Литература. 8 класс Азизян В. А




Скачать 219.86 Kb.
НазваниеЛитература. 8 класс Азизян В. А
страница1/3
Дата публикации01.07.2013
Размер219.86 Kb.
ТипЛитература
vbibl.ru > Литература > Литература
  1   2   3
Литература. 8 класс Азизян В.А.

Урок-путешествие в мир басен

Цели и задачи : 1) Повторить и обобщить сведения о басенной

традиции;

2) развивать диалогическую и монологическую речь

учащихся; развивать умение делать выводы,

сравнивать тексты;

3) потренировать ребят в сочинительстве;

4) воспитывать интерес к литературе.

Оборудование: мультимедийная доска для показа презентации,

карточки с заданиями, краски, тексты басен,

запись темы «Устами младенца».

Эпиграф ( в начале урока закрыт):

Эллада – мать искусств, за это ей хвала.

Из греческих земель и басня к нам пришла.

^ От басни многие кормились, но едва ли

Они до колоска всю ниву обобрали.

Доныне вымысел – свободная страна.

Не вся захвачена поэтами она.

Жан де Лафонтен

Ход урока

1 Вступительное слово учителя.

Рада всех приветствовать на уроке литературы! Урок принято начинать с объявления темы, и мне поможет это сделать пятиклассница, которая трактует её так...(Запись,как понимает, что такое басня, ученица 5 класса)

^ 1« Устами младенца», если Вы не поняли, о чём мы будем говорить, послушайте, что о теме нашего урока думает старшеклассник. (Запись.) Так какой же будет тема нашего урока? Правильно: « Басня»! Сегодня мы отправимся путешествовать в мир басни. (Открывается доска с записью темы урока, на мультимедийной доске 1 слайд – определение басни.)

Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. Наряду с мифом она была одной из первых форм художественного мышления. С её помощью человек, едва почувствовав себя человеком, искал ответ на вопрос: как вести себя в этом огромном сложном мире.

Только смелые, умные люди могут отправиться в путешествие во времени. Знаем ли мы достаточно басни, чтобы не заблудиться и не ошибиться. Сумеем ли отличить басню от сказки?

2 «Путаница» : распределите термины по разным жанрам в два столбика на доске ( сказка – басня).

Карточки со словами:

Аллегория, поучительная часть, повествовательная часть, назидательность, осмеяние пороков, «эзопов язык», мораль, волшебная, бытовая, постоянные эпитеты, народная, литературная, сказители.

^ Все ли термины понятны? Что такое назидательость?

3 Слово учителя.

Итак, в путь! (2 слайд – Эзоп.)

По преданиям, основоположником басни считают легендарного Эзопа, жившего, как предполагают, в 6 веке до н.э. О нём рассказывали, что он был уродливый раб-фригиец, принадлежал простоватому философу Ксанфу, много раз посрамлял его книжную учёность своей смекалкой и здравым смыслом. За услуги государству был освобождён, соперничал славою со знаменитыми мудрецами тогдашней Греции, а погиб, став жертвой клеветы. Тексты отца басен Эзопа просты и кратки, мораль отчётливо формируется, язык близок к разговорному.

Как Вы думаете, случайно ли, что басню «придумал» раб?

Предлагаю Вам посоперничать с Эзопом. (Учитель читает начало басни Эзопа «Умная мама – жаворонок».

^ Придумайте конец басни, разделившись на группы.

4 Работа в группах по 5 – 6 человек над составлением концовки басни Эзопа «Умная мама – жаворонок». Чтение разных вариантов концовки басни, сравнение с басней Эзопа:

«Вот теперь нам пора улетать. Потому что дело делается только тогда, когда человек делает его сам, а не ждёт, что ему сделают другие».

5 Слово учителя.

В 16 -17 веках басня начала распространяться в Западной Европе. Первоначально это были переводы из Эзопа, а затем появились оригинальные баснописцы: Жан де Лафонтен, Т. Мур, А. Мицкевич.

^ Ну а мы, заручившись поддержкой Эзопа, перемещаемся на машине времени в Россию.

Русская литература обратилась к басне в 18 веке. Назидательные басни писали Сумароков, Дмитриев. Но высшего своего расцвета басня достигла в творчестве И.А.Крылова. ( 3 слайд – И.А.Крылов) Басня под пером Крылова преобразилась. Как? Об этом вы расскажете сами, сравнив басню Крылова «Стрекоза и Муравей» с басней Эзопа «Жук и муравей».

6 Работа в группах над составлением таблицы. (Каждой группе выдать распечатанные басни, таблицы, задания.)

Сравните сюжет, героев, мораль, форму повествования, общих персонажей, от чьего лица ведётся повествование.

^ 7 Перед проверкой таблицы подготовка к выразительному чтению басни. Произнести скороговорку «Проворонила ворона воронёнка» с разными смысловыми оттенками: «Ах, как жалко воронёнка!», «Так ей раззяве и надо!» Выразительное чтение басни, сравнение записей в таблице.

Эзоп «Жук и муравей»

Зимнею порою муравьи, рассыпавши, рожь сушили. Голодный жук просил у них корму. Муравьи спросили у него: «Зачем ты летом не собирал себе корму?» Он отвечал: «Мне было некогда - я пел».Они же рассмеялись, сказали: «Если ты летом пел, так зимой - пляши».Басня учит, что не надобно ни в чем быть ленивому, чтоб после не печалиться и не терпеть беды!

«Стрекоза и Муравей».

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» -

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»-

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило».-

«А, так ты...» - «Я без души

Лето целое все пела».-

«Ты все пела? это дело:

Так, поди же попляши!» И.А.Крылов

Сходство

Различия





















8 Слово учителя.

Достигнув блестящего расцвета в творчестве И.А.Крылова, басня более чем на столетие почти исчезла из русской литературы. Сатирики предпринимали попытки к возрождению басни, но серьёзных успехов в этом жанре не достигли. ( Д.Бедный)

В 20 веке басенные традиции продолжили С.В.Михалков, С.Я.Маршак, в их творчестве видно следование традициям классической басни. Выразительное чтение учителя одной из басен С.В.Михалкова наизусть.

9 Подведение итогов.

Итак, наше путешествие в мир басни закончено. Мы вспомнили, что такое басня, по каким законам она строится, побеседовали о знаменитых баснописцах. Вас ждёт последнее испытание.

10 Работа в группах:

1 группа составляет синквейн по теме урока.

Синквейн – от франц. «пять». Стихотворение из пяти строк со строго заданной формой:

1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно

именем существительным.

2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами при-

лагательными.

3 строка – описание действия в рамках темы тремя словами, обычно

глаголами.

4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая авторское (ваше)

отношение к данной теме.

5 строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образ-

ном или философско-обобщенном уровне повторяющее

суть темы.

2 группа составляет центон

Центон – это юмористическое произведение, составленное из частей известного произведения

3 группа передаёт в абстрактном рисунке – в сочетании каких-то линий, цветовых пятен, мазков - своё впечатление о басне. Объяснить значение своих иллюстраций.

11 Домашнее задание.

Не случайно для эпиграфа выбраны такие слова. ( Чтение эпиграфа.) Попробуйте сочинить басню. В стихах, конечно, трудно, но можно написать в прозе, как у Эзопа. А для морали используйте любые народные пословицы.

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Как предлог отличить от приставки?

Цели и задачи урока: 1) повторить изученное о приставках и предлогах,

2) углубить знания уч-ся об употреблении

предлогов с различными частями речи и познакомить

с орфограммой-пробелом,

3) воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: тексты с заданиями.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2.Интрига.

Записать фразу, имеющую двойное написание:

В деревне Волки все избы из ели.

- Все написали так или есть другие мнения? Сколько в классе мнений?

( В деревне волки все избы изъели.)

Учитель: Ученики:

-Чем является из в одном и в другом предложениях? - Предлог, приставка.

- Почему можно спутать предлог и приставку? - Одинаковое звучание. - Почему многие приставки похожи на предлоги? - Образованы от них.

- А для чего нам надо это знать? - Для правильного

написания.

- Так чем мы будем заниматься на уроке? - Отличать предлоги

от приставок.

- Какой будет тема урока? - Как отличить пред-

лог от приставки.

Записать тему урока на доске и в тетради.

3. Движение темы.

1) Сравним три столбика слов:

по дорожке подорожник понёс

под водой подводный подъехать

без дела бездельник бездельничать

из вестей известный изгнать

- Как отличить приставку от предлога?

Какие есть гипотезы? 1 Поставить между предлогом и словом прилагательное

( по садовой дорожке).

- Этот способ проверки знаком по начальной школе.

А какие ещё есть мнения? 2 Поставить существительное

в именительный падеж.

3 Рядом с глаголами предлоги

не употребляются.

Запись на доске всех способов отличия.

2) Словарная работа: из-за, из-под, по-над. ( Дефис и пробел - это тоже орфограммы.) Придумайте предложения с этими предлогами.

3) Диктант " Проверяю себя":

От дерева к дереву, от зари до зари, от себя к нему, обо мне и о тебе, из воротника, из-за ворот, известить, на катке, у края, украсить, добыча, дотронуться. ( Двое у доски. "Орфографическая дуэль")

4) Цифровой диктант. Как напишем (в одно, в два, в три слова)? Устно.

В шубе(2), без мерки(2), бесшумно(1), во все стороны(3), из-под коряги, подкормка, под осиной, подберёзовик.

Проверим, что получилось?

5) Поработаем корректорами. Что это за профессия? Задание: вставить нужную орфограмму.

- Слезай (с) ёлки мерку (с) нимать буду,- (про) ворковала Лиса. Зима (на) носу майку (на) шу..ку менят пора б..соножки (на) валенки. (За) думались звери: где шубу (до) стать. А Лисица тут как тут.

Белка (на) ёлке стр..кочет:

- Мне (с) делай шу..ку (на) белич..ем меху. И хвостик чтоб (по) пушистее да (на) гру..ку белый передничек.

6) Выполнение упражнения № 50

4. Подытожим урок.

Мы повторили , чем различаются написание предлогов и приставок. О каких новых способах проверки вы узнали?

5. Дом. задание: п. 6 выуч., упр.№ 51

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Как предлог отличить от приставки?

Цели и задачи урока:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература. 8 класс Азизян В. А iconЛитература 10 класс. «Русская литература 19 века»
«Silentium!» «Наш век» «Цицерон» «День и ночь» «Певучесть есть в морских волнах» «Я встретил вас» «О, как убийственно мы любим» и...

Литература. 8 класс Азизян В. А iconЛитература 10 класс. «Русская литература 19 века»
Как Раскольников пришел к своей теории и в чем ее суть? Кто стал жертвой Раскольникова? Какова роль образов Лужина и Свидригайлова...

Литература. 8 класс Азизян В. А iconТематическое планирование учебного материала (экстернатная форма...
Унт. Народные лирические и исторические песни. Предания. «О пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Древнерусская литература. Из...

Литература. 8 класс Азизян В. А iconЛитература 9 класс

Литература. 8 класс Азизян В. А iconВ этом году вашим детям предстоит пройти государственную (итоговую)...
Алгебра и начала анализа): 11 класс в форме егэ, 9 класс в традиционной форме. Также выпускники 9 класса сдают два экзамена по выбору...

Литература. 8 класс Азизян В. А iconТематическое планирование учебного материала (экстернатная форма...
Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры 20 века. Три основных направления русской литературы. Своеобразие...

Литература. 8 класс Азизян В. А iconРабочая программа учителя по литературе
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника:...

Литература. 8 класс Азизян В. А iconПланирование занятий по литературе в 6 классе (экстернат)
«Литература. 5 класс» В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И.,,Коровин, «Просвещение», 2010

Литература. 8 класс Азизян В. А iconПланирование занятий по литературе в 5 классе (экстернат)
«Литература. 5 класс» В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И.,,Коровин, «Просвещение», 2010

Литература. 8 класс Азизян В. А iconПланирование занятий по литературе в 5 классе (экстернат)
«Литература. 5 класс» В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И.,,Коровин, «Просвещение», 2010

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница