Литература и искусство джаинов литература




Скачать 188.5 Kb.
НазваниеЛитература и искусство джаинов литература
страница1/3
Дата публикации07.07.2013
Размер188.5 Kb.
ТипЛитература
vbibl.ru > Литература > Литература
  1   2   3
ГЛАВА VII
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ДЖАИНОВ

ЛИТЕРАТУРА


Древнейшие памятники джайнской литературы, создание которых приписывается Махавире, записаны на языке ардхамагадхи. Это был пракрит (т. е. народный, разговорный язык) восточногангских областей, язык индоарийской группы, язык арьев, распространившийся в среде местного кшатрийства, а позже — и более широких слоев населения.

Нам неизвестно, на каком языке проповедовал Махавира и до какой степени ардхамагадхи был распространен в древнем Бихаре к середине I тысячелетия до н.э. — письменные памятники джайнской литературы появились значительно позже

По легенде, Махавира устно излагал свое учение, а его ближайшие последователи (ганадхары) записывали его проповеди, придавая им форму книг (ганипитака), по которым уже особые учители (упадхьяя) поучали весь орден шраманов1. По другому преданию джайнов, проповеди Махавиры были понятны всем людям вне зависимости от того, на каком языке они говорили.

Джайны высоко ценят ардхамагадхи как язык своего священного писания и изучают его.

Много джайнских произведений, как литературных, так и философских и научных, создавалось на санскрите. В Матхуре были обнаружены джайнские надписи, датируемые II в. н.э., на так называемом гибридном санскрите, представляющем собой смесь местного разговорного диалекта с санскритом. Литературный же санскрит частично становится языком джайнских писаний только «с середины I тысячелетия н.э. В результате его смеше-

______________________

1Muni Shri Nagrajji, A Pen-Sketch of Acharya Shri Tulsi, стр. 5.

87
ния со среднеиндийскими диалектами развилась особая разновидность санскрита — джайнский санскрит2.

По мере расселения джайнов по различным областям Индии они стали пользоваться также языками этих областей. Значительное место в более поздней джайнской литературе занимают языки апабхранша, которые грамматически стоят ближе к новоиндийским аналитическим языкам, чем к древнеиндийским флективным. Во II тысячелетии н.э. джайнская литература создавалась в основном на новоиндийских языках, так как джайны всегда стремились к популяризации своего учения среди широких народных масс, которые не знали санскрита. Джайнская литература развивалась не только на индоарийскях языках, но и на дравидийских (главным образом на языке каннада, поскольку в Карнатаке в течение многих столетий жили тысячи джайнов и были расположены их крупнейшие монастыри и храмы).

Религиозно-философская терминология джайнской литературы восходит к индоарийским терминам. До сих пор не проделана работа по выявлению и реконструкции древнейших слоев языка джайнских канонических книг, поэтому нельзя ничего сказать о реальных связях, существовавших между индоарийской языковой группой и другими группами, и о том, как протекал процесс вытеснения древнейшей лексики лексикой санскрита и ардхамагадхи.

Согласно существующей традиции Махавира оставил своим ученикам — ганадхарам 14 книг, или разделов — «пувва» («пурва»), содержавших основы религии. Шесть поколений ганадхаров помнили их наизусть, а потом, когда при Чандрагупте Маурья большая группа джайнских монахов, возглавляемая Бхадрабаху, ушла на юг (причину этого видят в длительном голоде, поразившем Магадху), остался лишь один монах по имени Стхулабхадра, который помнил все 14 пувва. Тогда созвал» вседжайнский собор в г. Паталипутре и впервые составили канон, известный под названием «Сиддханта» или «Агама». Его основу составляют первые 11 частей, или ангу. Считается, что 14 пувва по памяти были сведены в. 12-ю анга, получившую название «Диттхивайя» («Дриштивада»). Но впоследствии изначальная Диттхивайя по-

________________________

2 В. В. Иванов, В. Н. Топоров, Санскрит, стр. 27.

88
терялась и сохранился только список 14 пувва в 4-й анге3. Всего в каноне 45 частей: 11 анга, 12 упа-анга, 10 пайнна (которые считаются смешанными текстами разного происхождения), 6 чхедасутра, 4 муласутра и 4 самостоятельных текста.

В четвертую чхедасутру вошла «Кальпасутра», написанная якобы Бхадрабаху, который, по возвращении с юга, не признал канона.

Вернувшиеся с юга монахи увидели, что многое без них изменилось, что оставшиеся забыли завет Махавиры не носить одежды и ходят в белых одеяниях и что составлен канон без участия Бхадрабаху и его сподвижников. Произошел раскол общины на дигамбаров и шветамбаров4, и дигамбары отказались признавать канон, заявив, что все истинные, священные тексты забыты.

Со временем и канон Сиддханта был частично забыт, а частично видоизменен в процессе распространения джайнизма по Индий. Тогда в середине V в. н.э. собрался новый собор в г. Валлабхи (Гуджарат), и канон был воссоздан.

В канонических текстах есть и проза и стихи. Метрика во всех ранних джайнских текстах не ведичеекая, а народная. Арийские метры очень редко встречаются в текстах на ардхамагадхи5. Самой древней считается первая анга, в которой говорится о правилах жизни и поведения джайнов6.

Характерной чертой канонических текстов, отражающей неприязненные отношения с представителями ведических культов, является острая полемика с брахманами и сатирические нападки на их учение. Примером такого рода текстов может служить отрывок из 3-й анги —

____________________________

3 Н. Jасоbi, Jaina Sutras, pt I, Introduction, стр. XLIV. Якоби полагает, что тексты пувва были противоречивы и стали неприемлемыми в процессе оформления джайнской общины, когда возникла необходимость в создании ясного и систематизированного канона.

4 Надписи I в. н.э. показывают, что в то время уже были известны две общины джайнов и что существовали разные школы— «гана» — внутри этих общин (М. Winternitz, Geschichte der Indischen Literatur, стр. 294).

5 В. Ch. Law, India as Described in Early Texts of Buddhism and Jainism, стр. 265.

6 Н. Jacobi, Jaina Sutras, pt I, Introduction, стр. XLV1I. Лоу считает эту ангу самым ранним свидетельством по жизненному укладу секты ниргрантхов (В. С h. Law, India as Described in Early Texts of Buddhism and Jainism, стр. 238).

89
«Суягаданги» (I. 7): «Если правда, что при помощи омовений холодной водой можно достичь совершенства, то тогда лягушки, черепахи и змеи достигают высшего совершенства, а если вода смывает злые дела, то она должна смывать и добрые. Брахманы верят, что ежедневным возжиганием огня они достигают совершенства, но тогда кузнецы и другие подобные им ремесленники должны достичь наивысшей святости»7.

Встречаются и сюжеты индийских эпических поэм. Так, в 6-й анге есть легенда о Драупади — жене пяти Пандавов — и о ее полиандрическом браке.

В 6-й анге содержится легенда о Кришне, о гибели его рода и падении его города — Двараки. Все это излагается, как в «Махабхарате», но сам Кришна описывается как джайн — обстоятельство, снова напоминающее об известном переплетении кришнаизма с джайнизмом.

В 11-й анге содержатся интересные повествования о неудачных и несчастливых перерождениях человека в результате действия закона кармы.

В упа-ангах есть изложение научных взглядов по вопросам астрономии, географии, космогонии, науки о времени и т. п. Излагаются также основы архитектуры, планировки городов и украшения зданий, описываются музыка, танцы, искусство эротики, методы воспитания гетер и актеров и т. д. Все это ярко рисует жизнь древнеиндийского общества.

Одной из самых поздних частей канона является «Кальпасутра», но она почитается джайнами превыше всех остальных его частей. Она состоит из трех разделов: в первом описывается жизнь 24 тиртханкаров, во втором характеризуются разные группы в общине и их руководители (надписи I в. н.э. упоминают об этих руководителях как о личностях исторических), третий содержит правила поведения аскетов.

Интересный материал содержат муласутры — басни, притчи и диалоги аскетов, в которых ведутся споры с брахманами и ниспровергаются их идеалы.

О каноне дигамбаров известно очень мало. Еще И. Минаев отмечал, что они относятся к европейцам •очень неприязненно и своих книг никому не показыва-

________________________

7M. Winternitz, Geschichte der Indischen Literatur,стр. 299.

90
ют8. Но известно, что их канон тоже делится на 12 анга, хотя по содержанию заметно отличается от канона шветамбаров.

Интересна неканоническая литература обеих сект — сборники рассказов (часто создававшиеся по принципу «обрамленных повестей»). В рассказах встречаются сюжеты отдельных эпизодов из «Махабхараты» и «Рамаяны». И этим сюжетам и любым другим обычно придана такая форма, при помощи которой можно показать, как обращение в джайнизм способствует нравственному исправлению человека. Наиболее известны сборники: «Катхакоша» (XI—XII вв., автор которого неизвестен), «Катхакоша», содержащий 500 рассказов, написанных Шубхашилагани (XV в.), «Катхамаходадхи» видного джайнского писателя Сомачандры (XV в.), «Катхаратнакара» Хемавиджайи (XVII в.).

Образцом рассказов, обычно входящих в такие сборники, является один рассказ из «Катхакоши» (XI— XII вв.).

У одной девушки была злая мачеха, которая заставляла ее делать всякую тяжелую работу. Однажды она заснула в поле, когда пасла корову. Ее разбудила черная змея, которую преследовал ловец змей, и попросила спасти ее. Девушка укрыла змею, и та в награду обещала исполнить любое ее желание. Тогда девушка попросила создать над ней тень, чтобы она могла укрыть от солнца свою корову. Змея силой волшебства создала вокруг тенистый сад, который с тех пор возникал всюду, куда приходила эта девушка. Однажды она встретила в этом саду молодого раджу, который полюбил ее и решил на ней жениться. Узнавшая об этом мачеха стала строить козни, чтобы подменить падчерицу своей родной дочерью, но змея разрушила все эти козни и помогла доброй девушке обрести свое счастье9. Эта морализированная история призывает соблюдать доктрину ахимсы.

Существует много повестей о жизни тиртханкаров и Других святых, которым поклоняются джайны. Такие повести называются общепринятым в индийской литературе термином для этого жанра — «чаритра» или «ча-

________________________

8И. Минаев, Сведения о жайнах и буддистах.

9Пересказано по кн.: М. Winternitz, Geschichte der Indischen Literatur, стр. 325.

91
рита». Наиболее известной чаритрой является работа джайнского монаха Хемачандры, который был выдающимся гуджаратским религиозным деятелем, ученым и политиком XII в., — «Тришашти-шалака — пуруша-чарита» («Жизнь 63 лучших людей»).

Хемачандра написал для правителя Кумарапалы трактат «Йогашастра», посвященный восхвалению джайнизма и полный жестких нападок на индуизм как на аморальную, неправедную религию, не знающую истинной доктрины ахимсы 10.

Есть и другой тип таких повестей — «прабандха». Они посвящены жизни выдающихся монахов и мирян. Эта литература содержит много интересных свидетельств о жизни представителей разных слоев общества. Такие повести создавались и шветамбарами и дигамбарами.

Джайнская проза обычно перемежается стихотворными вставками (это древний общеиндийский принцип композиции прозаических произведений).

Известной повестью в прозе и стихах является «Яшастилака», написанная дигамбаром Сомадевой в Х в. Сюжет ее тоже был призван пропагандировать всемогущество джайнизма. В ней рассказывается о том, как раджа Маридатта решил принести в жертву девочку и мальчика из джайнской общины, но вдруг подумал, что они могут оказаться детьми его родной сестры, которая стала джайнской монахиней, уйдя из семьи. Из расспросов выяснилось, что это так и есть. Дети рассказывают историю своих прежних перерождений, из которых становится ясно, что все великие поэты, такие, как Вьяса — автор «Махабхараты», Калидаса, Бана и другие, относились к джайнизму с глубоким уважением. Потрясенный всем узнанным, раджа становится джайном.

Важное место в джайнской литературе занимает поэзия. Создавалось много религиозно-лирических стихов, называемых стотра, на санскрите, но главным образом на пракритах и новоиндийских языках. В стихах — описывались также разные чудеса, способствовавшие обращению людей в джайнизм. В поэтических изложениях джайнской этики, особенно в произведениях поэ-

____________________________

10 Монахи-шветамбары ежедневно должны читать первые четы­ре главы из этой книги.

92
тов-дигамбаров, содержится острая полемика с брахманами (например, в поэме Х в. «Субхашита ратна самдха» — «Собрание дивных сокровищ речи»). Автор этой поэмы, Амитагати, создал и другие произведения, где содержатся догматические споры с брахманами и острая критика их морали, правил поведения, богопочитания и т. п.

Создавались и антологии джайнской поэзии и сборники афоризмов. Из последних наиболее известны «Гатхакоша» Муничандры Сури (XII в.) и «Гатхасахасри» Самаясундары (XVII в.). Они ценны тем, что в них вошел большой запас древних афоризмов и стихотворных изречений. Примером афоризмов, вошедших в эти сборники, могут послужить следующие строки:
Нельзя одновременно идти по двум дорогам.

Нельзя шить иглой, у которой оба конца заострены.

Нельзя одновременно совместить в себе

Греховные радости и путь к спасению.
Многие произведения джайнской литературы касаются вопросов религиозной догматики, философии и этики, грамматики, астрономии, космогонии. Этот вид литературы пополняется новыми трактатами и рассуждениями, которые создаются и сейчас джайнскими учеными-монахами.

Из старых трактатов по религии примечательна книга Харибхадры «Саддаршана-самуччайя» (IX в.), в которой автор делает попытку погасить разгоревшуюся между сектами вражду и убедить людей в том, что нельзя слепо отрицать все, что не совпадает с их взглядами, а необходимо искать разумную суть в любой религии, не исключая и индуизма, и лишь таким образом стремиться к постижению истины.

Интересна также книга Шантисури «Дживавияра» (X в.), в которой описываются все существа, живущие на земле, и пути их перерождений. В ней отражен уровень развития разных наук того времени — ботаники, зоологии, географии, а также содержатся интересные мифы.

Джайнские учители заботились о распространении просвещения среди членов своей общины. Это достигалось не только устными проповедями и чтением кано-
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература и искусство джаинов литература iconProqres. İNfo путь ведущий к совершенству
Детская литература •Историческая книга •Фантастика •Русская литература •Зарубежная литература •Аудиокниги на английском языке

Литература и искусство джаинов литература iconЛитература 10 класс. «Русская литература 19 века»
«Silentium!» «Наш век» «Цицерон» «День и ночь» «Певучесть есть в морских волнах» «Я встретил вас» «О, как убийственно мы любим» и...

Литература и искусство джаинов литература iconЛитература: Основная литература
Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие /М. А. Гончаров. М.: Кнорус, 2010. – 480 с

Литература и искусство джаинов литература icon2007 szeptember-november gou №30
СПбГУ, филологический факультет, венгерский язык и литература, русский язык и литература

Литература и искусство джаинов литература iconСтатистика публикаций переводов эстонской литературы на языки народов СССР в 1972 г
Эр – «Ээсти раамат», сп – «Советский писатель», хл – «Художественная литература», мг – «Молодая гвардия», дл – «Детская литература»,...

Литература и искусство джаинов литература iconЛитература 10 класс. «Русская литература 19 века»
Как Раскольников пришел к своей теории и в чем ее суть? Кто стал жертвой Раскольникова? Какова роль образов Лужина и Свидригайлова...

Литература и искусство джаинов литература iconМ. Е. Салтыков-Щедрин Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти
Везде литература ценится не на основании гнуснейших ее образцов, а на основании тех её деятелей, которые воистину ведут общество...

Литература и искусство джаинов литература iconНиколаева Олеся/ Библиотека Golden-Ship ru Современная культура и Православие
Прошло немногим более ста лет и как страшно изменился облик культуры, изменилось состояние душ и сердец! Где ныне "замечательное...

Литература и искусство джаинов литература iconЛитература своеобразная область общей литературы. Понятия "детская литература"
Детская литература — своеобразная область общей литературы. Понятия "детская литература" и "круг

Литература и искусство джаинов литература iconЛитература: 26 Глава 3 26 где находится карма 26 литература: 36 Глава...
К64 Кармическая психология. Как избавиться от негативной кармы / В. В. Кононов. — М. Рипол классик, 2010. — 288 с. — (Вашатайна)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница