Урок на тему «Памяти павших »




Скачать 27.64 Kb.
НазваниеУрок на тему «Памяти павших »
Дата публикации23.06.2013
Размер27.64 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Литература > Урок
z_start

мастер-класс

Я не участвую в войне — она участвует во мне

В минувшую пятницу в Доме Москвы прошел очередной мастер-класс, организованный ЛАПРЯЛ (Латвийской ассоциацией преподавателей русского языка и литературы) и на сей раз посвященный Великой Победе. Открытый урок на тему «Памяти павших...» давала Людмила Смирнова — преподаватель русской словесности Рижской средней школы им. Оствальда.

Все места в конференц-зале Дома Москвы были заняты, а люди все шли и шли... Кого-то вела сюда народная молва о высоком профессионализме учителя, кого-то — сама тема урока. Разочарован не был никто.

С каждым годом в стране остается все меньше русских школ, где в канун Дня Победы вспоминают подвиг советского солдата. Но Людмила Геннадьевна традиционно дает такие уроки в своей школе каждый май. Потому что искренне считает: преемственность поколений, знающих правду о той войне, не должна прерываться.

...Урок памяти был наполнен стихами и песнями, кадрами документальной хроники и фрагментами художественных фильмов, воспоминаниями ветеранов и рассуждениями нынешних школьников. И слезами, которых никто не стеснялся.

В едином порыве зал читал знаменитое стихотворение Анны Ахматовой «Мужество», написанное 23 февраля 1942 года, строки из которого стали в начале XXI века гимном русского движения Латвии: «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово...» Так же, на одном дыхании, все вместе прочли «Жди меня» Константина Симонова, ставшее для солдат фронтовой молитвой.

Какое литературное произведение о войне произвело на вас наибольшее впечатление? — спросила Людмила Смирнова у зала.

И посыпались ответы: «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Высота» Владимира Высоцкого, «Навеки девятнадцатилетний» Георгия Бакланова, «Война» Ивана Стаднюка, стихи Ольги Берггольц. Кто-то вспомнил друнинские строки: «Кто говорит, что на войне нестрашно, тот ничего не знает о войне»... А кто-то привел цитату из прозы: «Страшно не то, что нас убивали, страшно то, что нас заставляли убивать».

А для меня это, пожалуй, повесть Константина Воробьева «Убиты под Москвой», — призналась учительница, — о молодых безусых мальчиках-курсантах, которые были брошены в самое пекло неподготовленными, растерянными, они подчас не понимали, что делать, но твердо знали, что выбрали для себя такую профессию — родину защищать. Произведения Воробьева поначалу были приняты властью благосклонно, однако увидели свет лишь 40 лет спустя. Показывать страх и слабость в советской литературе было не принято. Но мы с ребятами обычно открываем для себя и другие страницы истории, ведь оттого, что солдатам не было чуждо ничто человеческое, они не перестают быть героями.

Людмила Геннадьевна пригласила на свой открытый урок ветеранов Великой Отечественной. Когда участник Сталинградской битвы и боев на Курской дуге Евгений Чигвинцев повернулся к залу, публика устроила овацию — грудь героя почти до пояса была увешана наградами. Но тяжело и страшно доставалось это «золото»!

Первые бои я принял под Москвой комиссаром роты, из этих боев живыми вышли 10 человек, — с трудом подавляя слезы, сказал Евгений Чигвинцев. — Когда меня вызвали в военкомат и сказали, что вручат мне медаль «За оборону Москвы», я ответил, что награды такой недостоин, не имею на нее морального права, ведь столько людей полегло, а мне хоть бы что. Никто из нас не думал тогда: выживу — не выживу, думали, как немцев остановить.

Фронтовичка, писательница и педагог Мария Булгакова рассказала, как 17 июня 1941 года на Украине ее класс отметил выпускной, а спустя четыре дня она поехала в Киев подавать документы в вуз. В 4 утра воскресенья солнце стало черным. Маша вместе с подружками записалась на трехмесячные курсы медсестер, а в 42-м ушла добровольцем на фронт. Дошла до Германии, была тяжело ранена.

Перед аудиторией выступила и Эльвира Иляхина — бывшая малолетняя узница Саласпилсского лагеря смерти. Она говорила о Дне Победы: «Мы просто захлебнулись в этом счастье! И никогда даже в мыслях я не могла допустить, что на государственном уровне наши спасители вдруг перестанут быть героями».

Я надеюсь, что все, кто сидел сегодня в этом зале, не допустят пересмотра той страшной войны, — подвела итог своему уроку Людмила Смирнова.

Элина ЧУЯНОВА.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему «Памяти павших » iconГлавные события 2005-2006 годов
Открытый урок одного из лучших преподавателей русского языка и литературы Латвии Л. Смирновой «Памяти павших»

Урок на тему «Памяти павших » iconУрок Введение в технику тренировки памяти Урок Механизмы памяти
Настало утро, и золотые блики молодого-солнца заплясали на едва заметных волнах спокойного моря

Урок на тему «Памяти павших » iconПамяти павших будьте достойны!
Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе не затронет нашу землю

Урок на тему «Памяти павших » iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок на тему «Памяти павших » iconКраткая информация о работе музея, посвященной 65 годовщине Победы
Музей создан по инициативе Заслуженного учителя России Егорова С. П. и открыт 9 мая в честь 45-летия Великой Победы. Девиз «Памяти...

Урок на тему «Памяти павших » iconУрок по русскому языку На тему: «В царство корней»
...

Урок на тему «Памяти павших » iconРеферат по дисциплине «Специализированные Архитектуры эвм» на тему...
С другой стороны, память гораздо медленнее процессоров, которые к ней обращаются, даже однопроцессорным машинам приходится тратить...

Урок на тему «Памяти павших » iconКурсовая работа по дисциплине «Информатика» на тему: «Классификация основных видов памяти пк»
Ведение

Урок на тему «Памяти павших » iconУрок в 1-4 классах на тему: «Блокада Ленинграда. Дневник Тани Савичевой»
Библиотечный урок в 1-4 классах на тему: «Блокада Ленинграда. Дневник Тани Савичевой»

Урок на тему «Памяти павших » iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница