14. Закономерности и принципы воспитания Закономерности воспитания




Скачать 39.26 Kb.
Название14. Закономерности и принципы воспитания Закономерности воспитания
Дата публикации20.09.2013
Размер39.26 Kb.
ТипЗакон
vbibl.ru > Математика > Закон
14. Закономерности и принципы воспитания
Закономерности воспитания обычно понимаются как недостаточно познанные законы, упорядоченность познанных явлений, возникающих в воспитательном процессе связей и зависимостей, а также факторов, влияющих на воспитательный процесс. Для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями эффективность воспитательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают наибольшее влияние на качество воспитания. Таким образом, закономерности воспитания можно определить как зависимости эффективности воспитания от некоторых факторов, условий.

Эффективность воспитания зависит:

1. От сложившихся воспитательных отношений. Одно и то же воспитательное воздействие может привести к разным результатам, если не учитывать те отношения, которые сложились между педагогом и воспитанником.

2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть. Понятие «организация» включает в себя специально упорядоченную совокупность воздействий, отношений, условий, форм и методов работы. Если организация не соответствует цели, воспитательный процесс не достигает успеха.

3. От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников. Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике. При этом необходимо, чтобы у педагога слово не расходилось с делом, а то, чему учит педагог, находило подтверждение и применение в жизни и опыте ребёнка.

4. От совокупного действия объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам относятся личностные особенности педагогов и воспитанников, влияющие на взаимодействие между ними. Объективные факторы отражают условия воспитания: материальные, педагогические и др.

5. От интенсивности воспитания и самовоспитания. Для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, мог заметить у себя положительные качества и недостатки, силой воли преодолевать препятствия, мешающие воплощать свои жизненные планы. Наличие у личности этих умений является результатом воспитания.

6. От активности его участников в педагогическом взаимодействии.

7. От эффективности сопутствующих воспитанию процессов: развития и обучения. Чем эффективней организовано обучение, чем успешней происходит развитие личности, тем выше результаты воспитания.

8. От качества воспитательного воздействия. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью.

9. От интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника. «Внутренняя сфера» - система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности, рассматриваемая как целостное образование. В воспитательном процессе внешние влияния трансформируются во внутренние достижения школьника.

10. От интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками. Взаимовоспитание влияет на становление личности именно потому, что воспитывают сверстники и друзья. В этом случае цели и содержание воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются часто некритически и сразу.

^ Принципы воспитания – это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации воспитательного процесса. Принципы формулируются на основе научного анализа процесса воспитания, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями имеющейся системы образования. Сегодня не существует единства мнений в вопросе о принципах воспитания, авторы разных учебных пособий предлагают различные формулировки и различное количество принципов.

В учебном пособии И.П. Подласого приводится следующая система принципов:

  • принцип общественной направленности воспитания состоит в том, что в воспитательном процессе необходимо готовить ребёнка к активной общественной жизни, учить быть полезным членом общества.

  • принцип связи воспитания с жизнью, трудом означает, что воспитание должно ориентировать ребенка на трудовую деятельность в реальных условиях взрослой жизни: вырабатывать ценностное отношение к процессу и результату своего труда и труда других людей, трудовые умения и навыки, помогать в выборе профессии.

  • принцип опоры на положительное в воспитании имеет следующий смысл: видеть в положительные качества, развивать их и с помощью этих качеств преодолевать недостатки;

  • принцип гуманизации воспитания требует от педагога уважения прав и свобод ребёнка, ненасильственного формирования у воспитанника требуемых качеств;

  • принцип личностного подхода требует в индивидуального подбора для каждого воспитанника наиболее подходящих методов, приёмов, средств и форм воспитания; этот принцип реализуется благодаря учёту в воспитании индивидуальных особенностей ребёнка;

  • принцип единства воспитательных воздействий означает единство, непротиворечивость требований к ребёнку, предъявляемых различными субъектами воспитания, соответствие самого воспитателя тем качествам, которые он хочет воспитать в ребёнке.

К реализации принципов воспитания предъявляются следующие требования:

  • обязательность (принципы должны соблюдаться в обязательном порядке в любом педагогическом действии, в противном случае воспитательному процессу будет нанесён серьёзный ущерб);

  • комплексность (одновременно должны осуществляться все принципы, нельзя сегодня реализовать один принцип, завтра другой и т.д.);

  • равнозначность (все принципы важны в равной степени, среди них нет более важных и менее важных).







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

14. Закономерности и принципы воспитания Закономерности воспитания iconЗакономерности и принципы воспитания
Педагогическое мастерство и профессионализм. Требования, предъявляемые к педагогу профессионального обучения

14. Закономерности и принципы воспитания Закономерности воспитания iconСущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного...
Повседневной жизни. В широком смысле воспитание – это воздействие общества на человека. В узком, педагогическом смысле воспитание...

14. Закономерности и принципы воспитания Закономерности воспитания iconСистемный подход и закономерности в биологии
Ньютона, Кулона, Ома, принципы термодинамики, газовые законы и т д.). Другие закономерности, менее строгие и точные, которые выполняются...

14. Закономерности и принципы воспитания Закономерности воспитания iconПедагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с...
Педагогика – наука о воспитании и обучении человека, его формировании как личности. Педагогика изучает сущность, закономерности,...

14. Закономерности и принципы воспитания Закономерности воспитания iconНа основании закона РФ «Об образовании», Национальной доктрины образования...
Е процесса воспитания школы осуществляется на основе качественно нового представления о статусе воспитания, с учетом отечественных...

14. Закономерности и принципы воспитания Закономерности воспитания iconПринципы (закономерности) спортивной тренировки
Общепедагогические принципы, однако, не конкретизируют специфику спортивной тренировки. Поэтому ими не исчерпывается вся система...

14. Закономерности и принципы воспитания Закономерности воспитания iconОбоснование новой закономерности развития объектов природы
Природа вокруг нас одна и та же, и что буквально все в ней развивается по одной и той же закономерности. Если это так, то истинная...

14. Закономерности и принципы воспитания Закономерности воспитания iconПри руководстве воспитанием учитываются требования принципов
Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также, тесно связаны...

14. Закономерности и принципы воспитания Закономерности воспитания iconПсихологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности...

14. Закономерности и принципы воспитания Закономерности воспитания iconАбсолютная истина источник всего, то из чего все изошло. Абсолютная...
Абсолютная истина это истина как процесс, истина как благо. Этапы истины, закономерности флуктуации и корреляции позволяют обнаружить...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница