Этимология для родителей и детей Происхождение названий ягод




Скачать 203.88 Kb.
НазваниеЭтимология для родителей и детей Происхождение названий ягод
страница1/3
Дата публикации25.07.2013
Размер203.88 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Математика > Документы
  1   2   3
Старший возраст Октябрь. Третья неделя
Тема: «Фрукты. Ягоды»

Углублять знания ребёнка о труде людей во время уборки урожая фруктов и ягод. Научить сравнивать и характеризовать овощи и фрукты по форме, расцветке, размеру, вкусу, способу применения. Познакомить ребёнка с продуктами переработки фруктов и ягод. Обратить внимание ребёнка на правила определения зрелости и качества фруктов и ягод.

Этимология для родителей и детей

Происхождение названий ягод

Вот земляника садовая. Крупная, яркая, сладкая! Кто ее клубникой называет, а кто «викторией». А это просто не лесная земляника, а созданная руками ученых, «увеличенная» в несколько раз благодаря их стараниям. «Викторией» назывался очень распространенный сорт земляники, а сейчас любой сорт население целых областей так называет.
Земляника — от слова «земля», к земле эта ягода склоняется, в украинском языке – «суниця» - суниця (двигается) к земле.
Смородина — хотя и рифмуется часто «родина-смородина», но смородина не смородина, а смород — смрад, т. е. запах. Сейчас слово «смрад» обозначает пренеприятный запах, а когда-то это слово обозначало, наоборот, очень приятный аромат. Потрите весной листочки, почки смородины в руке: запах прекрасный — свежий, аппетитный. Не зря почки и листья смородины используют как заварку для чая.

Малина — маленькие ягодки в одну шапочку-ягоду слепились. Посмотрите внимательно, сколько на ягоде-малине бугорков? Сумеете пересчитать все «малиночки»? У каждой косточка внутри, потому в большой ягоде этих малюсеньких косточек много.

^ Калина — ягоды на дереве красные, будто раскаленные. Раскаленные — калить — калина.

Рябина — от нее в глазах даже рябит. Гроздья среди резных листьев ярко, пестро рябят. И черноплодная все равно рябиной остается.

Какие еще ягоды в саду? В лесу ягоды издавна росли, в сад их перенеси когда-то из леса. Позднее других облепиху пересадили поближе к жилью. Облепиха — облепили веточку плотно желтые ягоды. Какое удачное название!

^ Ежевика в лесу раздолье любит. Колючая! Не кустарник, а колючка, ежики. Ежевика от ежики, еж.

Костяника — съешь и выплюнешь... косточку. Ягодка мелкая, а косточка крупная. Костяная ягода — костяника, а в местных говорах и костянка.

А вот ягоды, названия которым цвет дал:

Голубика — голубоватая ягода.

Черника — черная почти, особенно когда перезреет.
Брусника — «брус» — это красный. Древнее слово, его корень, след в «бруснике» остался. Ягоды брусники в траве, как капли крови или бусинки, красные.

Клюква — клюкве название, видимо, птицы дали. Клюют ее, от слова «клюв». В Белоруссии ее журавиной называют, т. е. ягодой журавлей, а в Украине – журавлиной.

Есть в лесу и несъедобные ягоды.

Вороний глаз — одна-единственная крупная, почти черная ягода — глаз на цветоножке торчит. Какая-то злая волiебница его посадила. Глаз ядовит. Даже не трогайте!

^ Волчье лыко — эти ягоды еще называют просто волчьими. Они краcивые, красные, к ветке лепятся. Ядовиты не только ягоды, но и листья, кора, цветы этого растения.

^ Воронец черный — опять в названии «ворона». Не зря ворону считали помощницей злых колдуний, которые злые зелья варили. Воронец тоже ядовит.
Задания.

Отгадайте, за что эти съедобные ягоды так названы:
водяника, княженика, морошка. Есть три теории-разгадки названия морошки: от русского — «моросить», от украинского — «морока» (болото), от финского — «морох». А ваша теория?

^ Персик — из Персии сразу попал, прямо. В его названии и страна указана: персик — Персия.

Антоновка — точнее, антоновское яблоко. Яблоко из Антонова (Антоново — название села.)

Апельсин — двойное слово: апель — это яблоко по-голландски, а син — Сина — это Китай, т. е. китайское яблоко.

^ Гранат — от латинского «гранум» — зерно, гранула. В гранате много внутри мелких ягод, гранул.
Задачи коммуникативного развития: повторить и закрепить формулы речевого этикета, направленные на сопутствующие ситуации знакомства с незнакомыми людьми, реализация вежливой просьбы в различных ситуациях (покупка овощей в магазине и т. д.).

^ Задания для структурирования лексического материала:

Предложить детям рассмотреть картинки с изображением фруктов. Задать как можно больше разных, самых неожиданных вопросов о том, что на них изображено.

Можно использовать стихотворение Редьярда Киплинга:

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг,

Всё знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде,

Зовут их КАК и ПОЧЕМУ,

КТО, ЧТО, КОГДА и ГДЕ?

Занятие 7
^ РАБОТА НАД АКТИВИЗАЦИЕЙ,

УТОЧНЕНИЕМ И ОБОГАЩЕНИЕМ СЛОВАРЯ
Задачи: формировать понимание и употребление обобщающих понятий (ягоды, фрукты), развивать умение сравнивать фрукты и ягоды, соотносить целое и его части (яблоко – часть яблока, кусочек яблока, долька яблока).

Научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их (отвечая на вопросы: «Что это?»), видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества («Какой?»), а также действия человека («Что делает? Что
с ним можно делать?»).

Формировать понимание и употребление обобщающих понятий по теме «Фрукты. Ягоды».

Существительные: апельсин, арбуз, виноград, вишня, дыня, компот, крыжовник, лимон, малина, мандарин, орех, персик, смородина, черешня; айва, банан, киви, смородина, грейпфрут, ананас, повидло, джем, желе, пастила, цукат, конфитюр, злаки.

Глаголы: насобирать, помогать, трудиться, угощаться.

Прилагательные: ароматный, душистый, жёлтый, красный, крепкий, крупный, мелкий, нежный, оранжевый, розовый, садовый, свежий, сладкий, сушёный; крыжовниковое, айвовое, ананасовое, смородинное, банановое, клубничное, мандариновое, апельсиновое, ароматный, вкусный, сочный.
^ Выучить вместе с ребёнком

Наступило красно лето, в зелень всё вокруг одето,

А в лесу 100 плодов, столько ягод и грибов:

Есть малютка земляника, чёрна ягода черника,

Длинный яркий барбарис вниз головкою повис,

Ежевика зрелая да малина спелая.

Вот ребята в лес идут, звонко песенку поют.
Упражнение  1. ««Что где растёт»

В саду растут яблоки, груши, айва…

В ягоднике растут малина, крыжовник…

В поле растут пшеница, подсолнечник, кукуруза, овёс…
Упражнение  2. «Где вырос фрукт?»

Яблоко – на яблоне.

Груша – на…

Вишня – на…

Слива – на…

Персик – на…

Упражнение  3. «Какого цвета фрукт?»

Банан жёлто-зелёный.

Грейпфрут оранжевый.

Вишня тёмно-красная.

Лимон жёлтый.

Слива фиолетовая.

Айва…

Крыжовник…

Ананас…

Мандарин…

Клубника…

Персик…

Арбуз…

Смородина…

Ежевика

Упражнение  4. «Расскажи, что у тебя?»

Яблоко (какое?) зелёное, круглое, крупное, душистое, большое, сладкое, свежее, гладкое, румяное…

Апельсин (какой?) оранжевый, сочный, круглый, сладкий, большой, вкусный…

^ Вишня (какая?) маленькая, кислая, красная, сочная, нежная, свежая…

Орех (какой?) круглый, твёрдый, коричневый, вкусный, крепкий, садовый, сухой…

Упражнение  5. ««Что где растёт»

В саду растут яблоки, груши, айва…

В ягоднике растут малина, крыжовник…

В поле растут пшеница, подсолнечник, кукуруза, овёс…
Упражнение  6. ««Готовим обед»

Сварим кашу из гречки, пшена, овса, риса, кукурузы, пшеницы.

Положим в борщ… (картофель, лук, капусту, помидоры, петрушку, укроп, фасоль…).

Сварим компот из… (айвы, яблок, клубники, вишни, слив, персиков…).

Упражнение  7. «Запасаем фрукты»

Что случится с фруктами, если их долго хранить свежими? (Они испортятся, сгниют).

Что делают с фруктами, чтобы их можно было есть зимой? (Консервируют, сушат, варят варенье, джем, конфитюр, желе, пастилу, цукаты).

Какое варенье будет из…

крыжовника – крыжовниковое;

смородины – смородинное;

айвы – айвовое;

лимона – …

бананов – …

клубники – …

мандаринов – …

апельсинов – …
^ РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Задачи: формирование предложений с однородными членами; с союзом потому что.

Упражнение  1. «Измени слова»

Один (одна, одно) – много.

Яблоко – яблок.

Груша – …

Персик – …

Слива – …

Киви – …

Упражнение  2. «Сосчитай от 1 до 10»

Яблоко – одно яблоко, два яблока,…

Айва – одна айва, две айвы,…

Банан – …банан – …банана.

Упражнение  3. «Мой, моя, моё, мои»

Мой – мармелад, орех, изюм, лимон.

Моя – малина, черешня, смородина, ягода.

Моё – варенье, угощение, повидло, яблоко.

^ Мои – фрукты, сады, груши, вишни.
Упражнение  4. «Подберём слова»

Варенье (какое?) – вкусное, сладкое, ароматное, полезное.

Фрукт (какой?)– сладкий, кислый, кисло-сладкий, свежий, сочный, перезрелый, недозрелый, сушёный…

^ Айва (какая?) – тёрпкая, круглая, гладкая, оранжевая.

Упражнение  5. «Что где растёт»

На деревьях растут сливы, яблоки, орехи, черешни.

На кустах растут смородина, крыжовник, малина, клубника.

Упражнение 6. «Заготовки на зиму»

Я приготовлю варенье из слив, из яблок, из вишни.

Я сделаю салат из капусты, из помидоров, из огурцов.

Я сварю компот из малины, из персиков, из клубники.
^ РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Задачи: Учить пересказывать литературное произведение, обучать умению воспроизводить текст сначала по вопросам взрослого, затем вместе с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребёнок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.

^ Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка» с опорой на схему.
КОСТОЧКА

(Быль)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не в этом беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и что если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

1. Что купила мама?

Почему Ване хотелось съесть сливу?

2. Что сделал Ваня, когда никого не было в доме? Как мама узнала, что нет одной сливы?

3. Что спросил отец у детей?

Почему Ваня покраснел, как рак?

4. Как объяснил отец свою тревогу?

5. Что сказал Ваня?

6. Почему все дети засмеялись, а Ваня заплакал?

Психогимнастика. Пластические этюды

Предложить ребёнку изобразить:

Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: кушаем сладкое яблоко, виноград, кислый лимон, тёрпкую хурму или айву.

^ Выразить своё состояние: видите червячка в яблоке, червячок грызёт яблоко, яблоко свалилось на голову.

Развитие мелкой и крупной моторики

Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения:

Замок

На дверях висит замок.


Пальцы в замочек, слегка покачивать.

Кто его открыть бы смог?

«Замочком» вперёд–назад.

Мы замочком повертели,

Повертеть «замочком».

Мы замочком покрутили,

Пальцы остаются сомкнуты,
а ладошки трутся друг о друга.


Мы замочком постучали,

Пальцы сомкнуты,
а ладошки стучат друг о друга.


Постучали и открыли!

Показать ладошки.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этимология для родителей и детей Происхождение названий ягод iconИгротека для детей и их родителей
Невыспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ ещё больше хнычут…...

Этимология для родителей и детей Происхождение названий ягод iconО порядке и размере обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без...
На основании Закона Мурманской области от 28 декабря 2004 года №568-01-змо «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот,...

Этимология для родителей и детей Происхождение названий ягод iconОбразец оформления согласия для туров с открытием Шведской визы оформление...
Предлагаем Вашему вниманию образец согласия, которое необходимо оформить для детей до 18 лет, путешествующих с одним из родителей...

Этимология для родителей и детей Происхождение названий ягод iconВопросы к комплексному экзамену выпускников
Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства родителей и детей

Этимология для родителей и детей Происхождение названий ягод iconЗаконов от 08. 02. 1998 n 17-фз
Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без...

Этимология для родителей и детей Происхождение названий ягод iconВ докладе о
Корпорацией Internet по присвоению названий и номеров (icann), а внедрение Единой политики по урегулированию споров в области названий...

Этимология для родителей и детей Происхождение названий ягод iconВ докладе о
Корпорацией Internet по присвоению названий и номеров (icann), а внедрение Единой политики по урегулированию споров в области названий...

Этимология для родителей и детей Происхождение названий ягод iconИнформационная справка по обеспечению занятости детей-сирот и детей,...
И детей, оставшихся без попечения родителей Агентством занятости населения осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости...

Этимология для родителей и детей Происхождение названий ягод iconПамятка по стране Норвегия Документы для поездки
Сша на человека); водительские права (если планируется брать автомобиль напрокат); доверенность от обоих родителей (для детей, выезжающих...

Этимология для родителей и детей Происхождение названий ягод iconПрограмма постинтернатного сопровождения учащихся из числа детей-сирот,...
Программа разработана социальным педагогом Романовой Е. М. на основе типовой программы Социальной адаптации и сопровождения выпускников...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница