При решении задачи №1 важно усвоить сущность статистической свод­ки и группировки, их виды, понять роль группировок при изучении взаимосвязи между явлениями




Скачать 305.31 Kb.
НазваниеПри решении задачи №1 важно усвоить сущность статистической свод­ки и группировки, их виды, понять роль группировок при изучении взаимосвязи между явлениями
страница1/4
Дата публикации07.08.2013
Размер305.31 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4
При решении задачи №1 важно усвоить сущность статистической свод­ки и группировки, их виды, понять роль группировок при изучении взаимосвязи между явлениями. При построении аналитической группировки по имеющимся данным нужно определить факторный и результативный признаки изучаемой совокупности, сгруппировать имеющиеся данные по факторному признаку и охарактеризовать каждую группу показателями, указанными в условии задачи. Решение задачи вначале требуется представить как рабочую таблицу с разбивкой материала на однородные группы, затем в виде сводной аналитической таблицы, состоящей из пяти групп (по условию задачи). По результатам группировки необходимо дать анализ и сделать краткие выводы.

Величину интервала группировки определите по формуле:

i= (x max-xmin)/n , где xmax и xmin – наибольшее и наименьшее значения вариант признака; n- число групп.

^ При решении задачи №2,, исходя из данных экономического содержания исчисляемого показателя, важно правильно сделать выбор вида и формы средней. Этот вопрос решается в зависимости от сущности осредняемого признака, его логичес­кой связи с другими признаками, от содержания и наличия исходного ма­териала и задач статистического исследования.

Если статистические данные представляют собой отдельные значения варьирующего признака (варианты) Х и соответствующие им частоты (число случаев повторения признака X) f, то для определения среднего призна­ка Х применяется средняя арифметическая взвешенная:



Если в условии даны варианты Х и объемы признаков W (произве­дения вариант (X) на частоты (f)), то для расчета среднего значения признака необходимо прибегнуть к средней гармонической взвешенной:

, где W = x f

Следует иметь в виду, что в зависимости от вида изучаемых статис­тических показателей варианты Х могут принимать другие буквенные обоз­начения (например, p - цена, z - себестоимость, t - трудоем­кость, У - урожайность и т.д.),

а соответствующие им частоты: q - количество каждого вида про­дукции в натуральном выражении, Т - количество рабочих, n - посевные площади под каждой сельскохозяйственной культурой и т.д.).
^ При решении задачи №2, помимо теории средних величин, также необ­ходимо вспомнить показатели вариации, теорию выборки, руководствуясь настоящими методическими указаниями и учебником.

Средний квадрат отклонений значений признака от средней арифметической (дисперсия) в вариационном ряду определяется по формуле:

,

где х – варианты ряда, ( числовые значение признак);

- средняя арифметическая,

f – частоты.
Для качественного (альтернативного) признака обладающий нужным качеством. В генеральной совокупности эта доля обозначается р, а выборочной совокупности W. Соответственно доли продукции обладающие противоположным свойством обозначается q и (1-W). Корень квадратный из дисперсии означает среднее квадратическое отклонение:



Отношение среднего квадратического отклонения к величине средней, называемое коэффициентом вариации, выражается обычно в процентах:


^ Три последних вопроса задачи №2 относятся к теории выборочного наблюдения, при котором следует различать две категории обобщающих показателей: среднюю величину выборочной совокупности для количественно­го признака и среднюю долю (удельный вес признака, обладающего интересующим нас свойством в выборочной совокупности) для качественного, аль­тернативного варьирующего признака.

При нахождении ошибок выборки для средней и доли, важно не смеши­вать понятия генеральной и выборочной совокупностей, усвоить их ста­тистические характеристики. Нужно отличать долю отбора (для количест­венного признака) от выборочной доли , которая означает долю единиц в выборке, обладающих нужным ка­чественным признаком.

Следует иметь в виду. что границы генеральной средней () опреде­ляются значением выборочной средней () и предельной ошибкой выборки для средней (). Они записываются формулой;

, где

n - численность единиц выборочной совокупности;

N - численность единиц генеральной совокупности.

При выборочном измерении доли альтернативного признака границы генеральной доли совокупности (р), обладающей нужным признаком, записываются равенством:

, где Δ - предельная ошибка выборки для доли. W(1-W)- дисперсия альтернативного признака в выборочной совокупности

Значение коэффициента доверия t зависит от заданной степени вероятности. Так, при вероятности 0,683 коэффициент доверия t = 1,

при вероятности 0,954 этот коэффициент t = 2, а вероятности 0,997 соответствует значению t = 3.
При решении задачи №3 требуется определить аналитические показа­тели рядов динамики:

  • цепные и базисные абсолютные приросты, темпы роста и темпы при­роста;

  • среднегодовые темпы роста и темпы прироста;

  • абсолютное значение одного процента прироста (или уменьшения);

  • средний уровень ряда динамики;

  • средний абсолютный прирост.

Способы расчета аналитических показателей рядов динамики приво­дятся в учебнике, но изучать их стоит в той последователь­ности, в которой они рассматриваются в предлагаемых методических ука­заниях.

Приступая к решению задачи, следует предварительно усвоить сущ­ность рядов динамики, виды и их назначение, некоторые особенности и основные принципы построения. Важно помнить, что сопоставимость уров­ней ряда динамики - необходимое условие достоверности и правильности результатов его анализа.

Для каждого отрезка времени в ряду динамики имеется абсолютные значения, уровень ряда ^ У и показатель времени t. В зависимости от сущности уровня пока­зателя ряда динамики различают ряды абсолютных, относительных и сред­них величин; в зависимости от выбранных показателей времени ряды быва­ют интервальные и моментные. Интервальные ряды характеризуют развитие явления за определенные периоды (интервалы) времени (месяц, квартал, год), а моментные - на определенные моменты времени (на начало меся­ца, квартала, года). Эти особенности необходимо учитывать при опреде­лении производных аналитических показателей рядов динамики.

Цепными называются показатели, которые получаются при сравнении каждого уровня ряда уi с предыдущим уровнем уi -1.

Базисными называются показатели, если каждый уровень ряда сравнивается с одним и тем же начальным уровнем у1 , принятым за базу срав­нения

Абсолютные приросты (∆) исчисляют как разность уровней ряда и выражают в единицах измерения показателей ряда (натуральных, стоимостных, трудовых)

Цепной абсолютный прирост равен:

= уi – уi - 1
Базисный абсолютный прирост определяется по формуле:

= уi – у1

Относительные показатели динамики – темпы роста Тр и темпы прироста Тпр характеризуют интенсивность процесса роста. При их расчетах важно обратить внимание на выбор базы для сравнения и помнить, что произведение цепных темпов роста всегда дает базисный темп роста.
Цепной темп роста (Трц) определяется по формуле:



Базисный темп ростам (Трб) равен:


Его можно определить другим способом - как произведение цепных темпов роста (m). Например, если взять данные за четыре года, то, перемно­жив три цепных темпа роста, получим соответствующий базисный темп:
, где число перемноженных цепных темпов роста (m) равно 3. Аналогичный вывод можно сделать, если перемножить не три, а любое число (m) темпов роста.

Для получения обобщающей характеристики уровня динамического ряда и его изменения за тот иди иной промежуток времени следует пользо­ваться средних велечин. В зависимости от исходных данных она исчисляется по формуле средней арифметической, средней хронологической ( простой или взвешенной), средней геометрической.

При определении среднегодового темпа роста необходимо использо­вать среднюю геометрическую простую, имея в виду, что число цепных темпов роста всегда на единицу меньше, чем число уровней ряда динами­ки. Для расчета среднего темпа роста (Тр) рекомендуется формула:



где Т1, Т2 , Т3,...., Тm, - цепные темпы роста;

m - число цепных темпов роста.
Вместо этой формулы можно пользоваться другой, которая имеет вид:

,

где n - число уровней ряда динамики в изучаемом периоде, не считая базисного;

уn и у0 - конечный и начальный уровни ряда, а их отношение

- представляет собой базисный темп роста.

Следует иметь в виду, что в некоторых учебниках можно встретить формулу:



где уровень базисного периода обозначается Y1 , а n означает число всех уровней ряда динамики, включая базисный. Эту формулу расчета можно предпочесть всем остальным. Любой темп роста может быть не только в форме коэффициента (простого отношения уровней ряда), но и в процентах.
Так, ТР (%) = К*100.
Темп прироста (цепной или базисный), выраженный в процентах, показывает, на сколько процентов увеличился (или уменьшился) уровень ряда по сравнению с уровнем, принятым за 100%., поэтому при сопоставлении он всегда на 100% меньше соответствующего темпа роста:
ТПР(%) = (К – l) * l00 = ТР (%) – 100%.
Следует иметь ввиду, что один и тот же процент прироста может означать различный абсолютный прирост. Поэтому нужно уметь определять абсолютное значение одного процента прироста или уменьшения (А). Это делается двумя способами: делением цепного абсолютного прироста на цепной темп прироста, либо делением любого предыдущего уровня ряда на 100, то есть


При определении среднего уровня ряда динамики важно обратить внимание на вид этого ряда, так как от этого зависит выбор формулы средней

Для интервального ряда динамики с равноотстоящими уровнями во времени средний уровень ряда определяется по средней арифметической простой:

, где - сумма уровней ряда динамики,

а n – их число.
Если интервальный ряд имеет неравноотстоящие уровни, то средний уровень ряда исчисляется по формуле средней арифметической взвешенной:

, где t – времени, в течение которых уровень не изменяется.

Для моментного ряда динамики с не равноотстоящими уровнями, средний уровень за весь период определяется по аналогичной формуле, при этом весами являются интервалы времени между датами:

, где - средние уровни за промежутки времени между соседними датами;

- длина каждого интервала времени.

Для моментного ряда с уровнями, отстоящими друг от друга на рав­ные по продолжительности интервалы времени, средний уровень ряда можно вычислить по формуле средней хронологичес­кой, простой:.

,

где у1 - уровень на начало периода;

уn - уровень на конец этого периода;

n - число уровней ряда;

n-1 - число уровней ряда без одного или, другими словами, число промежутков времени между датами.

Среднегодовой абсолютный прирост можно найти двумя путями:

как среднюю арифметическую годовых приростов, либо по формуле:

, где n – число уровней ряда динамики.

Для решения задачи №4 следует вспомнить теорию индексов. Важно обратить внимание не только на индивидуальные, но прежде всего на об­щие и групповые индексы, методология расчета которых и составляет предмет индексной теории. Общие и групповые индексы являются обобщающими показателями сравнения двух совокупностей, состоящих из элементов, непосредственно не подающихся суммированию.

Чтобы облегчить задачу изучения теории индексов и применения их в практической работе, целесообразно руководствоваться следующей класси­фикацией индексов.

____________________________________________________

Признаки классификации Виды индексов __________________

1. В зависимости от базы сравнения а) базисные индексы

б) цепные индексы

2. По охвату индексируемых явлений а) индивидуальные индексы

б) групповые индексы

в) общие индексы

3. По форме и методам исчисления а) агрегатные индексы

б) средние арифметические

индексы

в) средние гармонические

индексы

4. В зависимости от характера а) индексы с постоянными

весов весами

б) индексы с переменными

весами

5. По характеру индексируемых величин:

индексы качественных показателей а) индекс цен

б)индекс себестоимости продукции

в)индекс производительности

труда

г) индекс урожайности и т.д.

индексы количественных (объемных) а) индекс физического объема показателей продукции

б)индекс посевных площадей и т.д.
При построении индексов нужно уметь правильно выбрать индексируемые величины, изменение которых должен отразить индекс и веса (соизмерители) индексов. Они должны обеспечить экономический смысл индекса и возможность на его основе вычислить абсолютные суммы экономического эффекта динамики. В связи с этим следует помнить некоторые правила, принятые в отечественной статистической практике: индексы качественных по­казателей (цен, себестоимости и трудоемкости изготовления единицы про­дукции, урожайности и т.д.) строятся с весами, соответствующими их ко­личественным показателям (количество или физический объем продукции в натуральном выражении, численность рабочих, посевные площади и т.д.) на базе отчетного периода и наоборот: индексы количественных (объем­ных) показателей имеют соизмерителями качественные показатели, взятые на уровне базисного периода (как условно постоянные).

При построении индексов рекомендуется придерживаться существующей практики буквенного обозначения экономических показателей, как, например, цена – Р, количество продуктов - q, трудоемкость – t, урожайность - у , т.д.

Подписной значок внизу справа означает период времени: 0 - базис­ный, I - отчетный. Индивидуальный индекс всегда следует обозначать буквой i, а общий буквой J.

Согласно приведенной классификации и существующей методологии расчета общие и групповые индексы делятся на агрегатные (основная фор­ма экономических индексов) и средние из индивидуальных индексов (про­изводная форма). Это значит, что всякий общий индекс можно исчислить как среднюю взвешенную величину из индивидуальных индексов, но для ин­дивидуальных индексов необходимо правильно подобрать форму средней и систему весов. При этом важно помнить, что средний из индивидуальных индексов является модифицированной формой агрегатного индекса и должен быть тождественен исходному агрегатному. Поскольку агрегатный индекс может быть преобразован либо в средний арифметический, либо в средний гармонический, то при исчислении средних индексов можно использовать только два вида средних: среднюю арифметическую и среднюю гармоническую. Другие виды средних в отечественной статистической практике не применяются. При изучении средних индексов следует уяснить, как они выводятся из агрегатных и почему называются средними индекса­ми. С этой целью с помощью учебника рекомендуется усвоить схему преобразования агрегатных индексов, в средние из индивидуальных индексов.

Качественные индексируемые показатели чаще всего встречаются не в виде индивидуальных, а в виде средних величин - средняя цена, средняя трудоемкость, средняя выработка одного работника, средняя заработная плата, средняя урожайность и т.д. Поэтому следует обратить внимание на индексы, отражающие изменение средних уровней одновременно за счет двух факторов:

За счет изменения индивидуальных уровней и относительно количественного в виде динамики изменения удельных весов (структуры) сово­купности. Такие индексы называются индексами среднего уровня, или ин­дексами переменного состава и представляют собой отношение средних уровней ве­личин показателя за отчетный и базисный периоды времени.

Индексы переменного состава можно применять для характеристики динамики только качественно однородных величин и только тогда, когда для изучаемого явления можно вычислить среднюю величину. Индекс пере­менного состава распадается на частные индексы - индекс постоянного (фиксированного) состава и индекс структурных сдвигов. Индекс постоян­ного (фиксированного) состава рассчитывается как обычный агрегатный индекс и показывает, как изменяется средний уровень показателя под влиянием изме­нения индивидуального его уровня.

Индекс структурных сдвигов показывает влияние изменения структуры совокупности и его можно определить делением индекса переменного состава на индекс постоянного (фиксированного) состава. Важно иметь четкое представление о том, что означает каждый из этих индексов и иметь в виду, что зная два из них, можно всегда получить недостающий третий.

Решение задачи №4 выполняется по агрегатной форме индекса. по форме средних индексов и по форме индексов переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов в зависимости от условия и исходных данных задачи. Важно усвоить общее правило их при­менения: индексы качественных показателей (цен, себестоимости, заработной платы и т.д.) исчисляются по формуле среднего гармонического индекса, например, индекс цен:



Динамика количественных показателей определяется по формуле сред­него арифметического индекса, как например, индекс физического объема продукции:


^ При решении задачи №4 следует обратить внимание на индексы среднего уровня показателя переменного состава.

Индекс переменного состава определяется отношением средних уровней индексируемых величин отчетного и базисного периодов.

Например, при изучении динамики средней цены однородной продукции по или нескольким предприятиям индекс цены переменного состава исчисляется по формуле:

J= 1 : 0 =

Повышение средней цены может быть вызвано повышением цен на про­дукцию отдельных предприятий и ростом удельного веса предприятий с бо­лее высокой ценой на продукцию.

Чтобы установить роль какого- нибудь фактора в отдельности, исчисляют индекс постоянного (фиксированного) состава и индекс структурных сдви­гов.

Индекс постоянного состава (он же общий индекс в агрегатной фор­ме) имеет вид:



Он характеризует изменение средней цены за счет изменения индивидуальных цен на продукцию (иначе называется индекс цены в постоянной структуре).

Динамика средней цены за счет изменения структуры выпускаемой продукции определяется с помощью индекса изменения структуры:

,

Этот индекс может быть исчислен делением индекса переменного сос­тава на индекс постоянного состава: JCTP = J: Jр

По указанной выше схеме исчисляются все индексы средних уровней.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

При решении задачи №1 важно усвоить сущность статистической свод­ки и группировки, их виды, понять роль группировок при изучении взаимосвязи между явлениями iconКакова структура отчета о социологическом исследовании?
Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных

При решении задачи №1 важно усвоить сущность статистической свод­ки и группировки, их виды, понять роль группировок при изучении взаимосвязи между явлениями iconАктуальность выбранной темы
Земли океан-суша-атмосфера-ледники. Для этого очень важно понять как климатическая система Земли функционировала в прошлом, и каковы...

При решении задачи №1 важно усвоить сущность статистической свод­ки и группировки, их виды, понять роль группировок при изучении взаимосвязи между явлениями iconКурсовая работа по дисциплине «Статистика» на тему «Статистическое...
Понятие группировки, группировочные признаки, интервалы групп, их виды, порядок определения

При решении задачи №1 важно усвоить сущность статистической свод­ки и группировки, их виды, понять роль группировок при изучении взаимосвязи между явлениями iconЗадание 17 Аналитическая часть. Анализ рентабельности на ООО «Главснаб» Заключение
При статистическом изучении основных закономерностей финансового состояния предприятий (организаций) широко используются методы группировок,...

При решении задачи №1 важно усвоить сущность статистической свод­ки и группировки, их виды, понять роль группировок при изучении взаимосвязи между явлениями iconСовременные технологии обучения
При решении общей проблемы на занятиях общетехнических дисциплин полезным оказывается технологическое сотрудничество, которое позволяют...

При решении задачи №1 важно усвоить сущность статистической свод­ки и группировки, их виды, понять роль группировок при изучении взаимосвязи между явлениями iconАкадемия наук Армянской сср, Биологический журнал Армении Academy...
Геккеля, а также связи между филогенезом, мутированием, доминированием и гетерозисом как частные проявления более общей закономерности,...

При решении задачи №1 важно усвоить сущность статистической свод­ки и группировки, их виды, понять роль группировок при изучении взаимосвязи между явлениями iconИнфляция виды инфляции 1 Темп инфляции
При этом значения индексов цен могут меняться различными темпами, ускоряясь в одних периодах и замедляясь в других. Ранее (при изучении...

При решении задачи №1 важно усвоить сущность статистической свод­ки и группировки, их виды, понять роль группировок при изучении взаимосвязи между явлениями iconПояснительная записка При изучении курса «Трудовое право»
При изучении курса «Трудовое право» большое внимание следует уделять выполнению практических заданий: разрешению правовых ситуаций,...

При решении задачи №1 важно усвоить сущность статистической свод­ки и группировки, их виды, понять роль группировок при изучении взаимосвязи между явлениями iconРабочая программа по физике для 9 класса Учитель: Зеленкова О. В. Пояснительная записка
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...

При решении задачи №1 важно усвоить сущность статистической свод­ки и группировки, их виды, понять роль группировок при изучении взаимосвязи между явлениями iconРабочая программа по физике для 8 класса Учитель: Зеленкова О. В. Пояснительная записка
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница