«Кислоты, их состав и номенклатура. Свойства кислот», 8 класс Учитель химии Свинцова Е. А




Скачать 83.92 Kb.
Название«Кислоты, их состав и номенклатура. Свойства кислот», 8 класс Учитель химии Свинцова Е. А
Дата публикации05.08.2013
Размер83.92 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Математика > Урок
Тема урока: «Кислоты, их состав и номенклатура. Свойства кислот», 8 класс

Учитель химии Свинцова Е.А.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру, исследовательским методом определить свойства кислот, познакомиться с индикаторами, с правилами работы с кислотами.

Задачи: 1. сформировать у учащихся понятия о кислотах, индикаторах; умения составлять формулы кислот, давать им названия; записывать уравнения химических реакций, отражающие химические свойства кислот; 2. продолжить формирование общеучебных знаний, умений и навыков планирования ответов, сравнения; 3. воспитание сосредоточенности, аккуратности.

Оборудование: таблетки аскорбиновой кислоты, кусочки лимона, растворы кислоты соляной, серной, уксусной, индикаторы, кусочки Zn, Al, Cu, опорные конспекты на столах учащихся, компьютер, формулы кислот, учебник.

Ход урока
^

I. Орг. момент. Здравствуйте. Садитесь.

II. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Вступление Учителя: в звездной системе “Вещества” на одной из планет было четыре огромных государства: Оксиды, Основания, Кислоты, Соли. В каждом из них было много жителей. Чем-то они были похожи, а в чем-то имели свои особенности. Давайте совершим путешествие в одно из государств под названием “Кислота” и познакомимся с ее жителями, изучим их нравы. Свое путешествие по стране мы совершим от станции к станции.


(Урок сопровождается презентацией. Каждый раз, когда перемещаемся от станции к станции, звучит любая легкая приятная музыка).

^ III. Усвоение новых знаний.

Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Кислоты, их состав и номенклатура. Свойства кислот».

Эпиграф урока.

«О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог – изобретатель…»

(А.С.Пушкин)
^

Итак, первая станция “Ознакомительная”.


Задание №1. Вам предложены формулы с “именами” некоторых жителей страны. Пользуясь таблицей №10 учебника на стр. 90 и опорными конспектами, прочитайте формулу, названия и попытайтесь объяснить, почему они так называются (обсуждение проходит в группах учащихся, сидящих за партами, стоящими рядом). (см. Приложение)

HCL, H3PO4; H2S; H2SO4.

(Учащиеся объясняют, приходят к выводу, что кислоту, в которой есть атом кислорода называют по центральному атому, а название кислот, не содержащих атом кислорода, образуют от атома, соединенного с атомом водорода путем добавления слова “водородная”).

У: Внимательно посмотрим на молекулы кислот и найдем: чем же они все похожи (наличием атома водорода). Оставшуюся часть в кислоте принято называть кислотным остатком. Кислотные остатки обладают определенной валентностью в соответствии с числом атомов водорода (по таблице №10 учебника).

У: Вспомните метод получения водорода из соляной кислоты и цинка. В чем состоит сущность данной реакции? (Металл замещает атомы водорода кислоты).

Подведем итог, отвечая на вопросы:

  • что общего в строении кислот?

  • на какие атомы замещается водород в реакциях с металлами?

  • как называются атомы или группы атомов, соединенные с атомами водороды в кислоте?

Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла и кислотного остатка. (Записать в тетрадь определение и формулу кислот).

Обратите внимание: кислоты имеют разное число атомов водорода в своем составе, что может служить признаком их классификации. Как вы думаете: на какие группы их можно разделить? (Обсуждаем классификацию по числу атомов водорода, а так же валентность кислотных остатков).

Кто заметил еще один признак, по которому можно было бы классифицировать кислоты? (Атом кислорода, обсуждаем классификацию по этому признаку).

^ У: Отправляемся дальше. Следующая станция – 2 - “дегустационная”. У вас лежат следующие вещества: аскорбиновая кислота; кусочек лимона. Попробуйте их. Все эти продукты содержат те или иные кислоты. Что почувствовали вы? (Кислый вкус).

Готовы ли вы теперь ответить на вопрос: почему называются кислотами жители этой страны?

Однако, не все кислоты кислые на вкус. Среди них встречаются сладкие (салициловая) и горькие (никотиновая), но большинство все-таки кислые.

По опорному конспекту рассмотреть физические свойства кислот.

Следующая станция, на которой мы совершим свою остановку, это – “правила техники безопасности”. Единственный раз вы попробовали что-то на вкус в химической лаборатории только потому, что это сделать разрешил вам учитель. На самом деле первое и главное правило при работе в химической лаборатории: ничего нельзя пробовать на вкус. Следующее правило: при разбавлении серной кислоты необходимо приливать кислоту в воду, а не наоборот. Почему? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью эксперимента. (Учитель проводит эксперимент: в большой стакан, в который налита вода, осторожно небольшими порциями добавляется концентрированная серная кислота, перемешивание производится плотно закрытой пробиркой, в которой налито небольшое количество эфира. Жидкость в пробирке закипает.)

^ При работе с большими объемами кислот необходимо использовать индивидуальные средства защиты: резиновые перчатки и защитные очки. Если все же кислота попала на кожу необходимо промыть обожженное место 5% раствором пищевой соды.



Теперь мы знакомы с правилами работы с кислотами и можем отправляться дальше.

Следующая остановка “экспериментальная”. Как определить, что мы встретились с жителем именно страны Кислот?

Добавьте в одну пробирку вещество фенолфталеин, во вторую метилоранж, в третью поместите лакмусовую бумажку и посмотрите, что произошло с окраской. (Учащиеся объясняют результаты опытов и приходят к выводу, что есть вещества способные изменять свою окраску в растворах кислот, записываем определение индикатора и выясняем, что не все индикаторы можно использовать для определения кислой среды).

Вещества, изменяющие цвет в растворах кислот, называются индикаторами (с лат. «показатель»).

С кем же дружат кислоты, т.е. с какими веществами они способны вступать в химическое взаимодействие? (Учащиеся проделывают опыты по инструкционным картам, которые им заранее были выданы учителем, обсуждают результаты в группах, а затем один из учеников группы записывает уравнения на доске и объясняет наблюдаемые явления).

При обсуждении приходим к следующему выводу:

Растворы кислот взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности до водорода, из азотной кислоты нельзя получить водород.

При обсуждении приходим к следующим выводам:

  1. Растворы кислот взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности до водорода, из азотной кислоты нельзя получить водород.

  2. Растворы кислот взаимодействуют с основными оксидами.

  3. Растворы кислот взаимодействуют с основаниями.

  4. Растворы кислот взаимодействуют с солями, если выпадает осадок или выделяется газ.

Выступление учащегося о литературе, имеющейся в школьной библиотеки, содержащие информацию о кислотах.

^ IV. Закрепление нового материала.

1. Даны химические формулы веществ: HBr, NaHSO4, Cu2O, Fe(OH)3, HI, H3BO3, Ca3(PO4)2, N2O5. Выпишите формулы кислот и дайте им название.

2. «Третий – лишний»:

а) HCl, H3PO4, CaO;
б) H2О, НСl, НNО3;
в) HCl, HNO3, H2S;
г) СО2, Н2СО3, СО.

3. Написать уравнения реакций, указать их типы:

Mg + НBr ... ,
Al2O3 + НCl ... ,
Cu(OH)2 + НNO3 ... ,
BaCl2 + Н2SO4 ... .

4. Написать уравнения реакций, указать их типы согласно цепочке превращений:



^ V. Домашнее задание: § 33, 34, упр. 6(а), 7(6-10), 9 стр. 93.

Выставление оценок за работу на уроке.

Подводим итог работы.

  • Дать определение кислот.

  • Почему они так называются.

  • Какими веществами можно определить наличие кислоты.

  • Какие индикаторы используются для определения кислой среды.

  • Классификация и номенклатура кислот.

  • Химические свойства кислот.



Приложение
Тема урока: Кислоты, состав и номенклатура. Свойства кислот.
Станция: «Ознакомительная»
Задание №1. Вам предложены формулы с “именами” некоторых жителей страны. Пользуясь таблицей №10 учебника на стр. 90 и опорными конспектами, прочитайте формулу, названия и попытайтесь объяснить, почему они так называются
HCL, H3PO4; HF; H2SO4.




^ На чем основаны названия

Названия

Примеры

1.

Элементы (Э):

постоянная

высшая

низшая

валентности

кислота (Э) элемента

кислота (Э)

элементистая кислота

H2SiO3 – кремниевая кислота

H2SO4 – серная кислота

H2SO3 – сернистая кислота

2.

Cl, I, Br при V

валентности

Э+новатая

HClO3 – хлорноватая кислота

HIO3 – йодноватая кислота

HBrO3 – бромноватая кислота

3.

При одной и той

же валентности

образует несколько кислот

Наименьшее содержание О

большее содержание О

HРO3 – метафосфорная кислота

H4Р2O3 – пиро (дву) фосфорная кислота

H3РO4 – ортофосфорная кислота

4.

Э-одновалентен

Э+новатистая

HClO – хлорноватистая кислота

5.

Названия в быту и производстве

разные

HCl –  хлороводородная  кислота, соляная кислота

HF – фтороводородная кислота, плавиковая кислота


^ Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла и кислотного остатка.


Кислоты одноосновные

двухосновные

трехосновные

HCL

H2SO4

H3PO4

HNO

H2CO3




Кислоты бескислородные

кислородсодержащие

HCL

остальные

Станция “Экспериментальная”.

Опыт №1. Действие кислот на растворы индикаторов.

В три пробирки налить раствор серной кислоты – H2SO4

  • 1-ю пробирку добавить лакмусовую бумажку;

  • 2 –ю пробирку добавить 2 – 3 капли метилового оранжевого;

  • 3-ю пробирку добавить 2 – 3 капли фенолфталеина.

Что наблюдаете? Какой индикатор не изменяет своей окраски в присутствии раствора кислоты?

Вещества, изменяющие цвет в растворах кислот, называются индикаторами (с лат. «показатель»).

Опыт №2. Взаимодействие кислот с металлами.

В 1-ю пробирку поместите несколько гранул цинка - Zn; Во 2-ю пробирку поместите несколько гранул меди - Cu. В каждую пробирку прилейте по 2 – 3 мл серной кислоты - H2SO4

Что наблюдаете? Во всех ли пробирках происходят химические реакции? Напишите уравнения тех химических реакций, которые происходят. Назовите полученные вещества.

Задания.

1. Даны химические формулы веществ: HBr, NaHSO4, Cu2O, Fe(OH)3, HI, H3BO3, Ca3(PO4)2, N2O5. Выпишите формулы кислот и дайте им название.

2. «Третий – лишний»:

а) HCl, H3PO4, CaO;
б) H2О, НСl, НNО3;
в) HCl, HNO3, H2S;
г) СО2, Н2СО3, СО.

3. Написать уравнения реакций, указать их типы:

Mg + НBr ... ,
Al2O3 + НCl ... ,
Cu(OH)2 + НNO3 ... ,
BaCl2 + Н2SO4 ... .

4. Написать уравнения реакций, указать их типы согласно цепочке превращений:



Домашнее задание: § 33, 34, упр. 6(а), 7(6-10), 9 стр. 93.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Кислоты, их состав и номенклатура. Свойства кислот», 8 класс Учитель химии Свинцова Е. А iconУрок «Особые свойства серной кислоты». Форма урока
Учитель: тема урока «Особые свойства серной кислоты». Ребята, а какие задачи вы для себя ставите на уроке? (слайд №2)

«Кислоты, их состав и номенклатура. Свойства кислот», 8 класс Учитель химии Свинцова Е. А iconПлан состав нуклеиновых кислот Состав ДНК
Поэтому их называют также полинуклеотидами. Важнейшей характеристикой нуклеиновых кислот является их нуклеотидный состав. В состав...

«Кислоты, их состав и номенклатура. Свойства кислот», 8 класс Учитель химии Свинцова Е. А iconХимические свойства
В частности, такие производные как цитозин, тимин, урацил входят в состав нуклеотидов, являющихся структурными единицами нуклеиновых...

«Кислоты, их состав и номенклатура. Свойства кислот», 8 класс Учитель химии Свинцова Е. А icon“Функциональные производные углеводородов
«Функциональные производные углеводородов». Разделы таблицы: класс веществ; общая формула класса; функциональная группа; номенклатура;...

«Кислоты, их состав и номенклатура. Свойства кислот», 8 класс Учитель химии Свинцова Е. А iconКакие производные карбоновых кислот называются сложными эфирами?
...

«Кислоты, их состав и номенклатура. Свойства кислот», 8 класс Учитель химии Свинцова Е. А iconТехнология неконцентрированной
Азотная кислота по объему производства занимает среди других кислот второе место после серной кислоты. Все возрастающий объем производства...

«Кислоты, их состав и номенклатура. Свойства кислот», 8 класс Учитель химии Свинцова Е. А icon«Творческий портрет учителя»
«Я такой, как все. Я не похож ни на кого». Косачук Т. В., учитель химии моу «оош №14» и Трибунская Е. Ж., учитель химии моу «сош...

«Кислоты, их состав и номенклатура. Свойства кислот», 8 класс Учитель химии Свинцова Е. А iconI. Диеновые углеводороды. Строение и номенклатура
Необходимые знания я получил на уроках химии, но их недостаточно. Поэтому я решил подробно, всесторонне изучить тему «Каучук» по...

«Кислоты, их состав и номенклатура. Свойства кислот», 8 класс Учитель химии Свинцова Е. А iconБад к пище новомегин можно рекомендовать при следующих патологических...
Область применения: биологически активная добавка к пище новомегин рекомендуется в качестве дополнительного источника полиненасыщенных...

«Кислоты, их состав и номенклатура. Свойства кислот», 8 класс Учитель химии Свинцова Е. А iconХимический факультет Кафедра аналитической химии Сорбция азопроизводных...
Сорбция азопроизводных фенолкарбоновых кислот из щелочных растворов на пенополиуретане

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница