванова, подчеркиваются, что механически использовать формулы математической статистики для оценки результатов разведочных работ нельзя.

Наиболее четко ограниченность приложения статистики случайных величин для оценки разведочных данных выявлена в 1937-1940 гг. В. Г. Соловьевым (1937 а, б, в; 1939; 1940).

В перечисленных работах В. Г. Соловьева показано, что

1. «значения того или иного признака, получаемые в результате разведочных работ (например, данные опробования), имеют какую-то функциональную связь между собой»;

2. «формулы вариационной статистики приводят, как правило, к большему количеству необходимых выработок, чем это требуется в действительности, и к завышенным показателям ошибок выводов средних значений этих признаков»;

3. «ошибка выводы средних значений того или иного признака и подсчета запасов зависит главным образом от количества вводимых в подсчет выработок (проб) и в весьма слабой степени от величины площади (или протяженности) объекта, на которой распределены эти выработки»;

4. величина ошибки подсчета «может служить лишь в качестве дополнительной характеристики запасов , но не может определять собой категорию последних»;

5. вариационный коэффициент «не отражает изменчивость месторождений и характер распределения компонентов в рудном теле».

Доказывая непригодность формул статистики случайных величин для оценки геологических величин, ряд геологов, например В. Г. Соловьев, В. М. Крейтер, частично Н. В. Барышев, тем не менее, пользуются ими для решения задач прикладного характера. Такая двойственность (использование метода, неприменимость которого доказывается), как правило, замалчивалась. Только у В. Г. Соловьева (1938) находим объяснение: «величина средней ошибки…выражает собой «статистическую» или, как ее иногда называют «геологическую» ошибку…практически не поддающуюся определению никакими другими методами, кроме статистического».

Серьезное критическое обобщение работ, посвященных приложению математической статистики к опробованию, опубликовано К. Л. Пожарицким. Рассматривая среднеквадратическую дисперсию (b) и коэффициент вариации (v), К. Л. Пожарицкий (1947) писал:

1. «характеристика неравномерности месторождения величинами b и v является в известной степени абстрактной и неполной»;

2. «вариационный коэффициент может быть только грубо приближенным измерителем неравномерности…являясь дополнением к словесной качественной характеристике»;

3. «основанные на них (т.е. величинах b и v – В, Б) расчеты расстояний между выработками и между пробами не могут претендовать на сколько-нибудь высокую точность»;

4. «обычные формулы вариационной статистики явно не применимы ни для определения вероятной погрешности средней мощности, ни для подсчета необходимого числа выработок и расстояния между ними»;

5. «из-за наличия локальной зависимости действительная случайная погрешность среднего содержания в рудном теле всегда меньше, чем погрешность, определенная по обычным формулам математической статистики»;

Начиная с 1938 г., формулы математической статистики с целым рядом поправок популяризирует П. А. Рыжов (1938 а, б; 1950; 1952; 1954; 1957).

Значительное количество обстоятельных исследований, посвященных оценке достоверности результатов разведки опубликовано после 1945г. Среди них особенно интересны работы, посвященные результатам экспериментальных исследований. Такими работами, в частности, являются исследования В. И. Красникова (1947), Д. А. Казаковского (1948,1950), В. И. Кузьмина (1957,1961).

Поставив задачу количественно оценить величину расхождения между реальной погрешностью и погрешностью, исчисляемой по формулам статистики случайных величин (для средних значений мощности и содержания), В. И. Красников экспериментальным путем определял значение коэффициента пропорциональности в формуле:

Где Ре – погрешность, вычисленная по формулам математической статистики;

Рz – действительная погрешность;

К – коэффициент пропорциональности.

Экспериментальные исследования В. И. Красникова показали что:

1. «В случае закономерного изменения мощности, а именно: при постепенном выклинивании рудного тела в одном или двух направлениях значение коэффициента К не укладываются в закон нормального распределения.

Значения К в этом случае колеблются от 0,012 до 0,57, т.е. оказываются значительно ниже (в два раза как минимум – В, Б.) тех, которые надо ожидать по теории вероятностей».

1. Зависимость между К и v для моделей с незакономерным распределением содержаний имеет параболоподобный характер, для моделей с незакономерно меняющейся мощностью – гиперболоподобный, что явствует из табл.1, представляющей сводку экспериментальных исследований В. И. Красникова (табл.1).

Таблица 1

^ Зависимость между коэффициентом пропорциональности и коэффициентом вариации (по В. И. Красникову)

Величина вариационного коэффициента,%

0,37

150-180

0,87

0,24

Экспериментальные исследования В. И. Красникова показали, что величина погрешности интерполяции не может быть правильно оценена формулами статистики случайных величин; при малой изменчивости погрешность, исчисляемая по этим формулам, меньше наблюдаемой в действительности; при заметной изменчивости – всегда больше действительной.

Д. А. Казаковским (1948) опубликована работа «Оценка точности результатов в связи с геометризацией и подсчетом запасов месторождений», которая по существу посвящена определению ошибки аналогии, т.е. «ошибки среднего значения функции одной или двух переменных или ее интеграла в том случае, когда функция не может быть охарактеризована аналитически и задается таблично»3

При оценке ошибок аналогии Д. А. Казаковский исходил из следующего положения: «Каким бы методом не подсчитывался обьем залежи, его всегда можно рассматривать как функцию суммы мощностей по скважинам».

Теоретический анализ и эксперименты привели Д. А. Казаковского (1948) к следующему выводу:

1. «сумма мощностей по скважинам, а также относительное отклонение ее от истинного значения, зависит от координат точки заложения начальной скважины, т.е. от способа расположения разведочной сетки»;

2. «по мере смещения разведочной сетки реальное отклонение суммы мощностей, соответствующее случайному положению сетки, принимает как положительные, так и отрицательные значения, не превосходящие по численному значению предельного отклонения. В ряде случаев реальное отклонение принимает нулевые значения, соответствующие благоприятному расположению разведочной сетки»;

3. «предельное отклонение имеет двусторонний характер по знаку. Оно равно относительной разности между минимальным или максимальным и истинным значениями суммы мощностей. Предельное отклонение зависит от расстояния между скважинами; оно определяется характером изменчивости мощности и, в отличие, от реального отклонения, не зависит от координат точки заложения начальной скважины»;

4. «при уменьшении расстояния между скважинами предельное отклонение все время убывает и стремится к нулю»;

5. «при уменьшении расстояния между скважинами реальное отклонение стремится к нулю, попеременно убывая и возрастая. Так, при уменьшении расстояния между скважинами в два раза реальное отклонение может уменьшится, остаться прежним по величине или увеличиться»;

6. «скорость убывания предельного и реального отклонений неопределенна: она зависит от характера топографической поверхности m=f(x,y) и не связана какой либо определенной зависимостью с увеличением числа скважин».

Под изменчивостью геологических обьектов Д. А. Казаковский понимает «не изменение вообще, а такое изменение, которое не подчинено какому-либо закону и складывается из незакономерного возрастания и убывания. В основу численной характеристики изменчивости мы кладем, таким образом, как бы не интенсивность изменения показателей, а скорость изменения этой интенсивности, т.е. среднюю величину вторых разностей измеренных значений показателя».

Для количественной оценки абсолютной изменчивости и мощности и содержания Д. А. Казаковский предлагает пользоваться «средней величиной численных значений вторых разностей из показателей
  1   2

Развитие взглядов и современное состояние iconВопросы к зачету по курсу «Организация инновационной деятельности предприятия»
Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

Развитие взглядов и современное состояние iconТранспортная система страны является неотъемлемой частью производственной...
Современное состояние транспортной системы располагает потенциалом, способным поддерживать развитие экономики и рост благосостояния...

Развитие взглядов и современное состояние iconЛекция 1 Тема «История и современное состояние психологии педагогической и учебной деятельности»

Развитие взглядов и современное состояние icon2 Развитие взглядов на психику в ХVII- хviii веках

Развитие взглядов и современное состояние iconУважаемые коллеги!
«природные ресурсы, их современное состояние, охрана, промысловое и техническое использование»

Развитие взглядов и современное состояние iconЧто такое страхование?
Иностранный капитал на российском рынке страхования, современное состояние, перспективы развития

Развитие взглядов и современное состояние iconПримерная тематика курсовых работ
Современное состояние экономики (на примере: сша, Япония, Германия, Англия и т д.)

Развитие взглядов и современное состояние iconРазвитие и состояние мировой автомобилизации