Скачать 83.92 Kb.
|
Тема урока: «Кислоты, их состав и номенклатура. Свойства кислот», 8 класс Учитель химии Свинцова Е.А. Цель урока: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру, исследовательским методом определить свойства кислот, познакомиться с индикаторами, с правилами работы с кислотами. Задачи: 1. сформировать у учащихся понятия о кислотах, индикаторах; умения составлять формулы кислот, давать им названия; записывать уравнения химических реакций, отражающие химические свойства кислот; 2. продолжить формирование общеучебных знаний, умений и навыков планирования ответов, сравнения; 3. воспитание сосредоточенности, аккуратности. Оборудование: таблетки аскорбиновой кислоты, кусочки лимона, растворы кислоты соляной, серной, уксусной, индикаторы, кусочки Zn, Al, Cu, опорные конспекты на столах учащихся, компьютер, формулы кислот, учебник. Ход урока ^ Вступление Учителя: в звездной системе “Вещества” на одной из планет было четыре огромных государства: Оксиды, Основания, Кислоты, Соли. В каждом из них было много жителей. Чем-то они были похожи, а в чем-то имели свои особенности. Давайте совершим путешествие в одно из государств под названием “Кислота” и познакомимся с ее жителями, изучим их нравы. Свое путешествие по стране мы совершим от станции к станции.(Урок сопровождается презентацией. Каждый раз, когда перемещаемся от станции к станции, звучит любая легкая приятная музыка). ^ Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Кислоты, их состав и номенклатура. Свойства кислот». Эпиграф урока.
Задание №1. Вам предложены формулы с “именами” некоторых жителей страны. Пользуясь таблицей №10 учебника на стр. 90 и опорными конспектами, прочитайте формулу, названия и попытайтесь объяснить, почему они так называются (обсуждение проходит в группах учащихся, сидящих за партами, стоящими рядом). (см. Приложение) HCL, H3PO4; H2S; H2SO4. (Учащиеся объясняют, приходят к выводу, что кислоту, в которой есть атом кислорода называют по центральному атому, а название кислот, не содержащих атом кислорода, образуют от атома, соединенного с атомом водорода путем добавления слова “водородная”). У: Внимательно посмотрим на молекулы кислот и найдем: чем же они все похожи (наличием атома водорода). Оставшуюся часть в кислоте принято называть кислотным остатком. Кислотные остатки обладают определенной валентностью в соответствии с числом атомов водорода (по таблице №10 учебника). У: Вспомните метод получения водорода из соляной кислоты и цинка. В чем состоит сущность данной реакции? (Металл замещает атомы водорода кислоты). Подведем итог, отвечая на вопросы:
Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла и кислотного остатка. (Записать в тетрадь определение и формулу кислот). Обратите внимание: кислоты имеют разное число атомов водорода в своем составе, что может служить признаком их классификации. Как вы думаете: на какие группы их можно разделить? (Обсуждаем классификацию по числу атомов водорода, а так же валентность кислотных остатков). Кто заметил еще один признак, по которому можно было бы классифицировать кислоты? (Атом кислорода, обсуждаем классификацию по этому признаку). ^ Отправляемся дальше. Следующая станция – 2 - “дегустационная”. У вас лежат следующие вещества: аскорбиновая кислота; кусочек лимона. Попробуйте их. Все эти продукты содержат те или иные кислоты. Что почувствовали вы? (Кислый вкус). Готовы ли вы теперь ответить на вопрос: почему называются кислотами жители этой страны? Однако, не все кислоты кислые на вкус. Среди них встречаются сладкие (салициловая) и горькие (никотиновая), но большинство все-таки кислые. По опорному конспекту рассмотреть физические свойства кислот. Следующая станция, на которой мы совершим свою остановку, это – “правила техники безопасности”. Единственный раз вы попробовали что-то на вкус в химической лаборатории только потому, что это сделать разрешил вам учитель. На самом деле первое и главное правило при работе в химической лаборатории: ничего нельзя пробовать на вкус. Следующее правило: при разбавлении серной кислоты необходимо приливать кислоту в воду, а не наоборот. Почему? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью эксперимента. (Учитель проводит эксперимент: в большой стакан, в который налита вода, осторожно небольшими порциями добавляется концентрированная серная кислота, перемешивание производится плотно закрытой пробиркой, в которой налито небольшое количество эфира. Жидкость в пробирке закипает.) ^ . Если все же кислота попала на кожу необходимо промыть обожженное место 5% раствором пищевой соды. ![]() Теперь мы знакомы с правилами работы с кислотами и можем отправляться дальше. Следующая остановка “экспериментальная”. Как определить, что мы встретились с жителем именно страны Кислот? Добавьте в одну пробирку вещество фенолфталеин, во вторую метилоранж, в третью поместите лакмусовую бумажку и посмотрите, что произошло с окраской. (Учащиеся объясняют результаты опытов и приходят к выводу, что есть вещества способные изменять свою окраску в растворах кислот, записываем определение индикатора и выясняем, что не все индикаторы можно использовать для определения кислой среды). Вещества, изменяющие цвет в растворах кислот, называются индикаторами (с лат. «показатель»). С кем же дружат кислоты, т.е. с какими веществами они способны вступать в химическое взаимодействие? (Учащиеся проделывают опыты по инструкционным картам, которые им заранее были выданы учителем, обсуждают результаты в группах, а затем один из учеников группы записывает уравнения на доске и объясняет наблюдаемые явления). При обсуждении приходим к следующему выводу: Растворы кислот взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности до водорода, из азотной кислоты нельзя получить водород. При обсуждении приходим к следующим выводам:
Выступление учащегося о литературе, имеющейся в школьной библиотеки, содержащие информацию о кислотах. ^ 1. Даны химические формулы веществ: HBr, NaHSO4, Cu2O, Fe(OH)3, HI, H3BO3, Ca3(PO4)2, N2O5. Выпишите формулы кислот и дайте им название. 2. «Третий – лишний»: а) HCl, H3PO4, CaO; б) H2О, НСl, НNО3; в) HCl, HNO3, H2S; г) СО2, Н2СО3, СО. 3. Написать уравнения реакций, указать их типы: Mg + НBr ![]() Al2O3 + НCl ![]() Cu(OH)2 + НNO3 ![]() BaCl2 + Н2SO4 ![]() 4. Написать уравнения реакций, указать их типы согласно цепочке превращений: ![]() ^ § 33, 34, упр. 6(а), 7(6-10), 9 стр. 93. Выставление оценок за работу на уроке. Подводим итог работы.
Приложение Тема урока: Кислоты, состав и номенклатура. Свойства кислот. Станция: «Ознакомительная» Задание №1. Вам предложены формулы с “именами” некоторых жителей страны. Пользуясь таблицей №10 учебника на стр. 90 и опорными конспектами, прочитайте формулу, названия и попытайтесь объяснить, почему они так называются HCL, H3PO4; HF; H2SO4.
^
Станция “Экспериментальная”. Опыт №1. Действие кислот на растворы индикаторов. В три пробирки налить раствор серной кислоты – H2SO4
Что наблюдаете? Какой индикатор не изменяет своей окраски в присутствии раствора кислоты? Вещества, изменяющие цвет в растворах кислот, называются индикаторами (с лат. «показатель»). Опыт №2. Взаимодействие кислот с металлами. В 1-ю пробирку поместите несколько гранул цинка - Zn; Во 2-ю пробирку поместите несколько гранул меди - Cu. В каждую пробирку прилейте по 2 – 3 мл серной кислоты - H2SO4 Что наблюдаете? Во всех ли пробирках происходят химические реакции? Напишите уравнения тех химических реакций, которые происходят. Назовите полученные вещества. Задания. 1. Даны химические формулы веществ: HBr, NaHSO4, Cu2O, Fe(OH)3, HI, H3BO3, Ca3(PO4)2, N2O5. Выпишите формулы кислот и дайте им название. 2. «Третий – лишний»: а) HCl, H3PO4, CaO; б) H2О, НСl, НNО3; в) HCl, HNO3, H2S; г) СО2, Н2СО3, СО. 3. Написать уравнения реакций, указать их типы: Mg + НBr ![]() Al2O3 + НCl ![]() Cu(OH)2 + НNO3 ![]() BaCl2 + Н2SO4 ![]() 4. Написать уравнения реакций, указать их типы согласно цепочке превращений: ![]() Домашнее задание: § 33, 34, упр. 6(а), 7(6-10), 9 стр. 93. |
![]() | Учитель: тема урока «Особые свойства серной кислоты». Ребята, а какие задачи вы для себя ставите на уроке? (слайд №2) | ![]() | Поэтому их называют также полинуклеотидами. Важнейшей характеристикой нуклеиновых кислот является их нуклеотидный состав. В состав... |
![]() | В частности, такие производные как цитозин, тимин, урацил входят в состав нуклеотидов, являющихся структурными единицами нуклеиновых... | ![]() | «Функциональные производные углеводородов». Разделы таблицы: класс веществ; общая формула класса; функциональная группа; номенклатура;... |
![]() | ... | ![]() | Азотная кислота по объему производства занимает среди других кислот второе место после серной кислоты. Все возрастающий объем производства... |
![]() | «Я такой, как все. Я не похож ни на кого». Косачук Т. В., учитель химии моу «оош №14» и Трибунская Е. Ж., учитель химии моу «сош... | ![]() | Необходимые знания я получил на уроках химии, но их недостаточно. Поэтому я решил подробно, всесторонне изучить тему «Каучук» по... |
![]() | Область применения: биологически активная добавка к пище новомегин рекомендуется в качестве дополнительного источника полиненасыщенных... | ![]() | Сорбция азопроизводных фенолкарбоновых кислот из щелочных растворов на пенополиуретане |