Теоретические основы современногомаркетинга




НазваниеТеоретические основы современногомаркетинга
страница1/6
Дата публикации18.05.2013
Размер0.52 Mb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Маркетинг > Лекция
  1   2   3   4   5   6
ЛЕКЦИЯ №1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГОМАРКЕТИНГА

  1. Понятие, цели и задачи маркетинга.

  2. Концепции маркетинга.

  3. Основные функции и принципы маркетинга.

  4. Виды и типы маркетинга.


1. МАРКЕТИНГ – ЭТО КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ВОЗМОЖНО БОЛЕЕ ПОЛНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ БЫСТРО МЕНЯЮЩИХСЯ И ВСЕ БОЛЕЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ КОНКРЕТНЫХ ГРУПП ПОКУПАТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РЫНКА И ПОЛУЧЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ УСТОЙЧИВОЙ ПРИБЫЛИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ.

Из определения вытекают основные ЗАДАЧИ маркетинга:

1. Понять, что желают потребители (потребители часто недостаточно хорошо знают, что именно они хотят, ясно одно они хотят как можно лучше решить свои проблемы).

2. Выявление неудовлетворенных запросов покупателей, для того чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Выпускать тот товар, который нужен потребителю.

Следовательно, наиболее важными составляющими маркетинга являются:

- выявление потребительских нужд;

- разработка подходящих товаров;

- установление на них соответствующей цены;

- налаживание системы распределения товара.

С точки зрения общественной значимости можно сформулировать четыре альтернативные ЦЕЛИ маркетинга:

1. максимализация потребления;

2. максимализация степени удовлетворения потребителей;

3. максимализация выбора потребителей;

4. максимализация качества жизни.

2. В каждой стране маркетинг развивался по-своему, и на каждом этапе развития рыночных отношений формировалась особая его концепция.

Концепция маркетинга – это ориентированная на потребителя, интегрированная целевая философия деятельности предприятия.

Можно назвать семь основных концепций маркетинговой деятельности:

  1. ^ Концепция совершенствования производства утверждала, что потребители будут ориентироваться на широко распространенный товар и доступный по цене.

ПРИМЕР:


  1. ^ Концепция совершенствования товара выдвигает утверждение, что потребители будут благосклонны к товарам, которые обладают наивысшим качеством, лучшими эксплутационными свойствами и характеристиками.

ПРИМЕР:


  1. ^ Концепция интенсификации коммерческих усилий основывается на следующем, потребители не будут покупать товары фирмы в достаточном количестве, если она не предпринимает значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования продаж.

ПРИМЕР:


  1. Концепция общего маркетинга в данном случае все усилия предприятия направлены на удовлетворение потребностей клиента.

ПРИМЕР:


  1. Концепция стратегического маркетинга ориентирует маркетинговые усилия на долгосрочную перспективу.

ПРИМЕР:


  1. ^ Концепция социально-этичного маркетинга рассматривает маркетинговую деятельность в жестокой связи с новыми глобальными проблемами человечества – экологическими, этическими, воспитательными.

ПРИМЕР:


  1. ^ Концепция индивидуального маркетинга – это непрерывное использование на практике знаний об индивидуальном потребителе, полученных с помощью интерактивной коммуникации и помогающих создавать и продвигать продукты и услуги с целью обеспечить непрерывные и долгосрочные взаимовыгодные отношения.

ПРИМЕР:

3. Для более глубокого выявления сущности и предметного содержания маркетинга продуктивно сначала рассмотреть его наиболее характерные аспекты и понять, кто, с чем, что и как делает в маркетинге.

1. КТО является основным субъектом, участником маркетинговых отношений, какими целями он руководствуется? Это прежде всего производители, посредники и потребители разнообразной продукции:
2. С ЧЕМ работает маркетинг, каковы его объекты? Это прежде всего материальные товары, услуги, идеи, организации, территории и личности.

^ Маркетинг МАТЕРИАЛЬНОГО ТОВАРА (это то, что можно потрогать, надкусить, разобрать на части, уронить и т.д.).

Маркетинг УСЛУГИ

Маркетинг ИДЕИ обычно толкуется применительно к таким социальным идеям, как снижение уровня курения, потребление спиртного, прекращение потребления наркотиков, защита окружающей среды и т.п.

^ Под маркетингом ОРГАНИЗАЦИИ понимается деятельность, предпринимаемая с целью создания и поддержания благоприятного имиджа организации.

Маркетинг ЛИЧНОСТИ (персональный маркетинг) – деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения отношения или поведения общественности по отношению к конкретным лицам.

^ Под маркетингом ТЕРРИТОРИИ понимается деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения отношений или поведения клиентов, применительно к отдельным местам. Здесь, прежде всего, следует выделить: маркетинг зон хозяйственной деятельности (месторасположения заводов, магазинов, контор и т.п.), маркетинг отдельных мест отдыха (привлечение отдыхающих и туристов в конкретные города, районы, страны), маркетинг жилья и маркетинг инвестиций в земельную собственность (обустройство и продажа земельных участков как объектов хозяйствования и помещения капитала).

3. ЧТО именно делает маркетинг, какие проблемы он решает, и в чем состоят его функции? Фактически это вопрос о том, какова сущность маркетинга в действии.

  • АНАЛИТИЧЕСКАЯ: это изучение и оценка внешней среды (экономических, культурных, демографических условий) и внутренней среды фирмы (покупатели, конкуренты, посредники, поставщики);

  • ПРОДУКТОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ: это создание новых товаров, которые наиболее полно соответствовали запросам потребителя (маркетинг воздействует на производство, пытаясь сделать его достаточно гибким, способным производить конкурентоспособные товары с относительно низкими издержками);

  • СБЫТОВАЯ: это формирование товарной политики предприятия (изучение структуры и функций каналов товародвижения);

  • ФОРМИРУЮЩАЯ: это функция убеждения и стимулирования потребителя (расширение и поддержание на высоком уровне спрос-реклама, личные продажи, пропаганда);

  • ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ: это сосредоточение всего комплекса взаимосвязанных вопросов маркетинговой политики и практики в руках одного должностного лица.

4. КАК, с помощью чего решаются эти проблемы, каковы принципы, методы действия маркетинга?

ПРИНЦИПЫ:

  • ориентация на потребителя (производить только то, что нужно потребителю);

  • нацеленность всей деятельности на достижения максимального конечного результата;

  • концентрация усилий на решающих в данный момент направлениях маркетинга (спрос, цена, конкуренты, реклама и т.д.) (быть активными, постоянно анализировать, изучать рынок, конкурентов, для того чтобы достичь своей рыночной ниши);

  • товар – это постоянный повод для размышлений (инженеры создают изделие, а маркетологи создают товар, однако возможна ситуация, когда одно и то же изделие может быть одновременно «олицетворением инженерной мечты» и «кошмаром» для отдела сбыта) (организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса);

В ходе своего развития маркетинг впитал в себя и интегрировал мировые достижения в области многих наук и сам фактически превратился в «наукоемкое» направление деятельности.

МЕТОДЫ реализуемые маркетингом изобразим схематично.

––ОБЩЕНАУЧНЫЕ (системный анализ, комплексный анализ, планирование)

––АНАЛИТИКО-

ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ (программирование, моделирование, экспертиза)

––МЕТОДИЧЕСКИЕ

^ ПРИЕМЫ ИЗ РАЗНЫХ

ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЙ (социология, психология, эстетика, дизайн)


4. В условиях рыночных отношений использование маркетинга становится не только желанным, но и объективно необходимым, поскольку он указывает предприятиям пути и средства эффективной деятельности, ориентированной на потребителя.

Маркетинг используется в различных сферах и областях жизнедеятельности, поэтому можно выделить несколько его ВИДОВ в зависимости от классификационного признака:

Критерии классификации

Виды маркетинга


По области применения

  1. Маркетинг товаров народного потребления

  2. Маркетинг товаров производственного назначения

  3. Маркетинг услуг

По целям организации

  1. Маркетинг, ориентированный на продукт

  2. Маркетинг, ориентированный на потребителя

По характеру получения прибыли

  1. Коммерческий маркетинг

  2. Некоммерческий маркетинг


По стратегии охвата рынка



  1. Массовый (недифференцированный) маркетинг – вид маркетинга, который характеризуется массовыми производством и маркетингом одного продукта, предназначенного сразу для всех покупателей

  2. Дифференцированный маркетинг – характеризуется производством и маркетингом нескольких продуктов с различными свойствами, предназначенных для всех покупателей, однако рассчитанных на разные их вкусы

  3. Целевой маркетинг – характеризуется тем, что осуществляется производство и маркетинг продуктов, разработанных специально для определенных рыночных сегментов

По периоду упреждения событий

  1. Тактический маркетинг

  2. Стратегический маркетинг

По состоянию спроса

  1. Конверсионный маркетинг – вид маркетинга, задачей которого является изменение отрицательного отношения потребителей к какому-то продукту путем переделки продукта, снижение цены и более эффективного его продвижения (табачные изделия)

  2. Стимулирующий маркетинг – задача отыскание способов увязки присущих продукту выгод с потребностями и интересами потенциальных потребителей, чтобы изменить их безразличное отношение к продукту (безвредные сигареты, экономичные автомобили)

  3. Развивающий маркетинг – используется в условиях скрытого, потенциального спроса, задачей которого является оценка размера рынка и разработка эффективных продуктов, способных превратить спрос в реальный

  4. Ремаркетинг – вид маркетинга, задачей которого является восстановление спроса в случае его падения на основе творческого переосмысления ранее использовавшегося маркетингового подхода (низкокалорийные продукты)

  5. Синхромаркетинг – задача которого является поиск способов сглаживания колебаний спроса с помощью гибких цен, методов продвижения товаров

  6. Поддерживающий маркетинг – в условиях полноценного спроса поддерживать существующий уровень спроса с учетом изменения системы предпочтений потребителей и усиления конкуренции

  7. Демаркетинг – вид маркетинга, применяемый в условиях чрезмерного спроса, задачей которого является изыскание способов временного и постоянного снижения спроса в целях ликвидации ряда отрицательных рыночных явлений, например спекуляции

  8. Противодействующий маркетинг – убеждение людей отказаться от потребления вредных продуктов путем резкого повышения цен, ограничения их доступности в сочетании с дискредитирующей информацией

^ ЛЕКЦИЯ №2
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И

МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  1. Маркетинговая среда.

  2. Информация в маркетинге и ее источники.

  3. Маркетинговые исследования.


1. Предприятие, осуществляющее маркетинговую деятельность, находится в определенной среде, которую оно должно постоянно анализировать. Как показывает зарубежный опыт, те предприятия, которые недостаточно внимания уделяют мониторингу маркетинговой среды, плохо адаптируются к ситуации на рынках

^ Маркетинговая среда это совокупность активных субъектов и сил, влияющих на возможности руководства службы маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Маркетинговая среда представлена микро- и макросредой.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теоретические основы современногомаркетинга iconТеоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и
Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками 5 1Основные формы расчетов с покупателями и

Теоретические основы современногомаркетинга iconТеоретические основы формирования мотивационной системы управления на предприятиях

Теоретические основы современногомаркетинга iconВедение
Теоретические основы стратегического управления предприятиями малого бизнеса 5

Теоретические основы современногомаркетинга iconВведение 4
Правовые и теоретические основы организации учета и анализа основных средств 7

Теоретические основы современногомаркетинга iconВведение 2
Теоретические основы финансового планирования и составления бюджета деятельности промышленного предприятия 5

Теоретические основы современногомаркетинга iconТеоретическая часть 5
Теоретические основы позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции 5

Теоретические основы современногомаркетинга iconПри министерстве юстиции российской федерации
I. Теоретические, процессуальные и организационные основы судебной экспертизы

Теоретические основы современногомаркетинга iconДкб вопросы к экзамену
Теоретические и организационные основы денежно-кредитной политики Центрального банка РФ

Теоретические основы современногомаркетинга icon1. Теоретические основы формирования бухгалтерской отчетности
Использование оценок актива баланса в соответствии с мсфо

Теоретические основы современногомаркетинга iconI. Теоретические основы учета собственного капитала
Формирование и учет целевого финансирования, нераспределенной прибыли

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница